Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Определение целей и задач работы над дыханием в вокальном произведении. Типы дыхания. Воспитание певческого дыхания.



Одним из условий достижения напевного, протяжного пения является правильное певческое дыхание. Все навыки дыхания должны накапливаться и усваиваться на материале песен, без особых специальных упражнений. При этом учитель должен придерживаться следующих требований:

• дыхание дети должны брать бесшумно, в основном через нос, но частично и через рот, слегка приоткрывая его;

• при вдохе не следует поднимать плеч, так как такой вдох присущ поверхностному дыханию;

• не следует вбирать в себя слишком большой запас воздуха, важно постепенно и ровно выдыхать его при пении;

• надо брать дыхание перед началом песни, между фразами и на паузах;

• в песнях напевных, протяжных надо брать дыхание спокойно и равномерно расходовать его, в песнях же подвижных вдох должен быть быстрым.

В начале обучения следует требовать от учащихся только того, чтобы они не прерывали дыханием слова. В дальнейшем же такое требование будет касаться исполнения небольших фраз, объем которых должен постепенно увеличиваться.

Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. В зависимости от участия тех или иных мышц в дыхательных движениях и при пении выделяют: грудной, брюшной и смешанный тип дыхания.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Навык дыхания в пении делится на отдельные элементы, главные из которых:

— певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов;

— глубокий вдох, но умеренный по объему при помощи нижних ребер, и в характере песни;

— момент задержки дыхания, в течение которого готовится «в уме» представление первого звука и последующего звучания, фиксируется положение вдоха, накапливается соответствующее подскладочное давление;

— фонационный выдох постепенный, экономный при стремлении сохранить вдыхательную установку;

— умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу;

— умение регулировать подачу дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука и пр.

Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

 

Планирование работы над вокальным произведением для ансамбля. Анализ исполнения детской песни.

 

План работы над песней

1. Название песни.

2. Авторы музыки, стихов.

3. Первое представление песни и процесс ее разучивания:

· интонационно-образные особенности песни (выявление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки);

· распевание на отдельных интонациях без слов и с текстом;

· учет характера, жанровой основы интонаций, их соответствие образному содержанию;

· динамические, ритмические, ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение с образным строем песни;

· характер движения мелодии и сопровождения;

· интонационно-драматургическое развитие песни;

· углубленное интонационно-образное восприятие песни путем исполнения с помощью пластического интонирования, игры на музыкальных инструментах, игровых моментов;

· особенности многоголосия и работа над ним.

4. Законченное исполнение песни (фрагмента ее).

 

 

План анализа музыкального произведения

(школьная песня)




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.