«Товарищество» по производству фаянсовых и фарфоровых изделий М.С. Кузнецова и монополизация керамической промышленности в России. Дулевский и Рижский фарфоровые заводы, фаянсовый завод Ауэрбаха, фаянсовые производства в Харьковской губернии, фарфорофаянсовый завод Гарднера, заводы Карякина и Рахманина, фаянсовый завод в Калужской губернии.
Широчайший ассортимент изделий «Товарищества М.С. Кузнецова»: кофейная и столовая посуда; умывальные и туалетные приборы; панно, вазы и т.д.; церковные изделия; строительная и архитектурная керамика; сантехнические фаянсовые изделия; электротехнические фарфоровые детали; иконостасы в церкви Преображения Господня (Подмосковье) и в церкви Святого Владимира (Чехия).
Многообразие стилей, массовость, восприимчивость ко вкусам потребителей. Появление механических способов декорирования фарфора и фаянса - трафарет, печать, деколь.
Завоевание российского и зарубежного рынков. Кузнецовская «восточная» посуда. Торговые представительства «Товарищества М.С. Кузнецова». Роль гжельских мастеров в распространении опыта и знаний на производствах «Товарищества М.С. Кузнецова»
Живописные производства гжельского керамического района как самостоятельные заведения. Надглазурная роспись т.н. фарфорового белья. Гжельский керамический промысел как уникальное явление в области крестьянского предпринимательства в России.
Сохранение в Гжели керамического производства в мелкотоварной, мануфактурной и фабричных формах.
Творческая деятельность Г.В. Монахова.
Начало XX века - потеря гжельским керамическим районом ведущего значения. Русско-японская война и увеличение спроса на аптекарскую посуду и электротехнический фарфор. Первая мировая война и глубокий хозяйственный кризис.
Методические рекомендации
Значительную роль в освоении новых видов керамического производства, в развитии культуры производства, в Гжели оказала деятельность отдельных талантливых крестьян-ремесленников. Одним из ярких представителей которых являлся А.Л. Киселев. Талант другого технолога-экспериментатора, Г.В. Монахова, проявился в Строгановском художественно-промышленном училище – ведущем в России учебном заведении.
Немаловажный вклад в развитие керамической промышленности России был внесен представителями гжельской династии Кузнецовых, сумевших вывести к началу ХХ в. свои фабрики на высокий уровень культуры производства и социального устройства быта рабочих. Их предпринимательский талант и вся деятельность основывалась на опыте нескольких поколений этой семьи. Изделия товарищества М.С. Кузнецова шаг за шагом завоевывают российский и зарубежный рынки, постепенно отодвигая продукцию Гжели на третье место. Проявление благотворительности заводчиками М.С. и И.Е. Кузнецовыми выражалось в строительстве церквей, больниц, приютов, школ и их попечительстве.
Для более полного и качественного усвоения материала темы студентам необходимо ответить на приведенные ниже вопросы.
Вопросы для самоконтроля
1. Можно ли назвать деятельность фарфорофаянсовых заводчиков семьи Кузнецовых образцом предпринимательства?
2. В чем проявляются особенности деятельности Кузнецовых?
3. Что нового внес М.С. Кузнецов в развитие фарфорофаянсового производства?
4. Когда было учреждено «Товарищество М.С. Кузнецова»?
5. Каковы особенности оснащения фабрик «Товарищества»?
6. Как можно охарактеризовать ассортимент изделий «Товарищества»?
7. О чем свидетельствуют награды заводов М.С. Кузнецова на ряде отечественных и зарубежных выставок?
8. Какое место на фарфорофаянсовом производстве М.С. Кузнецова занимали гжельцы?
9. В чем заключалось внимание М.С. Кузнецова к социальным сторонам жизни рабочих своих фабрик?
10. В чем состоит прогрессивный характер деятельности М.С. Кузнецова?
19. Каковы важнейшие открытия Г.В. Монахова в области керамического производства?
11. Почему в начале XX века Гжельский керамический район утратил значение ведущего керамического центра России?
12. Какое влияние оказала русско-японская война 1904 - 1905 годов на развитие керамического производства Гжели?
13. Какова роль декрета 1918 года в истории «Товарищества М.С. Кузнецова»?