Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методические рекомендации. В 1972 году было организовано производственное объединение «Гжель»



В 1972 году было организовано производственное объединение «Гжель», вобравшее в себя несколько небольших самостоятельных предприятий Гжельского района. С каждым годом росло творческое и исполнительское мастерство создателей фарфоровых изделий. Значительно оживилась творческая деятельность мастеров – исполнителей. Достижения промысла связаны и с именами З.В. Окуловой, Т.С. Дунашовой, Л.П. Азаровой, А.Н. Федотова, В.В. Неплюева, Г.В. Денисова, В.А. Петрова, Н.Б. Туркина и многих других талантливых художников.

С 1976 года на старинном керамическом промысле действует программа непрерывного художественного и эстетического воспитания, образования и профессионального обучения молодежи. Ее цель – подготовка детей и подростков для работы на керамическом производстве, развитие их природных талантов и воспитание гармонично развитой личности, обладающей необходимым в жизни мастерством и навыками.

Для более полного и качественного усвоения материала темы студентам необходимо ответить на приведенные ниже вопросы.

Вопросы для самоконтроля

1. Как происходила организация производственного объединения «Гжель»?

2. Каковы основные методы декорирования гжельских изделий в настоящее время?

3. В чем состоит преемственность традиций гжельского керамического промысла?

4. Какую роль играет народное художественное творчество в жизни людей?

5. Назовите ключевые понятия, раскрывающие сущность народного художественного промысла?

6. Что называют «народной художественной культурой» и в чем ее сущность?

7. Что представляет собой народный художественный промысел «Гжель» в конце XX-начале XXI века ?

8. Что нового дает изучение истории Гжельского региона и искусства Гжели для понимания отечественной культуры и культуры других стран?

Литература:

Основная: 1 - 4.

Дополнительная: 1 - 3, 5, 6, 9 - 11, 23.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Гжельский народный художественный промысел как феномен народной художественной культуры.

2. Понятие «народный художественный промысел» и необходимые условия для его формирования.

3. Понятие «керамика». Характеристика основных технологических видов керамики.

4. Гжель как один из старинных центров русского народного керамического производства.

5. Коллективный характер народного творчества.

6. Фундаментальные научные труды по истории Гжельского региона и искусству Гжели.

7. Заселение и хозяйственное освоение восточного Подмосковья (Гжели) в конце ХIII века.

8. Географические и исторические факторы, обусловившие возникновение гончарного промысла Гжели.

9. Гжельский керамический район в XV-XVI вв. Развитие гжельского керамического района в XVII в. Аптекарский приказ.

10. Деятельность А.К.Гребенщикова и Д.И.Виноградова в середине XVIII в. Значение результатов их деятельности в развитии керамического производства в России.

11. Майоликовые заводы в Гжели XVIII в. Возникновение и развитие майоликовых производств.

12. Гжельская майолика XVIII века. Своеобразие форм.

13. Гжельская майолика XVIII века. Ведущие мотивы и основные цвета в росписи изделий.

14. Гжельская майолика XVIII века – самостоятельное художественное явление.

15. Ввоз тонкого английского фаянса в Россию. Распространение фаянса и его влияние на развитие керамического производства Гжели.

16. Производственная деятельность майоликовых мастерских и фарфорофаянсовых мануфактур в XVIII – XIX веках.

17. Скульптурный декор гжельских кумганов и квасников.

18. Традиционная техника изготовления гжельских керамических изделий.

19. Самобытность гжельского фаянса.

20. Мануфактура братьев Ф.Н. и П.Н. Тереховых и А.Л.Киселева. «Бронзовые» изделия А.Л. Киселева.

21. Процессы проникновения отдельных элементов росписи и специфических техник обработки керамических изделий.

22. Политика правительства России в первой половине XIX века и её влияние на развитие фарфорофаянсового производства.

23. Грамотность и народное просвещение.

24. Развитие здравоохранения.

25. Бытовая культура крестьян Гжели. Крестьянский двор, жилище, пища, одежда.

26. Старообрядцы. Религиозные, патриархальные бытовые и нравственные тадиции.

27. Празднично-обрядовая культура.

28. Традиции и новации в менталитете.

29. Общественная жизнь. Трактиры. Праздники. Ярмарки.

30. Ассортимент и виды декорирования гжельских фарфоровых и фаянсовых изделий в ХIХ веке.

31. Характер развития фарфорофаянсового производства в Гжели в XIX веке.

32. Реформа 1861г. Развитие экономики России во второй половине XIX в. Развитие фарфоровой промышленности в Гжели во второй половине XIX в.

33. Мануфактуры и фабрики Гжельского керамического района во второй половине XIX века.

34. Благотворительность как одно из явлений социокультурного развития Гжели.

35. Гибель ряда художественных производств в Гжели в конце XIX -результат промышленного кризиса в России.

36. «Товарищество М.С.Кузнецова».

37. Г.В.Монахов и его творческая деятельность.

38. М.С. Кузнецов и его наследие.

39. Гжельский керамический район в период 1900-1917гг.

40. Особенности развития гжельского художественного промысла после Октябрьской революции 1917г.

41. Возрождение гжельского художественного промысла в условиях НЭПа.

42. Народное искусство Гжели в условиях коллективизации (30-е гг. ХХ в).

43. Исследовательская деятельность А.Б. Салтыкова.

44. Роль А.Б. Салтыкова и Н.И. Бессарабовой в истории возрождения гжельского искусства.

45. Выдающиеся мастера гжельского художественного промысла.

46. Характеристика видов керамического производства Гжельского района.

47. Деятельность музеев по сохранению, изучению и популяризации искусства Гжели. Характеристика наиболее крупных музейных коллекций керамики Гжели.

48. Основные направления Государственной образовательной и культурной политики России по сохранению и развитию традиционных народных художественных промыслов.

49. Роль и место гжельского художественного промысла в народной художественной культуре России.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Аверьянова М. Г. Край Раменский. - М., 1995.

2. Истоки. Сборник авторских публикаций из жизни народного художественного промысла «Гжель».- М., 1996.

3. Логинов В.М., Скальский Ю.П. Эта звонкая сказка Гжель.- М., 1994.

4. Отечественная история.

Дополнительная

1. Аверьянова М. Г. Край Раменский. Век ХХ: Очерки краеведа. - М.: Энциклопедия сел и деревень, 1998.

2. Аверьянова М. Г. Край Раменский. Народное образование: Очерки краеведа. - М.: Энциклопедия сел и деревень, 2000.

3. Аграновская М. Возрождение многоцветной Гжели // Декоративное искусство СССР, 1985, №1.

4. Гамелкин С.В, Капытин М.Г. Гжель и гжельцы. На родине русского фарфора. – М., 1969.

5. Григорьева Н.С., Дулькина Т.И. Керамика Гжели XVIII – XIX веков. - Л., 1988.

6. Логинов В.М. Новь Древней Гжели.- М., 1986.

7. Логинов В.М., Скальский Ю.П. И ваши дни благословенны.- М., 2001.

8. Мозжухина Т.А. Фарфор заводов Гжели. // Русский фарфор. - М.,1995.

9. Мусина Р. Пластика Гжели //Декоративное искусство СССР 1984, №7.

10. Народное искусство России в современной культуре. Авт.-сост. и научный редактор Некрасова М.А. - М., 2003.

11. Народная художественная культура. Учебник /под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю.-М., 2000.

12. Полюлях А.А. К вопросу о производстве в Гжели белоглиняной керамики// Археологические памятники Москвы и Подмосковья. Тр. МИГМ. Вып.10. - М., 2000.

13. Полюлях А.А. К характеристике социокультурной среды Гжели в XIX – начале XX вв. (по материалам церковной летописи Георгиевской «на Глинках» церкви села Игнатьево). // Подмосковный летописец. Вып. 2. - М., 2004.

14. Полюлях А.А. Майоликовые фигурки гжельских заводов (из археологических коллекций Музея история города Москвы).//Археологическое изучение Подмосковья. Т.2. ИА РАН. М., 2004

15. Полюлях А.А. Мелкотоварное гончарное производство гжельского керамического района в XVII – первой половине XVIII вв. // Объединенный научный журнал. 2003, №3.

16. Полюлях А.А. Новые материалы о фаянсовом производстве завода Гулиных // Труды ГИМ. - М., 2004.

17. Полюлях А.А. Тенденции развития гжельского керамического района в 1920-начале 1930-х годов// Троцкий Н.И. и современные исследования историко-культурного наследия Центральной России. Сб.статей, Т.2.- Тула, 2002.

18. Попова О.С. Русская народная керамика.- М., 1957.

19. Салтыков А.Б. Майолика Гжели.- М., 1956.

20. Салтыков А.Б. Избранные труды.- М., 1962.

21. Соловьева Л. Жизнь традиции: Гжель. // Декоративное искусство СССР,1982,№ 1.

22. Хохлова Е.Н. Современный гжельский фарфор// Искусство художественной промышленности на современном этапе.- М., 1982.

23. Якимчук Н.А. Искусство Гжели. - М., 1985.

 

Техническое редактирование и компьютерная верстка М.А. Баринова

Подписано в печать 15.12.2006. Формат 60´90 1/16. Гарнитура «Таймс»

Печ. л. 1,5. Тираж 40 экз. Зак. № 301-06

Гжельский государственный художественно-промышленный институт

140155, Московская обл., Раменский р-н, п. Электроизолятор, д. 67

Отпечатано в учебно-издательском центре ГГХПИ.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.