Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.
¨ Активные органы речи язык,
¨ губы,
¨ мягкое нёбо,
¨ глотка,
¨ голосовые складки,
Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе Вам помогут простейшие упражнения.
— умеренное округление фонем за счет их заднего уклада;
— умение находить близкую или высокую вокальную позицию за счет специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;
— умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;
— умение сохранять стабильным уровень гортани в процессе пения различных гласных;
— умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей ритма исполняемой мелодии и др.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности голоса.
Гласных в русском языке десять, шесть из них простые – и. э. а, о, у, ы, четыре сложные – я, ё, ю, е (йотированные). При пении сложных гласных первый звук – й произносится очень коротко, следующий за ним простой гласный тянется долго.
Произношение гласных звуков:
Ё – округло, с добавлением О.
А – округлённо, с добавлением О.
И – как французкое U.
Е – как Э, собранно.
О – не узко, округлённо, широко, У – полётно.
Поём А – думаем об О, и наоборот.
Поём И – думаем об Ю, У, и наоборот.
Поём Е – думаем об Э, и наоборот.
Поём Ё – думаем об О, и наоборот
“Й” - относится к согласным и с ними объединяется..
В отличии от гласных, которые поются максимально протяжно, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведениям, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся. Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт к “подъездам”, а иногда и к нечистому интонированию. В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных. Однако этот приём уместен лишь в особых случаях (произведениях драматического характера). При исполнении произведений в быстром темпе следует произносить слова легко, “близко” и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата.
Согласные делятся на глухие и звонкие в зависимости от степени участия голоса в их образовании.
По отношению к функции голосового аппарата на второе место после гласных следует поставить полугласные, или сонорные, звуки: м, л, н, р. Они так называются потому, что тоже могут тянуться и нередко употребляются на правах гласных.
Далее идут звонкие согласные б, г, в, ж, з, д и глухие: п, к, ф, с, т,а также шипящие х, ц, ч, ш, щ, которые состоят из одних шумов.
Некоторые правила орфоэпии согласных:
Пишется
Про произносится
б, г, в, д, ж, з в конце слова
п, к, ф, т, ш, с.
о безударное
а
д, з, с, т перед мягкими согласными
дь, зь, сь, ть.
я безударное
яе
н, нн перед мягкими согласными
мягко
ж и ш перед мягкими согласными
твёрдо
ж удвоенное (жж)
мягко-жь жь
ся и сь- возвратные частицы
са и с
чн. чт
шн, шт
ч и н, разделённые гласными
ч и н
стн, здн
сн, зн; т ид выпадают
сш и зш
ш твёрдое и долгое
сч и зч
щ долгое
кк, тт (удвоенные согласные)
к, т (вторая согласная выпадает).
Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных. Это обеспечивается прежде всего активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, главным образом щёчных и губных мышц, а также кончика языка. Как и всякие мышцы, их нужно тренировать.