Тема:Мировое востоковедение и отражение в нем новой и новейшей истории Азии и Африки
1. Восток как предмет и объект научного исследования. Социально-политические, культурно-образовательные и геополитические факторы развития научного знания об обществах и государствах Азии и Африки
2. Новая и новейшая история Востока как научная и учебная дисциплина: историографические и науковедческие аспекты
Цель лекции: рассмотреть комплекс ключевых понятий, концептуальные основы и учебно-образовательные параметры историографии Востока в хронологических рамках нового и новейшего времени, с учетом условности периодизации истории восточных обществ и государств.
Познакомить студентов с основными задачами изучения историографии Востока, программными установками и учебной базой данного курса.
Ключевые слова: история и историография Востока, академическое, учебное и прикладное востоковедение
ЛЕКЦИЯ № _2_
Тема: Особенности возникновения и развития дореволюционного российского востоковедения
3. Исторические связи России со странами Востока и возникновение российского востоковедения. Роль иностранных ученых в становлении востоковедных традиций российской науки и практики
4. Академическое и практическое востоковедение XVIII - XIX вв. Создание Азиатского департамента Министерства иностранных дел России. Российский генеральный штаб и Азия (научно-аналитическая работа и разведка).
5. Российские путешественники и военные – исследователи Востока (Н. Пржевальский, П. Кропоткин, А. Куропаткин, Л. Корнилов, К. Маннергейм и др.).
6. Университетское востоковедение России в XIX в. – столичные и региональные центры.
7. Азиатский музей – центр отечественной науки о Востоке XIX – начала XX вв. Жизнь и исследования В. Радлова.
8. С. Витте и создание Российского общества востоковедов в начале XX в.
9. Дисциплинарная структура, основные школы и методы востоковедческих исследований в дореволюционной России.
Цель лекции: Показать особенности зарождения отечественного востоковедения на имперском этапе истории России, а также роль внешнего фактора и международных связей в становлении науки о Востоке. Дать институциональную, проблемно-тематическую и персональную характеристику научно-прикладного комплекса российского востоковедения XVIII – начала XX вв.
Ключевые слова: Азиатский департамент МИД России, университетское и военное востоковедение, Азиатский музей, В. Радлов.
ЛЕКЦИЯ № _3_
Тема:Советское востоковедение как научно-образовательный и интеллектуальный феномен
1. Октябрьский переворот 1917 г. и его влияние на судьбу отечественного востоковедения. Всероссийская ассоциация востоковедов – новая форма организации науки и практики. Роль востоковедов дореволюционной школы в сохранении традиций науки и Востоке (Б. Владимирцов, В. Бартольд, В. Алексеев, В. Струве, И. Крачковский и др.). 2. Востоковедение и востоковеды на службе большевистского режима. Коминтерн и создание политико-пропагандистских структур востоковедного профиля (Международный аграрный институт, Коммунистический университет трудящихся Востока и др.).
2. Приход в науку и прикладную аналитику нового поколения отечественных востоковедов (И. Рейснер, Р. Ульяновский и др.). Возрождение академической науки и научно-политические дискуссии 1930-х гг.
3. Первый вузовский учебник по новой истории колониальных и зависимых стран (1940 г.) и проблемы преподавания истории Востока в высшей и средней школе.
4. Советское востоковедение в период Великой отечественной войны. Востоковеды на фронте и в эвакуации (Средняя Азия).
5. Проблемы и достижения востоковедения в позднесоветский период.
6. Развитие национально-республиканских школ востоковедческого знания и образования (Средняя Азия).
7. Подьем национально-освободительного движения в 1950-е – 1970-е гг. и его влияние на советское востоковедение (изменения в инфраструктуре, тематике, концептуально-методологической базе).
10. Роль Международного отдела ЦК КПСС в политизации ведущих научно-академических центров советского востоковедения (Б. Пономарев, Р. Ульяновский, К. Брутенц и др.).
11. Основные востоковедческие школы и направления 1970-х – начала 1990-х гг. Новации в теории и практике востоковедческих исследований.
10. Роль личности в развитии и организации востоковедческого знания – от контролируемого академизма (Б. Гафуров) к многопрофильной аналитике и прогностике (Е. Примаков)
11. Возрождение Общества востоковедов в начале 1980-х гг. и научно-организационные инициативы позднесоветского периода. Последний Всесоюзный съезд востоковедов (Махачкала, 1991 г.).
Цель лекции: показать научную уникальность и политическую ограниченность советского востоковедения, его изолированность от мирового знания о Востоке. Раскрыть особенности организации, кадровой политики и отраслевой структуры востоковедения в СССР, специфику востоковедческих традиций и школ вне московского и ленинградского центров.
Ключевые слова: Большой Средний Восток А.Е. Снесарева, И.М. Рейснер и зарождение экспертно-аналитического востоковедения, концепция социалистической ориентации стран Востока, синтез традиционного и современного на Востоке (Н.А. Симония), востоковедческая политология (В.Ф. Ли), Институт стран Азии и Африки при МГУ.
ЛЕКЦИЯ № _4_
Тема:Российское востоковедение в конце XX- первой декаде XXI вв.
1. Российское востоковедение на переходном этапе (1990-е гг.): кризис парадигмы и организации.
2. Изменения в географии и структуре востоковедческой науки и аналитики и ее связи с практикой. 6-томная академическая «История Востока» и преемственность отечественной востоковедческой традиции. Институт востоковедения РАН – научно-организационный центр отечественного востоковедения: либеральный патернализм руководства (Р. Рыбаков, В. Исаев), концептуальность и инновации «золотого запаса» (Л. Алаев, В. Наумкин, , Р. Ланда, В. Белокреницкий и др.).
3. Институт стран Азии и Африки при МГУ и его роль в подготовке востоковедческих кадров и учебной литературы. Основные учебники по новой и новейшей истории Востока 1990-х – начала 2000-х гг.
4. Особенности профиля и работы научно-отраслевых востоковедческий центров. Комплексная восточная полития в МГИМО МИД РФ (А. Богатуров, А. Воскресенский и др.).
5. Региональное российское востоковедение пост-советского периода: основные центры, школы, лидеры. Востоковедение в Сибири и на Алтае (В. Дацышен, В. Моисеев, В. Бойко, С. Комиссаров и др.). Связь между востоковедением и смежными социально-гуманитарными дисциплинами (регионоведением, краеведением и др. – «феномен» А. Контева-В. Бородаева).
Цель лекции: дать характеристику современного состояния и перспектив российского востоковедения в его академическом, вузовском (научном и образовательном) и экспертно-прикладном вариантах; проанализировать особенности работы и проблемно-тематического профиля периферийных востоковедческих или тяготеющих к востоковедению центров.
Ключевые слова: «предпринимательство» в подготовке учебной литературы по востоковедению, децентрализация востоковедения и возникновение новых структур востоковедческого профиля, особенности научного и управленческого лидерства («эпохи» М.С. Капицы, Р.Б. Рыбакова, В.В. Наумкина); Азиатская Россия и зарубежная Азия в фокусе современного отечественного востоковедения.
ЛЕКЦИЯ № _5_
Тема:Востоковедение в постсоветских государствах Центральной Азии
1. Распад СССР и смена научно-идеологических парадигм в востоковедении независимых государств Центральной Азии в 1990-е – начале 2000-х гг. Востоковедческие школы центральноазиатского региона между национализмом, политикой и наукой.
2. Влияние Запада на концептуальные подходы, организацию и финансирование центральноазиатского востоковедения (программы, фонды, институты). Особенности востоковедческих комплексов Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана: учреждения, лидеры, научно-образовательная продукция.
3. Россия и страны Центральной Азии: соперничество и сотрудничество в области востоковедения (Российско-Кыргызский Славянский Университет, Российско-Таджикский Славянский Университет и др.).
Цель лекции: знакомство студентов с достижениями и проблемами востоковедческой науки, аналитики и подготовки кадров в новых независимых государствах Ценнтральной Азии; характеристика основные методологических подходов востоковедческих школ Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, международных связей специалистов и учреждений этого профиля, влияния российского и западного факторов на состояние востоковедения в Центральной Азии.
Ключевые слова: национализм, колониализм, Центральная Азия, номадизм и седентаризация, государственность, культура и наука в Центральной Азии, грантовая поддержка востоковедения в Центральной Азии, В. Плоских, А. Князев, М. Абусеитова, Д. Алимова, Х. Назаров, К. Искандаров.
ЛЕКЦИЯ № _6_
Тема:Европейское востоковедение в XIX – начале XXI вв. Британское востоковедение – от колониального знания к престижному учебно-научному комплексу
1. Зарождение научного востоковедения в Европе в XVI – XVIII вв. Пионеры науки о Востоке (Г. Постель, Р. Скалигер, С. де Сасси и др.).
2. Политика Великобритании на Востоке в XVIII – XX вв. и зарождение британского колониального востоковедения.
2.1. Военные, чиновники, торговцы и миссионеры – пионеры исследования Востока.
2.2. Возникновение общественных и государственных профильных структур востоковедческого профиля (Азиатское королевское общество и др.).
2.3. Университеты как центры востоковедческой науки и подготовки кадров в XIX – начале XXI вв. Школа восточных и африканских исследований Лондонского университета – ведущий учебно-образовательный центр британского востоковедения. Роль Кембриджского и Оксфордского университетов в развитии востоковедческой науки.
2.4. Британская академия и развитие востоковедческого знания в конце XX – начале XXI вв. Соревновательность и материально-финансовые источники науки о Востоке: британский опыт.
3. Жанрово-тематические особенности востоковедческого знания в
Великобритании в позднеимперский и пост-имперский период. Ведущие
британские востоковеды XIX – начала XXI вв. (А. Бернс, А. Вамбери, Г. Роулинсон, П. Сайкс, А. Стейн, А. Тойнби и др.).
Цель лекции: знакомство студентов с особенностями генезиса и развития востоковедческого знания в Европе, формирование национальных и общеевропейских школ/ традиций востоковедения (на примере британской), анализ взаимосвязи британской практической политики и научного (в том числе экспертного) знания о Востоке, характеристика организационной структуры, предметной области и персонального ряда британского востоковедения XVII – первого десятилетия XXI в.
Ключевые слова: Г. Постель, Ост-Индская компания, М. Эльфинстон, А. Бернс, П. Сайкс, А. Тойнби, А. Маршалл, А. Гиустоцци, Азиатское Королевское общество, Школа восточных и африканских исследований,
ЛЕКЦИЯ № _7_
Тема:Германское востоковедение – от колониальной мечты к учебно-академической системе
1. Зарождение германского востоковедения в условиях политической децентрализации и его роль в распространении знаний об Азии.
2. Германия на Востоке – позиция «третьей силы» в конце XIX – первой половине XX вв. и становление германского военно-прикладного востоковедения (О. фон Хентиг и О. Нидермайер). Расистские концепции германского востоковедения межвоенного и военного периода об «арийском братстве» с некоторыми народами Азии.
3. Возрождение германского научного и практического востоковедения в 1950-е – 1970-е гг. Роль государственных и неправительственных структур в развитии связей со странами Востока и научного знания о них (Немецкое исследовательское общество, Немецкая служба академических обменов – ДААД, фонды Фольксвагена, Тиссена, Герды Хенкель и др.).
4. Основные центры научно-прикладного, академического и университетского востоковедения (Восточный институт в Гамбурге, университеты Берлина, Бонна, Кельна, Гейдельберга, Бамберга, Галле, Бохума и др.).
5. Научные направления, школы и лидеры германского востоковедения (арабистика, иранистика, афганистика, индология и др.).
6. Общественные организации востоковедческого профиля и их роль в развитии и распространении востоковедческих знаний (Германская ассоциация исследования Среднего Востока, Рабочая группа по Афганистану и др.).
Цель лекции: характеристика особенностей зарождения и развития германского востоковедения в XVII – первое десятилетие XXI в., международной роли германского опыта изучения Востока в контексте миграции кадров и идей; знакомство студентов с организационной структурой и предметной областью ведущих научных и учебно-образовательных центров востоковедческого профиля.
Ключевые слова: военно-прикладное востоковедение, «арийская» теория этносов и ее использование в германской науке о Востоке, власть, бизнес и востоковедение в Германии (роль фондов Фольксваген и др.), корпоративность и открытость германского востоковедения, полиглотство как феномен германского востоковедения.
ЛЕКЦИЯ № _8_
Тема:«Малые» европейские школы востоковедческого профиля (французская, скандинавская, польская, швейцарская, венгерская и др.).
1. Характеристика основных школ и направлений центрально-/, восточно-/ и северо-европейского востоковедения: кадры, идеи, институты
2. Востоковедение Франции: университеты, научные центры, персоны. Исламоведение и изучение Центральной и Восточной Азии: основные подходы и достижения
3. Изучение Востока в скандинавских странах (на примере Швеции, Норвегии, Финляндии)
4. Востоковедение Венгрии: организационное, тематическое и персональное измерение
Цель лекции: характеристика основных направлений и форм востоковедческого поиска и образования в ряде стран Европы с богатыми традициями в этой области, знакомство с работой ведущих востоковедных центров Франции, Скандинавии, Нидерландов, Швейцарии, Пльши и др.
Ключевые слова: Г. Моргенстьерне, К. Пужоль, А. Биталан, М. Лярюэль, О. Руа, исламизм как предмет исследования, мигрантоведение и антропология Востока, Внутренняя Азия в фокусе европейских востоковедов, Новые Шелковые пути — концепция и прикладной проект, евро-атлантизм — политико-идеологическая основа проектного востоковедения.
ЛЕКЦИЯ № _9_
Тема:Американское востоковедение между наукой и политикой
1. Мессианская внешняя политика США после первой мировой войны и зарождение американского востоковедения. О. Латтимор – пионер междисциплинарного исследования Внутренней Азии.
2. Вторая мировая война и активизация востоковедческой науки и практики в 1940-е – начале 1950-х гг. Р. Фрай – востоковед-энциклопедист.
3. Зарождение основных проблемно-дисциплинарных научных школ («плеяд») американского востоковедения в 1960-е – 1970-е гг. Организационный рост и научно-отраслевая экспансия науки о Востоке в США (Ассоциация азиатских исследований, Азиатское общество и др.). Американские университеты – центры востоковедческой науки и подготовки кадров (Гарвардский, Колумбийский, Принстонский, Стэнфордский и др. университеты и их специализированные востоковедческие центры и программы).
4. Сила и слабость американского востоковедения в 1980-е – начале 2000-х гг.: связь с политикой и экономикой, отраслевая гибкость и др. Материально-финансовая база науки о Востоке (фонды, программы, стипендии и др.). Общественные организации востоковедческого профиля (Ассоциация азиатских исследований, Общество изучения Центральной Евразии и др.) и их роль в интернационализации науки о Востоке. Этнические азиаты и их место в американском востоковедении.
5. Основные концепции и подходы американского востоковедения: энциклопедизм и специализация, «ориентализм» Э. Саида, «столкновение цивилизаций» С. Хантингтона, «Большая Центральная Азия» Р. Кенфилда и Ф. Старра, «Большой Средний Восток».
Цель лекции: показаь особенности, внутрение и внешние факторы зарождения американского востоковедения, неравномерность его развития и возможности быстрой мобилизации средств, кадров и политической воли на наиболее актуальных направлениях востоковедческих исследований; исследовать баланс между научно-академическим, прикладным и учебно-образовательными элементами, специфику кадрового рекрутирования и специально-профессиональной подготовки: охарактеризовать научно-теоретические (концептуальные) основы и информационно-источниковый матенциал американской науки о Востоке.
Ключевые слова: университетское востоковедение, профессиональные ассоциации востоковедческого профиля, «Большая Центральная Азия», «Большой Средний/Ближний Восток», практическая и политическая приоритетность суб-дисциплинарной иерархии и организации востоковедческого знания, евро-атлантизм в развитии науки и экспертизы о Востоке, О. Латтимор, Р. Фрай, Ф. Старр, Р. Скалапино.
ЛЕКЦИЯ № _10
Тема:Восток в фокусе азиатской науки и аналитики. Официальное «историописание» Китая – старейшая отрасль азиатского и мирового востоковедения
1.Традиционное китайское востоковедение до образования КНР.
2. Китайское востоковедение во второй половине XX – начале XXI вв.
3. Особенности изучения Востока в Гонконге и на Тайване.
Цель лекции: показать особенности развития китайской науки о Востоке (включая изучение национальной истории) в Цинскую эпоху, а также эволюцию основных концепций востоковедения в гоминьдановский и социалистический период; познакомить студентов с новыми явлениями в китайском востоковедении конца XX - начала XXI в. (расширение международных связей, перевод ряда работ на иностранные языки). Проанализировать в сравнительной перспективе состояние востоковедения в КНР (в том числе в Гонконге) и на Тайване, а также в Сингапуре и других зонах прроживания и деятельности китайской диаспоры.
Ключевые слова: официальное историописание, цинская, гоминьдановская историография, историография КНР, сингапурская школа «глобальной Азии», влияние китайского научно-образовательного комплекса на изучение Китая и Востока в источниковом, концептуальном и образовательном отношениях, Институт Азии Национального университета Сингапура, Академия общественных наук КНР, китайское регионоведение (синьцзяноведение).
ЛЕКЦИЯ № _11_
Тема:Востоковедение в Индии: из недр британской колониальной школы к великодержавному универсализму
1. Связь индийского востоковедения с британской школой науки о Востоке.
2. Дж. Неру и развитие национальной историографии независимой Индии.
3. Основные центры изучения национальной истории и зарубежной азиатики (университеты, научно-аналитические центры и др. – Университет им. Дж.Неру в Дели, Кашмирский университет в Сринагаре, Центр социальных и культурных исследований в Колкате и др.).
4. Ведущие востоковеды Индии (Махаланобис, М. Хайдар, Варику, А. Патнаик и др.). Новые направления и подходы в индийском востоковедении (изучение Азиатской России и Евразии и др.).
Цель лекции: показать научно-теоретическую, органзационную и кадровую связь индийского и «материнского» британского востоковедения, дать характеристику основных направлений, институтов и программ индийской науки о Востоке, а также лидерского ряда этой дисциплины.
Ключевые слова: британский радж, Дж. Неру, историография касты, религии, политического процесса (партийное строительство и пр.), индийское регионоведение, изучение в Индии евроазиатской проблематики (Институт азиатских исследований в Калькутте).
ЛЕКЦИЯ № _12_
Тема:Востоковедение в Пакистане – от национально-государственной мифологии к многоотраслевому восточному регионоведению
1. История движения за создание Пакистана – первая и основная тема пакистанской гуманитарной науки.
2. Пешаварский университет и его роль в развитии знания о зарубежном Востоке (в т.ч. Центральной Азии, Китае, России).
3. Региональные университеты – центры изучения местных народов и культур (Академия белуджеведения в университете Кветты и др.). Роль государства, армии и разведки в формировании научных концепций и знаний о национальной и зарубежной истории. Институт стратегических исследований и Институт региональных исследований – мозговые центры официальной аналитики и прогностики о Востоке.
Цель лекции: проанализировать особенности зарождения пакистанского востоковедения и его развития в условиях строительства исламизированного государства с военно-авторитарной формой правления; охарактеризовать проблемно-таматический профиль и организационную структуру пакистанской науки о Востоке, показать особую значимость проблематики движения за образование Пакистана в национальной историографии.
Ключевые слова: движение за образование Пакистана, центры региональных исследований (area studies), М.А. Джинна, Пешаварский унверситет, институты стратегических и региональных исследований, исламвкие университеты (в том числе университет Ага-хана), А.Дани и значение исторического наследия Пакистана.
ЛЕКЦИЯ № _13_
Тема:Востоковедение в Афганистане: история без страны – страна без истории?
1. Официальная история и историография в Афганистане в конце XIX – начале XX вв. (Файз Мухаммад и его работы).
2. Общественно-политическая деятельность и научное творчество М.Г.М. Губара в 1920-е – 1970-е гг. («Афганистан на пути истории»).
3. Национальная история и азиатский мир в работах афганских авторов конфликтного времени (1980-е – начало 2010-х гг.).
4. Исследования представителей афганской диаспоры.
Цель лекции: проанализировать причины позднего зарождения афганской национальной историографии на рубеже XIX-XX вв., значение и особенности первой национальной истории Файз Мухаммада, познакомить студентов с обстоятельствами судьбы и творчества ведущего афганского историка XX в. М.Г.М. Губара, дать характеристику новейшей национальной историографии Афганистана и афганской диаспоры.
Ключевые слова: Файз Мухаммад, М.Г.М. Губар, А. Хабиби, А. Арьянфар, Исторической общество, Академия пушту, Центр афганских исследований Кабульского университета, Афганский институт стратегических исследований, империя Дуррани, инкилаб, афганият.
ЛЕКЦИЯ № _14_
Тема:Востоковедение в других странах Азии (Турция, арабский мир, Монголия, Корея, Япония и др.)
1. Арабы – пионеры всемирного историописания. Современные школы арабского востоковедения.
2. Турецкие проекты создания многотомных историй тюркского мира. Современная туркология Турции.
3. Иранская историография о развитии персидского мира и Востока. Фонд иранского наследия и развитие иранистики сообществами диаспоры
4. Евразийская идеология и особенности японского востоковедения.Исламский мир в фокусе японского обществознания
Цель лекции: знакомство студентов с особенностями востоковедения в странах Азии с различной культурно-цивилизационной основой, сравнительный анализ арабской, иранской, турецкой и японской историографической традицией.
Ключевые слова: умма, всемирные истории арабских авторов персидского происхождения, «арийская» теория этносов и культур, пехлевийская, каджарская и новопехлевийская традиции иранского историописания, современное иранское регионоведение, японские концепции развития Азии, японское исламоведение и макрорегионалистика.
ЛЕКЦИЯ № _15_
Тема:Становление востоковедения в Израиле и мировое израилеведение, его связь с гебраистикой и диаспороведением
1. Взаимосвязь религии, науки и политики в изучении истории еврейского народа и государства.
2. Возникновение государства Израиль и израильского научно-аналитического комплекса востоковедческого профиля.
3. Общественно-научные организации по изучению евреев и Израиля (на примере «Сефэра» в России).
Цель лекции: знакомство студентов с одной из древнейших дисциплин науки о Востоке — иудаикой в ее историческом и современном измерениях, а также с комплексной страноведческой дисциплиной — израилеведением, характеристика опыта распространения знаний о евреях и Израиле усилиями израильских и международных общественных и научно-просветительских организаций.
Ключевые слова: иудаика, диаспора, алия, Эрэц Израиль, израилеведение, Сефэр, Открытый университет Израиля.