Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекционный курс 10-го семестра



ЛЕКЦИЯ № _1 (Вводная)

Тема:Мировое востоковедение и отражение в нем новой и новейшей истории Азии и Африки

 

1. Восток как предмет и объект научного исследования. Социально-политические, культурно-образовательные и геополитические факторы развития научного знания об обществах и государствах Азии и Африки

2. Новая и новейшая история Востока как научная и учебная дисциплина: историографические и науковедческие аспекты

 

Цель лекции: рассмотреть комплекс ключевых понятий, концептуальные основы и учебно-образовательные параметры историографии Востока в хронологических рамках нового и новейшего времени, с учетом условности периодизации истории восточных обществ и государств.

Познакомить студентов с основными задачами изучения историографии Востока, программными установками и учебной базой данного курса.

 

Ключевые слова: история и историография Востока, академическое, учебное и прикладное востоковедение

ЛЕКЦИЯ № _2_

Тема: Особенности возникновения и развития дореволюционного российского востоковедения

3. Исторические связи России со странами Востока и возникновение российского востоковедения. Роль иностранных ученых в становлении востоковедных традиций российской науки и практики

4. Академическое и практическое востоковедение XVIII - XIX вв. Создание Азиатского департамента Министерства иностранных дел России. Российский генеральный штаб и Азия (научно-аналитическая работа и разведка).

5. Российские путешественники и военные – исследователи Востока (Н. Пржевальский, П. Кропоткин, А. Куропаткин, Л. Корнилов, К. Маннергейм и др.).

6. Университетское востоковедение России в XIX в. – столичные и региональные центры.

7. Азиатский музей – центр отечественной науки о Востоке XIX – начала XX вв. Жизнь и исследования В. Радлова.

8. С. Витте и создание Российского общества востоковедов в начале XX в.

9. Дисциплинарная структура, основные школы и методы востоковедческих исследований в дореволюционной России.

 

Цель лекции: Показать особенности зарождения отечественного востоковедения на имперском этапе истории России, а также роль внешнего фактора и международных связей в становлении науки о Востоке. Дать институциональную, проблемно-тематическую и персональную характеристику научно-прикладного комплекса российского востоковедения XVIII – начала XX вв.

 

Ключевые слова: Азиатский департамент МИД России, университетское и военное востоковедение, Азиатский музей, В. Радлов.

 

ЛЕКЦИЯ № _3_

Тема:Советское востоковедение как научно-образовательный и интеллектуальный феномен

1. Октябрьский переворот 1917 г. и его влияние на судьбу отечественного востоковедения. Всероссийская ассоциация востоковедов – новая форма организации науки и практики. Роль востоковедов дореволюционной школы в сохранении традиций науки и Востоке (Б. Владимирцов, В. Бартольд, В. Алексеев, В. Струве, И. Крачковский и др.). 2. Востоковедение и востоковеды на службе большевистского режима. Коминтерн и создание политико-пропагандистских структур востоковедного профиля (Международный аграрный институт, Коммунистический университет трудящихся Востока и др.).

2. Приход в науку и прикладную аналитику нового поколения отечественных востоковедов (И. Рейснер, Р. Ульяновский и др.). Возрождение академической науки и научно-политические дискуссии 1930-х гг.

3. Первый вузовский учебник по новой истории колониальных и зависимых стран (1940 г.) и проблемы преподавания истории Востока в высшей и средней школе.

4. Советское востоковедение в период Великой отечественной войны. Востоковеды на фронте и в эвакуации (Средняя Азия).

 

5. Проблемы и достижения востоковедения в позднесоветский период.

 

6. Развитие национально-республиканских школ востоковедческого знания и образования (Средняя Азия).

 

7. Подьем национально-освободительного движения в 1950-е – 1970-е гг. и его влияние на советское востоковедение (изменения в инфраструктуре, тематике, концептуально-методологической базе).

 

10. Роль Международного отдела ЦК КПСС в политизации ведущих научно-академических центров советского востоковедения (Б. Пономарев, Р. Ульяновский, К. Брутенц и др.).

 

11. Основные востоковедческие школы и направления 1970-х – начала 1990-х гг. Новации в теории и практике востоковедческих исследований.

 

10. Роль личности в развитии и организации востоковедческого знания – от контролируемого академизма (Б. Гафуров) к многопрофильной аналитике и прогностике (Е. Примаков)

11. Возрождение Общества востоковедов в начале 1980-х гг. и научно-организационные инициативы позднесоветского периода. Последний Всесоюзный съезд востоковедов (Махачкала, 1991 г.).

Цель лекции: показать научную уникальность и политическую ограниченность советского востоковедения, его изолированность от мирового знания о Востоке. Раскрыть особенности организации, кадровой политики и отраслевой структуры востоковедения в СССР, специфику востоковедческих традиций и школ вне московского и ленинградского центров.

 

Ключевые слова: Большой Средний Восток А.Е. Снесарева, И.М. Рейснер и зарождение экспертно-аналитического востоковедения, концепция социалистической ориентации стран Востока, синтез традиционного и современного на Востоке (Н.А. Симония), востоковедческая политология (В.Ф. Ли), Институт стран Азии и Африки при МГУ.

 

ЛЕКЦИЯ № _4_

Тема:Российское востоковедение в конце XX- первой декаде XXI вв.

1. Российское востоковедение на переходном этапе (1990-е гг.): кризис парадигмы и организации.

 

2. Изменения в географии и структуре востоковедческой науки и аналитики и ее связи с практикой. 6-томная академическая «История Востока» и преемственность отечественной востоковедческой традиции. Институт востоковедения РАН – научно-организационный центр отечественного востоковедения: либеральный патернализм руководства (Р. Рыбаков, В. Исаев), концептуальность и инновации «золотого запаса» (Л. Алаев, В. Наумкин, , Р. Ланда, В. Белокреницкий и др.).

 

3. Институт стран Азии и Африки при МГУ и его роль в подготовке востоковедческих кадров и учебной литературы. Основные учебники по новой и новейшей истории Востока 1990-х – начала 2000-х гг.

 

4. Особенности профиля и работы научно-отраслевых востоковедческий центров. Комплексная восточная полития в МГИМО МИД РФ (А. Богатуров, А. Воскресенский и др.).

 

5. Региональное российское востоковедение пост-советского периода: основные центры, школы, лидеры. Востоковедение в Сибири и на Алтае (В. Дацышен, В. Моисеев, В. Бойко, С. Комиссаров и др.). Связь между востоковедением и смежными социально-гуманитарными дисциплинами (регионоведением, краеведением и др. – «феномен» А. Контева-В. Бородаева).

 

Цель лекции: дать характеристику современного состояния и перспектив российского востоковедения в его академическом, вузовском (научном и образовательном) и экспертно-прикладном вариантах; проанализировать особенности работы и проблемно-тематического профиля периферийных востоковедческих или тяготеющих к востоковедению центров.

 

Ключевые слова: «предпринимательство» в подготовке учебной литературы по востоковедению, децентрализация востоковедения и возникновение новых структур востоковедческого профиля, особенности научного и управленческого лидерства («эпохи» М.С. Капицы, Р.Б. Рыбакова, В.В. Наумкина); Азиатская Россия и зарубежная Азия в фокусе современного отечественного востоковедения.

 

ЛЕКЦИЯ № _5_

Тема:Востоковедение в постсоветских государствах Центральной Азии

1. Распад СССР и смена научно-идеологических парадигм в востоковедении независимых государств Центральной Азии в 1990-е – начале 2000-х гг. Востоковедческие школы центральноазиатского региона между национализмом, политикой и наукой.

2. Влияние Запада на концептуальные подходы, организацию и финансирование центральноазиатского востоковедения (программы, фонды, институты). Особенности востоковедческих комплексов Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана: учреждения, лидеры, научно-образовательная продукция.

 

3. Россия и страны Центральной Азии: соперничество и сотрудничество в области востоковедения (Российско-Кыргызский Славянский Университет, Российско-Таджикский Славянский Университет и др.).

Цель лекции: знакомство студентов с достижениями и проблемами востоковедческой науки, аналитики и подготовки кадров в новых независимых государствах Ценнтральной Азии; характеристика основные методологических подходов востоковедческих школ Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, международных связей специалистов и учреждений этого профиля, влияния российского и западного факторов на состояние востоковедения в Центральной Азии.

Ключевые слова: национализм, колониализм, Центральная Азия, номадизм и седентаризация, государственность, культура и наука в Центральной Азии, грантовая поддержка востоковедения в Центральной Азии, В. Плоских, А. Князев, М. Абусеитова, Д. Алимова, Х. Назаров, К. Искандаров.

ЛЕКЦИЯ № _6_

Тема:Европейское востоковедение в XIX – начале XXI вв. Британское востоковедение – от колониального знания к престижному учебно-научному комплексу

1. Зарождение научного востоковедения в Европе в XVI – XVIII вв. Пионеры науки о Востоке (Г. Постель, Р. Скалигер, С. де Сасси и др.).

 

2. Политика Великобритании на Востоке в XVIII – XX вв. и зарождение британского колониального востоковедения.

 

2.1. Военные, чиновники, торговцы и миссионеры – пионеры исследования Востока.

2.2. Возникновение общественных и государственных профильных структур востоковедческого профиля (Азиатское королевское общество и др.).

2.3. Университеты как центры востоковедческой науки и подготовки кадров в XIX – начале XXI вв. Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета – ведущий учебно-образовательный центр британского востоковедения. Роль Кембриджского и Оксфордского университетов в развитии востоковедческой науки.

2.4. Британская академия и развитие востоковедческого знания в конце XX – начале XXI вв. Соревновательность и материально-финансовые источники науки о Востоке: британский опыт.

 

3. Жанрово-тематические особенности востоковедческого знания в

Великобритании в позднеимперский и пост-имперский период. Ведущие

британские востоковеды XIX – начала XXI вв. (А. Бернс, А. Вамбери, Г. Роулинсон, П. Сайкс, А. Стейн, А. Тойнби и др.).

 

Цель лекции: знакомство студентов с особенностями генезиса и развития востоковедческого знания в Европе, формирование национальных и общеевропейских школ/ традиций востоковедения (на примере британской), анализ взаимосвязи британской практической политики и научного (в том числе экспертного) знания о Востоке, характеристика организационной структуры, предметной области и персонального ряда британского востоковедения XVII – первого десятилетия XXI в.

 

Ключевые слова: Г. Постель, Ост-Индская компания, М. Эльфинстон, А. Бернс, П. Сайкс, А. Тойнби, А. Маршалл, А. Гиустоцци, Азиатское Королевское общество, Школа восточных и африканских исследований,

ЛЕКЦИЯ № _7_

Тема:Германское востоковедение – от колониальной мечты к учебно-академической системе

1. Зарождение германского востоковедения в условиях политической децентрализации и его роль в распространении знаний об Азии.

 

2. Германия на Востоке – позиция «третьей силы» в конце XIX – первой половине XX вв. и становление германского военно-прикладного востоковедения (О. фон Хентиг и О. Нидермайер). Расистские концепции германского востоковедения межвоенного и военного периода об «арийском братстве» с некоторыми народами Азии.

 

3. Возрождение германского научного и практического востоковедения в 1950-е – 1970-е гг. Роль государственных и неправительственных структур в развитии связей со странами Востока и научного знания о них (Немецкое исследовательское общество, Немецкая служба академических обменов – ДААД, фонды Фольксвагена, Тиссена, Герды Хенкель и др.).

 

4. Основные центры научно-прикладного, академического и университетского востоковедения (Восточный институт в Гамбурге, университеты Берлина, Бонна, Кельна, Гейдельберга, Бамберга, Галле, Бохума и др.).

 

5. Научные направления, школы и лидеры германского востоковедения (арабистика, иранистика, афганистика, индология и др.).

 

6. Общественные организации востоковедческого профиля и их роль в развитии и распространении востоковедческих знаний (Германская ассоциация исследования Среднего Востока, Рабочая группа по Афганистану и др.).

Цель лекции: характеристика особенностей зарождения и развития германского востоковедения в XVII – первое десятилетие XXI в., международной роли германского опыта изучения Востока в контексте миграции кадров и идей; знакомство студентов с организационной структурой и предметной областью ведущих научных и учебно-образовательных центров востоковедческого профиля.

Ключевые слова: военно-прикладное востоковедение, «арийская» теория этносов и ее использование в германской науке о Востоке, власть, бизнес и востоковедение в Германии (роль фондов Фольксваген и др.), корпоративность и открытость германского востоковедения, полиглотство как феномен германского востоковедения.

ЛЕКЦИЯ № _8_

Тема:«Малые» европейские школы востоковедческого профиля (французская, скандинавская, польская, швейцарская, венгерская и др.).

 

1. Характеристика основных школ и направлений центрально-/, восточно-/ и северо-европейского востоковедения: кадры, идеи, институты

 

2. Востоковедение Франции: университеты, научные центры, персоны. Исламоведение и изучение Центральной и Восточной Азии: основные подходы и достижения

 

3. Изучение Востока в скандинавских странах (на примере Швеции, Норвегии, Финляндии)

 

4. Востоковедение Венгрии: организационное, тематическое и персональное измерение

 

Цель лекции: характеристика основных направлений и форм востоковедческого поиска и образования в ряде стран Европы с богатыми традициями в этой области, знакомство с работой ведущих востоковедных центров Франции, Скандинавии, Нидерландов, Швейцарии, Пльши и др.

Ключевые слова: Г. Моргенстьерне, К. Пужоль, А. Биталан, М. Лярюэль, О. Руа, исламизм как предмет исследования, мигрантоведение и антропология Востока, Внутренняя Азия в фокусе европейских востоковедов, Новые Шелковые пути — концепция и прикладной проект, евро-атлантизм — политико-идеологическая основа проектного востоковедения.

 

ЛЕКЦИЯ № _9_

Тема:Американское востоковедение между наукой и политикой

1. Мессианская внешняя политика США после первой мировой войны и зарождение американского востоковедения. О. Латтимор – пионер междисциплинарного исследования Внутренней Азии.

 

2. Вторая мировая война и активизация востоковедческой науки и практики в 1940-е – начале 1950-х гг. Р. Фрай – востоковед-энциклопедист.

 

3. Зарождение основных проблемно-дисциплинарных научных школ («плеяд») американского востоковедения в 1960-е – 1970-е гг. Организационный рост и научно-отраслевая экспансия науки о Востоке в США (Ассоциация азиатских исследований, Азиатское общество и др.). Американские университеты – центры востоковедческой науки и подготовки кадров (Гарвардский, Колумбийский, Принстонский, Стэнфордский и др. университеты и их специализированные востоковедческие центры и программы).

 

4. Сила и слабость американского востоковедения в 1980-е – начале 2000-х гг.: связь с политикой и экономикой, отраслевая гибкость и др. Материально-финансовая база науки о Востоке (фонды, программы, стипендии и др.). Общественные организации востоковедческого профиля (Ассоциация азиатских исследований, Общество изучения Центральной Евразии и др.) и их роль в интернационализации науки о Востоке. Этнические азиаты и их место в американском востоковедении.

 

5. Основные концепции и подходы американского востоковедения: энциклопедизм и специализация, «ориентализм» Э. Саида, «столкновение цивилизаций» С. Хантингтона, «Большая Центральная Азия» Р. Кенфилда и Ф. Старра, «Большой Средний Восток».

Цель лекции: показаь особенности, внутрение и внешние факторы зарождения американского востоковедения, неравномерность его развития и возможности быстрой мобилизации средств, кадров и политической воли на наиболее актуальных направлениях востоковедческих исследований; исследовать баланс между научно-академическим, прикладным и учебно-образовательными элементами, специфику кадрового рекрутирования и специально-профессиональной подготовки: охарактеризовать научно-теоретические (концептуальные) основы и информационно-источниковый матенциал американской науки о Востоке.

Ключевые слова: университетское востоковедение, профессиональные ассоциации востоковедческого профиля, «Большая Центральная Азия», «Большой Средний/Ближний Восток», практическая и политическая приоритетность суб-дисциплинарной иерархии и организации востоковедческого знания, евро-атлантизм в развитии науки и экспертизы о Востоке, О. Латтимор, Р. Фрай, Ф. Старр, Р. Скалапино.

ЛЕКЦИЯ № _10

Тема:Восток в фокусе азиатской науки и аналитики. Официальное «историописание» Китая – старейшая отрасль азиатского и мирового востоковедения

1.Традиционное китайское востоковедение до образования КНР.

 

2. Китайское востоковедение во второй половине XX – начале XXI вв.

 

3. Особенности изучения Востока в Гонконге и на Тайване.

Цель лекции: показать особенности развития китайской науки о Востоке (включая изучение национальной истории) в Цинскую эпоху, а также эволюцию основных концепций востоковедения в гоминьдановский и социалистический период; познакомить студентов с новыми явлениями в китайском востоковедении конца XX - начала XXI в. (расширение международных связей, перевод ряда работ на иностранные языки). Проанализировать в сравнительной перспективе состояние востоковедения в КНР (в том числе в Гонконге) и на Тайване, а также в Сингапуре и других зонах прроживания и деятельности китайской диаспоры.

 

Ключевые слова: официальное историописание, цинская, гоминьдановская историография, историография КНР, сингапурская школа «глобальной Азии», влияние китайского научно-образовательного комплекса на изучение Китая и Востока в источниковом, концептуальном и образовательном отношениях, Институт Азии Национального университета Сингапура, Академия общественных наук КНР, китайское регионоведение (синьцзяноведение).

ЛЕКЦИЯ № _11_

 

Тема:Востоковедение в Индии: из недр британской колониальной школы к великодержавному универсализму

 

1. Связь индийского востоковедения с британской школой науки о Востоке.

 

2. Дж. Неру и развитие национальной историографии независимой Индии.

 

3. Основные центры изучения национальной истории и зарубежной азиатики (университеты, научно-аналитические центры и др. – Университет им. Дж.Неру в Дели, Кашмирский университет в Сринагаре, Центр социальных и культурных исследований в Колкате и др.).

4. Ведущие востоковеды Индии (Махаланобис, М. Хайдар, Варику, А. Патнаик и др.). Новые направления и подходы в индийском востоковедении (изучение Азиатской России и Евразии и др.).

Цель лекции: показать научно-теоретическую, органзационную и кадровую связь индийского и «материнского» британского востоковедения, дать характеристику основных направлений, институтов и программ индийской науки о Востоке, а также лидерского ряда этой дисциплины.

 

Ключевые слова: британский радж, Дж. Неру, историография касты, религии, политического процесса (партийное строительство и пр.), индийское регионоведение, изучение в Индии евроазиатской проблематики (Институт азиатских исследований в Калькутте).

ЛЕКЦИЯ № _12_

Тема:Востоковедение в Пакистане – от национально-государственной мифологии к многоотраслевому восточному регионоведению

 

 

1. История движения за создание Пакистана – первая и основная тема пакистанской гуманитарной науки.

 

2. Пешаварский университет и его роль в развитии знания о зарубежном Востоке (в т.ч. Центральной Азии, Китае, России).

 

3. Региональные университеты – центры изучения местных народов и культур (Академия белуджеведения в университете Кветты и др.). Роль государства, армии и разведки в формировании научных концепций и знаний о национальной и зарубежной истории. Институт стратегических исследований и Институт региональных исследований – мозговые центры официальной аналитики и прогностики о Востоке.

Цель лекции: проанализировать особенности зарождения пакистанского востоковедения и его развития в условиях строительства исламизированного государства с военно-авторитарной формой правления; охарактеризовать проблемно-таматический профиль и организационную структуру пакистанской науки о Востоке, показать особую значимость проблематики движения за образование Пакистана в национальной историографии.

Ключевые слова: движение за образование Пакистана, центры региональных исследований (area studies), М.А. Джинна, Пешаварский унверситет, институты стратегических и региональных исследований, исламвкие университеты (в том числе университет Ага-хана), А.Дани и значение исторического наследия Пакистана.

ЛЕКЦИЯ № _13_

Тема:Востоковедение в Афганистане: история без страны – страна без истории?

1. Официальная история и историография в Афганистане в конце XIX – начале XX вв. (Файз Мухаммад и его работы).

 

2. Общественно-политическая деятельность и научное творчество М.Г.М. Губара в 1920-е – 1970-е гг. («Афганистан на пути истории»).

3. Национальная история и азиатский мир в работах афганских авторов конфликтного времени (1980-е – начало 2010-х гг.).

 

4. Исследования представителей афганской диаспоры.

Цель лекции: проанализировать причины позднего зарождения афганской национальной историографии на рубеже XIX-XX вв., значение и особенности первой национальной истории Файз Мухаммада, познакомить студентов с обстоятельствами судьбы и творчества ведущего афганского историка XX в. М.Г.М. Губара, дать характеристику новейшей национальной историографии Афганистана и афганской диаспоры.

 

Ключевые слова: Файз Мухаммад, М.Г.М. Губар, А. Хабиби, А. Арьянфар, Исторической общество, Академия пушту, Центр афганских исследований Кабульского университета, Афганский институт стратегических исследований, империя Дуррани, инкилаб, афганият.

ЛЕКЦИЯ № _14_

Тема:Востоковедение в других странах Азии (Турция, арабский мир, Монголия, Корея, Япония и др.)

1. Арабы – пионеры всемирного историописания. Современные школы арабского востоковедения.

 

2. Турецкие проекты создания многотомных историй тюркского мира. Современная туркология Турции.

 

3. Иранская историография о развитии персидского мира и Востока. Фонд иранского наследия и развитие иранистики сообществами диаспоры

 

4. Евразийская идеология и особенности японского востоковедения.Исламский мир в фокусе японского обществознания

 

Цель лекции: знакомство студентов с особенностями востоковедения в странах Азии с различной культурно-цивилизационной основой, сравнительный анализ арабской, иранской, турецкой и японской историографической традицией.

Ключевые слова: умма, всемирные истории арабских авторов персидского происхождения, «арийская» теория этносов и культур, пехлевийская, каджарская и новопехлевийская традиции иранского историописания, современное иранское регионоведение, японские концепции развития Азии, японское исламоведение и макрорегионалистика.

ЛЕКЦИЯ № _15_

Тема:Становление востоковедения в Израиле и мировое израилеведение, его связь с гебраистикой и диаспороведением

1. Взаимосвязь религии, науки и политики в изучении истории еврейского народа и государства.

 

2. Возникновение государства Израиль и израильского научно-аналитического комплекса востоковедческого профиля.

 

3. Общественно-научные организации по изучению евреев и Израиля (на примере «Сефэра» в России).

Цель лекции: знакомство студентов с одной из древнейших дисциплин науки о Востоке — иудаикой в ее историческом и современном измерениях, а также с комплексной страноведческой дисциплиной — израилеведением, характеристика опыта распространения знаний о евреях и Израиле усилиями израильских и международных общественных и научно-просветительских организаций.

Ключевые слова: иудаика, диаспора, алия, Эрэц Израиль, израилеведение, Сефэр, Открытый университет Израиля.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.