Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Духовная жизнь советского общества в 1985-1991 годах



Исторические деятели:М. С. Горбачев; А. Н. Яковлев.

Основные термины и понятия:гласность; демократизация; реаби­литация.

План ответа:1) предпосылки перемен в духовной жизни совет­ского общества; 2) политика «гласности»; 3) переоценка исто­рического прошлого; 4) начало реабилитации; 5) противоре­чия в развитии художественной кулылуры; 6) рол.ь средств массовой информации в «революции умов»; 7) противоречи­вый характер духовной жизни страны в годы «перестройки».

Материал к ответу:Процессы «перестройки» коснулись И духов­ной сферы жизни советского общества. Начала проводиться

политика «гласности». В отличие от свободы слова, она подра­зумевала разрешение властей говорить ТО, что они хотят слы­шать. Первый опыт гласности продемонстрировал сам Горбачев после избрания главой партии. В мае 1985 г. он прибыл в Ле­нинград, где без согласования с Политбюро напрямую общал­ся с населением, впервые откровенно высказывая все то, о чем раньше речь шла лишь в высших кругах руководства. Был снят запрет с критических материалов в печати, на радио и телеви­дении. Эти меры позволили в короткий срок серьезно расши­рить социальную базу проводимых реформ. Впервые гласность· коснулась закрытых прежде для критики регионов (Москва, Ле­нин ГРад, Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, лиде­ры которых входили в состав Политбюро), ведомств (армии, КГБ, внешней торговли, финансов, военно-промышленного комплекса), тем (экологии, партийного руководства кулылурой и т. п.). На волне «гласности» началось обновление скомпроме­тированной официальной идеологии. Оно проходило под деви­зом: «Больше демократии, больше социализма!» Политика «глас­ностю> С самого начала подвергалась критике со стороны приверженцев старых порядков. для них этот курс означал кру­шение монополии КПСС на информацию. Однако остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно.

Попытки отойти от эпохи «застоя» не могли не привести к переосмыслению исторического прошлого. На волне подго­товки к 70-летию Октября появилась серия публикаций о за­прещенных ранее страницах истории революции и граждан­ской войны, а затем - о сталинских репрессиях 30-х годов. Вновь стали открыто упоминаться имена ближайших соратни­ков Ленина, уничтоженных в ходе внутрипартийной борьбы. Впервые заговорили об алылернативах не только строительст­ва социализма в СССР, но и развития ситуации в 1917 г., о за­крытых прежде дЛя обсуждения вопросах истории Великой Отечественной войны и др. В 1987 г. была создана комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. За первые годы работы она пересмотрела все сфальсифициро­ванные при Сталине «дела» высших руководителей страны: Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина - Н. и. Бухарин, А. и. Рыков, Л. Б. Каменев, Г. Е. Зино­вьев, Г. я. Сокольников, Л. п. Серебряков и др. В 1989 г. реаби­литация коснулась более широкого круга людей: были признаны неконституционными действия «rроею> И «особых совещаний» 30-х - начала 50-х ГГ., их внесудебные решения отменены, а осужденные - реабилитированы. Тогда же Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и пр.е-

ступными репрессии против народов, подвергшихся насильст­венной депортации в годы войны. В 1990 г. были признаны незаконными репрессии против крестьян в период сплошной коллективизации. Население страны с болью узнало о том, что жертвами произвола после 1917 г. стали миллионы ни в чем не повинных людей. Исторические публикации были самыми популярными в средствах массовой информации.

«Гласность» привела к снятию запрета на многие художест­венные произведения, созданные в прежние годы. Вернулись из вынужденной (<эмиграции» труды вьщающихся русских филосо­фов, историков, социологов. Крупнейшим событием в лите­ратурной и общественной жизни страны стала публикация в журнале «Новый мир» многотомного труда А. И. Солженицы­на «Архипелаг ГУЛАГ» о .репрессивноЙ системе в Советской России. Впервые увидели свет в нашей стране многие извест­ные работы зарубежных авторов. Разнообразной и интересной стала художественная жизнь. Зрители получили возможность увидеть новые направления современного изобразительного ис­кусства. Ведущие театры страны ставили пьесы М. Ф. Шатрова «Брестский мир», «Дальше ... Дальше ... Дальше ... », по-новому трактовавшие события революции и гражданской войны, пока­зывавшие драматические судьбы В. И. Ленина и других крупных деятелей большевистской партии. В музыкальном искусстве на­метился повышенный интерес к церковной музыке, произведе- . ниям зарубежных и эмигрантских авторов. Все это вело к обо­гащению кулылурных традиций советской эпохи.

«Перестройка» изменила роль средств массовой информа­ции в жизни общества. Утратила свою роль всесильная преж­де цензура (Главлит). Отдел пропаганды ЦКбольше не мог рас­поряжаться печатью литературных или иных произведений. Раскрепощенная пресса вызывала у людей растущий интерес. Увеличились тиражи газет и журналов (подписка на 1987 г. показала рост числа подписчиков на «Комсомольскую правду» на 3 млн. человек, «Советской Россию> - на 1 млн.). Наи­больший интерес представляли «беспартийные» издания ­«Московские новостю> И «Огонею>, также увеличившие свои тиражи в несколько раз. Большую роль в развитии «гласнос­ти» сыграло телевидение.

По мере развития «гласности» крепла и консервативная оп­позиция этому курсу. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» было напечатано большое письмо преподавательницы химии из Ленинграда Н. Андреевой «Не могу поступаться принципами». В нем открыто осуждалось «заимствование у Запада» антисо­циалистической по сути политики «гласности» И перестройки,

которая, по мнению автора, сводилась к фальсификации «ис­тории социалистического строительства», открытой ревизии марксизма-ленинизма в его сталинской редакции. Андреева призывала зашитить Сталина и сталинизм. Позицию Н. Андре­евой активно поддержали консервативные представители руко­водства партии. На местах это восприняли как начало возвра­та к прежней партийной линии. Лишь через месяц «Правда» опубликовала «ответную» редакционную статью, в которой со­держалась открытая и довольно резкая критика сталинизма, а его зашитники назьmались «противниками перестроЙ1<И». После этой статьи на страницах печати еще активнее развер­нулась критика тоталитарной системы, возобновились дискус­сии О путях развития советского общества.

Однако само общество во многом оказалось не готово к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обна­родование ранее умалчивавшихся или скрьmавшихся фактов вызвало растерянность и душевный надлом даже у представите­лей более подготовленной к переменам интеллигенции. «Глас­ность», способствуя резкому столкновению различных точек зрения, интересов, часто вела к сведению личных счетов под флагом «борьбы за истину,). Для многих она обернулась боль­шой душевной, а порой и личной драмой. «Гласность» показа­ла людям западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. для многих это было равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у значитель­ной части населения впечатления беспросветности их собст­венного существования, обреченности, уверенности в том, что жизнь прожита не так. Тем не менее именно на основе поли­тики «гласности» В стране к началу 90-х гг. начала формиро­ваться свобода слова, а средства массовой информации на де­ле стали превращаться в «четвертую власть».

Таким образом, главным достижением в духовной сфере в годы «перестройкю) стало зарождение свободы слова и неза­висимых средств массовой информации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.