Международная выставка-ярмарка «Деловая Мордовия» ежегодно проводится ООО «Мордовэкспоцентр» в соответствии с распоряжениями Правительства Республики Мордовия и Планом выставочно-ярмарочных мероприятий Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, утвержденным Президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Е. М. Примаковым.
Целью выставки-ярмарки является укрепление и развитие хозяйственных связей товаропроизводителей Республики Мордовия с регионами России и зарубежными странами, стимулирование научно-прикладных исследований, развитие инновационной деятельности, укрепление имиджа республики и привлечение инвестиций для развития и модернизации товарного производства.
Тематика выставки-ярмарки охватывает следующие отрасли экономики: инновации и нанотехнологии, электротехнику, радиотехнику, энергосбережение, машиностроение, приборостроение, автомобилестроение, металлообработку, химическую промышленность, деревообработку, производство строительных материалов, мебель и интерьер, текстильную и легкую промышленность, сельское хозяйство, перерабатывающую промышленность, здравоохранение, образование, торговлю, туризм, ЖКХ, телекоммуникации, товары народного потребления, народные художественные промыслы.
Программа предусматривает проведение конгрессных мероприятий: конференций, семинаров, «круглых столов» по реализации приоритетных национальных проектов («Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Энергоэффективные технологии в строительстве и производстве строительных материалов», «Инновационные технологии здравоохранения Республики Мордовия», «Инновационное развитие образовательных систем в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и др.); презентаций регионов, городов и отдельных фирм, конкурса «Лучший отечественный товар».
В выставке-ярмарке принимают участие более 200 предприятий из регионов России: Москвы, С.-Петербурга, Пермского края, Карелии, Коми, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Кировской, Московской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Смоленской, Ульяновской областей, а также посольства и торговые представительства ряда зарубежных государств, ТПП России и регионов, иностранных компаний [32].
Правительство Республики Мордовия, Министерство экономики Республики Мордовия, Торгово-промышленная палата Республики Мордовия, «Мордовэкспоцентр» провели с 22 по 24 сентября 2010 года в столице Республики Мордовия XV Международную выставку-ярмарку «Деловая Мордовия - 2010».
В проведение программы были включены ряд конгрессных мероприятий: конференций и семинаров на темы образования, медицины, инновационных технологий; «круглых столов» ( «Состояние и поддержка инновационного развития в Республике Мордовия», «Инновационные технологии в медицине», «Инновационное развитие образовательных систем в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ); презентаций регионов, городов и отдельных фирм, конкурса «Лучший отечественный товар», участие творческих коллективов в культурной программе (Приложение Г).
Открытие ХV выставки-ярмарки «Деловая Мордовия» состоялось 22 сентября 2010 года в выставочном комплексе ООО «Мордовэкспоцентр». Уже в пятнадцатый раз наша республика принимала у себя деловую элиту страны. Растущая поддержка со стороны руководства РМ по праву ставит ярмарку «Деловая Мордовия» в число наиболее удачных и перспективных выставочных проектов, она развивается и востребована. С каждым годом все шире становится ее география, на сей раз образцы своей продукции представили свыше 90 компаний из 15 российских регионов [38]. Помимо этого, в рамках «Деловой Мордовии» проходила первая комплексная выставка Республики Беларусь, на которой прошла презентация 17 ведущих предприятий братской республики (Приложение Д) [29].
Наши же производители знакомились с образцами продукции гостей. Особое внимание было уделено сельхозтехнике, которая выстроилась в ряд на площадке «Мордовэкспоцентр». Там тракторы «Беларусь» чередовались с полуприцепами – самосвалами «Рузхиммаша», бороны «Мордовагроснаба» с экскаваторами «Сарэкса». Среди новой продукции «Саранского механического завода» выделялись популярные детские велосипеды «Конек-горбунок», а также новая скоростная модель – «Чемпион». Отдельный стенд был посвящен «Технопарку» в сфере высоких технологий. Осмотр выставки белорусской делегацией начался со знакомства с экспонатами республиканской пищевой промышленности Мордовии. Гости были в восторге от атяшевской колбасы, ичалковского сыра, огурцов с ГУП «Тепличное» [29].
К участию в выставке были приглашены представители федеральных министерств и ведомств, ассоциаций, регионов России, посольств и торговых представительств ряда зарубежных государств, ТПП России и регионов, иностранных компаний, ведущих предприятий России, деловых кругов Республики Мордовия [33].
В рамках выставки был проведён республиканский круглый стол «Инновационное развитие образовательных систем в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»».
На круглом столе рассматривались вопросы инновационной работы образовательных учреждений Республики. Сотрудники Мордовского республиканского института образования Т. В. Самсонова и С. Ю. Дмитриева выступили по теме «Создание национально-культурного образовательного пространства как фактора социализации в образовательных учреждениях Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения». В выступлении рассматривался проект, выигравший грант совместной программы Совета Европы и Европейской Комиссии «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества», главным партнером которой является Министерство регионального развития Российской Федерации.
В ходе реализации проекта «Создание национально-культурного образовательного пространства как фактора социализации в образовательных учреждениях Республики Мордовия и регионов с компактным проживанием мордовского населения» предполагается создание электронных учебников по обучению младших школьников мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам на основе уже имеющихся учебников, рабочих тетрадей к ним.
По замыслу авторов, электронные учебные пособия позволят создать национально-культурную образовательную среду путём включения в электронные учебники произведений музыкального, изобразительного, декоративно-прикладного искусства мордвы [28]. Кроме того, в рамках программы проекта проведение семинаров по обучению учителей работе с данными электронными учебниками (программа проведения выставки-ярмарки предоставлена в приложении Е).
Таким образом, международная выставка-ярмарка «Деловая Мордовия» является важнейшим мероприятием, проводимым на территории «Мордовэкспоцентр». Благодаря этой выставке-ярмарке РМ с каждым годом всё больше и больше укрепляет и развивает хозяйственные связи товаропроизводителей Республики Мордовия с регионами России и зарубежными странами; увеличивает географию участников и расширяет тематику выставленной продукции на выставке-ярмарке; приобретает новых партнеров в ходе проведения мероприятия, а также повышает имидж республики.
Заключение
На современном этапе экономических преобразований в РФ выставочно-ярмарочная деятельность превратилась в заметный сегмент рынка. В стране создана выставочная индустрия, тесно связанная с рядом отраслей промышленности, имеющая собственную инфраструктуру, материально-техническую базу, специализированные кадры. Наблюдается увеличение их маркетинговой значимости, выставки/ярмарки облегчают своевременную адаптацию к условиям рынка и ведут к необходимому деловому сотрудничеству предприятиями на всех уровнях. Выставки/ярмарки реагируют на тенденции, которые наблюдаются в сфере маркетинга: переориентация потребителей на более качественные и дорогие товары, динамичное развитие рынков и их интернационализации, возрастание конкуренции и потребностей в постоянном обновлении.
Организация такого рода мероприятий предполагает высокую степень профессионализма, требует своевременного планирования, наличия квалифицированного персонала, тесного сотрудничества всех работников предприятия, на которых возложена совместная ответственность за подготовку и осуществление участия предприятия на выставках/ярмарках.
Этот бурный рост выставочной активности в настоящее время свидетельствует о стремлении предпринимателей восстановить старые и найти новые хозяйственные связи и постепенно занять значительные позиции на мировых рынках. В настоящее время участие фирм в выставках/ярмарках стало довольно осознанным и расчетливым решением. Компании начали более тщательно подходить к отбору мероприятий для участия в них. В большинстве отраслей оформились выставки-лидеры, которые привлекают преобладающее большинство участников, ведущих производителей, крупнейших торговых компаний.
В РМ до недавнего времени выставочная деятельность носила спонтанный характер, системности в проведении выставок не было, наблюдалось дублирование выставок, что сказывалось на качестве и эффективности проводимых мероприятий. Для большинства организаций РМ наиболее остро стояли проблемы сбыта выпускаемой продукции и привлечения финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств и развития производства. На сегодняшний момент, в преодолении всех проблем активное содействие оказывает «Мордовэкспоцентр».
В настоящее время выставочная индустрия РМ процветает. С каждым годом увеличивается количество проводимых выставочно-ярмарочных мероприятий, расширяется их тематика. Ярким примером этому является выставка-ярмарка «Деловая Мордовия», благодаря которой РМ расширяет географию участников мероприятий и приобретает новых партнеров. Так, выставочная индустрия региона выходит на передовые позиции.
Для достижения наилучших результатов как в области выставочно-конргрессной деятельности, так и в стимулировании деятельности предприятий РМ, «Мордовэкспоцентром» поставлен ряд задач:
- развитие материально-технической и экспозиционной базы выставочной деятельности;
- реализация комплекса мероприятий, направленных на продвижение продукции товаропроизводителей РМ на российский и зарубежные рынки;
- содействие выполнению обязательств, вытекающих из соглашения РМ об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей;
- стимулирование участия товаропроизводителей РМ и организаций, связанных с научными разработками, инновациями и изобретениями в выставочно-конгрессных мероприятиях;
- совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти РМ, органов местного самоуправления муниципальных образований РМ, ТПП в организации и проведении выставочно-конгрессных мероприятий;
- утверждение резидентом «Технопарка»;
- повышение эффективности выставочных проектов.
Список использованных источников:
1. Алексеев С. П. Международный союз выставок и ярмарок шагнул во второе десятилетие / Алексеев С. П. // Экспоновости. 2004. № 9. С. 71-79.
2. Архипов В. А. Выставочная деятельность как самостоятельная отрасль экономики / Архипов В. А // Экспомир Плюс. 2001. № 3. С. 64-67.
3. Голубков Е. П. Маркетинг: Словарь-справочник / Е. П. Голубков. - М.: «Дело», 2000. - 320 с.
4. Гусев Э. Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом / Э. Б. Гусев, В. А. Прокудин. - М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. - 358 с.
5. Данилова А. Трамплин к успеху / А. Данилова // Новые рынки. 2002. № 2. С. 53-54.
6. Демченко Е. А. Разработка методики оценки эффективности выставочно-ярмарочной деятельности в условиях интеграции России в мировое хозяйство / Е. А. Демченко. - Екатеринбург: УГТУ, 2002. - 211 с.
7. Дмитриева Л. М. Основы рекламы / Л. М. Дмитриева. – М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2007. - 351 с.
8. Завьялов П. С. Формула успеха: маркетинг / П. С. Завьялов, В. Е. Демидов. - М.: «Международные отношения», 1998. - 264 с.
9. Зырьянов А. В. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке / А. В. Зырьянов. - Екатеринбург: РИФ «Солярис», 1995. - 241 с.
10. Ибрагимов Р. Г. Внерыночные условия финансирования и их влияние на стоимость капитала и ценность компании / Р. Г. Ибрагимов // Российский журнал менеджмента. 2007. № 1. С. 33-35.
11. Иванов В. С. Все о «Загранвыставке» / В. С. Иванов // Экспокурьер. 2001. С. 82-87.
12. Игнащенко С. А. Выставочная деятельность в регионах России / С. А. Игнащенко, С. В. Мукминов // Экспомир Плюс. 2002. № 3. С. 27-33.
13. Игнащенко С. А. Рынок в зеркале выставок / С. А. Игнащенко // Экспомир Плюс. 2001. № 3. С. 25-30.
14. Игнащенко С. П. Тенденция выставочных услуг / С. П. Игнащенко // Экспомир плюс. 2001. № 5. С. 18-24.
15. Комиссаров Д. Выставка как инструмент продвижения / Д. Комиссаров, Ю. Лаврентьева // Рекламные технологии. 2005. № 3. С. 40-41.
16. Концепция развития ВЯД РФ // Журнал-справочник о выставках и деловых встречах «Экспомир». 2001. № 3-4, С. 3-11.
17. Котов Ю. И. Помощь отечественному предпринимателю – наша общая задача / Ю. И. Котов // Экспо-вестник. – Спецвыпуск № 3. С. 44-51.
18. Критсотакис Я. Г. Торговые ярмарки и выставки. Техника участия и коммуникации / Я. Г. Критсотакис. - М.: «Ось-89», 1997. - 356 с.
19. Миллер С. Как использовать торговые выставки с максимальным эффектом / С. Миллер. - М.: Издательский дом «Довгань», 1998. - 356 с.
20. Олвуд Д. Выставки: планирование и дизайн / Д. Олвуд. - Новосибирск: «Interbook», 1991. - 335 с.
21. Петелин В. Г. Основы менеджмента выставочной деятельности / В. Г. Петелин. - М.: «Юнити», 2005. - 448 с.
22. Романов А. Н. Маркетинг: Учебник / А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов. – М.: Банки и биржи «Юнити», 1996. – 560 с.
23. Ромат Е. В. Реклама / Е. В.Ромат; Изд.7-е. - СПб.: «Питер», 2008.- 512 с.
24. Сацкая З. Принципы объединенной Европы / З. Сацкая // Оборудование. 2003. № 1, С. 7-13.
25. Стровский Л. Е. Основы выставочно-ярмарочной деятельности / Л. Е. Стровский. - М.: «Юнити», 2005. - 288 с.
26. Шупыро В. М. Развитие выставочного бизнеса и его влияние на формирование бюджета Москвы / В. М. Шупыро // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 6. Экономика. 2001. № 3. С. 81-91.
Образование и карьера
(2-4 марта). I Межрегиональная специализированная выставка
Весенняя выставка-ярмарка
(24-27 марта). V Межрегиональная выставка-ярмарка.
Инновации и технологии-2011
(12-14 апреля, Москва). II Международная выставка-форум Участие предприятий Республики Мордовия единой экспозицией
Дача. Сад. Огород
(14-17 апреля). VII Межрегиональная выставка-ярмарка
Предпасхальная выставка-ярмарка
(14-17 апреля). V Межрегиональная выставка-ярмарка
Энергоресурсосбережение, связь и инфокоммуникации
(26-28 апреля). Х Межрегиональная специализированная выставка.
Стройиндустрия и инновационные технологии в сфере ЖКХ
(26-28 апреля). ХI Межрегиональная специализированная выставка
Мебель и деревообработка
(26-28 апреля). VI Межрегиональная специализированная выставка
Ярмарка недвижимости в Мордовии
(26-28 апреля). I Межрегиональная специализированная выставка.
Дни Республики Мордовия в Украине
(Украина, г. Киев). Экономическая миссия предприятий Республики Мордовия
Здоровая нация - крепкое государство
(11-13 мая). IХ Межрегиональная специализированная выставка медтехнологий .
Дни Республики Мордовия в Беларуси
(17-20 мая Беларусь, Минск). 15-я международная специализированная выставка «БелПромЭнерго» в рамках Белорусского промышленного форума. Участие предприятий Республики Мордовия единой экспозицией.
Все для дома
(19-22 мая). II Межрегиональная выставка-ярмарка.
Реклама. Полиграфия. СМИ
(25-27 мая). II Межрегиональная специализированная выставка.
Дни Республики Мордовия в г. Санкт-Петербурге
(28-29 мая), Санкт-Петербург. Экономическая миссия предприятий Республики Мордовия.
С Днем Рождения, Саранск!
(16-19 июня). VIII Межрегиональная выставка-ярмарка
Приволжский Кубок по хлебопечению
(30 июня – 2 июля). Приволжский Кубок по хлебопечению
Все краски лета
(14-17 июля). II Межрегиональная выставка-ярмарка
Медово-яблочная ярмарка
(18-21 августа). I Межрегиональная выставка-ярмарка.
Деловая Мордовия-2011
(28-30 сентября). XVI Международная выставка-ярмарка
Мордовия инновационная
(28-30 сентября). II Межрегиональная специализированная выставка.
Агрофорум
(28-30 сентября). II Межрегиональная специализированная выставка
На земле святого праведного воина Феодора Ушакова.
(12-16 октября). Православная выставка-ярмарка.
Осенний вальс-2011
(27-30 октября). VIII Межрегиональная выставка - ярмарка
Народные художественные промыслы и ремесла финно-угорских народов «Тев»
(10-13 ноября). VI Всероссийская выставка-ярмарка изделий народных художественных промыслов и ремесел, костюмов, художественной культуры и искусства финно-угорских народов.
Готовимся к зиме
(24-27 ноября). III Межрегиональная выставка - ярмарка
Рождественский подарок
(22-25 декабря). ХI Межрегиональная выставка-ярмарка товаров народного потребления
Конгрессные мероприятия
(январь-декабрь)
Выставки регионов РФ, СНГ и иностранные выставки в Мордовии
(январь-декабрь)
Выставки предприятий РМ в регионах РФ, СНГ, странах дальнего зарубежья
(январь-декабрь) РФ, СНГ, страны дальнего зарубежья
Выставки-встречи официальных правительственных делегаций
(январь-декабрь)