Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Национальная политика и межнациональные отношения в Российской Федерации в 1990-е годы



Основные даты и события:1992 г. - подписание Федеративно­го договора.

Исторические деятели:Б. Н. Ельцин; М. Шаймиев; Д. Дудаев; В. В. Путин.

Основные термины и понятия:демократизация; федерализм. План ответа:1) центр и регионы после распада СССР; 2) Феде­ративный договор 1992 Г.; 3) нарастание противоречий между центром и регионами; 4) Чеченская война; 5) 'национальный вопрос в современной России.

Материал к ответу:В ходе президенrских выборов в РСФСР 1991 г. Б. Н. Ельцин, стремясь заручиться поддержкой регио­нальных лидеров, призвал их брать столько самостоятельности, сколько они «смогут съесть», и заключить Федеративный дого­вор. Однако после победы на выборах он стал говорить лишь о разграничении полномочий органов власти в центре и на ме­стах. После августа 1991 г. и последовавшего за ним распада СССР ситуация изменилась. Руководители Татарии и Башки­рии потребовали заключения с федеральным центром прямых договоров, а лидеры тринадцати других автономных республик высказались за немедленное подписание Федеративного дого­вора. Национальные движения Татарии, Башкирии, Якутии в конце 1991 - начале 1992 г. провели свои съезды, на которых был поставлен вопрос о выходе этих национальных образова-

- ний из состава РСФСР. В Чечено-Инryшетии Общенациональ­ный конгресс чеченского народа провозгласил разделение АССР на Чечню и Инryшетию и заявил о выходе Чечни из со­става СССР и РСФСР. В Татарии в противовес Верховному Со­вету АССР был образован курултай татарского народа, провозгла­сивший в начале февраля 1992 г. государственную независимость Татарстана. В Чечне началось формирование собственных во­инских частей и отрядов народного ополчения, были захвачены армейские склады и военные базы.

Все это вынуждало центральные власти ускорить заключение Федеративного договора. Смысл его состоял в том, чтобы пере­распределить государственную собственность и власть в пользу местных национальных элит. Согласно проекту договора, Россия -становилась федерацией независимых национальных государств, в которых преи.мущественными правами на землю и ее недра, производственные мощности и т. п. пользуются титульные наци­ональности (в Татарии - татары, в Башкирии - башкиры, в Ко­ми - коми, в Чувашии - чувашй и т. п.). Их родному языку предоставлялся статус государственного. Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. всеми субъектами РФ, кроме Та­тарии и Чечни. В Конституции РФ 1993 г. также были закрепле­ны полномочия центра и регионов. Однако Федеративный дого­вор не устранил противоречий в государственном устройстве России. Неравенство субъектов федерации сохранялось. Кроме того, наиболее развитые национально-государственные образо­вания (Татария, Башкирия) получили право не перечислять на­логи в бюджет РФ, устанавливать прямые международные связи с другими странами. Вскоре перестали перечислять средства в федеральный бюджет не только Татария и Башкирия, но и Чечня, Тува, Якутия. Изъявили такое желание и другие бывшие автономные республики и области. Это вызвало проте­сты со стороны российских краев и областей, которые не имели таких широких полномочий, хотя обладали порой гораздо более мощным экономическим потенциалом и численностью населе­ния. Не были гарантированы и права русских, составлявших до 85% населения страны и не имевших собственной государствен­ности в рамках федерации.

Началась полоса «суверенизации» краев и областей. О раз­работке собственной конституции объявили в Туле и Вятке. Свердловская область изъявила желание провозгласить «Ураль­скую республику». На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири - Енисейскую. Одна­ко наибольшее беспокойство у федерального центра вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне. Избранному прези-

дентом Татарстана М. Ш. Шаймиеву удалось взять ситуацию в республике под контроль. Он оговорил особый статус Татар­стана как суверенного государства и субъекта международно­го права, на ассоциированных правах входящего в состав Рос­сийской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал договор с федеральными властями о разГраничении полномо­чий. Вслед за Татарстаном аналогичных условий потребовали для себя и другие национально-территориальные образования. Это еще более ослабило Россию как единое государство.

По пути полного отказа от заключения любых договоренно­стей с центром шла лишь Чечня. Отношения с ней приобрета­ли драматический характер, а власти все больше склонялись к силовому варианту решения «чеченской проблемы». До лета 1994 г. федеральное правительство пыталось с помощью пере­говоров решить вопрос о присоединении Чечни к Федератив­ному договору и разоружении незаконных воинских формиро­ваний. Когда этого сделать не удалось, в ход· пошли угрозы. В ответ на них 10 августа 1994 г. общенародный съезд чечен­ского народа в Грозном поддержал решение президента само­провозглашенной Чеченской Республики Ичкерия, бывшего генерала Советской Армии Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и начале «священной войны» С Россией за незави­симость. 1 декабря 1994 г. президент ErIьцин предъявил Дудаеву улылиматум с требованием немедленно разоружить вооруженные отряды. В противном случае не исключал ось применение силы против сепаратистов. Одновременно началось сосредоточение федеральных войск в районе Моздока. Чеченская сторона от­казалась выполнить эти требования, после чего 10 декабря в Чечню были введены федеральные войска. Военная авиация подвергла бомбардировке Грозный. В конце декабря начался штурм чеченской столицы, принесший огромные жертвы обе­им сторонам. Лишь к концу января 1995 г. федеральные вой­ска смогли занять значительную часть города, превращенного в руины. К лету того же года отряды чеченских боевикой ока­зались блокированы в горных районах. Военный успех начал склоняться на сторону федеральных войск. Стремясь остано­вить военные действия, группа чеченских сепаратистов захва­тила в Буденновске (Ставропольский край) почти 3 тыс. за­ложников в городской больнице. Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и сесть за стол пе­реговоров. Однако, как показало время, переговоры были нуж-' ны чеченской стороне не для достижения мира, а лишь для пе­регруппировки военных сил и начала нового этапа вооруженного противостояния.

В январе 1996 Г., в момент обострения военных действий, чеченцы вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вытеснены в горные районы, а мятеж­ный генерал убит. Потери среди войск и мирного населения вынудили федеральный центр вновь пойти на переговоры. Но и они оказались безрезулылатными. В августе 1996 г., в ка­нун торжественного вступления Ельцина в должность прези­дента на второй срок, вооруженные формирования чеченцев атаковали Грозный и освободили его от федеральных войск, нанеся им большие потери. Президент Ельцин приказал секре­тарю Совета безопасности генералу А. И. Лебедю любой ценой остановить войну. В сентябре были заключены соглашения о выводе российских войск из Чечни, проведении в ней свобод­ных выборов и моратории на решение вопроса о статусе Чечни на .пять лет. Однако летом 1999 Г., когда чеченские вооружен­ные отряды вторглись в пределы Дагестана и попытались про­возгласить здесь независимое исламское государство, война во­зобновилась с новой силой. Вслед за этим в ряде городов страны про изошли взрывы жилых домов, в резулылате терактов погибли сотни мирных граждан. Российские войска вновь во­шли в Чечню и к весне 2000 г. взяли под контроль ее основные населенные пункты. Однако война не прекратилась и после этого. Она приняла затяжной партизанский характер. Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на терри­тории бывшего СССР со времен Второй мировой войны. Она обошлась россиянам в несколько миллиардов долларов и унес­ла жизни более 150 тыс. человек с обеих сторон.

Таким образом, в условиях ослабления роли и авторитета федеральной власти проблема территориальной целостности Российской Федерации стала одной из важнейших. Именно с попытки ее решения начал свою деятельность на посту пре­зидента В. В. Путин, попытавшийся ограничить власть регио­нальных элит.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.