Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение целей и задач работы над певческой артикуляцией в вокальном произведении. Роль гласных и согласных в певческом голосообразовании.



 

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав - артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

¨ Активные органы речи язык, ¨ губы, ¨ мягкое нёбо, ¨ глотка, ¨ голосовые складки,

нижняя челюсть.

Пассивные органы речи:

¨ зубы,

¨ твёрдое нёбо,

¨ верхняя челюсть.

Дикция(от лат. diction - произнесение) – ясность, разборчивость произнесения текста.

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Добиваться активной естественности можно через снятие различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе Вам помогут простейшие упражнения.

Навык артикуляции включает в себя:

— отчетливое, фонетически определенное произношение слов;

— умеренное округление фонем за счет их заднего уклада;

— умение находить близкую или высокую вокальную позицию за счет специальной организации переднего уклада артикуляционных органов;

— умение соблюдать единую манеру артикуляции для всех гласных;

— умение сохранять стабильным уровень гортани в процессе пения различных гласных;

— умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные звуки в пределах возможностей ритма исполняемой мелодии и др.

Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности голоса.

Гласных в русском языке десять, шесть из них простые – и. э. а, о, у, ы, четыре сложные – я, ё, ю, е (йотированные). При пении сложных гласных первый звук – й произносится очень коротко, следующий за ним простой гласный тянется долго.

Произношение гласных звуков:

Ё – округло, с добавлением О.

А – округлённо, с добавлением О.

И – как французкое U.

Е – как Э, собранно.

О – не узко, округлённо, широко, У – полётно.

Поём А – думаем об О, и наоборот.

Поём И – думаем об Ю, У, и наоборот.

Поём Е – думаем об Э, и наоборот.

Поём Ё – думаем об О, и наоборот

“Й” - относится к согласным и с ними объединяется..

В отличии от гласных, которые поются максимально протяжно, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведениям, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся. Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт к “подъездам”, а иногда и к нечистому интонированию. В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных. Однако этот приём уместен лишь в особых случаях (произведениях драматического характера). При исполнении произведений в быстром темпе следует произносить слова легко, “близко” и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата.

Согласные делятся на глухие и звонкие в зависимости от степени участия голоса в их образовании.

По отношению к функции голосового аппарата на второе место после гласных следует поставить полугласные, или сонорные, звуки: м, л, н, р. Они так называются потому, что тоже могут тянуться и нередко употребляются на правах гласных.

Далее идут звонкие согласные б, г, в, ж, з, д и глухие: п, к, ф, с, т,а также шипящие х, ц, ч, ш, щ, которые состоят из одних шумов.

 

Некоторые правила орфоэпии согласных:

Пишется Про произносится
б, г, в, д, ж, з в конце слова п, к, ф, т, ш, с.
о безударное а
д, з, с, т перед мягкими согласными дь, зь, сь, ть.
я безударное яе
н, нн перед мягкими согласными мягко
ж и ш перед мягкими согласными твёрдо
ж удвоенное (жж) мягко-жь жь
ся и сь- возвратные частицы са и с
чн. чт шн, шт
ч и н, разделённые гласными ч и н
стн, здн сн, зн; т ид выпадают
сш и зш ш твёрдое и долгое
сч и зч щ долгое
кк, тт (удвоенные согласные) к, т (вторая согласная выпадает).

Основное правило дикции в пении – быстрое и чёткое формирование согласных и максимальная протяжённость гласных. Это обеспечивается прежде всего активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата, главным образом щёчных и губных мышц, а также кончика языка. Как и всякие мышцы, их нужно тренировать.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.