Цель выборки — достичь максимальной репрезентации исследовательского массива генеральной совокупности объектов, т. е. состав обследуемых по основным параметрам должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.
Достичь строгой репрезентации сложно, поэтому следует строить выборку в соответствии с главными направлениями анализа данных.
Можно не заниматься собственным расчетом выборки, а сослаться на расчеты других исследователей. Например, В.И. Паниотто приводит следующие расчеты репрезентативной выборки с допущением 5-процентной ошибки1:
Объем генеральной совокупности (человек)
100 000
более 100 000
Объем выборки
(человек)
Этот расчет выборки более характерен для массовых социальных явлений, в условиях определенной стабильности и социальной однородности общества.
Сегодня основное внимание науки акцентировано на микросоциальных, социально-психологических процессах, на проблемах микросреды, самореализации личности и т. п., что предполагает умение формировать в качестве единиц наблюдения малые группы респондентов.
Поэтому актуальнее другой путь построения выборки: путь ее логического конструирования, без прямой зависимости с генеральной совокупностью, но, как правило, "логические" выборки не менее репрезентативны. Например, на локально-территориальном уровне диагностики мы использовали при расчете выборки пропорциональное соотношение мужчин и женщин, семейных и холостых, с детьми и бездетных и т. д. Получился следующий объем выборки, апробированный в всесоюзных и российских диагностических обследованиях:
100 респондентов — для городов-миллионеров;
75 респондентов — для крупных городов (300 тыс. — 1 млн);
50 респондентов — для средних городов (100 тыс. — 300 тыс.);
35 респондентов — для малых городов, поселков и сел.
Хорошо апробированной и часто используемой нами в исследованиях является выборка под названием "среднеарифметическая".
По каждому из социально-демографических показателей, относящихся чаще всего к последнему блоку анкеты или интервью — "сведения о вас", отбираются наиболее значимые признаки. Например, стандартная возрастная шкала состоит обычно из 7—8 возрастных групп. Так, для исследования личностно-профессионального развития госслужащих нам важно выделить те возрасты, которые типичны для генеральной совокупности. Например, 3 возрастные категории: молодежь, 30- и 40-летних и пожилых, ближе к пенсионному возрасту. Из шкалы образовательного уровня нам важно выделить 2 признака: среднее специальное и высшее образование. Из профессионально-должностного показателя выделяем три признака, определяющих социальное положение респондентов. По показателю "семейное положение" важен сам факт наличия семьи, поэтому выделяем два признака ("да" и "нет") и т. д.
Затем производим следующие вычисления:
1. Возраст — три признака.
2. Образование — два признака.
3. Социальное положение — два признака.
4. Семейное положение — два признака.
(1 • 3) + (2 • 2) + (3 • 3) + (4 • 2) = 24.
24 человека — минимальная, но достаточная, к тому же обоснованная группа для одного локального опроса. Затем механическим путем отбираются места проведения опроса и умножаются на 24. Например, 24-хЗ, где 3 будет обозначать три организации или три уровня территориального управления (область, город, район) и т. д. Следовательно, выборочная совокупность будет составлять 72 человека.
Подобные конструирования выборки должны отвечать основным требованиям, предъявляемым к ней:
— выборка должна обеспечить в первую очередь качественное представительство изучаемого объекта;
— численность выборки зависит от уровня однородности или разнородности изучаемого объекта: чем более он однороден, тем выборка меньше; чем более он разнороден, тем большее количество признаков надо выделять по каждому показателю, следовательно, выборка будет больше.
Резюме
Объект диагноза всегда находится в процессуальном изменении, поэтому заключения о состоянии объекта выносятся в оценках, с одной стороны, подвижности, изменчивости, неосвоенности, с другой, устойчивости, стабильности, освоенности.
Выделяются три типа диагноза: 1) устанавливающий отклонения объекта от нормы; 2) определяющий принадлежность объекта к тому или иному классу, типу, группе; 3) описывающий объект как уникальное состояние признаков, т. е. его особенности; как правило, диагностическое обследование включает все три типа диагноза.
Способностью к спецификации изменяющихся объектов обладают такие его характеристики, как самоопределение, идентификация, воспроизводство, взаимодействие и т. п. Тем самым из инструмента научного познания диагностика превращается в процедуры преобразования, конструирования практической деятельности.
Диагноз проблемных ситуаций в личностно-профессиональном развитии конкретной сферы деятельности может быть выражен в следующих показателях: степень (уровень) изменчивости, отношение человека к интенсивности изменений; направленность изменений (зоны перемен и максимального влияния), отношение человека к этому; степень и локализация напряженности и потенциальных конфликтных ситуаций; степень и формы активности в зонах напряжения (пассивная, конфликтная, конструктивная); оценка средств, используемых в зонах напряжения (адаптивных, заимствованных образцов и ресурсов извне, создаваемых новых средств на базе собственных ресурсов); оценка приоритетов и отношений человека к изменениям в области ценностных установок (ориентация на изменения или на сохранение).
Принцип дихотомичности диагностической оценки позволяет отследить процесс изменения в худшую или лучшую сторону, т. е. определить основные состояния объекта: формирование; институционально-организованное, упорядоченное состояние, кризис, распад, преобразование, а также вынести "уровневую" оценку (высший, средний, низкий) каждому из состояний.
Предметом диагностики является изучение действия механизмов и факторов, обусловливающих процесс изменения объекта.
Контрольные вопросы и задания
1. Чем отличаются между собой основные концептуальные подходы в диагностике (предметный, проблемный, ситуационный, системно-генетический)?
2. Назовите основные ключевые слова акмеологической диагностики.
3. Назовите поэтапные задачи диагностики. В чем состоит специфика диагностического показателя.
4. Объясните три основных типа диагноза.
5. Сделайте расчет диагностической выборки для какого-либо исследования.
Список литературы
Логика и клиническая диагностика. Компьютерный практикум. М.: Наука, 1994.
Логика и клиническая диагностика. Теоретические основы. М.: Наука, 1994.
Паниотто В.И. Качество социальной информации. Киев, 1986.
Суслова Е.А. Диагностика профессиональной и межличностной коммуникации: соционический подход // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. Ч. 1. М.: РАГС, 2000.
Суслова Е.А. Социокультурная диагностика: теоретико-методологические и прикладные аспекты // Наука о культуре. Итоги и перспективы. Вып. 2. М., 1998.