Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Духовная жизнь общества. Российское образование, наука и кулылура в 1990-е годы



Исторические деятели:С. В. Бодров; Н. С. Михалков; В. П. Аксе­нов; В. П. Астафьев; Е. А. Евтушенко; Ю. М. Нагибин; А. И. Солженицын; Ф. А. Искандер; В. Г. Распутин; А. М. Ши­лов; И. С. Глазунов.

Основные термины и понятия:постмодернизм; концептуализм; символизм.

План ответа:1) характер перемен в духовной жизни после рас­пада СССР; 2) усиление влияния религии и церкви на обще­ственное сознание; 3) кулылура в условиях рынка; 4) наука и образование в новых условиях.

Материал к ответу:Одной из главных особенностей духовной жизни общества в 9О-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений. По данным социологических исследо­ваний, к середине 9О-х п. до 34% взрослого населения страны считали себя веруюшими, а еще 35% колебались между верой и неверием. -Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман - в Мекку. Де­мократизация политической и духовной жизни привела к экс­пансии в Россию самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным ре­лигиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохра­нении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Основными особенностями развития отечественноЙ кулылуры в 9О-е П. стали резкое сокрашение государственных ас­сигнований на развитие учреждений кулылуры; практически полная свобода творчества; падение общекулылурного уровня населения. «Закон маятника» привел к тому, что метод соци­алистического реализма оказался быстро забыт. Многие дея­тели кулылуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуа­лизма. Но это привело к «элитаризации» искусства, интерес­ного теперь лишь узкому кругу специалистов. Те произведе­ния кулылуры, которые в ~ти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалисти­ческом ключе. Так, в 1995 г. премии «Оскар» американской киноакадемии бьш удостоен фильм Н. С. Михалкова «Утом­ленные солнцем», а в L996 г. специальным призом Каннско­го кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова «Кавказ­ский пленник». Рост интереса к отечественной истории, традициям народа нашли отражение в киноэпопее Михалко­ва «Сибирский цирюльник» (1999). Устойчивое развитие по­лучила кинодокументалистика «<Россия, которую мы потеря­ли» С. С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей, ставших в кон­це 90-х гг. ежегодными. Всероссийский кинофестиваль

«Кинотавр» начал ежегодно проводиться в Сочи. Однако чис­ло фильмов, выпускаемых на киностудиях страны, значитель-

но сократилось. .

Российская литература в 90-е гг. обогатилась новыми произведениями В. П. Аксенова (<<Желток яйца»), В. П. Ас­тафьева (<<Прокляты и убиты»), Г. Я. Бакланова «<Свой чело­вею», Б. Л. Васильева «<Аксиома самоиска», «Россия вос­кресе»), Е. А. Евтушенко «<Не умирай после смерти»), Ю. М. Нагибина (<<Бунташный остров»), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документаль­ное исследование «Красное колесо»). Новые обстоятельства' жизни и ее герои (<<новые русские», безработные, беженцы, бездомные и др.) нашли отражение в повести З. Богуслав­ской «Окнами на юг: Эскиз к портрету «новых русских». Но­стальгической печалью по уходящему образу жизни, тоской по идеалу чистоты патриарХaJJЬНОЙ России пронизано твор­чество В. Г. Распутина. Характерно, что в 90-е п. он стал од­ним из родоначальников нового направления в российской литературе - «постдеревенской прозы». В центре внимания его работ (<<В одном сибирском городе», «Россия молодая» и др.) оказались проблемы городской жизни, идеалов город­ской интеллигенции. Плодом многолетней духовной эволю­ции Л. М. Леонова стал его последний роман «Пирамида» (1994), в котором автор говорит о противоречиях прогресса, своем отношении к православию и церкви. В романе «Про­кляты И убиты» В. П. Астафьев подвел итог своим многолет­ним раздумьям о героизме, дегероизации и пацифизме, по­казал войну с самой неприглядной стороны, сделав акцент на невыносимых условиях ратного труда и бытц.

90-е гг. характерны появлением множества новых имен в российской литературе. Одним из наиболее популярных мо­лодых писателей стал В. Пелевин, известный двумя своими романами «Чапаев И пустота» и «Generation «Л», характерной чертой которых выступают не только фантастические сюже­ты, но и философски-метафизическое, иронично-гротескное отношение ко всему советскому. Свежим взглядом на окружа­ющий мир и необычным сочетанием современной тематики и жанрового стиля сказания отличалось творчество Ю. БуЙдЫ (<<Люди на Острове», «Дон Домино»). В рамках постмодер­нистских подходов создавал свои стихи Д. Пригов (сборник «Пятьдесят капелек КрОВИ»). Премии имени Аполлона Григо­рьева в 2000 г. была удостоена книга стихов поэта-авангарди­ста В. Сосноры «Куда пошел? И где окно?». Признанными лидерами метафорической поэзии 90-х гг. стали А. Еременко

«<Громадный том листали наугад ... ») и И. Жданов (<<Пророк»). Новые литературные произведения отличали ирония над со­ветским прошлым и поиск необычных новых форм самовы­ражения авторов.

В Москве была открыта постоянно действующая картинная галерея работ А. М. Шилова. С успехом проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобрази­тельных искусств имени А. С. Пушкина «<Берлин-Москва», «Золото Шлимана», «Фаберже» идр.). На историческую роди­ну вернулись предметы кулылуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

«Революция сверху», начавшаяся в России в 1991 г., сопро­вождалась отказом не только о) коммунистических идей, но и от многих траДиционных, веками формировавшихся цен­ностей и обычаев. Широкое использование зарубежных эко­номических и политических моделей неизбежно привело и к заимствованию западных (преимущественно либеральных) духовных ценностей, основанных не на традиционном кол­лективизме, а на индивидуализме, на приоритете не духовно­го, а материального начала. Изменились и общественные ожи­дания. Если до «перестройки» значительная часть населения все же верила официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то с начала 90-х ГГ., эта вера сменилась ожида­нием построения в короткий срок обещанного властями «на­родного капитализма». По мере неудач в экономической поли­тике и нарастания проблем в межнациональных отношениях общественные настроения стали вновь меняться. Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуж­дые. Постепенно возвращался интерес к национальной кулылуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным обычаям. На этой основе особенно популярными для части населения становились идеи национализма.

В сложном положении оказалась система образования, кото­рая начиная с 1984 г. подвергал ась постоянному реформирова­нию. Закон об образовании ЛИКВИдировал одно из вьщающихся завоеваний советской власти - бесплатное всеобщее среднее об­разование. Единственным положительным резулылатом реформ стало то, что учителя и ученики отказались от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось много новых учебников и учебных пособий. Открывались новые типы учебных заведений - гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты, многим из которых удалось обеспечить индивидуальный подход

к учащимся, улучшить качество обучения. По западному образцy в вузах начали вводить многоуровневую подготовку (бакалаври­ат - магистратура). Но качество подготовки специалистов при этом лучше не становилось. Там же, где новая система вводилась без предварительной подготовки, наблюдалось и снижение каче­ственных показателей образования. Самой большой проблемой в развитии образовательной системы в эти годы стало финанси­рование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к раз­рушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те пози­ции в сфере образования, которых она добивалась десятки лет.

Таким образом, развитие отечественной науки и кулылуры в 90-е гг. было полно противоречий (как и в других сферах жизни): с одной стороны, творческая интеллигенция получи­ла полную свободу самовыражения, но с другой - лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка, была не в состоянии реализовать свой потенциал в полной мере.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.