Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Раздел 3. Особенности развития Гжельского региона в ХХ - начале ХХI вв



Тема 3.1. Гжельский керамический район в период 1917 - 1943 годов

Октябрьская революция 1917 года. Национализация фабрик и мануфактур в гжельском керамическом районе. Разрушение национализированных заводов.

Декрет «О мерах содействия кустарной промышленности», подписанного В.И. Лениным 25 апреля 1949 г. Возрождение мелкотоварного кустарного производства.

Первый Всероссийский съезд по глиняной промышленности. Подъем кустарного керамического производства в Гжели. Игрушечники – самая многочисленная группа кустарей. Ассортимент – фигурки животных, вазочки, копилки, пепельницы, настенные тарелки и т. п. Особенности кустарного производства керамики послеоктябрьского периода – низкий художественный уровень и уровень технологических знаний. Специализация основных производств. Гжели – выработка кирпича, труб, кафеля, технического фарфора.

Объединение кустарей и появление артелей. Артель «Вперед, керамика». Гжельская керамическая профтехшкола и ее роль в сохранении навыков гончарного мастерства и подготовка квалифицированных специалистов.

Основание керамического завода « Всекохудожник» в 1932 г. Инициатор – керамист Г.В. Монахов. Художественный руководитель А.Б. Салтыков. Гжельский керамический техникум – основание в 1931 году.

1936г. – кооперативная артель «Художественная керамика» самая крупная артель в Гжели. Специализация – выпуск декоративного фарфора. Создание образцов изделий художниками Научно-исследовательского института художественной промышленности.

Великая Отечественная война и полная остановка заводов в Гжели. 1942 год – возобновление деятельности артелью «Художественная керамика» вследствие спроса на электротехнические изделия.

1943 год – начало нового этапа в истории развития гжельского народного промысла.

Методические рекомендации

В 1918 году были национализированы все сохранившиеся в Гжели к началу века керамические предприятия: Куринова и Фартального, Акулиных, бр. Дунашовых, Маркина, Храпунова-Нового, Барминых, Качинкина. В период нэпа бывшие гжельские заводчики стали арендовать принадлежавшие им ранее заведения и использовать наемный труд. Мелкие предприниматели выпускали продукцию низкого художественного уровня из слабо обожженной глины с холодной росписью.

В конце 1920-начале 1930-х годов начали возникать артели промысловой кооперации. В 1937 году произошло слияние нескольких мелких разрозненных мастерских в крупную артель «Художественная керамика».

В 1932 году в п. Речицы по инициативе талантливого гжельского керамиста В.Г. Монахова был основан керамический завод « Всекохудожник». С 1934 по 1941 год его художественным руководителем был А.Б.Салтыков. Проведенная Салтыковым А.Б. работа по возрождению русской майолики открыла путь к изучению национального наследия, в том числе и народного искусства.

Для более полного и качественного усвоения материала темы студентам необходимо ответить на приведенные ниже вопросы.

Вопросы для самоконтроля

1. Как можно охарактеризовать влияние Октябрьской революции на развитие гжельского художественного промысла?

2. В чем суть государственной программы, принятой в 1919 году?

3. Почему часть населения Гжельского района в 1920 - е годы обратилась кустарному мелкотоварному керамическому производству?

4. Каковы основные причины низкой производительности труда на керамических заводах Гжели после их национализации?

5. Как решалась проблема развития мелкотоварного производства в Гжели?

6. Каково значение новой экономической политики в истории гжельского керамического промысла?

7. Какие основные виды керамических изделий изготавливались на кустарных производствах?

8. Охарактеризуйте кустарное керамическое производство 20-х годов ХХ в.

9. Как происходила организация артелей в Гжельском районе?

10. В чем заключалась регрессивность характера курса экономической политики страны в конце 1929 – начале 1930 года?

11. Кто выступает инициатором основания керамического завода «Всекохудожник»?

12. Какую сыграл в истории гжельского художественного промысла Г.В. Монахов?

13. Каково значение научных исследований А.Б. Салтыкова для развития гжельского художественного промысла?

14. Почему возникла потребность в возрождении народного керамического искусства Гжели?

Литература:

Основная: 1 - 4.

Дополнительная: 1, 2 ,3, 6, 7, 17, 18.

Тема 3.2. Возрождение традиционного гжельского керамического мастерства

1944 – 1945 годы – организация НИИХП работы по возрождению традиционного гжельского искусства. Инициатор возрождения - А.Б. Салтыков.

Восстановление древних традиций искусства гжельской керамики на глубоко научных основах. Содружество ученого-искусствоведа А.Б. Салтыкова и художника-керамиста Н.И. Бессарабовой. Разработка А.Б. Салтыковым специальной «азбуки мазка» - методики художественной росписи. Освоение живописцами артели «Художественная керамика» приемов и методов росписи полуфаянса XIX века под руководством Н.И. Бессарабовой. Своеобразие гжельской росписи, получившей название «мазок с тенями».

Послевоенное десятилетие как время зарождения и становления самобытного стиля современного гжельского искусства. Изделия Н.И. Бессарабовой и их художественные достоинства – простота и выразительность форм, яркое своеобразие синей подглазурной росписи на белом фоне. Научные труды А.Б. Салтыкова и их значение для успешного развития гжельского промысла.

Сотворчество Н.И. Бессарабовой, Т.С. Дунашовой, Т.С. Ереминой и других мастериц. Успех изделий Гжельского керамического завода в Турыгино на отечественных и зарубежных выставках.

Художественная деятельность художника – профессионала Л.П. Азаровой как явление яркой творческой индивидуальности. Творчество Н.Б. Квитницкой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.