Можно предположительно поставить диагноз на основании прежде всего жалоб больного: в момент физической нагрузки больной почувствовал сильнейшие боли в верхнем отделе живота, которые можно сравнить с ударом кинжала.
Положение больного на боку с приведенными к животу ногами тоже характерно для перфорации.
В пользу предполагаемого диагноза говорят и результаты исследования живота в акте дыхания передняя брюшная стенка не участвует, пальпация резко болезненна, мышцы брюшного пресса напряжены, положителен симптом Щеткина- Блюмберга.
Дополнительные симптомы
Дополнительно можно проверить симптом сглаженности или отсутствия печеночной тупости, который объясняется поступлением воздуха в брюшную полость через перфоративное отверстие стенки желудка.
Этот симптом определяется практически всегда при перфорации язвы желудка. В отлогих местах можно определить притупление перкуторного звука за счет поступления в брюшную полость жидкого желудочного содержимого. Пальцевое ректальное и вагинальное исследования могут выявить болезненность тазовой брюшины.
Алгоритм оказания неотложной помощи.
1.Исключить энтеральное введение жидкости и пищи; Через рот ничего не даем, так как содержимое желудка поступает в свободную брюшную полость.
2.Введение назогастрального зонда для отсасывания желудочного содержимого.
3.Создать покой, уложить пациента на носилки с согнутыми ногами в коленных и тазобедренных суставах.
4.Холод положить на эпигастральную область. Холод уменьшит боли и развитие воспалительного процесса, поэтому целесообразно его применение на догоспитальном этапе.
5.Вызвать машину скорой медицинской помощи для транспортировки больного в отделение неотложной хирургии;
6.ввести сердечные и дыхательные аналептики по показаниям.
7.При явлениях шока - противошоковая терапия по показаниям.
Анальгетики не вводить! Анальгетики не вводят, так как могут смазать клиническую картину.
Диагностическая и лечебная программа в стационаре.
Выполняют анализы крови и мочи (изменения зависят от сроков заболевания).
При неясной клинической картине проводят дополнительные исследования:
1) обзорную Rо-графия с целью обнаружения «серпа просветления» над печенью;
2) проводиться ФГДС. На ФГДС обнаруживается кровотечение и симптом «ниши»
2)лапароскопию диагностическую.
Лечебная программа.
1.Показана экстренная операция.
2. Подготовка к экстренной операции. Клизму не ставят, частичная санитарная обработка. Подготовка операционного поля проводится перед операцией в
предоперационной или в приемном отделении хирургического отделения.
Операция проводится под интубационным наркозом.
Объем операции зависит от времени с момента перфорации, общего состояния больного, квалификации хирурга, особенностей язвенного анамнеза, характера язвы и т.д.
Премедикация(её объем) зависит от состояния пациента. Промедол 2%-2 мл в/м и 0,1% атропин 1 мл в/м.
2. Практическая манипуляция выполняется согласно алгоритма.
Алгоритм снятия кожных швов
Кожные швы может снимать медицинская сестра в присутствии врача.
4. Захватив узел шва пинцетом, легким потягиванием выводят подкожную часть нити (она белого цвета в отличие от накожной части темного цвета).
5. Подведя острую браншу ножниц под белую часть нити, ее рассекают у поверхности кожи.
6. Удалить нить из тканей пинцетом.
7. Каждый снятый шов кладут на развернутую стерильную салфетку, затем удаляют как отходы класса «Б».
8. После снятия швов линию швов обрабатывают йодонатом и накладывают стерильную повязку.
Задача №14
К фельдшеру ФАП обратился больной, 52-х лет, с жалобами на интенсивные приступообразные боли в поясничной области, иррадирующие в паховую область слева, низ живота, сопровождающиеся частыми, болезненными позывами к мочеиспусканию, сухостью во рту, тошнотой, была однократная рвота. Подобные приступы болей у больного наблюдались дважды в течение последних трех лет.
Объективно: состояние средней тяжести, температура тела 37,4°' Пульс 68 уд./мин. АД 140/90 мм рт.ст. Язык суховат, чистый. Живот мягкий, безболезненный. Почки не пальпируются. Симптом Пастернацкого положительный слева.
Задания
1.Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2.Составьте и обоснуйте алгоритм оказания неотложной помощи.