Исторические деятели:С. В. Бодров; Н. С. Михалков; В. П. Аксенов; В. П. Астафьев; Е. А. Евтушенко; Ю. М. Нагибин; А. И. Солженицын; Ф. А. Искандер; В. Г. Распутин; А. М. Шилов; И. С. Глазунов.
Основные термины и понятия:постмодернизм; концептуализм; символизм.
План ответа:1) характер перемен в духовной жизни после распада СССР; 2) усиление влияния религии и церкви на общественное сознание; 3) кулылура в условиях рынка; 4) наука и образование в новых условиях.
Материал к ответу:Одной из главных особенностей духовной жизни общества в 9О-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).
Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений. По данным социологических исследований, к середине 9О-х п. до 34% взрослого населения страны считали себя веруюшими, а еще 35% колебались между верой и неверием. -Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман - в Мекку. Демократизация политической и духовной жизни привела к экспансии в Россию самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.
Основными особенностями развития отечественноЙ кулылуры в 9О-е П. стали резкое сокрашение государственных ассигнований на развитие учреждений кулылуры; практически полная свобода творчества; падение общекулылурного уровня населения. «Закон маятника» привел к тому, что метод социалистического реализма оказался быстро забыт. Многие деятели кулылуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Но это привело к «элитаризации» искусства, интересного теперь лишь узкому кругу специалистов. Те произведения кулылуры, которые в ~ти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии бьш удостоен фильм Н. С. Михалкова «Утомленные солнцем», а в L996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова «Кавказский пленник». Рост интереса к отечественной истории, традициям народа нашли отражение в киноэпопее Михалкова «Сибирский цирюльник» (1999). Устойчивое развитие получила кинодокументалистика «<Россия, которую мы потеряли» С. С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей, ставших в конце 90-х гг. ежегодными. Всероссийский кинофестиваль
«Кинотавр» начал ежегодно проводиться в Сочи. Однако число фильмов, выпускаемых на киностудиях страны, значитель-
но сократилось. .
Российская литература в 90-е гг. обогатилась новыми произведениями В. П. Аксенова (<<Желток яйца»), В. П. Астафьева (<<Прокляты и убиты»), Г. Я. Бакланова «<Свой человею», Б. Л. Васильева «<Аксиома самоиска», «Россия воскресе»), Е. А. Евтушенко «<Не умирай после смерти»), Ю. М. Нагибина (<<Бунташный остров»), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование «Красное колесо»). Новые обстоятельства' жизни и ее герои (<<новые русские», безработные, беженцы, бездомные и др.) нашли отражение в повести З. Богуславской «Окнами на юг: Эскиз к портрету «новых русских». Ностальгической печалью по уходящему образу жизни, тоской по идеалу чистоты патриарХaJJЬНОЙ России пронизано творчество В. Г. Распутина. Характерно, что в 90-е п. он стал одним из родоначальников нового направления в российской литературе - «постдеревенской прозы». В центре внимания его работ (<<В одном сибирском городе», «Россия молодая» и др.) оказались проблемы городской жизни, идеалов городской интеллигенции. Плодом многолетней духовной эволюции Л. М. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994), в котором автор говорит о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви. В романе «Прокляты И убиты» В. П. Астафьев подвел итог своим многолетним раздумьям о героизме, дегероизации и пацифизме, показал войну с самой неприглядной стороны, сделав акцент на невыносимых условиях ратного труда и бытц.
90-е гг. характерны появлением множества новых имен в российской литературе. Одним из наиболее популярных молодых писателей стал В. Пелевин, известный двумя своими романами «Чапаев И пустота» и «Generation «Л», характерной чертой которых выступают не только фантастические сюжеты, но и философски-метафизическое, иронично-гротескное отношение ко всему советскому. Свежим взглядом на окружающий мир и необычным сочетанием современной тематики и жанрового стиля сказания отличалось творчество Ю. БуЙдЫ (<<Люди на Острове», «Дон Домино»). В рамках постмодернистских подходов создавал свои стихи Д. Пригов (сборник «Пятьдесят капелек КрОВИ»). Премии имени Аполлона Григорьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангардиста В. Сосноры «Куда пошел? И где окно?». Признанными лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали А. Еременко
«<Громадный том листали наугад ... ») и И. Жданов (<<Пророк»). Новые литературные произведения отличали ирония над советским прошлым и поиск необычных новых форм самовыражения авторов.
В Москве была открыта постоянно действующая картинная галерея работ А. М. Шилова. С успехом проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина «<Берлин-Москва», «Золото Шлимана», «Фаберже» идр.). На историческую родину вернулись предметы кулылуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.
«Революция сверху», начавшаяся в России в 1991 г., сопровождалась отказом не только о) коммунистических идей, но и от многих траДиционных, веками формировавшихся ценностей и обычаев. Широкое использование зарубежных экономических и политических моделей неизбежно привело и к заимствованию западных (преимущественно либеральных) духовных ценностей, основанных не на традиционном коллективизме, а на индивидуализме, на приоритете не духовного, а материального начала. Изменились и общественные ожидания. Если до «перестройки» значительная часть населения все же верила официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то с начала 90-х ГГ., эта вера сменилась ожиданием построения в короткий срок обещанного властями «народного капитализма». По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях общественные настроения стали вновь меняться. Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуждые. Постепенно возвращался интерес к национальной кулылуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным обычаям. На этой основе особенно популярными для части населения становились идеи национализма.
В сложном положении оказалась система образования, которая начиная с 1984 г. подвергал ась постоянному реформированию. Закон об образовании ЛИКВИдировал одно из вьщающихся завоеваний советской власти - бесплатное всеобщее среднее образование. Единственным положительным резулылатом реформ стало то, что учителя и ученики отказались от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось много новых учебников и учебных пособий. Открывались новые типы учебных заведений - гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты, многим из которых удалось обеспечить индивидуальный подход
к учащимся, улучшить качество обучения. По западному образцy в вузах начали вводить многоуровневую подготовку (бакалавриат - магистратура). Но качество подготовки специалистов при этом лучше не становилось. Там же, где новая система вводилась без предварительной подготовки, наблюдалось и снижение качественных показателей образования. Самой большой проблемой в развитии образовательной системы в эти годы стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те позиции в сфере образования, которых она добивалась десятки лет.
Таким образом, развитие отечественной науки и кулылуры в 90-е гг. было полно противоречий (как и в других сферах жизни): с одной стороны, творческая интеллигенция получила полную свободу самовыражения, но с другой - лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка, была не в состоянии реализовать свой потенциал в полной мере.