Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Примечания к Приложению 3



1 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. М.,1995. Т.1. С.291. 2 Уотсон Л. Ошибка Ромео // Жизнь земная и последующая.М., 1991. С. 346. 3 Парацельс Т. Великая астрономия, или Проницательнаяфилософия большого и малого мира // Чаша Гермеса:Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическаятрадиция. М., 1996. С. 305. 4 Одоевский В.Ф. [Беседа с Шеллингом] // О литературе иискусстве. М., 1982. С. 140. 5 См.: Двойрин Г.Б. Единая голографическая информационнаятеория Вселенной. СПб., 1996. С.67. 6 Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета. М., 1991. С.84. 7 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения.М., 1994. С. 248 -- 249. 8 См.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2.М., 1975. С. 132. 9 Из Книги сияния (Зогар) // Знание за пределами науки:Мистицизм, герметизм, астрология, магия в интеллектуальныхтрадициях I -- ХIV веков. 10 См.: Шипов Г.И. Теория физического вакуума: Новаяпарадигма. М., 1993, С.362. 11 См: Рейзема Я.В. Мыслящий Универсум: Фундаментальныекатегории Универсума, технологии общественного разума. М.,1991. 12 См.: Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света:Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М., 1993. 13 Умов Н.И. Собрание сочинений. Т.3. С. 414, 495, 517. 14 См.: Чижевский А.Л. Теория Космических Эр //Циолковский К.Э. Грезы о Земле и Небе. Тула, 1986. С. 424 --427. Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков.СПб., 1914; Арутюнов С.А., Сергеев Д.А. Проблемы этническойистории Берингоморья. М., 1975. Бадер О.Н. Элементы культа светил в палеолите //Древняя Русь и славяне. М., 1978; Бобринской А.А. О некоторых символических знаках,общих первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии. М.,1902; Бессонова С.С. Религиозные представления скифов.К., 1983; Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида. К.,1909; Большой иллюстрированный атлас первобытного человека.Прага, 1982; Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. М., 1996; Встране легенд. М., 1972; Виноградов Н. Соловецкие лабиринты, ихпроисхождение и место в ряду однородных памятников. Соловки,1927; Вуд Дж. Солнце, Луна и древние камни. М., 1981; Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.Вс. История происхождения индоевропейскихязыков // В мире науки. 1990. No5; Голан А. Миф и символ. М., 1993; Галич М. История доколумбовых цивилизаций. М.,1990; Гусева Н.Р. Индуизм: История формирования.Культовая практика. М., 1977; Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень: Из историидревних лапландцев. Мурманск, 1982; Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянскоймифологии. Н.Новгород, 1995; Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаментеДревней Руси // Советская археология. 1960. No4; Доронин А.И. Руси волшебная палитра. М., 1992;Древние цивилизации. М., 1989; Древний мир на Юге России:Изборник источников. М., 1918; Древности Прикамья. М., б/г;Древность: Арьи. Славяне. М., 1996; Древняя Сибирь. Л., 1976; Ельницкий Л.А. Знания древних о северных странах.М., 1961; Зарубин Л.А. Солнце и зори в праславянском иславянском изобразительном искусстве // Советскоеславяноведение. 1975. No1; Зданович Г.Б. Аркаим: арии на Урале // Фантастика инаука. Вып. 25. М., 1992. Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма.Воспоминания о художнике. Л., 1970; Иллюстрированная историярелигии в 2-х томах. М., 1992; Иллюстрированный мифологическийсловарь. СПб., 1994; Культура Русского Севера. Л., 1988; Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытнаяэпоха человечества. М., 1876; Липинская Я., Марциняк. Я. Мифология Древнего Египта. М., 1983; Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологическойсимволики в индоевропейских языках: Образ мира и мир образов.М., Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Н.Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата., 1985; 1996; Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956; Медоев А.Г. Гравюры на скалах. Ч.1. Алма-Ата, 1979; Морозов И.В. Таинственным путем Гермеса. Минск,1994; На Непрядве. М., 1980; Наука и религия (журнал). 1991 --1997; Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956; Никитин А.Л. Распахнутая земля, или Путь черезлабиринт. М., 1973; Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея:Пермский звериный стиль. Пермь, 1988; Образ -- смысл в античномискусстве. М., 1990; Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М.,1985; Рапов О.М. Знаки Рюриковичей и символ сокола //Советская археология. 1968. No3; Русский рисованный лубок концаХVIII -- начала ХIХ века. М., 1992; Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987; Саватеев Ю.А. Наскальные рисунки Карелии.Петрозаводск, 1983; Седов В.В. Восточные славяне в VI -- ХIII вв. М.,1982; Словарь античности. М., 1989; Толстой И.И. О русских амулетах, называемыхзмеевиками // Записки русского археологического общества. Т.3.Вып. 3/4; СПб., 1888; Филип Ян. Кельтская цивилизация. Прага, 1961; Хокинс Дж. Кроме Стоунхенджа. М., 1977; Чарнолусский В.В. В краю летучего камня. М., 1972; Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийскогоматериализма. М., 1961; Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы.К., 1995; Он же. Космические тайны курганов. М., 1990; Эпохабронзы лесной полосы СССР. М., 1987. 1 Карамзин Н.М. История государства Российского, вдвенадцати томах. Т.I. М., 1989. С.31. 2 См.: Мыльников А.С. Картина славянского мира: взгляд изВосточной Европы. Этногенетические легенды. Догадки.Протогипотезы ХVI -- ХVIII века. СПб., 1996. 3 Тредиаковский В.К. Полное собрание сочинений в трехтомах. Т.3. СПБ., 1849. С. 378. 4 Ломоносов М.В. Древняя российская история от началароссийского народа до кончины великого князя Ярослава Первогоили до 1054 года. СПб, 1766. С. 13. 5 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.Ч.I. М., 1876. С. 217. 6 См.: Самоквасов Д.Я. Происхождение русского народа. М.,1908. С. 8. 7 Учение. Пятикнижие Моисеево. Серия "От Бытия доОткровения". М., 1993. С.66. 8 Вишну- Пурана. СПб., 1995. С.12. 9 См.: Крылова Л.П. Керносовский идол (стела) // Энеолит ибронзовый век Украины. Киев, 1976; Шилов Ю.А. Мифы о"космических странниках" и календарная служба Европы V -- Iтысячелетия до н.э. // Историко-астрономические исследования --1991. М., 1992. Он же. Прародина ариев: История, обряды и мифы.Киев, 1995. 10 См.: Розанов В.В. Из восточных мотивов // В миренеясного и неразрешенного. М., 1995. С.346. 11 Доленга-Ходаковский З. Разыскания касательно русскойистории // Вестник Европы. 1819. No20. С. 284. 12 Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1.М., 1995. С. 359. 13 Вернадский Г.В. Древняя Русь. М., 1996. С. 283. 14 Цит. по: Лосев А.Ф. Теогония и космогония // Мифологиягреков и римлян. М., 1996. С. 784, 786. 15 Снорри Стурлусон. Круг земной. М., 1980. С.11. 16 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С.53. 17 См.: Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С.403. 18 Цит. по: Коккьяра Дж. История фольклористики в Европе.М., 1960. С. 378. 19 См.: Повести временных лет (Лаврентьевская летопись).Арзамас, 1993. С.39. 20 См.: Памятники старинной русской литературы. Вып. З.СПб., 1862. С. 18. 21 См.: Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского иапокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русскойлитературе. М,. 1897. С. 118. 22 См.: Памятники старинной русской литературы. Вып.3.СПб., 1862. С. 18, 19. 23 См.: Федоров Ф.Н. Собрание сочинений в четырех томах.Т.I. М.,1995. С. 226, 204, 205, 243. 24 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863.С. 349. 25 См.: Елачич Е.А. Крайний Север как родина человечества.СПб., 1910. 26 См.: Струнина М. Где жили гипербореи? // Техника --молодежи. 1984. No10; Нейман В. Арктида -- легендарная страна// Там же; Темкин Г. Колыбель под семью звездами // Дорогамитысячелетий. Сб. исторических очерков и статей. Кн.2. М., 1988;Дугин А. Гиперборейская теория. М., 1993; Генон Р. Атлантида иГиперборея; Асов А. Времена Святогора; Константоновский А.Златые крылья прародины; Лазарев Е. Желанный берег изгнанных израя; Рыжов Э. Огненный меч с юга // Наука и религия. 1994. No9;Струнина М. Где Атлант небо держал; Грицков В. Гибель Седьмогоконтинента // Чудеса и приключения. 1995. No2; Жарникова С.В.Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. М.,1996; Громов В.Е. Вавилон найден. На Севере // Российскаягазета. 1996. 18 октября. 27 См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания в трех томах.Т.I. М., 1961. С.80, 92 -- 93; Святский Д.О. Под сводомхрустального неба: Очерки по астральной мифологии в областирелигиозного и народного мировоззрения. СПб., 1913. С. 39. 28 Полное собрание русских летописей. Т.31. М., 1968.С.11. 29 Цит.по: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческомразвитии. М., 1957. С. 405. 30 См.: Леббок Дж. Доисторические времена, или Первобытнаяэпоха человечества. М., 1876. С. 33 -- 35. 31 Страбон. География. М., 1994. С.106. 32 Древнегреческий текст Сивиллиных книг и перевод стихов97 -- 157, где приводится история титанов, даны в Приложении Iк кн.: Гаркави А.Я. О первоначальном обиталище семитов,индоевропейцев и хамитов. СПб., 1872. С.113 -- 118. Известныиные -- более поздние и христианизированные -- версиизнаменитых книг (см.: Книги Сивилл. М., 1996). 33 См.: Словарь русского языка XI -- XVII вв. Вып. 8. М.,1981 С.14, 72. 34 Плутарх. Об Исиде и Осирисе // Вестник древней истории.1977. No4. С.243. 35 Макушев В. Сказания иностранцев о быте и нравах славян.СПб., 1861. С. 82. 36 Ковалевский А.П. Книга Ахмера ибн-Фалдана о егопутешествии на Волгу в 921 -- 922 гг. (Статьи, переводы икомментарии). Харьков, 1956. С.139. 36-а Цит. по: Лосев А.Ф. Античная мифология в ееисторическом развитии. С.420. 37 Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта Северногокрая. Т. 2. СПб., 1902. С.103. 38 Ломоносов М.В. Избранные произведения в двух томах.Т.1. М., 1986. С. 424. 38-а Цит. по: Хэнкок Г. Следы Богов. М., 1997. С 15 -- 16. 39 Литература Древнего Востока. Иран, Индия, Китай(тексты). М., 1984. С. 196 -- 197. 40 Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972. С. 124 --125. 40-а Чертков А.Д. О языке пеласгов, населявших Италию, исравнении его с древле-словенским // Временник императорскогоМосковского общества истории и древностей российских. Кн. 25.М.,1857, С. 58 -- 59. 41 Пиндар. Геракл Гиперборейский // Оды. Фрагменты. М.1980. С.20-21. 42 См.: Лукиан. Собрание сочинений в двух томах. Т.2.М.-Л., 1935. С. 328 -- 329. В жизнеописаниях Пифагорасодержатся намеки о его связях с Гипербореей: Пифагор общался сгиперборейцами, а ученики именовали его АполлономГиперборейским (см.: Ямвлих. Жизнь Пифагора // Человек. 1997.No3.). 43 См.: Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М., 1957. С.63 -- 86. 44 См.: Толстой И.И. О русских амулетах, называемыхзмеевиками // Записки Русского археологического общества. СПб.,1888. Т.3. Вып.3/4. 45 См.: Рапов О.М. Знаки Рюриковичей и символ сокола //Советская археология. 1968. No3. 46 См.: Мифы индейцев Южной Америки. СПб., 1994. С. 155 --157, 305. 47 Песни, собранные П.В.Киреевским. Вып.4. М., 1862. С.17. 48 См.: Срезневский И.И. Исследование о языческомбогослужении древних славян. СПб., 1848. С. 29. 49 См.: Денисова И. М. Вопросы изучения культа священногодерева у русских. М., 1995. 50 См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 245 --285. 51 Костомаров Н.И. Славянская мифология. Киев, 1847. С.41. 52 Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. Т.З. Петрозаводск,1864. С.321. 53 См.: Анучин Д.Н. К истории ознакомления с Сибирью доЕрмака. Древнее русское сказание "О человецех незнаемых вВосточной стране" // Древности. Труды Московскогоархеологического общества. Т.14. М., 1890. С. 232 -- 233. 54 См.: Эрбен (Ербен) К.Я. О славянской мифологии. (Письмок А.Ф.Самарину). // Русская беседа. 1857. Кн.4. С.82. 55 См.: Афанасьев А.Н. Несколько слов о соотношении языкас народными поверьями // Происхождение мифа. Статьи пофольклору, этнографии и мифологии. М., 1996. С. 206 -- 207,391. 56 См.: Ларин Б.А. Об архаике в семантической структуреслова (яр -- юр -- буй) // Историярусского языка и общее языкознание (Избранные работы). М.,1977. С. 90-91. 57 См.: Афанасьев А.Н. Языческие представления обОстрове-Буяне // Временник императорского Московского обществаистории и древностей российских. Кн.9. М., 1851; Он же.Поэтические воззрения славян на природу. Т.2. М., 1868. С.132-- 133. 58 Соболев А. Обряд прощания с землей перед исповедью(заговоры и духовные стихи). Владимир, 1914. С. 17 -- 24. 59 См.: Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности.Т.1. М., 1897. С.209. 60 Русские заговоры. М., 1993. С.125. 61 Те немногие былины, которые удалось записать вМалороссии, посвящены "младшим богатырям" и близки кисторическим песням (См.: Веселовский А.Н. Южнорусские былины.Т.1-2. СПб., 1881 -- 1884). 62 Великорусские сказки в записях И.А.Худякова. М.-Л.,1964. С.194. Более поздний сокращенный вариант, записанный втех же местах, интересен изменением и самого имени героини --Снежурочка (см.: Песни и сказки пушкинских мест. М., 1979.С.183 -- 184). 63 Мережковский Д.С. Атлантида -- Европа: Тайна Запада.М., 1992. С.194 -- 195. 64 См.: Толстой И.И. Остров Белый и Таврика на ЕвксинскомПонте. Пг., 1918. 65 См.: Памятники отреченной русской литературы. Т.2. СПб,1863. С. 78 -- 92. 66 Полное собрание русских летописей. Т.6. СПб., 1853. С.88 -- 89. 67 Клюев Н.А. Письма к Н.Ф.Христофоровой-Садомовой, Томск,сентябрь -- начало октября 1936 г. // Новый мир. 1988. No8. С.196. 68 См., напр.: Куратов А.А. О каменных лабиринтах СевернойЕвропы: Опыт классификации //Советская археология. 1970. No 1. 69 См.: Святский Д.О. Соловецкие лабиринты и культ Солнца.// Мироведение, Т.17. 1928. No2. С. 114 -- 115. 70 См.: Шейн П.В. Великорусс в своих песнях, обрядах,обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. СПб., 1900. Т.1.Вып.1. С.348. 71 См.: Фролов Б.А. Происхождение календаря. // Календарьв культуре народов мира. М., 1993. С. 17, 36. 72 См.: Эпоха бронзы лесной полосы СССР. М., 1987. С. 192,210, 211, 233, 245, 425 и др.; Эпоха бронзы Кавказа и СреднейАзии: Ранняя и средняя бронза Кавказа. М., 1994. С. 19, 40,267, табл. VII и др. 73 Гурина Н.Н. Время, врезанное в камень. Мурманск, 1982.С.105. 74 Священник А.Грандилевский. Родина Ломоносова (вдоисторические времена). // Известия Архангельского обществаизучения Русского Севера. 1909. No 12. С.39. 75 См.: Стингл М. Индейцы без томогавков. М., 1978. С. 141-- 142. 76 См.: Симченко Ю.Б. Тамги народов Сибири XVII века. М.,1965. С. 38, 137, 139, 141 и др. Здесь же приведены тамги ввиде трезубцев (С.41, 179) и свастики -- еще одного древнегосакрального символа Солнца (С. 114, 115, 165). Последнее,кстати, вопреки утверждениям фашистских идеологов,неопровержимо доказывает неарийское (неиндоевропейское)происхождение свастики, широко распространенной также у саамов(лопарей), единственного непришлого северного народа, издревлеживущего за полярным кругом с доисторических и гиперборейскихвремен. 77 См.: Иванов С.В. Орнамент народов Сибири какисторический источник. М.-Л., 1963. С.464 -- 473. 78 См.: Фробениус Л. Детство человечества. СПб., 1910.С.303. 79 Генон Р. Символы священной науки. М., 1997. С. 137 --141. 80 См.: Цицерон. О природе богов // Философские трактаты.М., 1985. С. 175. 81 См., напр.: Кейпер Ф.Б.Я. Космология и зачатие // Трудыпо ведийской мифологии. М., 1986; Слингер П., Дуглас Н. Тайныпола. М., 1993. 82 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5.М.-Л., 1962. С.36. 83 Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова. СПб.,1994. С. 15 -- 16. 84 См.: Иловайский Д.И. Собиратели Руси(Московско-литовский период, или Собиратели Руси). М., 1996.С.165 -- 166. 85 См.: Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.С.40. 86 См.: Гальковский Н.М. Борьба христианства с остаткамиязычества в Древней Руси. Т.1. Харьков, 1916. С.51. 87 Путевые заметки Эриха Лассоты, отправленного римскимимператором Рудольфом к запорожцам в 1594 г. Спб., 1873. С. 22-- 23. 88 См.: Никольский Н.М. Этюды по истории финикийскихобщинных и земледельческих культов. Минск, 1947. С. 168 -- 169. 89 См.: Яншина Э.М. Формирование и развитиедревнекитайской мифологии. М., 1984. С. 34. 90 См.: Фурдуй Р.С., Швайдак Ю.М. Прелесть тайны. Киев,1992. С. 9-37. 91 Никифоров А.И. Просто о Севере: Впечатления. Думы.Встречи // Русский эротический фольклор. М., 1995. С. 524. 92 См.: Пискарев А.И. О местонахождении каменных баб вРоссии // Записки императорского археологического общества,Т.3. СПб., 1851. Норцов А.Н. Древнейшая история Тамбовскогокрая по греческим писателям. Тамбов, 1901. Уваров А.С. Сведенияо каменных бабах (с 40 рис.) // Сборник мелких трудов, Т.2. М.,1910. 93 См.: Сумцов Н.Ф. Культурные переживания: 186.Религиозно-мистическое значение каменных баб // Киевскаястарина. 1890. No7. 94 См.: Казанский Н.Н. К этимологии теонима Гера //Палеобалканистика и античность. М., 1989. С. 54 -- 58. 95 См.: Гусева Н.Р. Арктическая родина в Ведах //Древность: Арьи, Славяне. М., 1996. С. 8-9. 96 Цит.: Тураев Б.А. Бог Тот: Опыт исследования в областиистории древнеегипетской культуры. Лейпциг, 1898. С.95. 97 Б.А.Тураев приводит список из 170 (!) различныхэпитетов Тота-Гермеса. См.: Там же. С.167 -- 175. 98 См.: Вико Д. Основания новой науки об общей природенаций. Л., 1940. С. 50. 99 Плутарх. Моралии // Вестник древней истории. 1978. No1.С. 239. 100 См.: Церен Э. Лунный Бог. М., 1976. С. 208 -- 209. 101 Цит. по : Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый годсказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа.Смоленск, 1995. С.53. 102 См.: Ермолов А.С. Народное погодоведение. М., 1995. С.264, 265 и сл. 103 См.: Богораз-Тан В.Г. Чукчи. Т. 2. Л., 1939. С. 130. 104 См.: Славянские древности: Этнолингвистическийсловарь. Т.1. М., 1995. С. 498 -- 500. 105 Цит. по: Рабинович Б.Л. Алхимия как феноменсредневековой культуры. М., 1979. С. 323. И далее следуетфилософская расшифровка: "4. Солнце -- его отец. Луна -- матерьего. Ветер вынашивает его во чреве своем. Земля вскармливаетего. 5. Единое, и только оно, -- первопричина всяческогосовершенства -- повсеместно, всегда. 6. Мощь его естьнаимощнейшая мощь -- и даже более того! -- и явлена вбезграничии своем на земле ..." (Там же. С. 324). 106 См.: Гомеровские гимны: III К Гермесу // Античныегимны. М., 1988. 107 Платон. Тимей // Сочинения в трех томах. Т.3. Ч.1. М.,1971. С.463. 108 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С.39. 109 Цит. по: Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб.,1914. С. 385. 110 См.: Никольский Н.М. Происхождение и историябелорусской свадебной обрядности. Минск, 1956. 111 См.: Болсуновский К.В. Жертвенник Гермеса-Световида:Мифологическое исследование. Киев, 1909. 112 См.: Зелинский Ф.Ф. Гермес Трижды-Великий // Из жизниидей. Т.З. СПб., 1907. С.90. 113 Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М. 1992 С.99. 114 Мюллер М. Сравнительная мифология // Летописи русскойлитературы и древности. Т.5. М., 1863. С. 75. 115 Буслаев Ф.И. Волот Волотович // Исторические очеркирусской народной поэзии и искусства. Т.1. СПб, 1861. С. 455 --469. 116 Младшая Эдда. Л. 1970. С. 24 -- 25. 117 Бессонов П.А. Калики перехожие. Ч.1. Вып.2. М., 1861.С.340. 118 Голубиная книга: Русские народные духовные стихи XI --XIX веков. М., 1991. С. 36. 119 См.: Максимович М.А. В каком веке жил Илья Муромец?//Собрание сочинений в трех томах. Т.1. Киев, 1876. 123 -- 126. 120 Илья Муромец. М., 1958. С. 13. 121 Беломорские былины, записанные А.Марковым. М., 1901.С.307 -- 309. 122 Онежские былины, записанные А.Ф.Гильфердингом. 2-еиздание. Т. 1. СПб., 1894. С.5. 123 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 2-е издание. Т.1. М.,1909. С.9. 124 Великорусские заклинания. Сборник Л.Н.Майкова.СПб.,1994. С.15. 125 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. 1-е издание. Ч.1. М.,1861. С. 40 -- 41. 126 См.: Стасов В.В. Происхождение русских былин //Вестник Европы. 1868. No 3. С. 225 -- 262. 127 Бессонов П.А. Заметка // Песни, собранныеП.Н.Рыбниковым. Т.2. М.,1861. С. СХХХ. 128 Бессонов П.А. Заметка // Песни, собранныеП.В.Киреевским. Вып. 4. М., 1862. С. СXXIX. 129 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарьв пяти томах. Т. 1. М., 1995. С. 195. 130 См.: Янчук Н.А. К вопросу об отражении апокрифов внародном творчестве // Известия отделения русского языка исловесности (ИОРЯС). 1907. Т.12. Кн.1. С. 138 -- 143. 131 Цит. по: Порфирьев И.Я. Апокрифические сказания оветхозаветных лицах и событиях. Казань, 1872. С. 203 -- 204. Часть 2 1 См.: Чаттопадхьяя Д. Локаята даршана: История индийскогоматериализма. М., 1961. С.327. 2 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.Ч.1. М., 1876. С.593. 3 Цит. по: Алмазов А.И. Тайная исповедь в православнойвосточной церкви. Т.3. Одесса. 1894. С.153. 4 Цит. по: Новомбергский Н. Колдовство в Московской РусиXVII столетия. СПб., 1906. С.76. 5 См.: Барсов Н.И. К литературе об историческом значениирусских народных заклинаний// Русская старина. 1893. No 1.С.217. 6 Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т.3. М., 1981.С.291. 7 См.: Миролюбов Ю. Риг-Веда и язычество// Собраниесочинений. Т.4. Мюнхен, 1981. С.138 -- 139, 173. 8 См.: Фаминцын А.С. Божества древних славян. СПб., 1884.С.142. 9 Глинка Г.А. Древняя религия славян// Мифы древнихславян. Саратов, 1993. С.112. 10 Касторский М. Начертания славянской мифологии. СПб,1841. С.121. 11 См.: Эпштейн М.П. Учение Якова Абрамова в изложении егоучеников// Логос. Л., 1991. С.245 -- 252. 12 См.: Сторожевы А. и В. Россия во времени. Кн.1. Древняяистория сибирских и славянских народов. Сургут -- Москва. 1997.С.21. 13 Элиаде М. Космос и история. М., 1987. С.29. 14 См., напр.: Махабхарата. Книга третья. Лесная(Араньякапарва). -- М.: Наука, 1987. С.22 -- 23. 15 См., напр.: Плутарх. Застольные беседы. М., 1990.С.198, 488. 16 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.Т.2. М., 1876. С.291. 17 См.: Васильев М.А. "Хорс жидовин": древнерусскоеязыческое Божество в контексте проблем Khazaro-Slavica//Славяноведение. 1995. No 2. 18 См.: Срезневский И.И. Об обожании Солнца у древнихславян// Журнал министерства народного просвещения. Ч.51. 1846.С.36 -- 37. 19 Колчин А. Верования крестьян Тульской губернии//Этнографическое обозрение. 1899. N 3. С.4-6. 20 См.: Шепинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1849. 21 См.: Русские Веды. М., 1992. С.298, Баженова А.И.Солнечные боги славян// Предисловие к кн.: Мифы древних славян.Саратов, 1993. С.13. 22 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. С.246. 23 См.: Иванов Вячеслав. Пролегомены о демонах: Лик иличины России// Собрание сочинений. Т.3. Брюссель, 1979. С.245. 24 См.: Ошар П. Символ креста// Атеист. 1927. No 16.Оттиск данного номера журнала, содержащий тематическую подборкуиз нескольких переводных статей, обосновывающих в том числе и"огненные корни" символа креста, был также издан в видеотдельной брошюры под названием "История креста". 25 См.: Потебня А.А. О некоторых символах в славянскойнародной поэзии// Слово и миф. С.290-291, 296, 299. 26 Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, суеверияи поэзия. М., 1880. С.70. 27 Календарные обычаи и обряды в странах ЗарубежнойЕвропы: летне-осенние праздники. М., 1978. С.186. (Интересно,что Моравия -- это название исторической чешской области, ирека Морава -- производные от того же общеиндоевропейскогокорня "мор", от которого образовано и слово "Морена"). 28 Цит. по: Иванов И. Культ Перуна у южных славян//Известия Отделения русского языка и словесности (ИОРЯС). 1903.Кн.4. С.152. 29 Сумцов Н.Ф. О народных воззрениях на новорожденногоребенка// Журнал министерства народного просвещения. Ноябрь1880. Ч.212. С.92 -- 93. 30 См.: Кейпер Ф.Б.Я. Космогония и зачатие// Труды поведийской мифологии. М., 1986. Аналогичные выводы получены в результате новейшихпсихологических исследований с помощью ЛСД (см.: Гроф С. Запределами мозга. М., 1993; Он же. Области человеческогобессознательного. М., 1994). 31 См.: Блок А.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т.5.М.-Л., 1962. С.36. 32 См.: Великорусские заклинания. Сборник Л.Н. Майкова.СПб., 1994. С.15 -- 16. 33 См.: Телегин С.М. Мифология восточных славян. М., 1994.С.25. 34 См.: Зарубин Л.А. Сходные изображения Солнца и зари уиндоарийцев и славян// Советское славяноведение. 1971. No 6.С.72; Свирин А.Н. Древнерусская миниатюра. М., 1950. С.23. 35 См. илл. в кн.: Петровский Н.С., Белов А.М. СтранаБольшого Хани. М., 1973. С.388 -- 389. 36 См.: Ефименко П. О Яриле, языческом Божестве русскихславян. СПб., 1869. С.9. 37 См.: Элиаде М. Космос и история. С.66 и последующие. 38 Отсюда же вытекает понятие значительного временногоотрезка -- "Эра" (из латинского языка) и представление овоздушной стихии, откуда через греческую основу "аэр" возникломножество словесных новообразований, начинающихся с "аэро-". 39 См.: Русская ономастика и ономастика России. Словарь.М., 1994. С.287. 40 См.: Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифологияславян. Ростов н/Д, 1996. С.82 -- 91. 41 См.: Шилов Ю.А. Прародина ариев: История, обряды, мифы.Киев, 1995. 42 См.: Шилов Ю.А. Космические тайны курганов. М., 1990.С. 255 -- 257. Автор проводит аналогии между шумерскимипредставлениями о мироздании и сходными (по композиции)изображениями на стенах могильника кургана Солнца и шумерскихпечатях. Не вызывает сомнения общность космологическихпредставлений. Кроме того, имеются бесспорные свидетельства опрямых контактах, в частности, при раскопках в южнорусскихстепях были обнаружены предметы шумерского происхождения. 43 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян наприроду. Т.3. М., 1869. С.196 -- 197. 44 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.Т.3. М., 1869. С.206 -- 207. 45 См.: Сумцов Н.Ф. Религиозно-мифическое значениемалорусской свадьбы. Киев, 1885. 46 Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен.Ч.2. М., 1879. С.269. 47 Рукописи графа А.С.Уварова. Т.2. СПб., 1858. С.122 --123. 48 См.: Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С.163-- 164. 49 См.: Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в десятитомах. Т.3. М., 1957. С.456. 50 Надеждин Н.И. О русских народных мифах и сагах, вприменении их к географии и особенно к этнографии русской//Русская беседа. 1857. No 3. С.5. 51 Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русскогонаселения северо-западного края. Т.2. СПб., 1893. С.178. 52 Мифология древнего мира. М., 1977. С.341. Подобные вопросы были распространены не только виндоевропейской, но и в иных культурах. Так, в знаменитых"Вопросах к небу" древнекитайского поэта Цюй Юаня (IV-III вв.до н.э.) спрашивается: Каков был довременный мир -- Чей может высказать язык? Кто Твердь и Землю -- "Верх и Низ" -- Без качеств и без форм постиг? Во тьме без дна и без краев Свет зародился от чего?.. 53 Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М.,1988. С.301 -- 302. 54 См.: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.41 --42. 55 Уоллис Бадж Е.А. Путешествие души в царстве мертвых:Египетская Книга мертвых. М., 1995. С.197 -- 198. 56 Франк-Каменецкий И.Г. Адам и Пуруша: Макрокосм иМикрокосм в иудейской и индийской космогонии// Памяти академикаН.Я. Марра. М.-Л., 1938. С.466 -- 467. 57 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М., 1863.С.448. 58 Песни русских сектантов мистиков// Запискиимператорского Русского географического общества по отделениюэтнографии. Т.35. СПб., 1912. С.49. 59 Там же. С.119. 60 См.: Панов И. Ересь жидовствующих// Журнал министерстванародного просвещения. 1877. Ч. 189 -- 190 (январь -- март);Казакова Н.А., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движенияна Руси. М.-Л., 1955. 61 См.: Соболевский А.И. Литература жидовствующих//Переводная литература Московской Руси XIV -- XVII века. СПб.,1903; Келтуяла В.А. Курс истории русской литературы. Ч.1. Кн.2.СПб., 1911; Пыпин А.Н. История русской литературы. Т.1-2. СПб.,1902; Сперанский М.Н. История древней русской литературы. М.,1914; Тихонравов Н.С. Древняя русская литература// Сочинения втрех томах. Т.1. М., 1898. 62 Цит. по: Соболевский А.И. Указ. соч. -- С.409 -- 410. 63 Святский Д.О. Астрономическая книга "Шестокрыл" на РусиXV века. -- Мироведение, 1927, т.16. -- С.68. 64 См.: Башем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977. С.513-- 515. 65 См.: Воеводский Л.Ф. Каннибализм в греческой мифологии.СПб., 1874. С.281. 66 Волошин М.А. Лики творчества. Л., 1988. С.110. 67 См.: Сумцов Н.Ф. Мышь в народной словесности//Этнографическое обозрение. 1891. No 1. С.91. 68 См.: Сумцов Н.Ф. Писанки. Киев, 1891. С.32 -- 36.Автор, известный русский профессор-этнограф, отмечаетповсеместность распространения пятиконечной звезды(пентаграммы) в прошлом у различных народов: на Королинскихостровах пятиугольные звезды выкалывались в виде татуировок; вМарокко используются как амулеты; лопари в тундре метятзвездами оленей; в Древнем Риме и Византии их выбивали нащитах; находят пентограммы и на доисторических мечах. Точно также свастику, помимо индоарийцев, использовали монголы, тибетцы,финикийцы, этруски, финны. Выводы ученых прошлого векаподтверждаются и дополняются современными исследованиями. Так,израильский историк А.Голан, издавший свод древнейшейсимволики, приводит многие десятки изображений свастики изкультур эпохи неолита, энеолита, бронзы и железного века, атакже взятые из различных периодов истории народов Индии,Ирана, Кавказа, Древней Азии, Европы, Сибири, доколумбовойАмерики и т.д. Аналогичным образом пятиконечная звездавстречается у древних народов Малой Азии, Шумера, Крита,Египта, Ирана, Грузии, Осетии, Испании, Чехии, Словакии,Венгрии, России. Примерно тот же ареал распространения и ушестиконечной звезды, которая, по мнению израильскогоисследователя, стала специфическим еврейским символомсравнительно недавно; он был заимствован иудейскими идеологамии стал использоваться как самостоятельный еврейский символ неранее 12 -- 14 вв. (см.: Голан А. Миф и символ. М., 1893. С.119-- 122; 148 -- 153; рис.212 -- 234; 316 -- 327). 69 Цит. по: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян наприроду. Т.1. М., 1865. С.535 -- 536. 70 См.: Коробко Н.И. Образ птицы, творящей мир, в русскойнародной поэзии и письменности// Известия отделения русскогоязыка и словесности императорской академии наук. 1909. Т.14.Кн.4. С.185. 71 Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Издание второе. Т.3.М., 1910. С.186. 72 Цит. по: Сумцов Н.Ф. Очерки истории южнорусскихапокрифических сказаний и песен. Киев, 1888. С.23. Аналогичнуюкосмогоническую легенду, но из другого списка приводитА.Н.Афанасьев во 2-м томе "Поэтических воззрений славян наприроду". С.463. 73 См.: Смоленский этнографический сборник (составилВ.Н.Добровольский). Ч.1.СПб., 1891. С.229 -- 230. 74 Там же, с.235. 75 Этнографическое обозрение. 1909. No 2. С.171 -- 172. 76 См.: Булашев Г.О. Украинский народ в своих легендах ирелигиозных воззрениях и верованиях. Вып. 1: Космологическиеукраинские народные воззрения и верования. Киев, 1909. 77 Украинские сказки в двух книгах. Кн.2. М., 1993. С.14. 78 См.: Веселовский А. К вопросу о дуалистическихкосмогониях// Этнографическое обозрение. 1890. No 2. С.43. 79 См.: Уваров П.С. Алконост// Сборник мелких трудов. Т.1.М., 1910. С.304 -- 305. 80 См.: Словарь античности. М., 1989. С.264. 81 С.: Успенский Б.А. Вопрос о сирийском языке вславянской письменности: почему дьявол может говоритьпо-сирийски?// Избранные труды. Т.2. Язык и культура. М., 1994.С.49 -- 50. 82 Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981.С.476 -- 477. 83 Соколов М.И. Феникс в апокрифах об Енохе и Варухе.СПб., 1904. С.8-9. 84 Цит. по: Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1965. С.150. 85 Лосев А.Ф. Олимпийская мифология в еесоциально-историческом развитии// Труды Московскогогосударственного педагогического института им. В.И.Ленина.Т.72. Вып.3. М., 1953. С.47. 86 Подробнее о древнерусских свастиках, восходящих кдоиндоевропейским временам, см.: Жарникова С.В. Древние тайныРусского Севера// Древность: Арьи. Славяне. М., 1996. СтарожилыСевера рассказывают, что в годы войны специальныеуполномоченные НКВД добирались до самых глухих деревень сединственной целью: изъять и уничтожить традиционные рубахи,передники, полотенца и т.п., на которых испокон вековвышивались свастики. 87 См.: Бобринской А.А. О некоторых символических знаках,общих первобытной орнаметике всех народов Европы и Азии// ТрудыЯрославского областного съезда исследователей истории идревностей Ростово-Суздальской области. М., 1902. 88 См.: Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.С.469. 89 См.: Миролюбов Ю. Собрание сочинений. Т.6. Русскаямифология. Мюнхен, 1982. С.51 -- 52. 90 См.: Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила.Т.2. М., 1993. С.297 -- 299. 91 Снегирев И.М. Русские простонародные праздники исуеверные обряды. Вып. 2. М., 1838. С.68 -- 69. 92 См.: Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913. С.181 -- 182. 93 См.: Дмитриева С.И. Фольклор и народное искусстворусских Европейского Севера. М., 1988. С.57. 94 Цит. по: Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателейо славянах и русских (с половины VII века до конца X века поР.Х.). СПб., 1870. С.125. 95 См.: Словарь русского языка XI -- XVII вв. Вып.7. М.,1980. С.231, 242. 96 См.: Славянские древности: Этнолингвистический словарьв пяти томах. Т.1. М., 1995. С.314 -- 315. 97 См.: Гумилев Л.Н. Бон (древняя тибетская религия)//Древний Тибет. М., 1996. С.274. 98 См.: Славянский фольклор: Тексты. М., 1987. С.184. 99 Плотин. Эннеады, III 8, 10// Антология мировойфилософии. Т.1. Ч.1. М., 1969. С.551. 100 См.: Костомаров Н.И. Славянская мифология. М., 1995.С.5. 101 Ткаченко Г.А. Госмос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в"Люйши чунцю". М., 1990. С.40,47. 102 См.: Двойрин Г.Б. Единая голографическаяинформационная теория Вселенной. СПб., 1996. С.17 -- 18. 103 Цит. по: Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев,1977. С.9-10. 104 См.: Константин Багрянородный. Об управлении империей.М., 1991. С.49; Ивакин Г.Ю. Священный дуб языческих славян//Советская этнография. 1979. No 2. 105 Памятники отреченной русской литературы. Т.2. М.,1863. С.348 -- 349. 106 См.: Шарль де Бросс. Оракул Додоны// Шарль де Бросс офетишизме. М., 1973. 107 См.: Русский эротический фольклор. М., 1995. С.245 --309. 108 См. фото в кн.: Тахо-Годи А.А. Греческая мифология.М., 1989. С.124. 109 См.: Иванов В.И. Дионис и прадионисийство, СПб., 1994.С.188 -- 191. 110 См.: Никольский Н.М. Дохристианские верования и культыднепровских славян. М., 1929. С.12. 111 Цит. по: Никольский Н.М. История русской церкви. М.,1985. С.40. 112 См.: Дэвлет М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема.Кызыл, 1990. С.95. 113 См.: Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Г.Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата, 1985. С.37. 114 См.: Барсов Е.В. Об олонецких древностях// Древности(труды) Московского археологического общества. Т.7. М., 1878.С.229 -- 230. 115 См.: Шаповалова Г.Г. Севернорусская легенда об олене//Фольклор и этнография Русского Севера. Л., 1973. 116 См.: Сумцов Н.Ф. Тур в народной словесности. СПб.,1887. С.14. 117 Цит. по: Бернштам Т.А. Следы архаических ритуалов икультов в русских молодежных играх "ящер" и "олень" (опытреконструкции)// Фольклор и этнография: Проблемы реконструкциифактов традиционной культуры. Л., 1990. С.32. 118 См.: Белорусский сборник. Вып.3. Витебск, 1887. С.292-- 295. 119 Колесница Солнца. Восемь тетрадей индийскойклассической лирики в переводах С.С.Верцевой. М.: Наука, 1991.С.5. 120 Авеста; избранные гимны. М.: Дружба народов, 1993.С.54. 121 См.: Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян наприроду. Т.1. М., 1865. С.631. 122 Сумцов Н.Ф. Заяц в народной словесности//Этнографическое обозрение. 1891. No 3. 123 См.: Русская сказка: Избранные мастера. Т.1. Л., 1931.С.224 -- 236. Сказка об Иване-Кобылине сыне имеется и всборнике И.А.Худякова. 124 См.: Лауэнштайн Д. Эливсинские мистерии. М., 1996. 125 См.: Мельников-Печерский П.И. Полное собраниесочинений. Т.3. Кн.6. СПб., 1909. С.4 -- 5. 126 Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений.Т.3. Кн.7. СПб., 1909. С.256 -- 258. 127 Памятники литературы Древней Руси: XIV -- середина XVвека. М., 1981. С.169. 128 Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т.9. М., 1952.С.421. 129 Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т.2. М., 1989.С.355. 130 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения.М., 1994. С.166. 131 Булгаков С.Н. Автобиографические заметки. Париж, 1946.С.7. 132 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т.1. М.,1990. С.375. См. также: Флоренский П.А. София// Богословскийвестник. 1911. No 6. С.598. 133 См.: Розанов В.В. Люди лунного света. СПб., 1913.С.31. 134 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцатитомах. Т.14. Л., 1976. С.328. 135 Цит. по: Смирнов С.И. Исповедь земле// Чтения вимператорском Обществе истории и древностей российских приМосковском университете. Кн. 249. М., 1914. 136 Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцатитомах. Т.6. Л., 1976. С.405. 137 См.: Клюев Н.А. Письмо Н.Ф.Христофоровой-Садомовой от5 апреля 1937 г. Новый мир. 1988. No 8. С.200. 138 Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения.М., 1994. С.166.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.