- воспитательная ценность песни (характер, содержание литературного текста, его идея и художественная ценность);
- жанровые особенности;
- форма произведения;
- тип письма (гомофонно-гармонический, полифонический, смешанный);
- особенности высотной организации произведения (тональный план, гармонические средства);
- голосоведение;
- метр, размер, ритмический рисунок;
- темп, агогика;
- инструментальное сопровождение.
3. Вокально-хоровой анализ:
- тип и вид хора; - диапазоны хоровых партий и хора в целом; - характер звуковедения и атака звука; - вокальные трудности и трудности строя; - ансамблевые трудности и особенности произношения текста.
4. Исполнительский анализ: - фразировка;
- кульминация;
- исполнительские средства
Определение целей и задач работы над ансамблевым строем в вокальном произведении.
СТРОЙ— согласованность между певцами в отношении чистоты звуковысотного интонирования. Качество хрового строя зависит от музыкальной и вокальной подготовки певцов, состояния голосового аппарата, ансамбля, акустики помещения, а также от слуховых качеств руководителя. Существуют понятия мелодического и гармонического строя.
Мелодический (горизонтальный) строй — это чистое интонирование мелодии вокальным унисоном (хоровой партией, всем хором, поющим в унисон). Гармонический (вертикальный) строй — правильное интонирование интервалов, аккордов.
По вопросам интонирования в научно-теоретических исследованиях и в практике хоровой работы существует ряд мнений. Есть два подхода к мелодическому строю. С одной стороны это интонирование ступеней лада, с другой – интонирование интервалов
Интонирование ступеней лада.
Каждая ступень гаммы обладает разной трудностью интонирования в зависимости от степени ее устойчивости или не устойчивости. В связи с этим мы можем интонировать ступени лада.
Интонирование звуков натуральной мажорной гаммы.
При движении вверх
I ступень интонируется устойчиво
II — высоко
III — высоко
IV — с тенденцией к понижению
V — чисто, с тенденцией к повышению
VI — высоко
VII — высоко
При движении вниз
VIII (I) ступень интонируется устойчиво
VII — высоко
VI — низко
V — чисто, устойчиво
IV — низко
III — высоко
II — низко
I — с тенденцией к повышению.
В практике пения а капелла выработался ряд практических указаний на способы интонирования не только звукорядов мажора и минора, но и отдельных интервалов. Рекомендуется чистые интервалы интонировать устойчиво, большие – интонировать широко, малые – узко. Эти указания не исчерпывают всех явлений хорового строя, но помогают певцам преодолеть трудности интонирования в пении.
Чистота интонирования в пении зависит не только от интервального и ладофункционального строения мелодического или гармонического оборота, но также и от целого ряда других причин, из которых наиболее существенны следующие:
1. Метроритмическая структура и степень ее сложности: сложные ритмические движения осложняют интонирование.
2. Гармоническая структура изложения: чем яснее, проще гармонический язык, тем легче хору интонировать.
3. Голосоведение: плавное голосоведение облегчает интонирование, наличие скачков, неправильное разрешение звуков аккорда – усложняет.
4. Темп: в спокойных темпах интонирование менее затруднительно, нежели в быстрых.
5. Тесситурные условия: в крайних высоких и крайних низких регистрах чистое интонирование труднее, нежели в пределах рабочего диапазона.
Интересны советы М.И.Глинки, касающиеся вокальной техники и интонирования:
1. Попадать прямо в ноту, без “подъезда”. Сначала настраиваем ухо (внутренний слух), затем – поём.
2. Обращать больше внимание на верность, а потом на непринужденность голоса.
3. Петь не громко, не тихо, но вольно (свободно, приятно, с удовольствием).
4. Взяв ноту, держать ее в ровной силе, не делая crescendo (что гораздо труднее и полезнее).
6.Проведение вокальной работы с учетом возрастных особенностей детского голоса. Меры по охране детского голоса.
Детский организм быстро растет. Из года в год он развивается и изменяется. Это касается также и голосового аппарата ребенка. Поэтому педагог должен знать особенности детского голоса своих учеников и строить обучение пению в соответствии с ними. Приведем основные характерные черты голосового аппарата школьников разного возраста.
7 – 8 лет. Среди детей этого возраста имеется большое количество не чисто интонирующих. Причинами такого явления выступают: недостаточное развитие музыкального слуха; дефекты в слуховых и голосовых органах, которые со временем исчезают; заболевания гортани (хроническое несмыкание голосовых связок, стойкая хрипота как результат постоянного крика и др.); ассиметрия в развитии голосовых связок, черпаловидных хрящей. В этих случаях правильное пение является методом лечения.
В соответствии с особенностями голосового аппарата детей 7-8 лет выбирается репертуар. Песни должны быть доступны по содержанию, с простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном (примарная зона – от ми до си первой (до второй) октавы), хотя, в принципе, дети этого возраста могут петь от ля малой октавы до ре второй и выше. Однако на высоких звуках значительно ухудшается дикция, нарушается артикуляция. На начальном этапе работы песни с высокой тесситурой лучше не брать.
9 – 10 лет. В этом возрасте наступает «расцвет детского голоса» из-за наибольшей равномерности в развитии, большой гибкости голосового аппарата. Голоса звучат звонко, «серебристо». Певческий материал возможно и необходимо усложнять.
10 – 11 лет. Выявляются более низко поющие дети (при пении колеблются не только края, но и средняя часть голосовых складок). Дыхание становится глубже, звучание – полнее (оно уже «микстовое», т.е. смешанное, а не только головное), увеличиваются тембровые возможности. В то же время имеет место ограничения в силе звука. Поэтому нельзя злоупотреблять пением на форте – могут возникнуть утолщения связок, неровности их краев, «певческие узелки».
12-14 лет У девочек заканчивается формироваться голос. Мальчики подвержены мутации и редко поют в этом возрасте.
Мутация (от лат, mutatio — перемена, изменение) — переход детского голоса в период созревания в голос взрослого. Возрастные границы мутации 10(12) — 16(17) лет. У мальчиков происходит резко, вследствие роста гортани и голосов, связок в 2 раза. Длительность мутационного периода различна: от нескольких недель до нескольких лет, обычно 2 года. У девочек мутация менее заметна (в частности, отражается на точности интонации), голос их изменяется меньше. До недавнего времени пение мальчикам в период мутации запрещалось, однако опыт ряда педагогов показывает, что осторожные занятия пением в это время благоприятны для развития и охраны голоса.
Признаки мутации - физиологический рост, появление хрипоты в голосе, голос теряет былую яркость и ребенок поет, напрягаясь. В период мутации нельзя кричать, нельзя брать крайние ноты диапазона и к голосу нужно относиться бережно.
Необходимо осуществлять следующие мероприятия по гигиене и охране голоса ребенка:
– следить за уровнем нагрузки на голосовой аппарат;
– не допускать злоупотребления высокими нотами, криком во время игры;
– не допускать большие речевые нагрузки, пение во время болезни;
– необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;
– с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть;
– рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;
– в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.