1. Характеристика основных этапов развития юридической науки в России и за рубежом.
2. Дореволюционный период развития отечественной юридической науки (вторая половина 19 в. – начало 20 в.).
3. Советская юридическая наука.
4. Постсоветский этап развития отечественной юриспруденции.
Практическое задание:
Ознакомиться с работой Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права / Авт. предисл. И. Ю. Козлихин. – науч. изд., [репринтное]. – М.: Юридический центр Пресс, 2003. – 430 с.
Определить, какой тип научной рациональности используется в работе.
Семинар в интерактивной форме (2-й).
Дискуссия на тему: Концепции современного отечественного правопонимания.
Необходимо обозначить моменты, которые подлежат обсуждению (из материалов лекций). Каждый из магистрантов по очереди приводит аргументы в защиту каждой из позиций. В данном случае не идет речь о реализации тех или иных положений научных концепций в реальной жизни. Необходимо выделить группы магистрантов, которые призваны отстаивать положительные черты основных концепций правопонимания в отечественной науке, в частности, либертарно-юридической теории, нормативной концепции, интегративного подхода, естественно-правового и пр. Контраргументы других групп должны касаться, наоборот, изъянов в научных построениях. Соответственно магистрантам необходимо заранее выявить сильные и слабые стороны как «своей», отстаиваемой концепции, так и других научных подходов. Тезисы студентов по поводу сильных и слабых сторон концепций должны учитываться преподавателем, ведущим дискуссию, для наиболее полного и правильного учета их самостоятельной работы.
Рекомендуемая литература:
Азаркин Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций. – М.: Юрид. лит., 2003.
Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций. – М.: Юрид. лит., 1999.
Альбов А.П., Масленников Д.В., Сальников В.П. История философии права / Под ред. Керимова Д.А. – СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998.
Оль П.А. Правопонимание: от плюрализма к двуединству. Моногр. СПб.: Юридический центр Пресс, 2005.
Семинарское занятие 3.
Тема 4.
На занятие выносятся следующие вопросы:
1. Критерии научной рациональности: преломление в юриспруденции.
2. Типы научного юридического познания и их преломление в концепциях правопонимания.
3. Особенности научного юридического познания в российской юридической науке.
Практическое задание:
Ознакомьтесь с работой Честнова И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Эпистемология государства и права. – СПб., 2004. – 64 с. Каковы особенности научной рациональности в современной российской юриспруденции?
Рекомендуемая литература:
Оль П.А. Правопонимание: от плюрализма к двуединству. Монография. – СПб., 2005.
Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2001. – 264 с.
Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Эпистемология государства и права. – СПб., 2004.
Семинарское занятие 4.
Тема 5.
На занятие выносятся следующие вопросы:
1. Понятие объекта юридической науки.
2. Понятие предмета юридической науки и его соотношение с предметом.
На основе проводимой магистрантом научной работы по той или иной дисциплине (по согласованию с преподавателем) провести собственный подробный анализ предмета и объекта исследования.
Рекомендуемая литература:
Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. – М., 2011.
Сырых В.М. История и методология юридической науки: Учебник / М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.