Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДВА ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ ДРЕВНЕЙ РУСИ 5 страница



Приложение 1

Необыкновенное пестроцветие и непохожесть живых и мертвыхязыков, казалось бы, полностью исключает саму постановкувопроса об их прошлом единстве и общности происхождения.Абсолютное отсутствие археологических данных или письменныхисточников, похоже, делают всякие рассуждения на эту темупризрачно-зыбкими и лишенными каких-либо научных оснований. Насамом же деле все обстоит по-другому: имеются совершеннонеопровержимые факты, в истинности которых легко убедитьсякаждому, каким бы языком он ни владел. И факты эти неумолимосвидетельствуют: все языки мира -- и современные, и канувшие вЛету -- имеют общий достаточно хорошо просматриваемыйфундамент. Суть дела заключается в следующем. Одними из самых древнихконсервативных лексических пластов в любом языке выступаютпространственно-указательные слова, которые в подавляющембольшинстве случаев очень слабо менялись с момента своеговозникновения и вхождения в речевой обиход. От указательныхслов типа русских "тот", "этот", "оный", "там", "здесь" и т.п.произошли личные местоимения -- общеизвестный лингвистическийфакт, хорошо прослеживаемый в любом языке. Прямаявзаимозависимость между личными, а также определительными (типа"сам") и возвратными (типа "себя") местоимениями, с однойстороны, и указательными словами, с другой, объясняется скореевсего тем, что название 1-го, 2-го и 3-го лиц одновременносопровождалось указанием на данное лицо (в том числе и спомощью жестов). Отсюда совершенно естественно предположить, что некоторыеобщие элементы, лежащие в основе личных и указательныхместоимений, а также местоименных наречий всех известныхязыков, и являются теми первичными (архаичными) формамипраязыка, которые благополучно дожили до наших дней.Сравнительный анализ более 200 языков практически всех языковыхсемей (недоступными оказались данные лишь по языкам группымунда, андаманским и ряда языковых семей индейцев ЮжнойАмерики) позволяет выделить четыре таких первоэлемента: [М],[Н], [С], [Т]. Их происхождение вполне уместно возвести кобщему праязыку, где смысловое значение названных элементов,быть может, соответствовало различной пространственнойнаправленности, принадлежности или удаленности. Не существует вмире ни одного языка, личные местоимения и указательные словакоторого в той или иной степени не основывались бы на четырехперечисленных элементах. Под праязыком следует понимать лишь самый начальный этапформирования языков, относящийся к столь раннему периодучеловеческой предыстории, когда человек еще не был человеком всобственном смысле данного понятия. Первичныепространственно-указательные слова и произошедшие от них личныеместоимения с течением времени, естественно, изменяли свойпервозданный вид. Тысячелетия не могли не оставить отпечаток напервоначальном фонетическом оформлениипространственно-указательных элементов. Из простогосопоставления видна эквивалентность элементов [Т] и [Д]. (Ср.,напр., в индоевропейских языках местоимение "ты" = tuиспанск., румынск., ирландск., армянск., литовск., латышск.) =du немецк., датск., норвежск.); или местоимение "мы" вчеркесской подгруппе кавказских языков: te (адыгейск.) =de (кабардинск.). Точно так же следует принятьэквивалентность элемента [С] и элементов [З], [Ж], [Ш], [Ч],[Ц]. Правомочность такого утверждения вполне видна из сравненияуказательных местоимений со значением "этот" в индоевропейскихязыках: сей (русск.) = sa (готск.) = this(английск.) = is (латышск.) = ce (французск.)= co (ирландск.) = зэ (бретонск.) = sдm(тохарск.) = so (авестийск.) = ацы (ж.р.)(осетинск.); и далее -- в других языковых семьях: за(арабск.) = ez (венгерск.) = see (эстонск.) =эс (грузинск.) = со (японск.) = cai(вьетнамск.) = чжэ, цы (китайск.) = чо(корейск.) = ,su (турецк.) = шу (узбекск.). Хотя в сравнительном анализе можно было бы ограничитьсяодними указательными словами современных языков, -- именносопоставление их с личными местоимениями дает возможность суверенностью говорить о многенезе языков мира. Во-первых, всоставе личных местоимений сохранились в большинстве случаев тепервичные элементы и те формы этих элементов, которые по темили иным причинам были утрачены в указательных местоимениях иместоименных наречиях. Во-вторых, личные местоимения -- это,пожалуй, единственная в своем роде категория слов, в которойзапечатлена в доступной для анализа форме история развитияязыка от самых истоков до настоящего времени: если образование1 лица (дифференциация понятия "я" из древнихпространственно-указательных понятий) относится, видимо, ковремени единого праязыка, то выделение 3 лица из указательныхместоимений и местоименных наречий во многих современных языкахне завершено до сих пор. Наконец, в-третьих, -- и это главное-- 1 лицо личных местоимений большинства современных языковможно привести к общей схеме. Причина, по которой не всегда удается установить прямуюзависимость между указательными словами и личными местоимениямив некоторых отдельно взятых языках, в принципе понятна. С однойстороны, несомненно, что в процессе эволюции первичные элементыпраязыка могли развиться (в уже обособившихся семьях) в широкуюсистему конкретных указательных понятий, включившую в себя иновые основы. Примеры большого числапространственно-указательных форм в различных языках вполнеподтверждают эту мысль. (Так, в эскимосском языке насчитывается20 указательных местоимений, до десяти указательных формимеется во многих индейских языках, больше десяти -- вмальгашском языке и т.д.) С другой стороны, на определенныхэтапах развития языков отдельные слова и формы, напротив,отмирали. (Например, в русском языке сравнительно недавноперешли в пассивный запас слов разноосновные указательныеместоимения "сей" и "оный".) Генетическая связь междууказательными словами и личными местоимениями становится сразуже очевидной, если сопоставление в плане "указательное слово --личное местоимение" производить не в отдельно взятом языке, а вязыковой семье или группе в целом. Впрочем, в каждой языковойсемье почти всегда находятся языки, в которых взаимосвязь междууказательными словами и личными местоимениями выступаетнепосредственно в данном языке. Для примера можно сравнитьуказательные слова и местоимение "я" некоторых языков: индоевропейские языки: индийская группа -- ma -- mama (сингальск.); иранская гр. -- ан -- ман (белуджск.); балтийская гр. -- is -- а (литовск.), is --es (латышск.); кельтская гр. -- ma -- me (бретонск.); кавказские языки: вейнахская гр. -- ис -- со(чеченск.); картвельская гр. -- ham -- ma (чанск.); алтайские языки: тюркские языки -- манна -- мин (якутск.); мана-мен (узбекск.); бурушаски языки: se -- -za (вершикск.); китайско-тибетские языки: цзай -- цза (китайск.); индейские языки: алгонкинско-вакашская гр. -- ina -- nina (фокс); пенути гр. -- un-i' -- n-i (майду); нилотские языки: enк -- nбnъ (масаи); манде языки: anua -- na (ваи); семито-хамитские языки: семитская гр. -- хун-ака -- 'бн-а (арабск.), хауса-котоко гр. -- nan -- ni (хауса); папуасские языки: ande -- adi (бонгу); мон-кхмер языки: nih-aс (кхмерск.); дравидские языки: antna -- n-anu (каннада); малайско-полинезийские языки: микронезийские языки -- ine -- -ani (науру); эскимосско-алеутские языки: уна-хуана (эскимосск.); тасманийский язык: ni, ne -- mi(na); баскский язык: an -- ni. Как уже было отмечено, есть достаточно основанийпредполагать, что образование личных местоимений 1 лицаотносится к эпохе существования праязыка. Вероятно, наопределенной ступени развития праязыка какое-то указательноеслово стало выражать понятие "я". Скорее всего, даже не одно, адва указательных слова составили новое сложное понятие,имевшее, однако, на первых порах лишь конкретное узкоепространственно-указательное содержание. Это тем болееобъяснимо, что, коль скоро образование личных местоимений 1лица относится к эпохе примитивного языка, а значит, и эпохепримитивного мышления, -- то возникновение нового понятия врядли могло основываться на фонетической дифференциации первичногопонятия, а, вероятней всего, возникло путем механическогосоединения двух уже освоенных элементов. Возможно, что понятие"я" в праязыке выражалось словом, образованным путем соединенияпервоэлементов [М] + [H]. Во всяком случае, остатки такойсложной архаичной формы можно обнаружить в личных местоимениях1 лица почти всех современных языков. Остатки -- ибонесомненно, что дальнейшее развитие отдельных языков,выделившихся из распавшегося праязыка, повлекло за собой внекоторых случаях упрощение сложной формы [М] + [Н], т.е.утрату одного из составляющих элементов [М] или [Н]. В рядеязыковых семей отпечаток этого распада отчетливо сохранился донаших дней. Ср., напр., местоимение "я" в финно-угорской группеуральских языков: [М] + [Н] -- minд (финск.) = mina(эстонск.) = monn (саамск.) = мон (удмуртск.) =мынь (марийск.); [М] -- ам (мансийск.) = ма(хантыйск.); [Н] -- иn (венгерск.). То же в языковойсемье банту: [М] + [Н] -- mina (зулу) = mi-na(thon); [М] -- mimi (суахили); [Н] -- nna(sotho) = nne (venda) = i-ni (shona). Трансформация первоэлементов нагляднейшим образомпроявляется при склонении личных местоимений в современномрусском языке: "я" -- "меня" -- "мне"...; "мы" -- "нас" --"нам"... В других языковых семьях, если и не встречается форм,сводимых к [М] + [Н], то существуют параллельно местоимения, воснове которых лежит или [М] или [Н] самостоятельные, например,в языках койсандских, манде, отчасти -- в кавказских. Втюркских языках местоимение "я" в абсолютном большинствеслучаев соответствует формуле [М] + [Н]. В семито-хамитских идравидских языках в основе местоимения "я" лежит элемент [Н].Однако и здесь косвенным путем можно обнаружить утраченныйэлемент [М], сопоставляя основы единственного и множественногочисла, в которых можно установить соответствие. Чередованиеэлементов [М] и [Н] во мн. числе 1 лица языков группыхауса-котоко семито-хамитской семьи и в некоторых дравидскихязыках раскрывает такую связь. Кроме того, в древнем языкеканнада (дравидская семья) для 1 лица ед. числа существовалаформа -am (an). В процессе эволюции некоторых языков можно выделить итакой этап, когда в качестве местоимения "я" функционировало неодно, а несколько слов. (Напр., в истории японского языканасчитывается 17 местоимений 1 лица. В ряде современных языкови поныне существует несколько слов для выражения понятия "я".)Возможно, что первоначально появление синонимов личныхместоимений 1 лица связано с расширением первичногопримитивного пространственно-указательного значения слова "я",углублением его содержания. В дальнейшем архаичное значениеместоимения "я" могло вообще утратиться. Так, очевидно, ипроизошло в большинстве языковых групп индоевропейской семьи.Однако там, где это случилось, в тех группах, где древняя формабыла утрачена в именительном падеже, она везде сохранилась вкосвенных падежах; если в им. падеже местоимение "я" имеетсамые разнообразные формы, то в косвенных падежах его структураподчинена единообразной схеме [М] + [Н] или [М]самостоятельное. Соответствие между именительным и косвенными падежами виндийской и кельтской группах индоевропейской семьи такжеподтверждает положение о том, что элементы [М] и [Н] -- этонаиболее древние формы в системе личных местоименийиндоевропейских языков. Столь же очевидна картина в монгольскойи тунгусо-маньчжурской группах алтайских языков, где [М] + [Н]косвенных падежей -- это несомненный отголосок той первоформы,которая сохранилась в именительном падеже современных тюркскихязыков. Что касается собственно именительного падежамонгольских и тунгусо-маньчжурских языков, то и его истокиможно найти в указательных местоимениях тюркских языков (ср.,напр., "этот" -- бу (турецк., азербайджанск., туркменск.,татарск., якутск., узбекск., уйгурск.) и "я" -- би(халха-монгольск., бурятск., калмыкск., эвенкийск., эвенск.,негидальск., маньчжурск., удейск.). Результатом расхожденияоснов именительного и косвенных падежей местоимения "я" болеесущественны. Ибо, помимо простой фиксации пространственногоместоположения, притяжательные местоимения уже были связаны стакими социально-значимыми понятиями (отобразившимисоответствующие общественные отношения), как обладание,принадлежность, право на владение и вообще -- любое право, а вдальнейшем -- и собственность. Уходящие своими корнями в самыеглубины предыстории, притяжательные местоимения совместно с ихуказательными и личными словесно-понятийными прародителямипозволяют не только нащупать истоки первобытного мышления, но ипроследить в главных чертах его структуру и механизмы развития.Однако это уже другая тема. Примечание Данная статья, написанная в самом начале 60-х годов, неполучила нигде и никакой поддержки и не была опубликована. Ееидеи в качестве позитива удалось включить лишь в тканьхудожественного произведения, написанного примерно в то жевремя, но опубликованного значительно позже (см.: Демин В.Н.Ущелье Печального Дракона. Научная фантастика: роман, рассказ,повесть. М.: Прометей, 1989). В 1971 г. посмертно был издан 1-й выпуск капитальноголингвистического исследования В.М.Иллича-Свитыча "Опытсравнения ностратических языков (семитохамитский, картвельский,индоевропейский, уральский, дравидский, алтайский): Введение.Сравнительный словарь", где были приведены бесспорные аргументыотносительно лексического, словообразовательного иморфологического сходства шести перечисленных крупных языковыхсемей Старого света с анализом морфем различного лексическогозначения (включая личные и указательные местоимения). В даннойпубликации выводы относительно общего источника (праязыка) ипрошлого родства шести больших языковых семей давались в самомобщем плане без какого бы то ни было анализа исторических,этнокультурных и социолингвистических процессов. Возможно,что-то было опущено публикаторами или редакторами ввидуполузапретности самой темы. В 90-х годах появились публикации, подтверждающиеконцепцию общего происхождения языков мира на основекомпьютерного анализа иных лексических основ, взятых из далекоотстоящих друг от друга языковых семей (с упором на анализполного массива языков индейцев Северной, Центральной и ЮжнойАмерики). Ниже приводится пример сопоставления только одногообщего корня со смысловым значением "молоко -- глотать" изстатьи: Гринберг Д.Г., Рулен М. Лингвистические корниамериканских индейцев. -- В мире науки, 1993, No 1 (Таблица 1).Из приведенной таблицы наглядно видно, что русское слово"молоко" ("млеко") имеет общую генетическую основу сомножеством языков древних и современных народов, разбросанныхпо материкам Евразии, Африки и Америки.

Приложение 2

Бытующее представление о греко-римско-еврейскомпроисхождении подавляющего большинства современных русских именсчитается чуть ли не каноническим. Безусловно, такая связьналицо. Однако у этого вопроса есть и другая сторона. Дело втом, что с введением христианства на Руси библейские имена непросто вытеснили старый ономастикон, но зачастуюассимилировались, подстроились под прежние самобытные имена ипрозвания. Точно так же церковь приспособилась и к древнимязыческим праздникам. Во многих же случаях сохранилось двух- идаже трех-четырехимение, например: Александр -- Саша -- Шура --Саня. Следовательно, вполне допустимо попытаться выявитьдревние протославянские и проторусские основы современных имен. Такой подход не нов. Еще один из основоположников русскойэтнографии Владимир Васильевич Пассек (1808 -- 1842)считал, что многие из коренных славянских имен сблизились посозвучию с еврейскими, греческими и римскими. Пассек провелцелое исследование, установив, к примеру, такие зависимости:имя Игнат сблизилось со старорусским прозвищем Огнян, Петр -- сПеро (Перун), Даниил -- с Данко (Дан), Василий -- с Веселин ит.д. и т.п.1.Юра (Юрий) Исторические метаморфозы имени Рюрик дают повод дляследующегоодного отступления, касающегося подлинныхгенетических корней ряда исконно русских имен. Одно из нихЮрик, которое, быть может, породило оваряженную(норманизированную) форму Рюрик, хотя вполне обоснованно идругое объяснение исконно-русского имени Рюрик (отобщеславянского слова "рерик" -- "сокол"). Но теперь нас будетинтересовать не Рюрик, а его возможная праформа -- Юрик. Чтоэто за имя? Обычно его истолковывают как уменьшительное от слова Юрий-- древнейшего и исконнейшего русского имени. Но что означаетсамо имя Юрий и откуда оно взялось? Считается, что имя Юрийявляется сокращением греческого христианизированного имениГеоргий (в таком тандеме оно и фигурировало в обозримомисторическом прошлом, начиная с первых летописей и вплоть донынешних дней). В свою очередь этимологи поясняют, что самаусеченная форма имени -- Юрий появилась на Руси вместе сварягами и первоначально звучало как Гюрги (см.: Лаврентьевскаялетопись под 1174 г. и др.). Естественно, что чисто варяжскоеимя Гюрги могло приобрести русское звучание и превратиться вЮрия. Однако представляется более правдоподобным, что варяжскоеимя слилось с исконно русским именем Юрий, которое бытовало наРуси задолго до появления там каких бы то ни было варягов. Юрий -- литературная форма, применяемая первоначальнотолько к князьям. В простонародье использовалась другая,первичная форма -- Юрик, что означало "юркий". Отприлагательных слов образованы многие русские имена (нынчевышедшие из употребления): малый -- Мал (Малюта), Малуша;гордый -- Гордей; любый -- Любим, Любава; жданный (ребенок) --Ждан, Ждана; нежданный (ребенок) -- Неждан, Неждана и т.д. Лексическое гнездо с древнерусским корнем "юр" -- пестро иобширно. Беда только в том, что мы не ценим и быстро теряембогатства собственного языка. Достаточно открыть СловарьВладимира Даля -- многие слова, начинающиеся на "юр",современному русскому человеку покажутся по меньшей мередиковинными. Само слово "юр" означает "открытое бойкое место,где народ юрит, где всегдашняя толкотня"; "юр реки" --"стрежень", "быстрина", а также "водоворот". Кроме того, вСмоленской губернии "юр" означал "ярость", "похоть","вожделение". Дальше следует целый набор ныне практическизабытых слов: "юра" ("юрила") -- "беспокойный человек", "непоседа","егоза"; кроме того, в Архангельской губернии "юра" означает"косяк сельдей", а в Новгородской -- "шило" (есть версии, что сучетом общего смысла от слова "юра" образовалось другое -- всемизвестная "юла"); "юрага" -- "сыворотка", "остатки от сбитого масла"; "юрда" -- "вареный конопляный сок"; "юрик" -- "вышка рыбаков на сваях для подъема сетей"; "юричина" -- "сходня с юрина в море"; "юрить" -- "метаться", "суетиться", "спешить","торопиться" (отсюда, по Далю, происходит слово "юлить"); "юрка" -- "бойкий мальчишка", а в Архангельской губернии-- "моржовый ремень"; "юркать" -- "греметь"; "юркнуть" -- "спрятаться", "скрыться", отсюда междометие-- "юрк" ("юрк -- и спрятался"); "юркий" ("юровый") -- "бойкий", "резвый", "быстрый"; отэтого прилагательного образуется целый каскад родственных посмыслу слов: "юркой" -- "круто наклонный", "покатый"; "юркость"-- "зыбкость", "неустойчивость", "шаткость"; "юро" -- "косякрыбы", "залежка тюленей или моржей"; а также "пора, когдатюлень приносит потомство" (кроме того, "юро" означает "след закормой плывущего судна", а в Псковской губернии -- "омут";"юроватый" -- "расторопный"); "юровиха" -- "резвая девка"; "юровая" -- "праздник рыбакови охотников -- 30 октября, первая пороша"; "юрок" -- "юро тюленей (до семи штук)"; "снятая с тюленяшкура" вообще -- "куча", "кипа", "пук", "связка", "косяк","стая", "вихорь" -- "заверт волос"; "приспособление припрядении"; "юрок" ("вьюрок" -- "горный воробей"); в Московскойгубернии -- мелкая птица "дубровка". В этот ряд, казалось бы, напрашивается слово "юродивый",но, согласно господствующей точке зрения, оно происходит отслова "урод", которое в старославянском произношении звучалокак "юрод". Впрочем, не исключена этимологическая близость иэтой группы слов с лексическим гнездом "юрика". Как неисключена глубинная этимологическая связь на уровнепраиндоевропейской общности языков с основой латинского словаj-uris (j-us) -- "право", откуда происходит современноепонятие "юридический" и все образованные от него слова. В своюочередь латинское j-uris (j-us) происходит отurgo, что одновременно значит и 1) "браниться","ссориться", "ругаться" и 2) "судиться". К первому смыслуданного латинского слова близко значение русского "юр" ("место,где всегда толкотно и шум", а значит, и ссоры, требующие, чтобыих рассудили). Морские же смыслы, которых немало в русскихсловах с корнем "юр", сближают их с латышским словомj-ura -- "море". Как видим, богатства форм и смыслов одной-единственнойкорневой основы "юр" не занимать. Именно оно и послужило базойдля возникновения древнего и исконно русского имени Юра,которое приобрело облагороженную форму Юрий, было сопряжено схристианизированным именем Георгий, в котором полностьюрастворилось варягизированное имя Гюрги и от которого,возможно, и произошло оваряженное имя родоначальника первойисторической русской династии Рюриковичей -- русского князя(Р)юрика.Варя Женское имя Варя, уменьшительное от Варвары, так же как ирассмотренные выше и далее, несет отпечаток древних славянскихкорней и понятий. Как и в предыдущем случае, оно лишьвпоследствии было совмещено с соответствующим христианскимименем (в переводе с греческого означающим -- "иноземка","варварка", "дикарка"). Ничего общего с этими "варварскимисмыслами" не имела древнерусская Варя. Словарь В.Даля дает тризначения собственно слова "варя": 1) "варево", "варка", "порциясваренного"; 2) "толпа", "куча", "тьма", "множество" (такговорили в Рязанской и Тамбовской губерниях); 3) "весь станчеловека", "рожа" (происхождение спорное). М.Фасмер в своемЭтимологическом словаре дает еще одно значение: "варя" -- "вес"(из северных говоров). Но имя Варя скорее всего связано с самымпервым значением, вытекающим из древнейшего слова "варить" ипроизводными от него словами и функциями. Русский языкнасчитывает десятки слов с корнем "вар" (и фонетически близкимему корнем "вор"). Корень этот выходит к индоевропейскойобщности языков и системе космогоническо-божественных понятий:отсюда проистекают слова, означающие "творение", в том числе"сотворение мира и человека", а также имена Богов -- индийскогоВаруны и русского Сварога. Несомненный интерес представляет и сопряженность имениВаря и этнонима "варяг". Пресловутый "варяжский вопрос", нотолько в этимологическом аспекте. После более чем двухвековыхдискуссий возобладала пронорманистская концепция: варяги былипризваны на Русь в 862 г. из Скандинавии, и само слово -- тожескандинавского происхождения (vбringz от var --"верность", "порука")1. Ни та, ни другая точка зрения -- как ився так называемая "норманская теория" критики не выдерживает-- и, надо сказать, в последнее время активно оспаривается. Начнем с этимологии. Вообще представляется, что "варяжскийвопрос" -- это прежде всего лингвистическая проблема. В русскомязыке (см. Словарь В.Даля) "варяг" -- это "мелкий торговец","разносчик товара", синоним "офени" и "коробейника" (вукраинском языке слово "воряг", по Фасмеру, означает еще и"борца", "крепкого рослого человека"). В несколько иномзвучании: "варяга" -- слово имеет значение: "проворный","бойкий", "расторопный" (человек). Поэтому нет никакихоснований настаивать на иноземном происхождении слова "варяг".Издревле оно означало "торгового гостя", "купца". Классическимирусскими варягами были новгородский Садко и былинный СоловейБудимирович. Итак, варяги -- это торговые люди вообще. И этонисколько не противоречит летописи. Согласно Повести временныхлет, среди варягов (читай: купцов, торговых людей) были ишведы, и норвежцы, и англичане, и готы. Были и русскиекупцы-варяги, собиравшие когда-то с новгородцев дань и, говорясовременным языком, занимавшиеся посредническо-торговымиоперациями и транспортировкой товаров. К этим-то русскимварягам и обратились посланцы новгородского веча с предложениемнавести порядок в Новгороде. Откликнулись три брата-варяга.Были они русскими купцами, старшего звали (Р)юрик, и, согласносеверному преданию, был он родом из Приднепровья. Предложенная здесь "чисто русская" версия происхожденияварягов -- одна из возможных; она зеркально противостоит "чистоскандинавской". И аргументов у русской версии ничуть не меньше,чем у альтернативной. Есть, впрочем, свои аргументы и у"промежуточных" истолкований, выводящих Рюрика и варяго-руссовиз балтийско-славянских племен, обитавших в районе современнойДании (см.: Кузнецов Е.В. Откуда есть пошла Руськая земля...Послесловие к историческому роману Г.Петреченко "Рюрик". --Нижний Новгород, 1994). Некоторые, отстаивая "датскую версию",считают и Рюрика и варягов датскими викингами (см.: ВойлошниковМ. Рюрик: легенда получает прописку; Крутицкий Б. А был лиРерик?// Техника молодежи. 1993. No 11). Кроме того, народнаяэтимология сближает слово "варяги" с понятием "вор", образуя отнего "воряги", "ворюги".Шура Употребляемое одновременно для мужчин и женщин имя Шура внастоящее время закрепилось как уменьшительное от имениАлександр. Само по себе это достаточно необычно: если двадругих производных от этого имени -- Саша и Саня -- фонетическисвязаны с основным, -- то в уменьшительном имени Шура такаяфонетическая производность практически отсутствует. Этопозволяет предположить, что имя Шура было вначалесамостоятельным и лишь впоследствии оказалось в поле притяженияхристианизированного имени Александр. Но что же тогда означает такое имя Шура? В русском языкеоно созвучно слову "шурин", означающему "брат жены". Видимо, сфакта их лингвистической родственности и следует начинать, чтовозводит имя Шура в область понятий, означающих родственныесвязи вообще. В русском языке немало и других слов с корнем "шур". Вновьобратимся к Словарю В.Даля, опуская заимствованные понятия,вроде немецкого "шурф" -- "разведочная яма", "колодец"; или"шуруп", также заимствованного из немецкого языка: "шур" -- "дождевой червь"; "шура" -- 1) "вязкая глина"; 2) "мелкий лед на реке" (повесне); 3) "птица щур"; 4) "женские гениталии"; "шураль" -- "истопник", "кочегар" (от: "шуровать"); "шуранец" -- "деревянный шар"; "шурга" -- "вьюга", "метель", "буран", "пурга"; "шургать" -- "проваливаться ногами"; "шурдабурда" -- 1) "мутная смесь"; 2) "беспорядок","путаница"; "шуринка" -- "тонкое полотенце" (ср. "ширинка"); "шуркать" -- 1) "шаркать", "скрести", "производить шорох";2) "шмыгнуть", "прокрасться", "юркнуть"; "шурник" -- "топка стекловарной печи"; "шурнуть" -- "сказать на ухо"; "шуровать" -- "мешать кочергой"; "шурка" -- "взъерошенная курица"; "шурубара" -- "болтун"; "шурубарка" -- "гречневая каша размазня"; "шурубарки" -- "мятные варенечки", "пельмени"; "шурукать" -- "шептаться", "шушукать"; "шуршать", "шурчать" -- "производить шорох"; "шурыга" -- "непутевый человек", "негодяй", "мошенник". Кроме того, имеются еще отглагольные слова, вроде"шурум-бурум", "шуры-муры".Итак, перед нами опять лексическаякладезь, в недрах которой и могло родиться древнерусское(дохристианское) имя Шура. Но и это еще не все. Если обратиться к истокаминдоевропейского словообразования, то непременно бросится вглаза санскритское слово зura (читается: "шура", "шюра")-- 1) "мужественный", "отважный"; 2) "герой"; 3) "воин". Прямыханалогий между русским именем Шура и санскритским "шура" вродебы не наблюдается. Однако последнее слово происходит откорневой основы зur (читается: "шур", "шюр") -- "бить","ударять". И сразу же в памяти встает заветное русское слово"чур". В таком случае ныне игровые или же полушутливыезаклинания типа "чур не я!", "чур чура!", "чур меня" в далекомпрошлом могли иметь гораздо более серьезное значение: "чурчура!" и "чур меня!" -- "не трогай меня, не бей, не убивай";"чур не я!" -- "я не участвую в драке", "я никого не трогаю".Этот вопрос был уже затронут выше. Отсюда вытекает второе истолкование слова "чур" --"граница", "рубеж", "межа", "мера" (пределы последней иобозначены в слове "чересчур"). Учитывая отсутствиедостоверных, в том числе и фольклорных данных, позволяющихподробно охарактеризовать функции Чура, -- трудно настаивать накакой-то одной трактовке. О древности и распространенности словс корнем "чур" свидетельствуют также фамилия известных русскихкупцов Чуриных и имя одного из младших былинных богатырей --Чурилы Пленковича, образ которого в сопоставлении с функциямиБога Гермеса был скрупулезно проанализирован в 1-й части вразделе, посвященном русским былинам. Вариантом имени Чурявляется Щур (некоторые видят в нем самостоятельное Божество);исключительно по лексическому и этимологическому смыслу можнодогадаться о некоторых дополнительных функциях Чура-Щура.Во-первых, корень "щур" входит в состав слова "пращур"("предок"), учитывая чрезвычайную важность данного понятия вродо-племенных отношениях, можно предположить, что в системемифологических воззрений наших предков Чур-Щур занимал далеконе последнее место. Во-вторых, от корня "щур" образовано живоеслово "щуриться", что наводит на мысль: одним из отличительныхкачеств Бога Чура-Щура была функция, связанная со зрением,глазами (которые только и могут щуриться). Из славянскоймифологии известно аналогичное Божество. Это Вий -- враждебноемифическое существо (в одной из сказок из афанасьевскогосборника он отождествлен с Чудом-Юдом). У Вия огромные тяжелыевеки и всегда закрытые глаза, откроешь их (а для этогопотребуются по меньшей мере вилы) -- и чудовище умертвит всевокруг себя. Имя Вий проистекает от близких по своемупроисхождению слов "ведать" и "вежды", происходящих отдревнеарийского и общеиндоевропейского понятия "Веды". Вполнеобоснованно связать в единую этимологическуюрусско-санскритскую цепочку и слова "чур-щур-шур" (шюр)".Другое дело, что за тысячелетия самостоятельного развитияязыков и обособленных народов смыслы близкородственных словмогли значительно измениться.Коля На первый взгляд не должна вызывать каких-либо сомненийпроизводность уменьшительного имени Коля от исходного Николай:налицо вроде бы полное совпадение корня "кол" в полной исокращенной формах. Но в том-то и дело, что в исходномгреческом слове-имени корней не один, а два: "ник" и "лай", исамо имя означает "победитель народов". Созвучность второгокорня с чисто русским словом "лай" (собаки) привело к тому, чтостарообрядцы вообще отвергают форму Николай (как якобы собачьеимя) и признают только Николу. Но в данном случае интересен иной аспект. Коля --несомненно, древнее имя, бытовавшее среди русских людей задолгодо введения христианства. Имя Коля связано с Солнечным Колодревних славян и созвучно знаменитому языческому праздникуКоляде. Лингвистическая часть данной проблемы подробнорассмотрена в 3-й главе, в разделе, посвященном Космическомуколесу -- Коло. По затронутой теме существует обстоятельнейшеемонографическое исследование, специально посвященноеисторико-лингвистическому анализу русского культа Николы всопоставлении его с языческими верованиями:Б.А.Успенский. Филологические разыскания в областиславянских древностей. (Реликты язычества в восточнославянскомкульте Николая Мирликийского). М., 1982. Однако маститый автор-- крупнейший специалист в области отечественного языкознания икультурологии -- почему-то полностью обходит вопрос о связимежду древнерусским, протославянским и общеиндоевропейским(вспомним хотя бы древнее название Шотландии -- Каледония)культом Солнца-Коло и тождественным ему по вокализациидохристианским именем Коля, которое можно "перевести" как"Солнышко". Вполне возможно, что и женское имя Оля того жепроисхождения, если последовательно придерживаться русскихпреданий о святой княгине Ольге, согласно которым она --обыкновенная русская девушка с исконно русским именем, аникакая не варяжская Хельга (откуда почему-то стремятся вывестиимя Ольги). Вместе с тем совершенно очевидно, что в свое время церковьудачно совместила христианского святого Николая-чудотворца страдиционно почитаемым русскими земледельцами Микулой(Селяниновичем). Праздники старый (языческий) и новый(христианский) полностью совпали и пришлись на 9 мая по старомустилю. Совпали практически в народном переосмыслении и имена:Николай превратился в Миколу, что почти равнозначно Микуле.Володя Уменьшительное имя Володя образовано от исконно русскогоВолодимира (Владимира). Здесь никаких этимологических подвоховнет. Имя В(о)лодимир составное, образованное из двух слов --"волод" и "мир" (что означает: "владеющий миром" -- "миром" и всмысле "согласия", и в смысле "людей", и в смысле"Земли-Вселенной"). И все-таки не похоже, что так былоизначально. Маловероятно, что имя сразу появилось каксложносоставное. Скорее всего, оно долго циркулировало вукороченной, простой форме, пока к нему не привыкли. Тем болеечто корневая основа данного слова древнейшая, и породила онаинтереснейшие лексические цепочки. Исходной основой следует считать глагол "володеть" --"владеть", "властвовать", "править" и существительное "волость"-- 1) "сила", "могущество"; 2) "власть"; 3) "территория","округа", "область", "государство". Корень "вол" лег в основутаких разносмысловых понятий, как "вол" -- "бык", "крупнаяскотина", "волос" -- "растительность на теле"; Волос (Велес) --"скотий Бог" у древних славян, хотя имя Волоса (Велеса) скорееобъединяет оба смысла: первоначальный -- "сила, "могущество" итот, что относится к крупному рогатому скоту; "волхв" --"жрец", "колдун", "чародей"; "воля" -- "целеустремленность" идр. Корень "вол" путем чередования гласной трансформировался вдругой не менее продуктивный корень "вел". Сама дифференциациякорней произошла в период распада индоевропейской общностиязыков -- при сохранении единого смысла (ср.нем. Welt:1) "мир", "свет", "вселенная"; 2) "мир", "человечество","люди"; 3) "сфера", "среда"). В русском языке оба корня нередковыступали как равнозначные: ср. "волос" -- "Велес", "волот" --"великан", "воля" -- "веление". В ряде случаев корень "вел"играет вполне самостоятельную роль: "вельми" -- "сильно","очень"; "великий" -- "очень большой" и "превосходный";"величать" -- "превозносить"; "вельможа" -- "сановник" и т.д. С точки зрения расшифровки закодированных древних смыслови раскрытия корней древнего русского мировоззрения значительныйинтерес представляет имя одного из старших былинных богатырей-- Вольга. Впрочем, во многих текстах былины, записанных вразных местах, он именуется Волхом, что дало серьезноеоснование большинству интерпретаторов считать имя Вольги-Волхаобразованным от наречения славянских жрецов волхвов. Волх --значит, волхв. Представляется, однако, что в имени Волх(Вольга) скрыт еще один более глубокий пласт, связанный состарославянским названием "великана" -- "волот" (оба слова --однокоренные). Волх Всеславич он и волхв, и волот (Великан).Это многое проясняет в этом весьма загадочном былинном образе,естественно вписывающемся (вместе с исполином Святогором) вобщекультурную концепцию и легендарную историю, согласнокоторой в древнейшие времена на земле обитала особая расалюдей-великанов.

Приложение 3

В представлении современного образованного человекаМироздание разделено на вещество и антивещество. При этомантивещество стараются задвинуть в какие-то невообразимодалекие, почти недосягаемые края Вселенной. Но почему? Толькопотому, что оно никак не регистрируется в окружающем наспривычном мире? Однако на то оно и антивещество, чтобы нефиксироваться вещественными приборами. Что же происходит вприродно-космическом котле в действительности? Современная наука не дает однозначного и окончательногоответа о структуре материи вглубь, а значит, -- и о конкретныхсхемах взаимодействия Макрокосма (Вселенной) и Микрокосма(Человека). Есть лишь некоторые перспективные подходы,позволяющие в общих чертах представить не столькодействительную многоуровневость Вселенной, сколько невероятнуюсложность ее всеобъемлющего постижения. Традиционные объектыестественнонаучного исследования -- вещество и поле, плазма ифизический вакуум -- не покрывают всего богатства природной инеприродной реальности. Господствующие воззрения не позволяютдо конца (а то и полностью) объяснить даже такие хорошознакомые природные и социальные феномены, как свет, тьма,огонь, мысль, сон, слово, знак (символ), смысл и др. Попытки ихобъяснения с точки зрения какой-либо одной науки неизбежно даютискаженную, неполную и одностороннюю картину. Необходиминтегративный подход, носящий, быть может, совершеннонепривычный характер. В познании физической первосущности мира и глубинныхуровней всей цветущей сложности явлений преджизни, жизни ипостжизни существуют как минимум три возможных подхода: 1)субатомно-голографический; 2) вакуумно-информационный; 3)фотонно-энергетический. Они не взаимоисключают, авзаимодополняют друг друга хотя бы потому, что в любом случаезамыкаются на физический вакуум -- первоотца всех остальныхпрерывных и непрерывных форм движения материи. Подобноепредставление в общем-то не ново. Творцы квантовойэлектродинамики, например, В. Гейзенберг, сами указывали народство своих идей с учением Анаксимандра об апейроне(беспредельном). Аналогичные представления были распространеныв древнеиндийской и древнекитайской философии. Как и все другие современные теории, вакуумная концепцияМироздания имеет информационный аспект, что было предвосхищеноеще в учении Н.Ф. Федорова, который постоянно подчеркивал :необходимо осмысливать судьбу не одних только частиц, но иследов, оставляемых ими в среде. Более того, "нам нужнознать закон сохранения и исчезновения этих следов"1. Понятно,что "следы", о которых в докибернетические времена писалФедоров, есть то, что сегодня именуют информацией. Кстати,вакуумная среда изначально содержит в себе алгоритмвоскрешения, так волновавшего Федорова, ибо квант физическоговакуума есть не что иное, как материальная флуктуация, котораяпопеременно -- то возникает, то исчезает, то есть по существунепрерывно воскрешается в физическом смысле данного понятия.Проблема же состоит в том, каким именно образом этаэлементарная "клеточка" воскрешения реализуется в дальнейшем ив физических макротелах, и в биотических циклах "жизнь --смерть -- новая жизнь". Материальный мир един и единственен, а так называемыевещество и антивещество являются лишь различными проявлениямиприродного Всеединства. "+" и "-" не могут быть ничем иным,кроме проявления некоторых крайних значений в непрестанномперераспределении движения. В самой глубине (на "дне", таксказать, дальше которого уже ничего нет) такоеперераспределение и выражается в спонтанных флуктуациях среды,получившей далеко не самое удачное название "физическийвакуум". Квантовое возникновение ("воскрешение") можетвыражаться в некотором напряжении движения или увеличенииэнергии как физической меры движения; в таком случае квантовоеисчезновение будет представлять собой ослабление движения илиуменьшение энергии в некоторой локальной точке. Если "сгущение"условно принять за "+", то, соответственно, "разряжение" должносчитаться "-". Сами по себе флуктуации вакуума не дают ни вещества, ниантивещества. Об элементарных (субатомных) частицах допустимоговорить лишь с того момента, когда хаотичные, неупорядоченные"всплески" материи начинают организовываться в некоторуюсистему, а крайние значения энергии накладываться друг надруга. Образование флуктуационной системы происходит в томслучае, когда "сгущение" одной флуктуации переходит в"разряжение" другой (соседней) флуктуации, а "сгущение"последней переходит в "разряжение" первой. Это -- наипростейшийпример образования возможной флуктуационной системы. Однако,скорее всего, первичная флуктуационная система образуется не из2-х, а из 3-х флуктуаций, так как для взаимного замещения"сгущений" и "разряжений" необходимо некоторое "жизненноепространство". Другими словами, взаимопереход легче осуществим,если взаимодействуют не две, а три флуктуации. Более чемвероятно, что составные элементы такого триплета соответствуюттем теоретически предсказанным субчастицам, которые получилиназвание кварков (отсюда, кстати, следует, что в чистом видекварк получен быть не может). В горниле первичных флуктуаций рождается первичноеразделение на частицы и античастицы -- мир позитивно явленныхсистем и антимир, в котором устойчивой системе частиц вконечном итоге всегда соответствует устойчивая системаантичастиц (и наоборот). О частицах и античастицах можноговорить, если принять за первые образовавшиеся системы"сгущения", а за вторые -- соответствующие им системы"разряжений", следующие за первыми, как тень. Сколькообразующих любое тело частиц, -- столько же должно быть исоответствующих им античастиц. Где же они находятся? Верхомалогизма было бы полагать, что античастицы, непрерывнорождаемые во Вселенной, тотчас же устремляются по направлениюкакой-то космической Terra incognita. Вещество и антивеществоразделены пространственно и временно, однако вовсе не так, какпринято истолковывать в современной физике. Отсюда же любаяустойчивая система имеет свою изнанку: каждый вещественныйпредмет существует параллельно, одновременно и нераздельно сосвоей невидимой обычными глазами тенью из антивещества.Вещество и антивещество действительно взаимоисключают другдруга, не могут существовать одновременно в одной и той жеточке, но могут сосуществовать рядом и сосуществуют, являясьразными аспектами вакуумных флуктуаций. Антимир -- не где-то вбезграничных далях Вселенной, а внутри нас и рядом с нами. В данной концепции нет ничего сверхъестественного или жетакого, что бы уже так или иначе не освещалось в литературе.Хотя автор в свое время сформулировал представленные здесь идеивполне самостоятельно, изучая закономерности глубинных структурматерии, он тем не менее не без удовлетворения воспринималобнаруженные впоследствии аналогичные выводы других ученых,вроде точки зрения английского биолога Лайэлла Уотсона: "Каждоетело имеет биоплазменного двойника, который существует на менеефизическом уровне, принимает приблизительно те же формы, что итело, и имеет некоторое отношение к контролю и организациижизненных функций. Его нелегко измерить, но его существованиевытекает из практики иглоукалывания и может обнаруживаться спомощью специальной техники, состоящей из высокочастотнойаппаратуры. Он не исчезает в момент клинической смерти".2 Мысль о раздвоенности Мира не нова; она красной нитьюпроходит через многие натурфилософские учения Древности, уходясвоими корнями в герметизм, а через него -- к самым истокамтеоретического осмысления действительности. На стыках эпох --Возрождения и Нового времени -- эта общемировая традиция была,к примеру, проложена и в известной мере развита Парацельсом вомногих его трактатах. "Мир имеет два тела, одно -- зримое,другое -- незримое, -- писал знаменитый философ, алхимик иврач. -- Пример: <...> ум человеческий обладает некиммагнитом, который притягивает к себе со звезд чувство имысль"3. Не вдаваясь в рассуждения, каким образом системыфлуктуаций образуют известные на сегодня элементарные частицы иантичастицы (быть может, между обрисованной выше картиной "дна"и достигнутым ныне уровнем познания микромира существует ещеряд промежуточных звеньев), -- переходим к главному. Коль скоро каждой частице вещества соответствует еематериальная "антитень", то и любой системе частицсоответствует ее негативная копия. Следовательно, каждоематериальное тело существует в двух ипостасях -- вещественной иантивещественной (последняя представляет собой опрокинутуювовнутрь, "вывернутую наизнанку" материальную копию первой).Каждому живому существу соответствует живой антипод в"потустороннем", но рядом находящемся мире. У каждогочеловека есть материальный двойник -- невидимый и незнаемый, ноживой, неотступно следующий за ним и которому никто никогда несможет пожать руку. Он живет в ином, но рядом расположенноммире, совершенно отличном от вещественного, хотя и являетсяточнейшей, вывернутой вовнутрь, копией последнего. И этот мир,все эти двойники не где-нибудь, а в каждом из нас или рядом снами. Каждая нервная клетка, каждая частица, составляющая мозг,также, естественно, материально дублируется в антимире. И естьвсе основания предполагать, что мышление представляет собой визвестной мере процесс взаимодействия и взаимоотражения междучастицами и античастицами, образующими неразрывное единство вструктуре мозгового субстрата. Отсюда: сама мысль невещественна и недоступна никаким физическим приборам. Мысльидеальна. Сколько ни анатомируй мозг, сколь ни разлагай нервноевещество на химические элементы и микрочастицы -- нигде необнаружишь никакой мысли. Она представляет в принципе иныепроцессы, связанные с взаимодействием между частицами иантичастицами, образующими неразрывную материальную структурумозгового субстрата. Последний же находится в прямом контакте(невыявленном до сих пор опытно, но подтвержденном тысячамижизненными фактами) с энерго-информационным полем Вселенной илиокружающей среды. Так называемые путешествия шаманов, впадающихво время камлания в состояние самогипноза, в иные миры -- нечто иное, как подключение их сознания к такомуэнерго-информационному полю. В ряду подобных психофизических явлений и то, что З.Фрейдименовал Оно в его противопоставлении Я. Обладаяпсихофизической реальностью, Оно вместе с тем неотделимо от Я ирасполагается не в какой-то отдельной части нервной системы,как полагают некоторые психоаналитики, а в параллельном мире,состоящем из античастиц (и присущих им полей) -- слепков частицвещественного мира. Но, может быть, выявленный двойник -- этохорошо известное из теософских учений астральное тело? Похоже,что научная и оккультная модели во многом совпадают, если,разумеется, отвлечься от иррациональной терминологии итеоретического мистицизма. Итак, хотя наш двойник в антимире и разделен с намипространственно и на какой-то неуловимый миг отстоит отвещественного оригинала во времени (на величину не менее однойвакуумной флуктуации), -- наше мышление с ним едино инеосуществимо одно без другого. Отсюда и возможность общенияили, по крайней мере, каких-то специфических контактов,например, во сне, гипнотической или экстрасенсорной ситуации.Косвенным подтверждением сказанного могут послужить и хорошовсем знакомые психические явления: например, во сне или вобычном мысленном представлении каждый видит себя со стороны(то есть по существу в виде того же двойника), а не изнутри --как того требует житейская логика. Величайшая из человеческихиллюзий заключается в представлении, что окружающий мирнаходится вне нас. В действительности же мы сами находимсявнутри этого мира. Приходится пересматривать традиционное представление омышлении, якобы локализованном и происходящем исключительно водном мозгу. В действительности в нейронах лишь аккумулируетсянекоторая энергия, способная активизировать или снятьинформацию, находящуюся повсюду и зависящую далеко не от одноготолько мозгового субстрата. Мозг в значительной степениявляется приемником, предполагающим еще и наличие передатчика.Такой передатчик отчасти находится за пределами мозга, аотчасти в нем самом, образуя в конечном счете некоторое единоеприемно-передаточное устройство. Система нейронов в мозгу --своего рода дискета. Но, чтобы дискета заработала, нуженкомпьютер. В целом таким компьютером и выступает энергополеВселенной, являющееся по своей сущности информационным. Не только логическое мышление, но также оперированиенаглядными образами и игра воображения с точки зрениявзаимодействия двух миров -- это объективно протекающий,физически, биологически и психически обусловленный процесс.Соприкосновение с клавишами собственного энергополя пробуждаетв сознании и подсознании связные или бессвязные образы. Нобывает (и не так уж редко), что индивидуальное сознаниевключается в общий биосферный или космический энергопоток. Итогда творческий потенциал человека становится воистинунеисчерпаемым. Особенно везет в данном отношении гениальнымличностям. Собственно, творческая одаренность во многом именнов этом и выражается. Почему же безмозглый вакуум с его хаотичным кипениемфлуктуаций порождает разумную жизнь? Ключ к разгадке содержитсяв правильном понимании сути размножения и развития живого изслияния двух половых клеток! Спрашивается: почему природаизбрала столь излишне усложненный и странный на первый взглядпуть воспроизведения живого? Не проще ли было бы механическисоединять устойчивые материальные системы в целостныеорганизмы, наделенные активностью и самоуправлением? Какойневыявленный пока эффект приводит к развитию от простогослияния двух половых клеток к столь совершенному (и разумному-- в случае человека) живому существу? Судя по всему, при переходе от абиотических к биотическойформе движения материи природе необходимо было более жестко ирешительно "развести" вещество и антивещество. Энергетическиепроцессы, происходящие при делении зиготы после слияния половыхклеток, как раз и направлены на то, чтобы отделить вещество отантивещества, вытеснив последнее на внешнюю сторону живогоорганизма. Таким образом, полный набор античастиц, который внеживом теле существует как его своеобразнаяматериально-негативная изнанка, в живом организме перемещаетсяна внешнюю сторону, превращаясь в оболочку, взаимодействие скоторой (в плане энергетического обмена) во многом определяетспецифику живого. Точно так же и мозговые структуры имеют своиматериальные "антислепки" (взаимодействие с которыми иобусловливают мыслительные процессы) не внутри мозга, а внеего. В свою очередь, античастицы, коррелирующие с нервнойсистемой и находящиеся вне ее, вступают во взаимодействие снервными клетками, обусловливая тем самым всю гамму психическихпроцессов. Таким образом, человек как бы одет в невидимую"шубу" из "антиматерии", а голову его обволакивает и окаймляетсвоего рода нимб или рой из антивещества. Эту "живую шубу",образующую биополе в виде устойчивой энергетической структуры,можно вполне отождествить с душой. Данная энергетическаяструктура вполне доступна созерцанию, так как включает в себявидимые фотоны, которые, в отличие от других субатомных частиц,не поляризованы и не распадаются на "+" и "-", а, напротив, вопределенной мере являются соединительной тканью междувеществом и антивеществом. Нимб (аура) как раз и представляетсобой подобные фотонные структуры. Внешнее расположение вполне материальной "психеи"означает, между прочим, и то, что в определенных ситуациях(любовный акт, экзальтированная толпа, воины, столкнувшиеся наполе брани, и т.п.) возможно временное слияние "психей". Крометого, возможно и их перемещение в пространстве, что позволяетбез особых затей понять и объяснить явления реинкарнации,телепатии, телекинеза и другие парапсихологические феномены.Все эти вопросы в рамках обоснования биохимической первоосновыприроды ставились еще В.И.Вернадским. В настоящее время те жепроблемы всесторонне исследуются на экспериментальном уровнемногими учеными, добившимися впечатляющих результатов (опытыА.Е.Акимова и его группы, эксперименты и теоретическиеобобщения А.И.Вейника, концепции Б.И.Искакова, Г.И.Шипова идр.). Отношения, которые до последнего времени складывалисьмежду представителями естественнонаучного и эзотерическогознания, нельзя назвать иначе как парадоксальными. Объясняетсяэто тем, что естествознание до сих пор не выработало приемлемыхспособов исчерпывающего или достоверного исследованияпаранормальных явлений, которые с точки зрения обыденного опытане вызывают никаких сомнений. Например, известные каждомуфеномены сна и сновидений. Еще Шеллинг задавал каверзный вопросВладимиру Одоевскому, на который и по сей день не в состояниивразумительно ответить ни один ученый: "...Что такое сон, или,лучше сказать, где мы бываем во сне, а мы где-то бываем, ибооттуда приносим новые силы. Когда мне случится что-нибудьпозабыть, мне стоит заснуть хотя бы на пять минут, и явспоминаю забытое".4 Потому-то многие ученые предпочитают самый простой, но неделающий им чести путь: вообще отрицают реальность иливозможность существования отдельных психофизических явлений,рассуждая по странному для науки принципу: "Раз нет объясненияфакту -- значит, нет и самого факта". В свою очередь,исследователи, пытающиеся осмыслить парафизические ипарапсихические явления, наталкиваясь на брезгливо-насмешливоеотношение своих ползуче-эмпирически настроенных коллег,предпочитают уйти в себя и начинают изобретать теории, которыееще больше отдаляют их от господствующих концепций и парадигм.Между тем кажущееся непримиримым противоречие незамедлительнообнаруживает надуманность и неконструктивность -- стоит тольконепредвзято проанализировать то, что накоплено опытным итеоретическим естествознанием. Локальные психические образования, имеющиевакуумно-флуктационную природу и привязанные к отдельномуиндивиду или группе особей, не исчезают полностью после смертии аккумулируются в окрестностях Земли (биосфера,пневматосфера), Солнечной системы и, быть может, за еепределами. Тем самым налицо прямая связь с Космосом, которыйизначально и сообразно с присущими ему объективнымизакономерностями программирует именно такую схемувзаимодействия косного, живого и психического. Следовательно, иу самого Космоса есть прямые каналы постоянной взаимосвязи совсем живым и разумным. И эти каналы находятся в непрерывномрабочем состоянии. Данное явление всегда осознавалось людьми,получало закодированное выражение в разного рода символах изнамениях, являло себя в виде откровения, творческих озарений иэкстаза, находило выражение в произведениях искусства и т.п. Разного рода видения, принимаемые за явление Божества,реализуются в виде ярчайших зрительных образов именнопосредством взаимодействия двух миров -- привычного ипараллельного. Типичным примером таких видений служатсвидетельства Владимира Соловьева о явлении ему в лучезарномженском обличии насыщенной многими смыслами Софии ПремудростиБожьей: И в пурпуре небесного блистанья Очами, полного лазурного огня, Глядела ты, как первое сиянье Всемирного и творческого дня. Что есть, что было, что грядет вовеки -- Все обнял тут один недвижный взор... Множество аналогичных свидетельств содержится в житийнойлитературе. По природе своей таинственное сияние ничем неотличается от обычного света, однако для его созерцаниянеобходимы определенные условия и настрой личности.Классическим образцом соответствующей ситуации может служитьвоссиявший перед учениками Иисуса свет на горе Фавор. Судя повсему, любая гора является естественным аккумулятором энергии,что при определенных условиях приводит к соответствующимэффектам. Неспроста во многих религиях горы являются священнымиобъектами. Полярная гора индоариев Меру вообще считаласьцентром Вселенной. На вершинах гор открылась истина исовершилось богооткровение для Зороастра, Моисея, Мохаммеда.Вероятно, по той же причине на горных вершинах стараютсявоздвигать и тибетские монастыри. Глубинное информационное поле Вселенной кодирует и хранитв виде голограмм любую информацию, исходящую от живых и неживыхструктур. С незапамятных времен многими великими умамиутверждалось, что в любой точке Мироздания содержитсяинформация обо всех событиях и сущностях Вселенной5. Голография-- изобретение недавнего времени. Однако задолго до ее открытияи теоретического обоснования голографическое постижение мира,выработанное путем длительных тренировок, было хорошо известновысшим посвященным в Тибете. Вот как характеризовал даннуюспособность тибетских провидцев Далай-лама, отвечая на вопросыфранцузской путешественницы и исследовательницы АлександрыДавид-Неэль: "Один бодхисатва представляет собой основу, дающуюначало бесчисленным магическим формам. Сила, рождаемаясовершенной концентрацией его мысли, позволит ему в миллиардахмиров одновременно делать видимым подобный себе призрак. Онможет создавать не только человеческие формы, но и любыедругие, даже неодушевленные предметы, например, дома, изгороди,леса, дороги мосты и проч"6. Причем такая информация нехранится пассивно, а отбирается, перерабатывается и передаетсяв необходимых дозах, в необходимое время и в необходимомнаправлении. Процессы эти невозможны без непрерывнойэнергетической подпитки и информационного круговорота, в ходекоторого возникают устойчивые смысловые структуры, сохраняемыеи передаваемые от одних носителей (живых и неживых) к другим.Сказанное относится и к Слову. Перефразируя афоризмсредневекового индийского мудреца Бхартрихари: "Бесконечный,вечный Брахман [Космическое Всеединство. -- В.Д.] -- этосущность Слова, которое неуничтожимо", можно с полнойуверенностью утверждать: "Бесконечная, вечная Вселеннаянепрерывно порождает и накапливает разнокачественную информацию(включая Слово). Потому-то эта информация неуничтожима и вечнакак сама Вселенная, как весь бесконечный Космос. ВключаяСлово". В указанном смысле устное Слово -- это направленноеволевым усилием акустическое выражение внутренней энергиииндивида, приводящее в движение механизм раскодированияинформации на различных физических уровнях, включая глубинный,-- пока во многом неизвестный и неисследованный. Являясьобъективной акустико-энергосмысловой структурой, Словонепосредственно замыкается на информационный банк (поле)Вселенной и репродуцирует заложенное в нем знание. Слово какзвуковая речь -- всегда представляет собой акустическиеколебания молекул, но одновременно -- и волновые колебанияобразующих их атомов, элементарных частиц и соответствующимобразом закодированные поля. При этом слово не только кодируетнизшие формы движения материи, образуя и постоянно обогащаяинформационное поле, но также черпает из этого поля энергию ипередает ее в случае необходимости обратно к источнику,производящему слова, то есть к человеку (другие биотическиесистемы здесь не рассматриваются). Так, гневное слововозбуждает того, против кого оно направлено, не через одно лишьосмысление, но и через возникаемую энергию отрицательногоэмоционального состояния, которая возбуждает информационноеполе и распространяет его вокруг себя. То же -- со смехом.Можно не знать языка, выражающего гнев или радость, но плакатьи смеяться наравне со всеми. В определенной мере положительные или отрицательные эмоциимогут возникать под непосредственным воздействием окружающегоэнергоинформационного поля. Резкие выкрики при выпаде и ударе ввосточных единоборствах, русское "гых-х-х!" при рубке дровконцентрирует энергию в соответствующем направлении и сообщаетчеловеку дополнительную силу именно за счет подпитки,почерпнутой из общего энергополя Вселенной, и за счет включениясоответствующих каналов под влиянием его информационнойсоставляющей. Аналогичный эффект дают воинственные крики наполе брани (вроде русского "ура"), повышая энергетическийпотенциал сражающихся людей. Крик от боли или страха такжемобилизует энергетические ресурсы организма, противодействуяфакторам, вызывающим боль. Взаимодействие между живым организмом и принадлежащим емубиополем, с одной стороны, и информационно-энергетическим фономВселенной, с другой, может принимать самые причудливые формы.Так, кровавое жертвоприношение в прошлом имело, судя по всему,колоссальный психофизический эффект: на месте жертвоприношениявозбуждалось и менялось информационное поле, а энергияперераспределялась в пользу приносивших жертву (отсюда стольмассовая и повсеместная приверженность к подобным кровавымспектаклям). То же, видимо, происходит и во время поединков:побежденный теряет свой энергетический потенциал и частичнопередает его победителю. В особенности это касается смертельнойсхватки, когда один из соперников гибнет. Давно замечено и эффективно используется также ипсихофизическое воздействие Слова, музыки и песнопений,концентрируемых под сводами храмов всех без исключениярелигиозных культов. Здесь действует одновременно и чистовнешняя сторона (купол, стены), и целенаправленное воздействиеэнергоинформационного поля, приводящее к таким психологическинетривиальным следствиям, как молитвенный экстаз, благодать,очищение (катарсис), успокоение и т.п. Те прозрения, откровения, голоса и видения, которыеслучаются во время молитвы (независимо от того, какую религиюисповедует верующий), дают некоторое представление о формахвозможных контактов с энерго-информационным полем. Ихуниверсальность и абсолютная несвязанность с конкретнымсодержанием религиозного культа -- лучшее доказательстводоступности для любого человека параллельно существующего мира.Сказанное в одинаковой степени относится и к индивидуальным, ик коллективным ритуальным актам в виде хоровых песнопений,всенощных бдений, массовых молитв или танцев. Однакоколлективное действо, вне всякого сомнения, усиливаетэффективность контактов между впадающими в экстаз больших илималых групп людей, с одной стороны, и возбуждаемым имипараллельным миром, с другой. Таким образом, не приходится сомневаться, что существуетнекая общая непрерывная и всепронизывающая материальная среда,именуемая "физическим вакуумом" и вполне объясняемая при помощиконцепции взаимодействия и взаимопроникновения Макро- иМикрокосма. В результате разности потенциалов движения иэнергии в "физическом вакууме" возникают устойчивые структуры,обеспечивающие все многообразие живого и неживого во Вселенной.Здесь же кроется разгадка информационно-генетическихзакономерностей. По новейшим данным (П.П.Гаряев), записьпервичной генетической информации происходит наквантово-волновом уровне в виде голограмм и текстов. Информацияпоступает изнутри организма, но обусловлена космическимифакторами. Гены принимают ее и передают от клетк

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.