Транспортно-экспедиционное обеспечениераспределения товаров - деятельность экспедиторов (транспортных агентов) по планированию, организации и выполнению доставки товаров от мест их производства до мест потребления и оказанию дополнительных услуг по подготовке партий отправок к перевозке с использованием оптимальных способов и методов с целью обеспечения удовлетворения потребностей производственных и торговых фирм в эффективном распределении товаров.
Эта деятельность включает в себя оформление необходимых перевозочных документов, заключение договора перевозки с транспортными предприятиями, расчеты за перевозку груза, организацию погрузочно-разгрузочных работ, хранение, информационное обеспечение участников транспортного процесса, страхование, консолидацию мелких отправок, упрощение таможенных формальностей. По данным проведенных в США исследований, на стоимость транспортной составляющей процесса производства и распределения продуктов приходится до 1/3 цепы конечного продукта. Поэтому эффективное транспортное обеспечение распределения товаров является одним из важных резервов экономии ресурсов.
Изучение спроса на услуги транспорта свидетельствует о том, что потребители к основным требованиям к доставке грузов относят своевременность доставки. С ужесточением требований потребителей к качеству товаров потребности производителей в своевременной и надежной доставке все больше повышаются. Основными требованиями, предъявляемыми потребителями к услугам транспорта, являются следующие:
– надежность перевозок;
– минимальные сроки (продолжительность) доставки;
– регулярность доставки груза;
– гарантированные сроки доставки, в том числе доставка груза точно в срок;
– безопасность перевозок;
– обеспечение сохранности груза при доставке;
– удобства по приему и сдаче грузов;
– наличие дополнительных услуг;
– приспособляемость к требованиям клиентов (гибкость обслуживания);
– отлаженная система информации и документирования;
– сопровождение груза до конечного пункта назначения;
– организация доставки груза "от двери до двери";
– приемлемая стоимость перевозки;
– возможность таможенной очистки (уплата таможенной пошлины и т.п.);
– оптимальная дислокация пунктов отправления и доставки;
– возможность получения достоверной информации о тарифах, условиях перевозки и местоположении груза.
При проведении опроса 145 фирм-грузоотправителей в ФРГ выяснилось, что 35 % наибольшее значение придают стоимости доставки, 31 % - срокам доставки, 14 % гибкости обслуживания и 10 % надежности доставки.
В США были проведены исследования свыше 350 фирм различных отраслей с целью изучения участия экспедиторских фирм-перевозчиков в логистической деятельности грузовладельцев. Анализ показал, что экспедиторы предоставляют грузовладельцам следующие основные виды услуг, связанных с выполнением функций логистики:
- выполнение расчетов с получателями за доставляемые грузы (эту функцию передают экспедиторам 70 % их клиентов);
- складирование продукции и сырья (22 %);
- выбор наиболее выгодного варианта доставки (22 %);
- согласование с перевозчиками применяемых тарифов (21%);
- контроль продвижения грузов (15%);
- создание информационных систем для хранения и обработки данных (13%);
- организация и осуществление электронного обмена данными с партнерами (12%);
- эксплуатация парка подвижного состава, принадлежащего фирме (11%);
- отслеживание прохождения заказов (7%);
- контроль за уровнем материальных запасов фирмы (7%). Интермодальная система- система доставки грузов несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с передачей грузов в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.
Договор перевозки с грузоотправителем от имени перевозчиков, принимающих участие в его осуществлении, заключает первый перевозчик (оператор). Договор считается заключенным с момента приемки груза к перевозке, удостоверенной подписями отправителя и транспортной организации и календарным штемпелем последней.
Сроки доставки груза исчисляются по совокупности срока его доставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действующими на каждом виде транспорта.
Каждый перевозчик несет ответственность за груз с момента принятия его от отправителя или другого перевозчика до момента передачи его смежному виду транспорта или выдачи грузополучателю.
Примером интермодальной системы являются транзитные перевозки товаров международной торговли в крупнотоннажных контейнерах по Транссибирской магистрали.
Наличие экспедитора определяет ряд отличительных признаков, относящихся к коммерческо-правовому аспекту функционирования интермодальной транспортной системы:
- единый транспортный документ международного образца;
- доставка "от двери до двери" либо в других границах, предусмотренных единым транспортным документом;
- единая ответственность за исполнение договора и сохранность груза;
- единая сквозная ставка фрахта.
Гарантом и организатором взаимодействия всех звеньев транспортной цепи является экспедитор.
Выбор вида транспорта
Специалистам-логистикам, работающим в различных организациях, являющихся клиентами транспорта, следует иметь представление об отдельных технологических аспектах перевозок с тем, чтобы грамотно взаимодействовать с представителями фирм-экспедиторов.
Транспортное обеспечение производства многовариантно: оно может осуществляться автомобильным, железнодорожным, речным и морским транспортом, авиацией, с помощью трубопроводов. Выбирать надо, в первую очередь, вид транспорта.
В основе выбора вида транспорталежат сложившиеся транспортные коммуникации, находящиеся на пути движения продукции от ее производителей до потребителей; близость к коммуникациям, их пропускная способность, способы доставки к транспортным магистралям, сроки перевозок, размер транспортных затрат и другие условия перевозок.