Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Новые формы исторических сочинений и летописи XVII в.



В XVII в. характер государственного летописания видоизменяется, и оно по

преимуществу становится частным делом отдельных авторов. В некоторой степени

летописание сохранилось в Новгороде, Пскове, по монастырям, отдельным церквям, в

архиепископиях.

Летопись в Москве уже не удовлетворяла запросов жизни. Потребность в

исторических справках, особенно у дипломатов, а также у патриархии, в архивах, отдельных

приказах диктовала новые формы исторических произведений. Создаются обзоры русской

истории воспитательного и ученого характера. Никоновский свод был уникальным, но очень

громоздким произведением и неудобным для пользования.

В XVII в. утверждаются исторические повести, хронографы и степенные книги,

создаются сложные компиляции («Латухинская степенная книга», «Новый летописец»).

События Смуты вызвали подъем исторической мысли и появилось громадное

количество исторических произведений, повестей. В них сохранился летописный способ

изложения. Дьяк Иван Тимофеев в своем «Временнике» дал своего рода методическое

обоснование этого: «предняя последи писать, последняя же напреди, ниже подробну». Самая

ранняя из исторических повестей о Смуте — повесть 1606 г. в составе «Иного сказания»

полностью сохранила летописную точность и хронологическую последовательность

изложения. Летописи — общенародная память об исторических событиях— органически

вошли в состав повестей XVII в. («Извет старца Варлаама», «Сказание о поставлении на

патриаршество Филарета Никитича», повесть «О рождении князя Михаила Васильевича

Скопина-Шуйского», «Сказание Авраамия Палицына», «История о первом Иове, патриархе

московском» и многие другие).

Во второй четверти XVII в. интерес к летописанию вновь возрастает. Многие из

произведений исторического характера дополняются заметками летописного характера.

Возникают такие произведения, как, например, «Новый Летописец», своего рода рассказ,

составленный за один прием.

Утратив свой официальный характер, летописание сохраняется по областям,

монастырям и все больше переходит в частные руки. Местная летописная литература даже

переживает своего рода подъем, особенно в Новгороде Великом, Пскове и Тобольске.

Перестав быть официальными, областные летописи возвращаются к старым, традиционным

формам и в то же время в них проникает простой разговорный язык, фольклор, рассказы

очевидцев. Новгородские и Псковские летописи этого времени стоят на стороне мелкого

люда против «властителей». Среди прочих особенно выделяются Уваровская, Забелинская и

Погодинская летописи. Развитие городского летописания сопровождалось появлением новых

летописных скрипториев (мастерских) как в Москве, так и в Астрахани, Архангельске,

Устюге Великом, Вологде, Холмогорах, Ростове, Костроме, Нижнем Новгороде, Тамбове.

Летописанием занимались дворяне, монахи, приказные подьячие и церковные дьячки,

горожане, стрельцы, казаки и даже крестьяне.

Исследования последних десятилетий позволили опровергнуть мнение об «угасании»

русского летописания к концу XVI столетия. В трудах академиков М.Н. Тихомирова и Л.В.

Черепнина, крупных ученых А.Н. Насонова, А.А. Зимина, В.И. Корецкого, В.И. Буганова,

С.Н. Азбелева, К.Н. Сербиной, А.П. Богданова и многих других убедительно доказывается,

что летописная деятельность в конце XVI и XVII вв. значительно расширяется, в последней

четверти XVII в. происходит эволюция русского летописания, продолжающаяся и в XVIII в.

Летописные центры официального характера объединяли творческие силы окружения

российских патриархов и служащих Печатного двора. Помимо Свода 1652 г., исторических

компиляций и сводов 70-90-х гг. XVII в., здесь были созданы оригинальные летописи,

посвященные древним и современным событиям — Мазуринский летописец, Летописец

1686 г.

Сибирское летописание

В XVII в. возникает особая литература о Сибири (Есиповская и Строгановская

летописи), которые содержат исторические и географические описания Сибири. Однако

следует отметить, что одно из первых русских описаний Сибирской земли было составлено в

конце XV столетия. Это — «Сказание о человецех незнаемых в Восточной стране» — первое

полуреальное описание сибирских народов, которые собирательно называются в нем

«самоедь». В действительности речь идет о ненцах, хантах и манси. Всего перечислено

девять видов «самоеди», и каждый раз сообщается об их образе жизни, промыслах и товарах,

которыми они располагают. Сказание сохранилось в четырнадцати русских рукописях конца

XV— первой половине XVIII столетия, а также в переводе англичанина Ричарда Джонсона

(около 1560 г.). Б настоящее время учеными обсуждаются две кандидатуры на

индивидуальное авторство вестей «О незнаемых человецех»: слуга пермского епископа

Филофея Леваш и холмогорский купец Федор Товтыгин, Несомненно одно, что книжник,

оставивший нам описание Восточной страны, уже довольно много знал о далеких народах за

Камнем и, вероятно, имел собеседников — «самовидцев», этой страны.

К 1672 г. относится чертежное описание — «Список с чертежа Сибирскыя земли», в

1663 г. составлено «Описание новые земли, сиречь Сибирского царства». В описания также

проникал фольклор, местная легенда, предания и т.д. В 1621 г была организована Сибирская

архиепископия, где архиепископ Киприан Старорусенков составляет синодик, в основе

которого были «казачьи______________» написания и татарские записки.

Первые сибирские летописи отличаются большой пышностью слога, риторическими

оборотами, вымышленными диалогами и содержат описание Сибири, торжественное

введение и заключительную часть о торжестве христианства в Сибири, которая была раньше

местом «вогнеждения» зверей и «водворения» сиринов, а стала прибежищем христианства.

Особое место в Сибирских летописях занимает прославление Ермака и его казаков.

Основная цель Строгановской летописи — доказать участие Строгановых в

покорении Сибири. Казацкое происхождение Сибирских летописей способствовало

постепенному обрастанию их фольклорными темами. Строгановская и Есиловская летописи

получили широкое распространение, многократно переписывались и постепенно утрачивали

свой официальный характер.

Выдающаяся роль в распространении знаний о Сибири принадлежит Семену

Ремизову. В конце XVII в. он составляет чертеж всей Сибири, в 1701 г. — Атлас Сибири,

рисует портреты «российских державцев», составляет этнографическую карту Сибири и

«Историю сибирскую». Последняя представляет собой ряд небольших статей, каждая из

которых надписана над определенной иллюстрацией, выполненной самим Ремизовым. В

качестве канвы была использована Емловская летопись, дополненная многочисленными

устными татарскими и русскими преданиями, песнями и плачами. Позднее в Ремизовскую

«Историю» была вплетена Кунгурская летопись, которая была найдена С. Ремизовым в

1703г. в Кунгурском уезде. Это почти единственный памятник казачьего летописания.

Составлена летопись сжатым, простым, точным и отчасти приказным языком.

К концу XVII в. относится историческая повесть о завоевании Сибири Ермаком,

включенная в «Описание Новые земли Сибирского государства», составленная, вероятно, в

Москве, в Сибирском приказе. Повесть включает в себя различные народные рассказы о

сибирском походе Ермака.

Исторические, географические ______________и этнографические сочинения о Сибири явились

одним из самых популярных чтений русского читателя.

Посольский приказ

В XVII столетии расширился не только круг авторов, но и круг учреждении,

занимавшихся рукописным делом. Помимо монастырей, одним из таких учреждений, в

стенах которого составлялись исторические книги, был Посольский приказ. Среди лиц,

возглавлявших его, выделяются такие известные и высокообразованные деятели, как Иван

Тарасьевич Грамотин, Петр Алексеевич Третьяков, Алмаз Иванов, Афанасий Лаврентьевич

Ордин-Нащокин, Артамон Сергеевич Матвеев, Василий Васильевич Голицын, Емельян

Игнатьевич Украинцев. Это о них подьячий Посольского приказа Г.К. Котошихин писал в

XVII в.: «...хотя породою бывает меньше, но по приказу и по делам выше всех». Посольский

приказ был не только учреждением, осуществлявшим внешнюю политику Российского

государства. Постепенно он превратился в своего рода культурный центр страны. В нем

работала большая группа переводчиков, толмачей, сюда стекались многочисленные сведения

о событиях за рубежом. Здесь находился архив и большая библиотека с печатными и

рукописными книгами, географическими картами, хранилось немало различных

художественных произведений иностранных живописцев и золотописцев. Б стенах приказа

зародилась мысль о необходимости составления трудов по истории страны, которые

отражали бы величие России и утверждали ее международный авторитет. Во второй

половине XVII в. здесь составлялись исторические и переводились иностранные сочинения,

содержавшие сведения по русской истории, внешним связям, а также книги об избрании на

царство и родословные московских государей. Особую известность получил «Титулярник».

С 20-х гг. XVII в. при Посольском приказе регулярно переводились и

распространялись так называемые летучие листки (или вестовые письма) — донесения о

важных международных делах. На их основе появилась первая газета для царя и Боярской

думы — «Куранты». В ней содержались сведения о военных и политических событиях в

других странах, о международных переговорах, рассказывалось о необычных происшествиях

(пожары, стихийные бедствия), помещались различного рода притчи. Материалы для газеты

поставляли приезжавшие из-за границы русские и иноземные дипломаты, купцы, монахи-

паломники и др. Глава Посольского приказа А.Л. Ордин-Нащокин впервые в России наладил

почтовое сообщение (по линии Москва — Рига).

Наиболее примечательный след в составлении книг по истории оставил Артамон

Сергеевич Матвеев. Начальник Посольского приказа, талантливый дипломат, книжник,

писатель, историк, основатель русского придворного театра, человек бурной и

драматической судьбы. Сын посольского дьяка, выросший во дворце, Артамон Сергеевич

отличался приверженностью к западно-европейским обычаям, как дипломат был в Литве и

Польше, активно выступал за сближение со Швецией, выступал за присоединение Украины к

России. В 1672 г. Матвеев добился соглашения с польскими послами, по которому Киев

окончательно оставался в составе Русского государства. Он участвовал в следствии по делу

патриарха Никона (1667 г.), подавлении Московского восстания (1662 г.) и разгроме

разинского бунта (1667-1671 гг.).

Артамон Сергеевич не был автором книг, но, став во главе Посольского приказа, он

развернул невероятно бурную деятельность по составлению трудов по истории России.

Конечно, работал целый коллектив, в котором Матвеев выступал как организатор,

составитель и редактор. Самым знаменитым и роскошным произведением книгописной

мастерской Посольского приказа этого времени стал так называемый «Титулярник». В этой

книге впервые воспроизведена иконография московских государей и патриархов с конца XVI

в., а также портреты и титулы тех монархов Европы и Востока, с которыми Россия

поддерживала дипломатические отношения. Текст написали дипломат и писатель, выходец

из Молдавии Николай Гаврилович Милеску-Спафарий и подьячий Посольского приказа

Петр Долгово. В создании миниатюр «Титулярника», которые подчас имели и портретное

сходство, принимали участие ученики знаменитого Симона Ушакова, такие, как И.

Максимов, Д. Львов, Г. Благошин и др. Учитывая официально-прикладной характер

«Титулярника» в нем были воспроизведены государственный герб России, гербы отдельных

княжеств, а также гербы западных и восточных государств. Тематика и идейное содержание

«Титулярника» направлено на доказательность законности и преемственности династии

Романовых от Рюриковичей, а также ее богоизбранность. Иначе говоря, перед нами

откровенная проповедь идей формирующегося абсолютизма. Среди других тем

произведения — церковная власть в России, патриархи и патриаршество, посольские дела.

Богатый архив Посольского приказа стал источниковой основой для описания отношений

России с государствами и народами как Запада, так и Востока. Особое внимание составители

обратили на Крымское и Ногайское ханства, их состояние и политику ханов в отношении

России. В целом дипломатическая история России прослеживается, начиная от правления

последнего Рюриковича Федора Ивановича и до Михаила Федоровича Романова, но минуя

царствование Бориса Годунова и Смуту. Тем самым еще раз подчеркивалась связь

царствующего дома с предшествующей династией, растущее всемирно-историческое

значение России. Можно сказать, что «Титулярник» — это не только справочно-

информативное издание, но к тому же и первая книга по истории внешней политики России.

Какие же источники использовали авторы «Титулярника»? Для второй половине XVII

в. набор был достаточно традиционным: «Степенная книга», «Тверденная грамота 1613 г. об

избрании на Московское государство Михаила Федоровича Романова», «Новый летописец»,

«Сказание о поставлении на патриаршество Филарета», акты земских соборов, сказания и

повести о Смутном времени и князьях Владимирских, статейные списки (отчеты) русских

послов и различные летописцы. После гибели Матвеева в 1682 г. текст «Титулярника»

пытались продолжить, с ним знакомили наследников престола, на него ссылались,

копировали и издавали в XVIII в.

Под руководством Матвеева была составлена еще одна книга, названная «История о

невинном заточении ближнего боярина А.С. Матвеева». Цель преследовалась та же —

обосновать законность династии Романовых и связать ее с предшествующим царствованием

Ивана IV. Соответственно в книге отрицательно оценивались правление Бориса Годунова, В,

Шуйского и правительства «семибоярщины». Зато особое внимание уделялось борьбе с

польской интервенцией, венчанию на царство Михаила Федоровича, возвращению из

«плена» Филарета Романова. Источниками труда послужили две редакции «Книги об

избрании и венчании на царство Михаила Федоровича», ее первоисточник «Утвержденная

грамота об избрании на Российский престол царем и самодержцем Михаила Федоровича

Романова», другие грамоты и акты.

Записной приказ

Однако не только отдельные исторические произведения имели место во второй

половине XVII в. Правительство Алексея Михайловича попыталось создать специальное

учреждение -Записной приказ, предназначенный для сбора источников и создания трудов по

истории России. Приказ был организован по указу царя от 3 ноября 1657 г. и просуществовал

два года до смерти его начальника Г. Кунакова. Перед служащими была поставлена задача:

«записывать степени и грани царственные». Особое внимание обращалось на сбор

источников, в связи с чем предписывалось брать книги из приказов и «где сведает»

начальник.

Продолжить деятельность Записного приказа было суждено дьяку московских

приказов Федору Грибоедову. Подьячий, а затем дьяк приказа Казанского дворца, участник

законотворческой комиссии по составлению Соборного уложения 1649 г., активный деятель

Переяславской рады и дипломат Грибоедов стал первым летописцем династии Романовых.

Труд Ф. Грибоедова «История о царях и великих князьях земля Русской» стал продолжением

«Степенной книги» от конца XVI в. до времени правления царя Алексея Михайловича.

Автор использовал различные повествовательные (нарративные) источники: «Степенную

книгу», редакцию 1617г. «Русского хронографа», «Сказание, иже что содеяся во

гражданстве» Авраамия Палицына, «Грамоту об избрании на престол царя Михаила

Федоровича» и «Соборное уложение патриарха Феофана», а также различные приказные

записи. По характеру использования источников «История...» Грибоедова представляет

собой компиляцию больших отрывков и отдельных фраз упомянутых выше произведений. В

основе труда Грибоедова присутствуют две идеи: царская родословная, начиная от Августа

кесаря Римского, его «присного брата, имянем Пруса», а также предыстория воцарения

династии Романовых, включая события Смутного времени. В «Истории...» нет политических

событий, ратных подвигов и дипломатических трактатов, не упоминаются борьба с татарами,

воссоединение Украины с Россией и т.д. Виновником всех бед объявлен Борис Годунов, а

самое большое внимание уделено восшествию на российский престол Михаила Федоровича.

Интересно отметить, что труд Ф.А. Грибоедова долго редактировался, известно десять его

списков и несколько редакций. Работа над «Историей...» была закончена в 1669 г., за что

автор был награжден жалованьем.

Относительно предназначения «Истории...» интересное предположение сделал С.Ф.

Платонов. По его мнению, работа Грибоедова была составлена для первоначального

руководства и воспитания царских детей, чтобы они знакомились с историей своей Родины,

семейными традициями и «судьбами великого княжения Московского». А как мы помним,

детей у царя Алексея Михайловича было 12 и он очень серьезно относился к их воспитанию

и просвещению. Впоследствии ______________книга Ф.А. Грибоедова была дополнена перечислением всех

царских детей до времени правления Федора Алексеевича, множеством боярских фамилий,

имела широкое хождение в придворной среде и служила общеобразовательным, учебным

целям.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.