Прохождение государственной службы - процесс деятельности государственного служащего на должностях, которые|какие| он занимает начиная с момента принесения|сдает,складывает| присяги государственного служащего и завершая прекращением государственной службы.
Необходимо различать такие стадии прохождения государственной службы:
1. Принятие на службу.
2. Продвижение по службе.
3. Прекращение службы.
Принятие на службу- процесс зачисления|зачтения| на государственную службу по результатам|по результатам| конкурсного отбора.
Основными процедурами на стадии принятия на государственную службу являются:
- принятие руководителем органа решения относительно|касательно| проведения конкурса на замещение вакантной должности;
- проведение конкурса со сдачей экзамена;
- издание приказа или распоряжение о принятии лица|личности| на должность государственного служащего;
- принятие присяги государственного служащего;
- присвоение соответствующего ранга государственного служащего в пределах соответствующей категории.
Следует отметить, что лишь|только| на должности третьей - седьмой категорий принятия на государственную службу осуществляется на конкурсной основе|основании|. Решение о проведении конкурса принимается руководителем органа при наличии вакантной должности государственного служащего. Именно конкурс является прямым свидетельством воплощения в жизнь конституционного принципа равного доступа граждан к|до| государственной службе. Можно сделать вывод|, что конкурс на замещение вакантной должности государственного служащего - это своеобразное соревнование, по итогам которого|какого| лучший претендент получает должность государственного служащего.
К участию в конкурсе не допускаются лица|личность|, которые|какие|:
- достигли установленного законодательством предельного возраста|века| пребывания на государственной службе;
- признанные в установленном порядке недееспособными;
- имеют судимость, которая является несовместимой с занятием должности государственного служащего;
- в случае принятия на службу будут непосредственно подчинены или подчинены лицам|личности|, которые|какие| являются их близкими родственниками или свояками;
- лишены права занимать соответствующие должности в установленном законом порядке на определенный срок.
Конкурс проводится поэтапно, при этом основными этапами являются:
1) публикация объявления|оглашения| государственного органа о проведении конкурса в прессе или распространения его через|из-за| другие средства массовой информации. Государственный орган, в котором|каком| проводится конкурс, обязанн опубликовать объявление|оглашение| о проведении конкурса в прессе или распространить|ширить| его через|из-за| другие официальные средства массовой информации не позже чем за месяц|луну| до начала конкурса и довести до ведома служащих органа, в котором|каком| объявляется конкурс;
2) прием документов от лиц|личности|, которые|какие| желают взять участие в конкурсе, и их предварительное рассмотрение на соответствие установленным квалификационным требованиям|востребованию| к|до| соответствующему уровню должности;
3) проведение экзамена и отбор кандидатов (постановление Кабинета Министров Украины от 15 февраля в 2002 г. № 169 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих»).
Проведение экзамена для кандидатов на замещение вакантных должностей предусматривает проверку и оценку их знаний Конституции Украины, Законов Украины «О государственной службе» и «О борьбе с коррупцией», а также: законодательства с учетом специфики функциональных полномочий соответствующего государственного органа и структурного подразделения.
Экзамен сдается|состоит| одновременно кандидатами на замещение одной вакантной должности. В случае небольшого количества кандидатов и при наличии соответствующих условий, экзамен может проводиться одновременно на замещение нескольких вакантных должностей (приказ Главного|головного| управления государственной службы Украины и Украинской академии государственного управления при Президенте Украины № 30/84 от 10 мая в 2002 г. «Об утверждении Общего порядка проведения экзамена кандидатов на замещение вакантных должностей государственных служащих»).
Важное обстоятельство, на которое|какое| необходимо обратить внимание, - это особенные условия относительно|касательно| принятия на службу государственных служащих на должности, назначения или согласования назначения на которые|каких| осуществляет|свершает,совершает| Президент Украины по предоставлению Кабинета Министров Украины или Кабинет Министров Украины. Идет речь о возможности проведения специальной проверки сведений|ведомости|, которые подаются|дают| кандидатами на занимание отмеченных должностей.
Проверке подлежит:
- достоверность сведений|ведомости|, предоставленных кандидатом на занятие должности о себе в процессе рассмотрения вопроса относительно|касательно| его назначения на соответствующую должность, в частности|в том числе| тех, которые касаются его доходов и обязательств финансового характера, принадлежащего ему недвижимого и ценного движимого|движущегося| имущества, вкладов в банках и ценных бумаг, в том числе за рубежом|за границей|;
- состояние|стан| соблюдения кандидатом требований|востребования|, установленных законодательством по вопросам государственной службы, борьбы с коррупцией и государственной тайны (постановление Кабинета Министров Украины от 15 ноября в 2006 г. № 1624 Об утверждении Порядка проведения специальной проверки сведений|ведомости|, которые подаются|дают| кандидатами на занимание должностей»).
Продвижение по службе- процесс занятия государственным служащим высшей должности или присвоения высшего ранга. Нередко для объяснения продвижения по службе употребляют термин «карьерный рост». Государство заинтересовано в том, чтобы государственные служащие продвигались по службе, потому что параллельно с этим происходит процесс профессионального роста такого лица|личности|, увеличения его заинтересованности в позитивных|положительных| результатах работы, которую|какую| оно выполняет|исполняет|. Преимущественное право на продвижение по службе имеют государственные служащие, которые|какие| достигли наилучших результатов в работе, проявляют инициативность, постоянно повышают свой профессиональный уровень и зачислены в кадровый резерв.
Одной из основных процедур, которые происходят во время продвижения по службе, является аттестация. Обычно, аттестация проводится один раз в три года. Аттестация - процесс оценивания результатов работы, деловых и профессиональных качеств государственного служащего, в результате которого|какого| проявляется степень соответствия должности, которую|какую| он занимает.
Аттестации подлежат государственные служащие всех уровней, в том числе те, которые|какие| в результате|вследствие| организационных изменений|смены| занимают должности меньше чем один год, если их должностные обязанности|долг| не изменились. На основании всестороннего анализа выполнения основных обязанностей|долга|, сложности выполняемой|исполняет| работы и ее результативности комиссия принимает одно из таких решений:
- соответствует занимаемой должности;
- соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций по|касательно| повышения квалификации |с| определенного профессионального направления, приобретение навыков работы на компьютере и тому подобное;
- не соответствует занимаемой должности.
Аттестованными считаются государственные служащие, признанные комиссией такими, которые соответствуют занимаемой должности, или соответствуют занимаемой должности при определенных условиях (постановление Кабинета Министров Украины от 28 декабря в 2000 г. № 1922 «Об утверждении| Положения о проведении аттестации государственных служащих»).
Прекращение службы- процесс завершения государственной службы, которая предопределяет утрату статуса государственного служащего.
Кроме общих оснований|подставы|, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, государственная служба прекращается в случае:
1)нарушения условий реализации права на государственную службу;
2)несоблюдения|недодержку| связанных|повязал| с прохождением государственной службы требований|востребования| (коррупционные действия, участие в забастовках|стачке| и|да| др.);
3)достижения государственным служащим предельного возраста|века| прохождения государственной службы;
4) отставки государственных служащих, которые|какие| занимают должности первой| или второй категории;
5) выявления|обнаружение| или возникновения обстоятельств, которые препятствуют пребыванию | государственного служащего на государственной службе (недееспособность, судимость, несовместимость с занятием должности, наличие близких родственников среди руководителей);
6) отказа|отказ| государственного служащего от принятия или нарушения| присяги;
7) неподача или предоставление государственным служащим неправдивых сведений|ведомости| относительно|касательно| его доходов.
Смена руководителей или состава|сдаю,складываю| государственных органов не могут быть основанием|подставой| для прекращения государственным служащим государственной службы на занимаемой должности по инициативе вновь назначенных руководителей, кроме государственных служащих патронатной| службы. Такой подход нужен по двум причинам:
1. Сохранение|сохранность| «институционной памяти» у тех служащих, которые работали|трудятся| в этом государственном органе раньше|ранее|, что будет способствовать|содействовать| наследственности в деятельности указанного государственного органа.
2. Социально правовая защита государственных служащих.
За государственными служащими, которые|какие| занимали должности первой категории не менее|меньше| трех лет и освобожденные из-за изменения|смену| состава органа, где они работали|трудятся|, или в связи окончанием срока|термина| полномочий этого органа, сохраняется|хранится| среднемесячный заработок на период трудоустройства, но не больше одного года.
Особенным вариантом прекращения государственной службы является отставка государственного служащего.
Отставка- прекращение государственной службы служащим, который|какой| занимает должность первой или второй категории, по его письменному заявлению.
Основаниями|подставой| для отставки являются:
- принципиальное несогласие с решением государственного органа или должностного лица, а также этические препятствия для пребывания на государственной службе;
— принуждение государственного служащего к|до| выполнению решения государственного органа или должностного лица, которое|какое| противоречит действующему законодательству, которое может причинить значительный материальный или моральный вред|ущерб| государству, предприятиям, учреждениям, организациям или объединениям граждан, гражданину;
- состояние|стан| здоровья, которое препятствует выполнению служебных полномочий (при наличии медицинского заключения).
Отставка принимается или о ней дается мотивированный отказ государственным органом или должностным лицом, которые|какие| назначили государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки или отказе в ней выносится в месячный|лунный| срок|термин|. Как уже отмечалось среди вопросов ограничений государственных служащих, в случае отказа в отставке государственный служащий должен продолжать выполнение служебных обязанностей|долга| и имеет право на освобождение|увольнение| в порядке, предусмотренном Кодексом законов о труде Украины.
Действующее законодательство определяет, что в случае отставки государственного служащего, который|какой| не достиг пенсионного возраста, но имеет достаточный для назначения пенсии стаж (для мужчин|мужа,супруга| - 25, для женщин|жены,женщина-посла| - 20 лет) и отработал на должностях первой или второй категории не менее как пять лет, ему выплачивается ежемесячно 85 процентов его должностного оклада с учетом надбавок за ранг и за выслугу лет до|до| достижению пенсионного возраста.
С достижением пенсионного возраста государственному служащему, который|какой| находится|перебывает,пребывает| в отставке, назначается пенсия как государственному служащему. В случае назначения пенсии по возрасту, трудоустройстве, осуждение|засуживает| за совершение преступления выплаты, предусмотренные ч. 4 этой статьи, прекращаются.