Тема 3.3. Гжельский регион в современном социокультурном пространстве.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Гжель - колыбель и основной центр русской керамики
Тема 1.1. Введение
Цель и задачи курса. Предмет изучения. Роль и место курса «История Гжельского региона» в системе подготовки студентов по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление».
Общая характеристика искусства Гжельской керамики как одного из видов направления искусства, как бесценного памятника духовной и материальной культуры народа.
Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации (2000г.); Концепция художественного образования в Российской Федерации (2001г.), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005гг.», Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации (2005 г.).
Обзор основных трудов по истории развития Гжельского региона и народного искусства керамики: Аверьяновой М.Г., Полюляха А.А., Некрасовой М.А., Поповой О.С., Салтыкова А.Б., Дулькиной Т.И., Григорьевой Н.С.
Общая характеристика наиболее крупных отечественных коллекций керамики Гжели, хранящихся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном музее керамики «Усадьба Кусково XVIII века», Государственном Эрмитаже, Егорьевском краеведческом музее и др.
Определение и содержание понятий народная художественная культура, народное искусство, народный художественный промысел, народный мастер.
Методические рекомендации
Народная художественная культура –это совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также формы способов их создания, бытования, распространения и сохранения.
Гжельская керамика – один из видов декоративно-прикладного искусства. Это бесценный памятник духовной и материальной культуры народа.
Народный художественный промысел – форма художественного труда, основанная на коллективном творчестве и торговых отношениях, развивающая местную культурную традицию. Творческая и профессиональная культура в народных художественных промыслах основана на принципах коллективности, преемственности мастерства, традиционности, импровизационности и вариативности. Творчество в промыслах регулируется законом традиции, спросом, торговыми отношениями. В процессе развития промысла отрабатываются технические приёмы, совершенное владение материалом, художественные способы его обработки, образная система художественного языка, навыки коллективного творчества. Керамикой называются изделия из обожженной глины. Основные технологические виды керамики – терракота, гончарные изделия, майолика, фаянс, каменная масса, фарфор. Отличаются друг от друга составом глин.
Для более полного и качественного усвоения материала темы студентам необходимо ответить на приведенные ниже вопросы.
Вопросы для самоконтроля
1. Определите основные аспекты понятия «народный художественный промысел».
2. В чем сущность «Концепции художественного образования в России»?
3. Назовите федеральные программы и нормативные акты, в которых отражены актуальные задачи восстановления национальных культурных традиций?
4. Дайте характеристику основным музейным коллекциям керамики Гжели.
5. Что такое «керамика»? Назовите виды керамики.
6. Чем было обусловлено появление гончарного ремесла в гжельском районе?
7. В чем выражались исторические и экономические предпосылки возникновения гжельского художественного промысла.