Основные даты и события;1955 г. - создание Организации Варшавского Договора; 1956 г. - ввод советских войск в Венгрию; 1961 г. - Берлинский кризис; 1962 г. - Карибский кризис.
Исторические деятели: Н. С. Хрущев; В. М. Молотов;
А. А. Громыко.
Основные термины и понятия:мирное сосуществование; Берлинский кризис; Карибский кризис.
Работа с картой:показать Венгрию, Кубу, Берлин, Китай, страны социализма, США, Египет.
План ответа: 1) политика мирного сосуществования; 2) отнощения с Западом, проблемы разоружения, Берлинский и Карибский кризисы; 3) СССР и страны социализма, образование Организации Варщавского Договора, венгерские события 1956 г., раскол в .мировом коммунистическом движении; 4) отношения СССР со странами «третьего мира,>; 5) итоги внешней политики СССР в 1953-1964 годах.
Материал к ответу:После смерти Сталина серьезные изменения произошли и в области внешней политики. Стали меняться сами ее основы. Среди высших руководителей страны выявились разные точки зрения на политику СССР. Берия считал, что следует взять курс на мирное сосуществование с Западом. Он поддерживал идею объединения Германии при условии, что она станет нейтральным демократическим государством; предлагал восстановить отношения с Югославией; считал неэффективным СЭВ и предлагал его реформировать. Маленков исходил из того, что после войны международная ситуация сложилась в пользу СССР и его союзников. Понимая, что в случае возникновения ядерной войны погибнет вся мировая цивилизация, он также был сторонником политики мирного сосуществования. К этим же взглядам со временем пришел и Хрущев. В отличие от них, Молотов отрицал идею мирного сосуществования, полагая, что оно выгодно Западу. Он предлагал сохранить жесткое противостояние двух систем. Все политики, однако, были едины в том, что от развития отношений с Западом зависит мирное будущее советского народа.
Смерть Сталина совпала с приходом к власти нового президента США. 16 апреля 1953 г. Д. Эйзенхауэр обратился к советскому руководству с призывом изменить атмосферу международных отношений, перейти от взаимного недоверия к сотрудничеству. В качестве конкретных шагов в этом направлении он предложил добиваться установления Ml{pa в Корее, Индокитае, ограничения производства ядерного оружия. Советское руководство откликнулось на эти предложения. Летом 1953 г. было подписано перемирие в Корее. Грузия
и Армения объявили, что не имеют территориальных претензий к Турции. В 1954 г. было достигнуто соглашение о прекращении войны в Индокитае. Тогда же СССР, Чехословакия и Польша предложили созвать Общеевропейское совещание по коллективной безопасности в Европе. В 1955 г. страны-победительницы подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. - с Японией. Часть высших советских руководителей даже предлагала заключить с США договор о дружбе и сотрудничестве. Однако это не нашло поддержки у Хрущева. Он считал, что гарантией мира является не ядерный паритет с США, а «полное прекращение производства и уничтожение ядерного оружия».
После того как СССР во второй половине 50-х гг. удалось добиться превосходства в создании ракетных средств доставки ядерного оружия (впервые территория США стала уязвимой для атаки), характер отношений с Западом заметно ужесточился. В 1956 г. угроза советской ядерной атаки сорвала агрессию западных стран против Египта, их вмешательство в венгерские события. Этот же аргумент имел решающее значение в дни Берлинского кризиса 1961 г., когда была возведена стена, разделившая западные и восточный сектора германской столицы (американские танки, двинувшиеся в сторону советских войск, в последний момент развернулись обратно). Самым опасным для судеб мира стал Карибский кризис 1962 г., когда, в ответ на размещение американских ядерных ракет в Турции, СССР доставил ракетно-ядерное оружие средней дальности на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Ее удалось избежать лишь в самый последний момент благодаря компромиссу с президентом США Д. Кеннеди. СССР согласился вывезти ядерное оружие и ракеты с Кубы, а США обязались не нападать на «остров Свободы» и вывезти свои ракеты с баз Турции. С преодолением Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток - Запад. В ее основе лежало наметившееся взаимное доверие между лидерами двух стран. Но после убийства Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущева (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.
Скрепленный силой «социалистический лагерь» с самого начала был неоднороден. Тем не менее после смерти Сталина он не только сохранился, но и стал внешне еще более прочным - в мае 1955 г. была создана военная Органи;зация Варшавского Договора. Ее задача состояла не просто в обороне от
внешнего врага, но и в возможном подавлении внугренних «беспорядков» в самих странах-участницах. Ситуация в странах социализма стала быстро меняться после провозглашенного на хх съезде КПСС отказа от сталинизма и объявленного многообразия форм перехода различных стран к социализму. Эти выводы были всерьез восприняты сразу в нескольких странах, где начались процессы демократизации. Осенью 1956 г. произошла смена руководства в Польше, где еще летом начались массовые демонстрации и забастовки рабочих. Вслед за этим в Венгрии было подвергнуто резкой критике руководство правящей Венгерской партии трудящихся. На территорию Венгрии были введены советские войска, подавившие выступление населения против властей. События в Венгрии и Польше подтолкнули Хрущева не только к ужесточению политики в отношении социалистических стран, но и к ограничению критики сталинизма внутри СССР.
После хх съезда КПСС стал постепенно формироваться второй центр мирового коммунистического движения в лице Китая. К нему примыкали албанские и корейские руководители, а также часть лидеров коммунистического движения в странах Азии. Они болезненно реагировали на критику Сталина и сталинизма, а также разрядку в отнощениях между СССР и США. Оценивая политику разрядки, Мао Цзэдун говорил, что «советский ревизионизм и американский империализм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их». Открыто начали высказываться и территориальные претензии к СССР. Попытки Хрущева добиться осуждения позиции китайского руководства коммунистическими и рабочими партиями мира привели к открытому расколу мирового коммунистического движения. Это стало еще одним признаком наметившегося кризиса мировой системы социализма.
50-е - начало 60-х гг. прошли под знаком крушения колониальных империй Англии и Франции. Освободившиеся страны стремились про водить независимую внутреннюю и внешнюю политику, не примыкая ни к НАТО, ни к Варшавскому Договору. Однако им приходилось испытывать значительное давление с обеих сторон. для сохранения самостоятельности бьцю образовано Движение неприсоединения, объединившее страны «третьего мира». Советское руководство рассматривало освободившиеся страны как своих союзников в «борьбе с империализмом». В первую очередь стали укрепляться связи со странамилидерами Движения неприсоединения: Индией, Индонезией, Египтом, Югославией. Состоялись визиты в Москву премьера
Индии Д. Неру, президента Индонезии Сукарно, президента Египта Г. А. Насера, югославского лидера И. Б. Тито. СССР оказывал развивающимся странам огромную военную и экономическую помощь. В Индии строился металлургический комбинат в Бхилаи. В Египте началось строительство крупнейшей в Африке Асуанской гэс. Осуществлялись широкомасштабные поставки советского оружия в страны Азии, Африки, Латинской Америки. При военно-политической поддержке СССР Египет национализировал Суэцкий канал, а Индонезия освободила от голландцев остров Тимор. Советская экономическая помощь развивающимся странам была колоссальной. В Египте она составляла до 50%, а в Индии - 15% расходов на экономическое развитие. Тесное сотрудничество СССР и стран «третьего мира,> не могло не беспокоить США и их союзников. Они также приступили к борьбе за развивающиеся страны, поддерживая на Ближнем Востоке борьбу Израиля против Египта, а в Южной Азии - Пакистана против Индии.
Таким образом, важным итогом развития внешней политики страны в эти годы стало изменение самих ее основ. Вместо прежнего курса на жесткое противостояние, «балансирование на грани войны'> С Западом теперь в основу внешней политики был положен принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем. ЭТО позволило начать процесс разрядки в отношениях между Востоком и Западом. Начался кризис МИРОJ30Й социалистической системы. В эти же годы не раз возникала опасность прямого военного столкновения СССР и США. Опыт Берлинского, Карибского, Ближневосточного кризисов убедительно показал, что главным гарантом мира на Земле в ядерную эпоху является ядерный паритет сторон.
137. Политическое развитие СССР в середине 1960-хсередине 1980-х годов
Основные даты и события: 1964-1982 гг. - Л. И. Брежнев во главе КПСС и СССР; 1977 г. - принятие новой Конституции СССР.
Исторические деятели:Л. И. Брежнев; . Ю. В. Андропов;
Д. Ф. Устинов.
Основные термины и понятия: движение диссидентов; развитой социализм; обострение идеологической борьбы.
План ответа:1) причины отстранения от власти Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнев; 2) усиление позиций партийно-государственной номенклатуры; 3) усиление роли армии и органов государственной безопасности; 4) Конституция СССР 1977 г.; 5) политическое развитие СССР в 1983-1984 годах.
Материал к ответу:После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л. И. Брежнев, работавший раньше председателем Президиума Верховного Совета СССР, а затем вторым секретарем цк 18-летнее правление Брежнева стало «золотым веком,) для партийно-государственной номенклатуры, превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Партийный аппарат устал от многочисленных реоргаffизаций и потому с радостью поддержал главный лозунг Брежнева «обеспечить стабильность кадров». На деле это означало не только консервацию политических структур, но и пожизненность занятия номенклатурных постов. Пышным цветом расцвела коррупция среди государственных чиновников. Вскоре «стабильность» кадров привела к тому, что средний возраст высших руководителей страны перешагнул 70-летний рубеж. Началось их физическое «вымирание,) - В период между ХХУI и ХХУII съездами КПСС (то есть за пять лет) умерли три Генеральных секретаря ЦК (а всего 9 членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК из 22).
Наметилась и молчаливая «реабилитация,) Сталина. Официально никто не отменял решений ХХ и ХХII съездов КПСС, но упоминания о них теперь никогда не связывались с осуждением Сталина и сталинизма.
Новый статус партийного аппарата нужно было закрепить официально. На очередном, ХХIII съезде КПСС (1966) были отменены изменения в уставе, внесенные Хрущевым для ослабления позиций партийного аппарата. Главным среди них было ограничение срока пребывания на партийной должности. На XXIV съезде (1971) было принято решение о расширении круга учреждений и организаций, где партийные комитеты обладали правом контроля за деятельностью администрации. Парткомы министерств и ведомств получали право вмешиваться в вопросы государственного управления. Расширены бьши привилегии номенклатуры, позволявшие даже при средней зарплате иметь первоклассное жилье, медицинское обслуживание, дачи. В условиях постоянной нехватки продовольствия и товаров легкой промьшшенности особое значение имело право ответственных работников на спецснабжение. Резко возросла численность партийно-государственного аппарата. Если
в 1965т. при возрождении отраслевых министерств их число составило 29, то к середине 80-х гг. - уже 160. В системе управления было задействовано 18 млн. человек - каждый седьмой работник страны.
С середины 60-х гг. государственное руководство поставило задачу достичь военно-стратегического паритета (равенства) с США. Началось не только расширенное производство ядерного и ракетного оружия, обычных видов вооружений, но и разработка новейших систем оружия. В этих условиях еще более возросли роль и влияние армейского командования и руководства военным производством. Апогеем этого курса стало назначение в 1976 г. министром обороны Д. Ф. Устинова, возглавлявшего на протяжении всех послевоенных лет вначале различные отрасли военного производства, а с начала 60-х гг. всю оборонную промышленность страны. Впервые в истории страны военное командование превратилось из простого исполнителя решений политического руководства в участника разработки и принятия самих этих решений. Резулылаты появились довольно скоро. СССР стал ежегодно выпускать танков и БТР почти в 5 раз больше, чем США (и имел к середине 80-х гг. 64 тыс. танков, в то время как страны НАТО - 22 тыс.), атомных подводных лодок - в 3 раза, бомбардировщиков стратегического назначения - в 2 раза, орудий и минометов - в 7 раз больше. Советским автоматом Калашникова оказались вооружены армии 130 стран мира. Доля военных расходов в ВНП СССР в отдельные годы достигала 30%. Заметно выросла и роль КГБ не только в обеспечении контроля над обществом, но и в принятии важнейших политических решений. Не случайно преемником Брежнева на посту лидера партии и государства стал бывший председатель КГБ Ю. В. Андропов.
Брежнев и его окружение прекрасно понимали, что ни о каком «построении коммунизма к 1980 г.» не может быть и речи. Поэтому вначале перестали называть обещанную Хрущевым дату, а затем заговорили о коммунизме как длительной перспективе. Новая концепция пришла на смену программе «построения коммунизма» уже в 1967 г., когда Брежнев объявил о наличии в стране «развитого социалистического общества». Этот вывод имел под собой реальный факт завершения строительства экономических основ индустриального общества в СССР. Однако авторы новой концепции говорили об однородности построенного в стране общества, окончательном решении национального вопроса', отсутствии реальных противоречий. Это должно было означать, что внутренних источников конфликтов и потрясений в обществе больще быть не может.
Закрепление этой теоретической конструкции произошло в новой конституции страны.
7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР. В ее преамбуле говорилось о том, что в стране построено развитое социалистическое общество, давались основные его черты в экономике, политике, духовной жизни. Впервые отмечалось, что социальную базу общества составляют не только рабочий класс и крестьянство, но и интеллигенция. Был сделан вывод о советском народе как новой общности людей. Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КП СС в жизни общества. Были подчеркнугы и доминирующие позиции центра в отношениях с республиками. В числе социальных и экономических прав советских граждан конституция обозначила и ряд новых: на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, отдых, пенсионное обеспечение, жилище. В отличие от ситуации 1936 г., сразу после принятия конституции, Верховный Совет принял и соответствующие законы, обеспечивавшие реализацию этих положений. Были значительно расширены права общеСТВGННЫХ организаций: профсоюзы и комсомол получили право предлагать законопроекты на обсуждение Верховного Совета, выдвигать кандидатов в высшие и местные органы власти. Конституция 1977 г. носила демократический характер. Он усиливался и тем, что впервые в Основной закон страны были включены важнейшие международные обязательства СССР - основные положения Хельсинкского акта о принципах межгосударственных отношений. Однако разрыв между словом и делом, сохранение жесткого партийного диктата во всех сферах жизни общества неизбежно вели к тому; что многие права, записанные в конституции, в итоге так и остались
лишь на бумаге. . .
Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.