Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


территории, но и на ее окраинах. Началась активная славянизация водского населения, закончившаяся лишь через несколько столетий.

В XIII в. количество водских курганных захороне­ний здесь еще более увеличивается, ибо все больше водского населения включается в исторический про­цесс славянизации. Еще в XII в. появляются поселе­ния смешанного характера, о чем говорят курганные группы со славянскими и водскими захоронениями. В XIII—XV вв. смешение населения увеличивается. Краниологические материалы обнаруживают целые серии метисного населения.

К концу XIV в. славянские курганные погребения на Ижорском плато исчезают. Но жальники здесь не получают широкого распространения, хотя некото­рые жальничные могилы, судя по инвентарям, могут относиться и к води. Среди водского населения кур­ганный погребальный обряд сохранялся еще в XV в., а в периферийных уголках — и в XVI в.

Водский этнический компонент оказал существен­ное воздействие на курганный обряд захоронения. На Ижорском плато во многих насыпях оказались внутри каменные кладки. Их сооружали на материке из булыжников, положенных в два-три или четыре яруса, и иногда прикрывали плитами. В курганах Ижорского плато встречены также бесформенные груды камней, сложенные без какой-либо системы. Промежутки между камнями заполнены золой с мелкими угольками, среди которых попадаются сож­женные кости домашних животных (коров, овец и свиней). Исследователь этих курганов Л. К. Иванов­ский называл эти кучи камней жертвенниками. А. А. Спицын предполагал, что груды из камней устраивались для удержания погребенного в сидячем положении. Однако каменные кучи имеются и в кур-~ ганах с захоронениями в вытянутой позе.

Дневниковое описание курганов с каменными клад­ками в материалах Л. К. Ивановского не сохранилось. Поэтому невозможно сказать, в каких курганных группах — водских или славянских — каменные клад­ки преобладали и с какими вещами они коррелиру-ются. Однако полное отсутствие каменных кладок в древнерусских курганах основной восточнославян­ской территории позволяет связывать их с погребаль­ной обрядностью води.

Славянские захоронения северо-западных земель Великого Новгорода по инвентарю идентичны кур­ганным трупоположениям других районов Новгород-чины. В них обычны ромбощитковые височные коль­ца и другие украшения славянских типов. Водские курганные древности XI в. имеют много аналогий с предметами других западнофинских племен (булав­ки с крестообразной головкой, подковообразные за­стежки с «маковыми» головками, спиральные брасле­ты). Начиная с XII в. среди водского населения рас­пространяются многобусинные височные кольца, ставшие этноопределяющими украшениями. Кроме них, к типично водским принадлежат ожерелья из раковин каури или с включением этих раковин, по­лые подвески-уточки, нагрудные цепочки ливского типа. Среди води широко распространяются я укра­шения славянских типов.

В результате смешения славян с водским населе­нием в северо-западных районах Новгородской земли формируется своеобразная культура — симбиоз при-


балтийскофинской и славянской. К элементам, ха­рактеризующим эту культуру, принадлежат разнотип­ные подковообразные застежки (табл. LV, 1—8, 10), встреченные в сотнях курганных трупоположений. В захоронениях мужчин их обычно находят на левом или правом плече, т. е. они служили для укрепления верхней одежды. В погребениях женщин, а иногда и мужчин, такие застежки обнаруживают у ворота одежды.

Выделяются захоронения этого региона и широким распространением поясов с пряжками и поясными бляшками (табл. LV, 12—16}. К поясам прикрепля­лись ножи, ножны, оселки, огнива, гребни, ключи. Здесь получают распространение пластинчатые, до­вольно широкие браслеты. Особенностью северо-за­падной культуры можно считать необычную для древнерусских земель распространенность погребений с орудиями труда (Рябинин Е. А., 1974, с. 23—26).

Словенами новгородскими были освоены также области, заселенные весью. В юго-восточном При-ладожье, по рекам Сясе, Паше и Ояти, курганный обряд захоронения распространяется в IX в. Однако наиболее ранние курганы здесь не содержат славян­ских элементов. Наоборот, ряд курганов с трупосож-жениями отмечен скандинавскими параллелями: это— захоронения с ладьей; железные гривны, связанные с языческим культом бога Тора; наборы украшений, типичных для женской одежды средневековой Шве­ции; погребения с воткнутым в грунт копьем (Коч-куркина С. И., 1973). Число курганов с достоверно скандинавскими захоронениями невелико, тем не менее лужно полагать, что распространение курган­ного обряда захоронения среди приладожской веси обусловлено влиянием похоронного обряда пришлого населения.

Основная масса приладожских курганов оставлена местной весью. Весский ритуал в этих курганах про­является и в положении умерших, и в обычае устраивать очаги с предметами кухонного инвентаря, и в наборе женских украшений, и в инвентаре, со­провождающем мужские захоронения (табл. LVII; LVIII).

Очевидно, скандинавские фибулы носили в Прила-дожье весские женщины, поскольку эти застежки встречаются в курганах с местным погребальным ри­туалом (Тухтина Н. В., 1978а, с. 192^198).

По-видимому, только с XI в. в юго-восточные рай­оны Приладожья проникают значительные группы славянского населения. Здесь появляются подкур-гатшые трупоположения с западной ориентировкой, обычай обкладывать курганы камнями, славянские j височные кольца и другие украшения.

В области белозерской веси славяне проникли не­сколько раньше. К VIII—IX вв. здесь относятся еди­ничные сопки, а к X—XIII вв.—курганы славян, однотипные по устройству и содержанию с прииль-менскими, и курганы веси, перенявшей славянский обряд захоронения. Принадлежность их местной веси устанавливается по ориентировке покойников голо­вами на север или на юг, а также по распространению специфически финно-угорских украшений (Голубе-ва Л. А., 1973, с. 21—56). Весское население, не за­тронутое славянским культурным и языковым воз­действием, хоронило умерших в грунтовых могиль­никах.



 


ГЛАВА 7. ПЛЕМЕНА СЕВЕРА

 


 


Поскольку курганные древности Велозерского края и юго-восточного Приладожья значительно отлича­ются друг от друга, В. А. Назаренко высказал пред­положение, что они оставлены различными племен­ными группами прибалтийскофинского населения. Он считает, что весь обитала только в Белозерье. О ее локализации здесь говорит Повесть временных лет. В Приладожье же жила не весь, а чудь приладожская (Назаренко В. А., 19796, с. i!52—157). С этим трудно согласиться хотя бы потому, что потомки средневеко­вой веси — вепсы — до сих пор проживают в Прила-дожском регионе. Однако подчеркиваемое В. А. На­заренко заметное культурное отличие приладожской курганной культуры от древностей белозерской веси заслуживает внимания. Может быть, оно обусловлено тем, что Приладожье и Белозерский край были засе­лены разными племенными группировками веси.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.