Эффективность функционирования государственной службы и деятельности государственных служащих в значительной мере|в значительной степени| зависит от социального обеспечения государственных служащих. Необходимость значительного внимания к|до| этому компоненту государственной службы заключается в следующем:
- попытка повысить престиж государственной службы;
- намерение|намерение| уравнять права и материальное благосостояние государственных служащих (которым запрещена|запретный| предпринимательская деятельность) с другими гражданами;
- компенсации в случае потери здоровья, нетрудоспособности, выхода на пенсию и тому подобное.
Социальное обеспечение государственных служащих состоит из таких компонентов:
1. Оплата труда.
2. Поощрение|ободрение| за добросовестный труд.
3. Ежегодные и дополнительные отпуска.
4. Социально-бытовое обеспечение.
5. Пенсионное обеспечение и денежная помощь.
Оплата труда государственных служащих должна обеспечивать достаточные материальные условия для независимого выполнения служебных обязанностей|долга|, способствовать|содействовать| укомплектации| аппарата государственных органов компетентными и опытными|сведущими| кадрами, стимулировать их добросовестный и инициативный труд.
Заработная плата государственных служащих состоит из:
- должностных окладов (в зависимости от сложности и уровня соответствия исполняемым служебным обязанностям|долга|);
- премий (по результатам работы);
- доплаты за ранги;
- надбавки за выслугу лет на государственной службе и|да| др. (Надбавка за выслугу лет выплачивается государственным служащим ежемесячно в процентах к|до| должностному окладу с учетом доплаты за ранг и в зависимости от стажа государственной службы в таких размерах: свыше 3 лет - 10, свыше 5 лет - 15, свыше 10 лет - 20, свыше 15 лет -25, свыше 20 лет - 30, свыше 25 лет - 40 процентов).
Поощрение|ободрение| за добросовестный труд. За добросовестный непрерывный труд в государственных органах, образцовое выполнение трудовых обязанностей|долга| государственным служащим может выдаваться|издаваться,казаться| денежное вознаграждение|награда|. За особенные трудовые заслуги государственные служащие представляются к|до| государственным наградам и присвоению почетных званий.
Ежегодные и дополнительные отпуска. Государственным служащим предоставляется ежегодный отпуск длительностью 30 календарных дней, если законодательством не предусмотрено более длительного отпуска, с выплатой помощи для оздоровления в размере должностного оклада. Государственным служащим, которые|какие| имеют стаж государственной службы свыше 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск длительностью 5 календарных дней, а начиная с 11-го года этот отпуск увеличивается на 2 календарных дня за каждый следующий год. Длительность дополнительного оплачиваемого отпуска не может превышать 15 календарных дней (постановление Кабинета Министров Украины от 27 апреля в 1994 г. № 250 «О порядке и условиях предоставления государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления дополнительных оплачиваемых отпусков»).
Социально-бытовое обеспечение. Государственные служащие обеспечиваются жильем|жилищем| в установленном порядке из|с| государственного фонда. Государственные служащие, которые|какие| занимают должности первой -| четвертой категорий, имеют право на первоочередное установление квартирных телефонов. На индивидуальное и кооперативное жилищное|жилое| строительство или для приобретения квартир или индивидуальных жилых домов государственным служащим, которые|какие| требуют в соответствии с|соответственно| действующим законодательством улучшения жилищных|жилых| условий, предоставляется земельный участок и беспроцентный кредит сроком до 20 лет. Государственные служащие и члены их семей, которые|какие| проживают вместе с ними, пользуются в установленном порядке бесплатным медицинским обслуживанием в государственных учреждениях здравоохранения|здравоохранительный|. Этими же учреждениями они обслуживаются после выхода на пенсию.
Пенсионное обеспечение и денежная помощь государственным служащим. Пенсия государственным служащим выплачивается за счет государства. На получение пенсии государственных служащих имеют право лица|личность|, которые|какие| достигли установленного законодательством пенсионного возраста, при наличии общего трудового стажа для мужчин|мужа,супруга| - не менее|меньше| 25 лет, для женщин|жены,женщина-посла| - не менее|меньше| 20 лет, в том числе стаж государственной служби -| не менее|меньше| 10 лет, и которые|какие| на время достижения пенсионного возраста работали|трудятся| на должностях государственных служащих, а также лица|личность|, которые|какие| имеют не менее|меньше| 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к|до| категориям должностей государственных служащих, - независимо от места работы на время достижения пенсионного возраста. Пенсия государственным служащим назначается в размере 80 процентов от сумм их заработной платы, на которые|какие| начислялся сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, без ограничения предельного размера пенсии, а лицам|личности|, которые|какие| на время обращения по назначению пенсии не являются государственными служащими, - в размере 80 процентов заработной платы работающего|трудится| государственного служащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы на государственной службе. Пенсия государственному служащему выплачивается в полном размере независимо от его заработка (дохода), получаемого после выхода на пенсию.
В случае повышения размера заработной платы работающим|трудится| государственным служащим, а также с приобретением лицом|личностью| права на пенсионное обеспечение государственного служащего по этому Закону соответственно осуществляется пересчет ранее|раньше| назначенных пенсий. Пересчет пенсии осуществляется исходя|исходил| из сумм заработной платы, на которые|какие| насчитывается|начисляет,насчитывает| сбор на обязательное государственное пенсионное страхование работающего|трудится| государственного служащего соответствующей должности и ранга на момент возникновения права на пересчет пенсии (Закон Украины от 16 декабря 1993р|. № 3723-XII| «О государственной службе»).
Завершить освещение вопросов социального обеспечения целесообразно освещением перспектив усовершенствования указанного направления деятельности. В частности|в том числе|, Концепцией административной реформы в Украине предусматривается ряд мероприятий, направленных на улучшение социального обеспечения государственных служащих. Идет речь о том, что необходимо усовершенствовать определение и применение норм и гарантий статуса государственных служащих. Это означает обеспечение целостности|цельный|, системности, полноты и стабильности правового и социального положения государственных служащих, согласования их должностных полномочий с правами и обязанностями|долгом| фактического пребывания на государственной службе. Следует реформировать систему оплаты труда государственных служащих с тем, чтобы обеспечить конкурентоспособность государственной службы на рынке труда, уменьшить ведомственное и местное влияние, предотвратить коррупцию, кардинально повысить заинтересованность кадров в производительной и качественной, инициативной и эффективной, добросовестной и ответственной работе, пребывании на государственной службе и последующем продвижении относительно|касательно| карьеры. Этого можно достичь в случае установления на государственной службе большей средней заработной платы, чем в отраслях экономики, и не меньше, чем в частном|приватном| секторе.