Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Семинарские (практические) занятия



Общие рекомендации по подготовке к семинарам:

Семинарские (практические) занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки сообщений по юридической проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности магистрантов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения магистрантов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим магистрантам. В целях контроля подготовленности магистрантов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару магистранты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в методических рекомендациях по подготовке к семинарским занятиям. Кроме указанных тем магистранты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы магистрантов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал и рабочую тетрадь текущие оценки. Магистрант имеет право ознакомиться с ними.

Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений.Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения - достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников по праву, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять педагогические знания на практике при анализе актуальных социальных и педагогических проблем. Рекомендуемое время сообщения – 7 - 10 минут.

В процессе работы магистранты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Место и время консультаций указано в деканате и на кафедре теории и истории права и государства.

Составной частью процесса обучения является проведение практических занятий с активным использование инновационных образовательных методик, основанных на индивидуально-деятельностном подходе. Практические занятия проводятся в форме деловых игр, ролевых игр, решения ситуативных задач и казусов и их последующим обсуждением. На занятиях отдельные вопросы обсуждаются с применением таких методик активного обучения, как «мозговой штурм», «займи и обоснуй позицию», работа в малых группах. По отдельным темам магистранты дают правовую оценку ситуации, возможные варианты ее решения с применением правовых норм, квалифицируют юридически значимые деяния. Также магистранты составляют схемы, сравнительно-правовые таблицы, систематизируют действующее законодательство и практику его применения.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» реализация компетентного подхода предусматривает преимущественное использование интерактивных методов проведения занятий по большинству дисциплин, в том числе и по Истории и методологии юридической науки, в частности:

– Метод работы в малых группах;

– Метод групповых дискуссий, с помощью которого приобретаются навыки коллективного взаимодействия;

– Метод конкретных ситуаций, позволяющий выработать умение и навыки индивидуального или группового решения поставленных задач;

– Использование дистанционных форм подготовки для ознакомления с необходимым материалом через восприятие текстового и схематической индивидуальной практики, что способствует процессу интеллектуального развития.

Применение интерактивных методов работы на семинарских занятиях представлено выше, применительно к планам семинарских (практических) занятий.

 

Рекомендации по изучению тем программы:

История и методология юридической науки – достаточно новая дисциплина, которая преподается в рамках подготовки магистров юриспруденции по разным профилям обучения. Ее возникновение вызвано необходимостью подготовки будущих магистров к научно-исследовательской работе. Кроме того, необходимо более углубленное представление юристов с магистерской квалификацией о юридической науке, закономерностях юридического научного познания, типах научной рациональности, методологии правовых исследований.

В связи со сказанным рекомендуем будущим магистрам учитывать рефлексивность указанной дисциплины, её нацеленность на изучение самого научного процесса. При этом следует отвлекаться от обыденных форм и методов исследования явлений, пытаться освоить научные подходы к исследованию правовых и государственных явлений.

В силу сложности и новизны дисциплины, по существу отсутствуют единые и дающие полные информации по предмету изучения учебные пособия. Тем не менее, рекомендуем в первую очередь использовать учебное пособие профессора В.М. Сырых, который осуществляет трудовую деятельность в головном вузе Российской академии правосудия.

В то же время, при изучении отдельных тем дисциплины необходимо руководствоваться и другими пособиями и монографиями. В частности, это учебники Н.М. Азаркина по истории юридической науки, учебное пособие Е.Н. Ярковой по истории и методологии юридической науки, монография Н.Н. Тарасова по проблемам методологии юридической науки.

Изучение проблем рекомендуем строить по принципу от вопроса к вопросу, а не от книги к книге.

В центре внимания указанной дисциплины находятся типы научной рациональности, которые используются в науке вообще и юридической науки в частности на протяжении различных исторических периодов. В связи с этим, для лучшего усвоения положений дисциплины рекомендуем прежде всего изучить все аспекты типов научной рациональности, что облегчит усвоение остальных тем программы.

Следует учесть разницу в понимании методики и методологии. Если методика – знание о том, как действовать в той или иной ситуации, то методология в самом общем смысле – систематизированное знание о том, как достигается знание. Методология юридической науки – как можно познать право. Есть и теоретическая, и практическая методология. Понятие теории взаимосвязано с понятием методологии. Любое теоретическое знание включает в себя определенную методологию. Любое рефлексивное знание методологично, предполагает использование приемов познания.

Методология – системное, синтетическое (интегральное) знание. Объединяет целый ряд компонентов. В методологию входит: 1) определенное мировоззрение, взгляд на право; 2) фундаментальные, общетеоретические концепции права; 3) всеобщие философские законы и категории; 4) общенаучные методы; 5) частнонаучные методы. Не простое суммирование этих составляющих, а некая целостность, компоненты находятся в постоянном взаимоотношении. Методология не всегда явно присутствует в теории, порой сложно отличить, где в теории присутствует методология, а где собственно теория.

Методология не может сводиться только к правопознанию, юридическая методология – это более сложная конструкция, туда включается также и правотворческая методология, методология толкования права и др. Мы ограничимся методологией правопознания.

Возникновение методологии обусловлено потребностями практики, она изначально понималась как система социально апробированных правил познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. В качестве принципов организации познавательной деятельности, методология характеризуется такими признаками, как рефлексивность, теоретичность, научность.

Эти три признака могут быть объединены понятием рациональности. Юридическая методология – рациональный феномен, рациональность выступает объединяющим признаком. Под рациональностью понимают взаимосвязанные явления, но не совсем тождественные: 1) разумность; 2) обдуманное действие, предусматривающее выбор из нескольких вариантов; 3) предсказуемость; 4) логичность (все, что соответствует законам логики, рационально). Наиболее частое значение – рациональное, как логичное. все, что соответствует законам логики – рациональным. То, что противоречит законам логики – иррационально.

Научное знание является знанием рациональным. Поскольку это знание логичное, рациональность выражается в том что оно моделирует реальность с помощью понятий отличается определенностью и однозначностью смыслового содержания. Научное знание – рациональная модель действительности, кот отвечает требованиям лог непротиворечивости обоснованности и систематизированности.

Наука – культурно обусловленная и высоко специализированная деятельность ориентированная на рост информации о мире в целях его преобразования и установления контроля над ним. Наука получает техногенный путь развития. Это означает преобразование природы.

Наука – социокультурное явление, в основе лежит знание рациональность, основанное на методологии.

Представления о науке в зависимости от типов научного знания можно сформулировать следующим образом: кумулятивная модель научного знания; парадигмальная модель научного знания. Для классической науки характерна кумулятивная модель научное знание – прогрессивный процесс приращения научного знания. Идет приращение, кардинальных изменений не происходит. В рамках постклассической науки используется другая модель – парадигмальная. Развитие науки происходит путем смены научных парадигм в ходе научной революции.

Переход в типе научного знания влечет изменение в методологии.

Научная рациональность, методология представляет собой явление, обусловленное культурой, мировоззренческими доминантами. Решающим является той или иной парадигмы, в рамках которой формируется научная картина мира. Парадигма выполняет функцию исследовательской программы, задает направление научного поиска, организует научный процесс. В соответствии с парадигмой выстраивается научная картина мира в научном сообществе. Научная картина мира – система обобщенных и систематизированных научных представлений об исследуемой реальности, обусловленная научной парадигмой.

Юридическая наука очень отличается от всех наук. Естественные науки имеют дело с объективно существующими явлениями. Социально -гуманитарные науки – особая реальность. Право не существует независимо от человека. Природа сложна, право – нематериальная реальность. Раньше разницы между гуманитарными и естественными науками не видели.

Можно выделить три методологических принципа классической социальной науки: фундаментализм, редукционизм, эссенциализм.

Классическая наука в значительной степени упрощает картину мира, при ней возникали упрощенные варианты теорий права. Картина мира с точка зрения постклассической науки основывается на следующих положениях: мир сложен и сложность носит неорганизованный характер. Неклассическая наука приходит к относительности знаний об объектах. Наука интерпретирует объекты. Допускается истинность несколько отл д от др описаний реальности. допускается, что описание может содержать часть объективного знаний. Зависимость результатов познания от методов познания. Онтология объекта определяется применяемой методологий. Под каким углом мы изучаем объект, таким он и предстает. Сам объект науки, ввиду его сложности, рассматривается как сложная система. Социальные и гуманитарные науки – их объект – динамические системы – а не простые механические. Системы обладают потенциалом развития, есть саморазвитие. возникает представление о том, что из науки нельзя исключать случайность. объект не вещь, а процесс, который воспроизводит устойчивые состояния, который может менять ряд характеристик. Объект вводит ограничения на его полное рациональное познание. Субъект и объект не противопоставляются друг другу а признается их взаимозависимость. Субъект – это часть познаваемой системы. Результат исследования определяется инструментом – методологией. Огромное значение играет язык, на котором говорит наука. Язык становится самостоятельным объектом научного изучения. Возможности познания прежде всего социального мира определятся возможностями языком. Огромная роль отводится лингвистики, семиотике.

Классическая наука строится на представлении о том, что научное знание – высокоспециализированное, не доступное обыденному сознанию. Это знание противостоит обыденному. В классической науке присутствует стремление к четкости понятий. В рамках постклассической науки социальное познание, по мнению феноменологов, социальное познание исходит из того, что любое понятие обладает открытым горизонтом значений. Ни одно понятие не является полностью определенным и закрытым, любое понятие существует в контексте.

Студентам рекомендуется, таким образом, овладеть методами постклассической рациональности в сопоставлении с классикой и неклассикой, понимая современные критерии рациональности в социогуманитарных науках.

 

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

Семинар 1.

Тема 1. На занятие выносятся следующие вопросы:

1. Понятие науки и научного познания. Научная рациональность.

2. Понятие и особенности познания в социально-гуманитарных науках.

3. Понятие юридической науки и критерии ее научной рациональности.

4. Правоведение в системе наук.

5. Структура юридической науки.

6. Основные аспекты анализа методологической ситуации в правоведении.

Практическое задание:

На базе любых научных юридических работ (желательно по согласованию с преподавателем) письменно обосновать, насколько в них затронуты проблемы методологической ситуации в правоведении.

Семинар в интерактивной форме (1-й):

Анализ ситуации и дискуссия.

На базе любого юридического материала учебного или научного характера (желательно по согласованию с преподавателем) письменно разграничить предметы философии права и социологии права.

В начале занятия каждый из магистрантов письменно выполняют два задания. Первое подбирается с учетом наличия философско-правовых вопросов, второй – социолого-правовых вопросов указанной проблематики. Желательно, чтобы материал был одинаков у всех, чтобы впоследствии была возможность провести соответствующую дискуссию. Возможно также разделение аудитории на две части с двумя различными заданиями.

Первый обсуждаемый вопрос – каким предстает предмет философии права и какое отражение он имеет в исследуемом материале.

Соответственно второй обсуждаемый вопрос – каким предстает предмет социологии права и какое отражение он имеет в исследуемом материале.

Рекомендуемая литература:

Сырых В.М. История и методология юридической науки: Учебник / М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.

Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2001.

Волошинов В.А. Философия и социология гуманитарных наук. – СПб., 1995.

Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права. Эпистемология государства и права. – СПб., 2004.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.