Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Революционное подполье



Образование партии эсеров.Конец XIX — начало XX в стали временем консолидации революционных сил и образования пар­тий социалистов-революционеров (эсеров) и социал-демократов (эсдеков). Эсеровское движение имело довольно глубокие кор­ни — оно во многом продолжало традиции революционного народничества. После убийства Александра II в 1881 г. и после­довавшего вскоре разгрома «Народной воли» революционное на­родничество долгое время находилось в состоянии тяжелейшего кризиса. Лишь в самом конце XIX в. после многих провалов и потерь наследникам революционного народничества, помимо мел­ких кружков и группировок, удалось создать несколько регио­нальных организаций.

В 1901 г. состоялся съезд революционеров-народников в Бер­лине, провозгласивший создание единой партии социалистов-ре­волюционеров, однако организации, вошедшие в партию, доволь­но долго сохраняли значительную самостоятельность: общую программу и устав эсеры приняли только на своем официальном первом съезде, состоявшемся в самый разгар революции — в конце 1905 — начале 1906 г. Но и после этого партия эсеров в организационном отношении оставалась довольно рыхлой: ЦК, находившийся, как правило, за границей, с трудом подчинял своему влиянию местные ячейки.

Программа, разрабатывавшаяся такими руководителями эсеровской партии, как В. М. Чернов, М. Р. Гоц, М. А. Натансон и др., имела много общего с установками революционных народ­ников. Прежде всего это касалось идеи об особом, некапитали­стическом пути РЪесии к социализму — через крестьянскую общину. Аграрная часть эоеровской программы предусматрива­ла социализацию земли. Эсеры предполагали, уничтожив част­ную собственность на землю, передать ее в пользование общи­нам, которые будут осуществлять уравнительное распределение земли. Подобное решение аграрного вопроса совпадало со стрем­лением значительной части крестьянства.

Что касается политической части программы, то эсеры вы­ступали за свержение самодержавия и созыв на основе всеоб­щих равных выборов Учредительного собрания, которое должно было определить характер государственного строя послереволю­ционной России. У эсеров была уверенность, что большинство населения выскажется за демократическую республику.

В борьбе за революционные преобразования эсеры предпола­гали опираться на народные массы, включая в это широкое понятие прежде всего крестьян, а также рабочих и городское мещанство. В этой среде эсеры вели свою агитацию, которая при­носила определенный успех в городе и значительно меньший — в деревне. Больше всего партия эсеров привлекала интеллиген­цию, особенно интеллигентскую молодежь.

Эсеры считали индивидуальный террор одним из важных средств революционной борьбы. В 1902 г. в эсеровской партии создается террористическая Боевая организация. На деятель­ность БО из партийной кассы отпускались значительные средст­ва; формально подчиняясь ЦК партии, она пользовалась почти неограниченной самостоятельностью. В мае 1903 г. ее возглавил тайный агент полиции Е. Азеф. В 1903—1904 гг. боевики совер­шили ряд успешных терактов. Убив министров внутренних- дел Д. С. Сипягина и В. К. Плеве, БО приобрела огромную популяр­ность и в партии и в русском обществе.

Становление российской социал-демократии. Российское со­циал-демократическое движение, в отличие от эсеровского, было относительно молодо и не имело сколько-нибудь значительных традиций в прошлом России. Зато оно опиралось на марксизм — учение, основательно разработанное теоретически и имевшее много сторонников в Западной Европе.

Долгое время марксизм воспринимался в среде русских револю­ционеров и представителей оппозиции как учение перспективное, но способное сыграть серьезную практическую роль только в развитых капиталистических странах, так как К. Маркс делал ставку на сильный пролетариат, предполагая, что переход к социализму возможен только после создания развитых капиталистических отношений. В России же, где пролетариат долгое время составлял значи­тельно меньше 1% населения, а социально-экономические отноше­ния были опутаны массой феодальных пережитков, марксизм, каза­лось, мог возбуждать лишь теоретический интерес.

По мере развития в России капиталистических отношений, формирования промышленного пролетариата марксизм приобре­тал все большую популярность. Образование в 1883 г. за грани­цей, в Женеве, первой марксистской группы «Освобождение тру­да», возникновение отдельных марксистских кружков в России и, наконец, организация в 1895 г. «Союза борьбы за освобожде­ние рабочего класса» во главе с В. И. Лениным — вот основные вехи становления российской социал-демократии в конце XIX в.

Петербургский «Союз борьбы» послужил образцом организа­ции и практической деятельности для всей российской социал-демократии. Во второй половине 1890-х гг. по его подобию возни­кают «Союзы борьбы» в Москве, Киеве, Екатеринославе, Одессе и других городах. Первая попытка объединиться окончилась не­удачей. На съезде, состоявшемся в 1898 г. в Минске, социал-де­мократы так и не сумели преодолеть разногласия между мест­ными организациями и сплотить их в единую партию. Вскоре после съезда «Союзы борьбы» в Петербурге, Киеве, Екатеринос­лаве были разгромлены охранкой.

После этого лидерам социал-демократии стало ясно, что создание партии требует серьезной подготовки — как идеологической, так и организационной. Серьезную роль в этой подготовке сыграла неле­гальная газета «Искра», начавшая выходить с конца 1900 г. «Искра» не только пропагандировала марксистские идеи и агитировала за конкретные формы борьбы, но и стала своеобразным организато­ром российской социал-демократии. Вокруг руководящего ядра, издававшего газету за границей, сплачивался круг «агентов» «Иск­ры» — профессиональных революционеров, доставлявших отдель­ные номера местным партийным организациям. Те, в свою очередь, распространяли газету среди рабочих своего региона. Таким обра­зом, налаживались прочные связи между центром и местами, созда­валась структура, которая позволяла сплотить разрозненные органи­зации в единое целое. Полтора года такой работы сделали вполне реальным создание общероссийской социал-демократической партии.

II съезд РСДРП.В 1903 г., сначала в Брюсселе, азатем в Лондоне, прошел II съезд РСДРП. В отличие от эсеров, социал-демократы изначально очень четко определили свою социальную опору — рабочий класс. Однако, поскольку кадровый, потомст­венный пролетариат и в начале XX в. составлял немногим более 1% населения России, перед эсдеками остро встали вопросы о роли пролетариата в надвигавшейся революции, его союзниках, целях, которые он должен ставить перед собой. При обсуждении программы партии все эти вопросы вызвали бурную полемику, в ходе которой делегаты разделились на две противостоящие друг другу группировки.

«Мягкие» искровцы (будущие меньшевики), среди которых осо­бенно выделялся Л. Мартов, считали, что в грядущей буржуазно-де­мократической революции ведущая роль будет принадлежать буржуазии; пролетариату же нужно действовать в тесном союзе с ней. Затем, в случае победы революции, должен наступить достаточ­но длительный период быстрого, ничем не скованного капиталистиче­ского развития России, которое укрепит рабочий класс и позволит ему бороться за социалистические преобразования. В этой борьбе следовало широко использовать те легальные возможности, которые предоставит новый буржуазно-парламентарный строй.

С точки зрения «твердых» искровцев (будущих большевиков), возглавляемых В. И. Лениным, гегемоном революции предстоит стать именно пролетариату, опирающемуся на крестьянство. Буржуа­зия же революционной силой вообще не является. Добившись побе­ды в буржуазно-демократической революции, пролетариат должен сделать все возможное, чтобы как можно скорее превратить ее в со­циалистическую: захватить власть и установить свою диктатуру, кото­рая сверху проведет все необходимые перемены.

Программа РСДРП, принятая на съезде, состояла из двух частей. Программа-минимум определяла задачи партии на эта­пе буржуазно-демократической революции — свержение само­державия и установление демократической республики; всеобщее избирательное право и демократические свободы; широкое местное самоуправление и право наций на самоопределение; 8 часовой рабочий день; возвращение крестьянам отрезанных в 1861 г. от их надела земель и отмена выкупных платежей. В целом эта программа носила ничуть не более революционный характер, чем эсеровская, а в аграрном вопросе была скорее бли­же к либеральной — впрочем, с точки зрения эсдеков, это вообще был вопрос вторичный. Но зато программа-максимум, кото­рая определяла установление диктатуры пролетариата как глав­ную, конечную цель партии, ставила РСДРП в совершенно особое положение, превращая ее в крайнюю, экстремистскую ор­ганизацию, не склонную к уступкам и компромиссам, к последо­вательному сотрудничеству с представителями других классов. То, что программа-максимум была принята съездом, знаменова­ло серьезную победу Ленина и его соратников.

«Твердые» искровцы добились успеха и при обсуждении дру­гого важного вопроса. Устав, принятый съездом, предусматри­вал создание партии максимально централизованной, с безого­ворочным подчинением низших органов высшим и строжайшей дисциплиной. Попытка «мягких» искровцев несколько смягчить этот суровый устав привела к результату лишь в оаном случае — в вопросе о членстве в партии. Ленин настаивал на том, что членом партии может быть лишь тот, кто лично участву­ет в работе одной из партийных организаций, подчиняясь стро­гой партийной дисциплине. Мартов предложил удовлетвориться «личным содействием» — речь могла идти о материальной помо­щи, хранении нелегальной литературы и других формах пассив­ного содействия партии. При голосовании незначительным боль­шинством была принята мартовская формулировка.

Преобладание сторонников Ленина сказалось и при выборах в руководящий орган партии — Центральный Комитет, где они получили заметное большинство. Именно после этих выборов их стали называть большевиками, а их противников — меньшевика­ми. Таким образом, уже у самых истоков социал-демократии в ней образовались два течения. Позже, в S905 г., идейные разно­гласия привели к организационному расколу: большевики и меньшевики образовали самостоятельные партии.

Либеральная оппозиция

Земское движение.В конце XIX — начале XX в. все органи­зованней становилось и либеральное крыло русского обществен­ного движения.

Наиболее ярко либеральные тенденции по-прежнему прояв­лялись в земстве — и не случайно. В условиях самодержавного правления земские органы были основными легально существу­ющими опорными пунктами для либеральной деятельности: ре­шения конкретных проблем местного хозяйства, народного про­свещения и пр. По мнению земских либералов, именно земство должно было стать основой конституционных преобразований в России. Для этого следовало лишь достроить систему органов местного самоуправления. В это время она представляла собой структуру, состоящую из двух уровней: по уездам местное насе­ление избирало уездные земские собрания, которые из своего со­става выдвигали представителей в губернские земские собра­ния. Либералы считали, что этот процесс нужно довести до логи­ческого конца и создать третий уровень: на основе губернских земств организовать Всероссийский представительный орган, предоставив ему возможность участвовать в законодательной работе. Если бы это было сделано, то Россия, по их мнению, со­вершила бы переход от деспотического государственного устрой­ства к конституционному.

Неоднократные попытки либералов добиться создания подоб­ного органа легальным путем наталкивались на решительное противодействие правящей бюрократии, не желавшей ни с кем делиться своей властью. В этих условиях земские лидеры риск­нули объединиться негласно. В 1899 г. они создали кружок «Бе­седа», внешне имевший характер частного «дружеского собра­ния». В этот кружок входили люди разных взглядов. С одной стороны, здесь были убежденные сторонники конституционной монархии — братья Павел и Петр Долгоруковы, Д. И. Шахов­ской, Ф. А. Головин, которые считали необходимым ограничить полномочия царской власти представительным законодательным органом типа парламента. С другой — запоздалые славянофилы Д. Н. Шипов, М, А. Стахович, Н. А. Хомяков, стоявшие за тради­ционную, неограниченную царскую власть. Однако они хотели, чтобы самодержец управлял, сообразуясь с народным мнением, которое должен доносить до него представительный законосове­щательный орган типа древнего Земского собора.

Считая преждевременным четко формулировать свою политиче­скую программу, «Беседа» предпочитала оставаться на почве прак­тической земской деятельности. Кружок немало сделал для того, что­бы эта деятельность приобрела как можно более эффективный ха­рактер. Его участники стремились преодолеть несогласованность в работе отдельных земств, установить между ними прочные связи.

На средства членов кружка издавались сборники «Беседы» — «Нуж­ды деревни», «Политический строй» и пр. Эти сборники, в подготовке которых приняли участие виднейшие русские ученые — историки, юристы, экономисты, сыграли важную роль в идейном становлении либерализма, в разработке его представителями конкретных полити­ческих и экономических программ преобразования России.

Идейные течения в интеллигентской среде.Другим источни­ком либерализма, помимо земцев-помещиков, являлась интелли­генция. Эта среда, в отличие от земской, была весьма неоднород­ной в социальном, имущественном и, соответственно, идейном от­ношении. Среди интеллигентской верхушки — университетской профессуры, известных юристов и др.— большой популярностью пользовались конституционные настроения. Конституционали­сты — П. Н. Милюков, В. И. Вернадский, А. А. Корнилов и др.— поддерживали тесные связи с земскими лидерами. В конце XIX — начале XX в. сторонники политических преобразований группировались вокруг газеты «Русские ведомости» и журнала «Русская мысль».

Но в интеллигентской среде существовали и такие течения, для представителей которых политические реформы играли вто­ростепенную роль. Гораздо больше их волновало бедственное по­ложение масс; они считали жизненно необходимыми преобразо­вания социально-экономического характера. Прежде всего это касалось либеральных народников. Либеральное народничество сосуществовало с революционным на протяжении всех послед­них десятилетий XIX в. Так же как и их революционно настро­енные единомышленники, либералы от народничества были уве­рены в том, что в России победит общинный социализм. Однако, в отличие от революционеров, они рассчитывали добиться этого мирным путем: через организацию финансовой помощи кресть­янству, ликвидацию путем реформ крестьянского малоземелья, развитие сельской кооперации. Представители этого течения — врачи, учителя, статистики — составили самую значительную часть «идейной» земской интеллигенции. Наиболее яркими лиде­рами либерального народничества являлись сотрудники журна­ла «Русское богатство» — Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, II. Ф. Анненский, А. В. Пешехонов и др.

Еще в середине 1890-х гг. оформился «легальный марксизм» — идейное течение, представленное небольшой группой талантливых ученых и общественных деятелей (П. Б. Струве, II А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский). Во второй половине 1890-х гг. «легальные марксисты» очень много «делали для распространения нового учения в русском обществе. Они убедительно доказывали неизбежность и необратимость распада старых, феодальных и утверждения новых, капиталистических отношений. В ожесточенной полемике с либеральным народничеством, развернувшейся в это время на страницах русской печати, «легальные марксисты» сотрудничали с револю­ционными.

Однако это сотрудничество не могло продолжаться долго. Не­приятие «легальными марксистами» революционных методов борь­бы, их отчетливое стремление не к разжиганию, а к смягчению клас­совых антагонизмов, разъедавших Россию,— все это неизбежно пре­вращало их в противников социал-демократии как большевистского, так и меньшевистского образца. К тому же и социализм «легальные марксисты» воспринимали не как партийную установку, которая во что бы то ни стало должна быть воплощена в жизнь, а как высокий, но несколько абстрактный идеал, обращенный в далекое будущее. В конце XIX в. после ряда полемических столкновений, в которых главную роль играли Струве и Ленин, «легальные марксисты» разры­вают всякие отношения с социал-демократами.

«Союз освобождения».При всех своих идейных разногласиях оппозиционные течения сходились в одном: все они рассчитыва­ли на мирное развитие России. Однако для этого необходимы были уступки со стороны самодержавия, реформы. Поскольку же правительство Николая II проводило откровенно реакцион­ный курс, оппозиционеры разных толков все более сплачивались в едином стремлении потеснить самодержавно-бюрократическую власть, добиться того, чтобы она допустила к управлению госу­дарством представителей общества и народа. Это стремление за­хватывало даже тех, кто считал конституционные преобразова­ния вторичными: ведь с каждым годом становилось все ясней, что, пока правящая бюрократия обладает всей полнотой власти, в России не будет вообще никаких серьезных реформ.

Важную роль в консолидации либеральных сил сыграл журнал «Освобождение», издававшийся за границей с 1902 г. Инициаторами этого издания были интеллигенты-конституционалисты», деньги да­ли богатые либералы-земцы, а редактором стал недавний «легаль­ный марксист» Струве. Благодаря журналу налаживались организа­ционные связи и вырабатывалась единая программа, на основе кото­рой удалось создать единый блок из представителей различных оппозиционных течений.

В 1904 г. в Петербурге был созван съезд, учредивший «Союз освобождения». В высший орган «Союза» — совет — вошли в равном количестве (по 6 человек) земские либералы и предста­вители интеллигенции, среди которых были и либеральные на­родники, и «легальные марксисты». В программе «Союза» со­держались весьма умеренные экономические требования: отчуж­дение путем выкупа части помещичьих земель, оказание финансовой помощи крестьянству. Сами авто­ры программы не скрывали, что подобные требования играют вспомогательную роль: с их помощью либералы надеялись обеспечить себе поддержку народных масс. Центральным пунктом программы «Союза» был созыв Учредительного собрания, которому предстояло провозгласить конституцию Российского государства.

«Союз» объявлял самодержавие главным врагом, революци­онное движение рассматривалось как возможный союзник. Подобная позиция выражалась как в резкой критике самодержав­ной власти, так и в одобрении различных революционных выступлений, до терактов включительно. Подобная измена одно­му из главных принципов либерализма — неприятию революци­онного насилия — лишний раз свидетельствовала о том, до какого ожесточения дошла политическая борьба в России в начале XX в.

Год

Тяжелое положение народных масс, нежелание и неспособ­ность царского правительства решить наболевшие вопросы, ка­тастрофический ход русско-японской войны — все это вызывало брожение и недовольство в самых различных слоях населения. Подобные настроения подогревались упорной и последователь­ной антиправительственной деятельностью со стороны подполья и оппозиции. На страну неотвратимо надвигалась революция, которая должна была насильственным путем внести в русскую жизнь необходимые перемены: установить конституционный строй, ввести политические свободы, уничтожить сословное нера­венство, дать крестьянам землю.

Накануне

«Новыйкурс». По откровенному признанию нового министра внутренних дел П. Д. Святополк-Мирского, сменившего на этом посту убитого В. К. Плеве, Россия к осени 1904 г. была доведена «до вулканического состояния». Осознав опасность революцион­ного взрыва, Святополк-Мирский попытался сменить внутрипо­литический курс, ослабил цензурные гонения на либеральную печать, смягчил жесткий бюрократический контроль над дея­тельностью земств, вернул из ссылки некоторых обществен­ных деятелей. Подобная политика вызвала известный отклик в умеренно-либеральной среде, где сразу же заговорили о «новом курсе» правительства, о начале «эпохи доверия». Но в целом от­ношение общества к правительству оставалось недоверчивым.

Однако новый курс предполагал и более серьезные переме­ны В начале декабря 1904 г. Святополк-Мирский передал царю м>клад о политической обстановке в стране, которая оценива-1нсь как катастрофическая. К докладу был приложен проект указа, в котором наряду с обещанием «различных вольностей» шла речь «о привлечении в Государственный совет выборных от icmctb». Хотя подобная мера была еще далека от введения в с гране полноценной конституции, она, несомненно, знаменовала гобой определенный шаг в этом направлении. По мнению мини­стра, такой указ позволил бы правительству найти общий язык с «наиболее здравомыслящей» оппозицией и тем самым хотя бы частично стабилизировать внутриполитическое положение.

Николай II, признав сложность ситуации, приказал созвать особое совещание из министров и других высших сановни­ков для обсуждения проекта указа. После ожесточенных споров проект Святополк-Мирского был провален; царь собственноруч­но вычеркнул из него пункт о выборных представителях.

В результате в опубликованном 12 декабря 1904 г. указе остались лишь «различные вольности». Царь обещал то, что, казалось бы, само собой разумелось: соблюдать законы Россий­ской империи и применять чрезвычайное законодательство не в качестве обычной меры, а лишь в самых крайних случаях. Кроме гого, предполагалось уравнять крестьян в правах с другими со­словиями, ввести государственное страхование рабочих; были обещаны и некоторые другие незначительные реформы. Одно­временно с этим указом было опубликовано и правительствен­ное сообщение, в котором резко осуждались любые попытки про­тивостояния власти со стороны общества.

Таким образом, Николай II полностью дискредитировал «но­вый курс», ясно показав, что не желает «сотрудничать» с кем бы то ни было. В итоге внутриполитическое напряжение в конце 1904 г. продолжало нарастать.

Не утихало забастовочное движение; осенью 1904 г. в ряде промышленных центров — Москве, Петербурге, Варшаве, Харькове и др.— прошли демонстрации рабочих, которые были беспощадно разогнаны полицией и войсками. Характерной чертой этого времени стала «банкетная кампания», проведенная либералами: на организо­ванных по самым разнообразным поводам банкетах общественные деятели выступали с «тостами» — речами, содержавшими резкую критику правительства и призывы к реформам. Обстановка накаля­лась с каждым днем. Не хватало только искры, чтобы «российская бочка с порохом» взлетела на воздух.

Гапоновщина. Непосредственный толчок началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Будучи человеком весьма невежественным, плохо разбираясь в политике, Гапон в то же время знал положе­ние рабочих, понимал их психологию и обладал незаурядным та­лантом оратора-демагога. Его своеобразные речи-проповеди, в которых религиозные мотивы переплетались с резким обличени­ем несправедливостей, творимых властью и имущими классами, пользовались в рабочей среде огромной популярностью.

В сущности, Гапон действовал в русле «зубатовщины». Одна­ко и сам Зубатов,и те, кто работал вместе с ним, были лояльны по отношению к царской власти, искренне надеясь убить двух зайцев: и самодержавие укрепить, и облегчить участь рабочих. Гапон же в своей деятельности исходил прежде всего из личных интересов. И самодержавие, и рабочие интересовали его лишь постольку, поскольку позволяли ему двигаться наверх, к власти и славе. Роль вождя петербургских рабочих, манипулирующего огромными массами, позволяла Гапону утолять свое непомерное, болезненное честолюбие.

В феврале 1904 г. правительство утвердило устав «Собрания русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» во главе с Гапоном. К началу 1905 г. общество имело в Петербурге 11 район­ных отделений и состояло из более чем 10 тыс. действительных чле­нов, не считая множества сочувствующих. Выступления Гапона со­бирали огромные массы слушателей, популярность его росла.

Своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя», вселить в них неприятие революционного на­силия. Однако сама логика событий неизбежно должна была по­ставить перед ним те же проблемы, с которыми в свое время столкнулся Зубатов: обещания решить все проблемы рабочих мирным путем рано или поздно надо было выполнять. Власти же, позволявшие Гапону беспрепятственно проповедовать, со­вершенно не склонны были поддерживать рабочих и добиваться реального улучшения их положения; предприниматели в свою очередь не желали идти ни на какие уступки. В конце концов Гапон неизбежно должен был оказаться перед выбором: усту­пить властям и промышленникам, потеряв при этом всякое влия­ние в рабочей среде, или вместе с рабочими пойти наперекор «власть имущим». Зубатов, оказавшись в подобной ситуации, вышел в отставку, Гапон организовал шествие к Зимнему дворцу.

Кровавое воскресенье.В самом начале января в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе. Попытка гапоновской организации добить­ся мирного соглашения между рабочими и дирекцией завода окончилась полной неудачей. Забастовка, начатая путиловцами, тут же распространилась на другие крупные предприятия Петербурга. В результате 4 января бастовало 15 тыс. человек, а 8-го — уже 150 тыс. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию, в ходе которой передать царю «рабочую петицию», содержавшую все их просьбы. Если бы царь принял пети­цию из рук Гапона, то, вне зависимости от конечных результатов, предприимчивый священник мог рассчитывать на еще большее упрочение своего влияния в рабочей среде — он стал бы народным героем. В обсуждении ее текста, проходившего на собраниях районных гапоновских организаций, самое активное участие приняли социал-демократы. Гапоновцам удалось отстоять исключительно мирный верноподданнический характер шествие, зато под влиянием социал-демократов в текст петиции, помимо чисто экономических требований, были внесены общепо­литические: свобода слова, печати, рабочих союзов и, наконец, созыв Учредительного собрания.

Подобный характер петиции придал шествию совершенно иное значение, нежели предполагал Гапон. Царь и его окруже­ние неизбежно восприняли манифестацию как покушение на .стой самодержавного строя.

Не желая идти навстречу рабочим, власть могла бы воспре­пятствовать проведению манифестации. Однако рабочие, прово­дившие свои собрания, не встречали ни малейшего противодей­ствия со стороны полиции. Правительство приняло другое, поистине безумное решение: дать народу «острастку». В то время как рабочие во главе с Гапоном разрабатывали план шествия, класть составляла план его разгрома.

8 января, накануне трагических событий, интеллигенция сто­лицы попыталась предотвратить их. Делегация ее представите­лей, в состав которой вошли известные писатели, публицисты и общественные деятели — А. М. Горький, Н. Ф. Анненский, В. А. Мякотин, А. В. Пешехонов и др., отправилась к министру внутренних дел. Однако Святополк-Мирский делегацию не принял, а его заме­ститель заявил: «Правительство знает, что ему нужно делать». Ни малейшей поддержки делегаты не нашли и у С. Ю. Витте, занимав­шего тогда пост председателя кабинета министров.

В воскресенье 9 января более 140 тыс. рабочих, их жен и детей, отслужив в районных отделах гапоновской организации тор­жественные молебны, в строгом порядке, колоннами двинулись к Зимнему дворцу. Впереди шли священники; рабочие несли хо­ругви, портреты царя, царицы. Попытки социал-демократии придать шествию характер политической демонстрации — раскинуть красные флаги, выкрикивать антиправительственные лозунги — решительно пресекались участниками шествия. Тем более неоправданными выглядели действия властей. Перекрыв все пути к центру города, войска стали беспощадно расстрели­вать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашка­ми кавалерия. Количество убитых не было установлено. Офи­циально сообщалось о 130 жертвах, пресса писала о тысяче.

Самому организатору шествия удалось скрыться. Гапон бежал за границу и одно время пользовался большой популярностью в эмиг­рантской среде, где его восприняли как «народного вождя». В 1906 г. Гапон вернулся в Россию и стал активным сотрудником охранки; в том же году был разоблачен и повешен своими недавними сторонни­ками-рабочими.

В тот же день, 9 января, рабочие, которые еще утром моли­лись за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили ружейные магазины, разоружали офицеров и полицейских, завязывали стихийные перестрелки с войсками. Во второй половине дня в разных районах города появились баррикады. По справедливому замечанию Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был «убит» престиж Николая II. Вера в «доброго царя» рух­нула бесповоротно. Своими залпами царские войска дали сиг­нал к началу первой русской революции.

Революция на подъеме

«Революция уже началась».Кровавая безжалостная распра­ва с мирной, верноподданнической манифестацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения. Но особенно сильной была реакция рабочих, прежде всего петербургских. В течение первых трех дней после Кровавого воскресенья в столице не работал ни один завод. Затем стачечное движение постепенно пошло на спад. Но и через неделю после расстрела манифестации в Петербурге бастовало более 40 тыс. рабочих.

Мощный резонанс петербургские события вызвали во многих промышленных центрах России. Более 50 тыс. рабочих бастовало в Москве; остановились заводы в Нижнем Новгороде, Самаре, Сарато­ве. В середине января рабочее движение во всю силу развернулось на Украине, особенно мощная всеобщая забастовка была организо­вана в Луганске. Даже в далеких сибирских городах проходили вы­ступления в поддержку питерских рабочих.

Особенно значительными по размаху и в то же время крайне ожесточенными явились выступления на национальных окраинах, где политический и экономический гнет основной массы населения не­разрывно переплетался с национальным. В крупнейших промышлен­ных центрах Царства Польского — Варшаве и Лодзи — всеобщая за­бастовка переросла в уличные бои, продолжавшиеся несколько дней, со строительством баррикад, ожесточенными перестрелками, многими десятками убитых и раненых. То же происходило в Риге, всеобщей забастовкой был охвачен Ревель. Мощная волна револю­ционных выступлений прокатилась и по Закавказью.

В своей борьбе российские рабочие сразу же получили ощутимую поддержку других слоев городского населения — ремесленников, мелких торговцев, интеллигенции. Особенно заметно было уча­стие в революционном движении студенчества. Как правило, во вре­мя массовых выступлений рабочих в знак солидарности с ними заня­тия в высших учебных заведениях прекращались. Студенты являлись непременными участниками демонстраций и митингов.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом. С каждым днем оно все в большей степени теряло конт­роль над ситуацией. Традиционные меры борьбы со «смутьяна­ми»- массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций — не приносили успеха. В правительственных кру­гах заговорили о необходимости уступок. 18 февраля на специаль­ном совещании высших сановников об этом было заявлено самому царю. «Можно подумать, что вы боитесь революции»,— недовольно заметил Николай II. «Государь,— со вздохом ответил ему новый ми­нистр внутренних дел А. Г. Булыгин,— революция уже началась».

Под давлением своих министров царь подписал заранее подго­товленный ими рескрипт (официальное обращение) на имя Булыгина. В рескрипте Николай II заявлял о своем решении созвать совещание, которое должно было определить условия создания при царе выборного органа для предварительной подго­товки законопроектов. Этот крайне робкий шаг в сторону кон­ституционных перемен не произвел никакого впечатления на противников самодержавия. Умиротворить бушующую страну с помощью подобных мер оказалось совершенно невозможно.

Однако при всем грандиозном размахе революционное дви­жение в первые месяцы 1905 г. носило стихийный характер. Чрезвычайно сильные эмоции, вызванные кровавым расстрелом питерских рабочих, явно преобладали над разумом. Движению не хватало организации, четко поставленных целей. Серьезные проблемы возникали и в связи с чисто технической стороной де­ла: как ни рвались рабочие в бой, воевать им было почти нечем. Выступать же против регулярных воинских частей с обычным «оружием пролетариата» — булыжником — означало обрекать себя на неминуемое поражение.

Подполье и общественность.Превратить стихийное рабочее движение в организованную силу, способную свергнуть самодер­жавие,— такую задачу ставили перед собой социал-демократы. Они распространяли в рабочей среде агитационную литературу, налаживали контакты с революционно настроенными рабочими, создавали из них свои организации на промышленных предприя­тиях.

При этом разногласия в социал-демократической партии не утихали. Более того, после начала революции споры между большевиками и меньшевиками приняли настолько ожесточен­ный характер, что привели уже не только к идейному, но и к ор­ганизационному расколу партии. Когда в апреле 1905 г. больше­вики собрались на съезд в Лондоне, меньшевики отказались на нем присутствовать и организовали свою конференцию в Женеве.

В своей оценке ситуации, сложившейся в стране, большевики и меньшевики вполне сходились: и те и другие считали, что рус­ская революция носит буржуазно-демократический характер. Одна­ко выводы из подобной оценки они делали диаметрально противопо­ложные. Меньшевики считали, что пришло время лидерства буржуа­зии, которой предстоит сыграть решающую роль в преобразовании страны. Пролетариат же должен следовать в фарватере буржуазии, активно сотрудничать с ней, оказывать полную поддержку. Больше­вики в свою очередь настаивали: начавшуюся революцию должен возглавить именно пролетариат, с тем чтобы, победив в ней и после­довательно проведя в жизнь буржуазно-демократические преобра­зования, как можно скорее перейти к преобразоаниям социалисти­ческим. Буржуазия была для большевиков лишь помехой на этом пути. Ее следовало отстранить от участия в революции, изо­лировать от народных масс. Ленин и его сторонники считали подобный ход событий вполне возможным — при условии, если рабочим удастся найти общий язык с многомиллионным русским крестьянством.

Враждующие стороны были вполне последовательны и в спорах о конкретной деятельности партии в условиях начавшейся револю­ции. Меньшевики считали, что революционное, и прежде всего рабо­чее, движение должно развиваться «органично», в частности, ему нельзя искусственно навязывать «интеллигентскую» идею всеобщего вооруженного восстания. Большевики же, наоборот, призывали все силы партии бросить именно на пропаганду и разработку этой идеи в рабочей среде. С их точки зрения, партия вместе с пролетариатом должна решительно взять курс на вооруженное восстание и подго­тавливать его как организационно, так и технически. Как показал дальнейший ход событий, найти общий язык большевикам и меньше­викам было уже не дано. Все последующие попытки объединить эти течения носили, как правило, формальный характер и всегда конча­лись неудачей.

После начала революции оживилась и деятельность социалистов-революционеров. Правда, в своем влиянии на рабочих эсеры уступали социал-демократам. Зато среди интеллигенции и особенно студенчества их престиж еще более возрос. И обязаны мим эсеры были прежде всего новому теракту: 4 февраля 1905 г. в Кремле взрывом бомбы, брошенной боевиком Иваном Каляевым, был убит дядя царя, московский генерал-губернатор князь Сергей Александрович — признанный вдохновитель реакции. К подобным «подвигам» значительная часть общества склонна была относиться не только с одобрением, но и с восхищением. Каждый удачный теракт давал партии множество новых членов. В это время начинают создаваться боевые организации по всей стране при местных комитетах партии, готовясь развернуть террор против представителей власти: генерал-губернаторов, полицмейстеров, прокуроров и пр.

Серьезные усилия прилагали эсеры для проведения пропа­гандистской работы среди крестьянства — главной, с их точки зрения, опоры революционного движения. Однако крестьянство гораздо хуже, чем пролетариат, воспринимало любую интелли­гентскую пропаганду — слишком сложна, своеобразна и во мно­гом иррациональна была психология русского мужика-земле­дельца. И все же в условиях общего революционного подъема эсеры добились здесь некоторых результатов, которые начали сказываться уже весной 1905 г.

Серьезное влияние революционные события оказали и на ли­беральное движение. Некоторые его представители в это время настроены были использовать революцию для достижения своих целей, и прежде всего введения в России конституции. Насколь­ко решительны стали либералы в своих устремлениях, показал съезд «Союза освобождения» в марте 1905 г., на котором было выдвинуто требование провозгласить в России политические сво­боды — слова, печати, собраний — и создать народное предста­вительство на началах прямого, равного, тайного голосования. Кроме того, нуждаясь в массовой поддержке своей политической программы, либералы предложили и довольно серьезные соци­альные реформы: наделить крестьян землей — причем не только государственной, но и, в случае необходимости, конфискованной у помещиков; организовать государственное страхование рабо­чих; ввести 8-часовой рабочий день. Впрочем, подобных взглядов придерживались лишь наиболее последовательные представите­ли русского либерализма. Большинство же либералов готовы были удовлетвориться более скромными уступками.

Революционное лето.Продолжая свое развитие по восходя­щей, революционное движение в конце весны — летом 1905 г. выходит на принципиально новый уровень. Оно постепенно прео­долевает свою стихийность, становясь все более организованным и целенаправленным — и тем самым все более опасным для са­модержавия. Немалую роль в этом процессе сыграли профессиональные революционеры, и прежде всего большевики, постепен­но подчинявшие рабочее движение своему контролю.

Весна 1905 г. знаменовалась мощными первомайскими стач­ками, в которых приняло участие до 600 тыс. человек. С середи­ны мая Иваново-Вознесенск, один из крупнейших центров ткац­кой промышленности, оказался под почти полным контролем за­бастовщиков. Избранный ими Совет уполномоченных взял на себя обязанности охраны порядка в городе и наблюдения за тор­говлей. Местные власти поначалу были полностью деморализо­ваны. Когда же они попытались начать репрессии, бастующие ответили вооруженным сопротивлением. Забастовка прекрати­лась только в конце июня, после того как хозяева текстильных предприятий пошли на серьезные уступки.

На борьбу поднялось и крестьянство. В январе — феврале 1905 г. было зарегистрировано 126 крестьянских выступлений, в марте — апреле — 247, а в мае — июне — уже 721. Крестьяне грабили дворянские усадьбы, захватывали хлебные амбары, за­пахивали помещичьи земли. Это движение было, как правило, стихийным, но настолько массовым, что у власти просто не хва­тало сил для наведения порядка. Казачьи сотни и драгунские команды постоянно совершали карательные набеги на бунтую­щие села, устраивали массовые экзекуции, но утихомирить кре­стьян не могли.

Особенно опасным для самодержавия было проникновение революционных настроений в армию и во флот. Ведь власть в это время держалась почти исключительно на солдатских шты­ках, между тем и солдаты, и матросы находились в положении не менее тяжелом, чем основная масса российского населения. В армии и во флоте царила палочная дисциплина; истязания нижних чинов, полное неуважение к их личному достоинству со стороны офицеров — все это было обычным делом. В июне 1905 г. вспыхнуло восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический», находившемся на рейде недалеко от Одессы.

Отказ матросов есть щи, сваренные с тухлым мясом, привел к столкновению с офицерами. Один из матросских вожаков, большевик Вакуленчук, был застрелен. Это послужило сигналом к восстанию. Матросы, захватив броненосец, подняли на нем красный флаг. Похороны Вакуленчука в Одессе, охваченной за­бастовкой, вылились в политическую демонстрацию, расстрелян­ную войсками. В ответ броненосец обстрелял административный центр города. Черноморская эскадра, высланная против «По­темкина», беспрепятственно пропустила его сквозь строй сво­их судов; на некоторых из них вспыхнули волнения. Восставшие матросы увели броненосец в Румынию.

Волнения в армии и на флоте стали характерной чертой пер­вого года революции. Особенно сильны они были осенью 1905 г., прокатившись по всей Российской империи: в Кронштадте, Владивостоке, Киеве, Ташкенте, Ашхабаде и т. п. Самым же значительным и опасным для власти стало ноябрьское восстание и Севастополе, апофеозом которого явился захват крейсера «Оча­ков» революционными матросами во главе с лейтенантом II. П. Шмидтом. Вскоре после этого крейсер «Очаков» беспо­щадно расстреляли другие корабли и береговые батареи. Шмидт был арестован и впоследствии казнен.

6 августа Николай II подписал наконец манифестоб учреж­дении давно обещанного представительного органа — так называемой булыгинской Думы. Этот орган должен был избираться на основе довольно высокого имущественного ценза, причем ра­бочие вообще отстранялись от выборов. Но, главное, манифест провозглашал создание не законодательного, а всего лишь зако­носовещательного органа. Другими словами, царь по-прежнему должен был давать стране законы. Дума же могла лишь давать царю советы. Подобная «конституция» удовлетворила только са­мых умеренных либералов. Основная же масса населения при­няла предложение большевиков бойкотировать выборы в булыгинскую Думу. Таким образом, уступка со стороны правитель­ства явно запоздала и никакого стабилизирующего воздействия на катастрофическое положение в стране оказать не смогла.

Апогей революции

Всероссийская политическая забастовка.Осенью 1905 г. рево­люционное движение в России продолжало нарастать. Отдель­ные забастовки в различных регионах стали сливаться воедино, парализовав всю страну. В начале октября забастовали рабочие и служащие Московско-Казанской железной дороги. Вслед за же­лезнодорожниками во всеобщую забастовку включились рабочие, а затем ремесленники, студенты, представители интеллигентных профессий, чиновники. Забастовка охватила более 120 крупных и небольших городов, сотни фабричных и станционных поселков. Только в сфере фабричного производства бастовало свыше 2 млн человек. Большая часть участников всероссийской забастовки вы­ступала под политическими лозунгами, т. е. требовала демократиза­ции государстве \ строя Российской империи.

Железнодорожное движение в России почти замерло. Не ра­ботал городской транспорт. Во многих городах бездействовали водопровод, освещение, телефон. Не выходили газеты. Школы, театры, магазины были закрыты. Прекратилась деятельность многих государственных учреждений.

Власть пыталась навести порядок, но, ошеломленная гранди­озностью событий, действовала робко и нерешительно. Вялые попытки разгона демонстрантов и митингующих приводили к противоположным результатам, убеждая в бессилии власти.

На какое-то время в стране воцарилось неустойчивое равнове­сие — ни одна из борющихся сторон не могла пока взять верх. Но было очевидно, что каждый день приближает победу противников самодержавия. Революционеры открыто призывали превратить все­российскую забастовку во всероссийское вооруженное восстание. Причем это были не пустые слова. И большевики, и эсеры успели проделать серьезную работу по организации рабочих в боевые дру­жины, сумели неплохо вооружить их, освоили тактику уличных боев. В тех условиях, когда значительная масса населения явно желала пе­ремен, а правительственная деятельность была почти парализована, сторонники восстания вполне могли рассчитывать на успех.

Серьезность положения была наконец осознана и самим ца­рем. Он снова начал совещания с высшими сановниками, в част­ности с С. Ю. Витте, считавшим, что сбить революционную волну можно только введя в России законодательную Думу. При этом он утешал царя тем, что Дума не помешает правящей бюрокра­тии удержать реальную власть в своих руках. 17 октября царь с большой неохотой подписал Манифест, изменивший основы го­сударственного строя Российской империи.

Манифест 17 октября и его последствия. В Манифесте провозглашались «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»; высшим законодательным органом в России становилась Дума, причем обещалось избира­тельное право тем слоям населения, которые раньше были его лишены, прежде всего рабочим.

Манифест 17 октября имел целый ряд далеко идущих послед­ствий. Знаменуя собой серьезную победу революционного движе­ния, Манифест в то же время внес в него раскол. Немалую роль в этом сыграли либеральные деятели, которые раньше держа­лись в тени, а теперь вышли на первый план. Манифест предо­ставил им возможность создавать легальные партии, чем они сразу же и воспользовались. 12—18 октября, в разгар политиче­ской забастовки, как бы в предчувствии неизбежных уступок со стороны самодержавия, проходил учредительный съезд консти­туционно-демократической (кадетской) партии, подготовленный «Союзом освобождения» и наиболее решительно настроенными земцами. В своих рядах кадеты объединили прежде всего пред­ставителей интеллигенции — городской и земской, а также поме­щиков, буржуазии, военных, чиновников.

Лидеры кадетов, среди которых особенно выделялся извест­ный историк П. Н. Милюков, постоянно заявляли о внеклассном характере своей партии. С подобных позиций была составлена и кадетская программа: ее авторы пытались найти компро­миссные решения наиболее острых вопросов российской действительности. Так, предполагалось принудительное отчуждение по­мещичьих земель за выкуп, однако только той части, которую помещики, не обрабатывая сами, сдавали в аренду. Предусмат­ривалось введение 8-часового рабочего дня, но не везде, а только мм, где это в данное время возможно, установление свободы личности, слова, собраний и др. Открытым в своей программе кадеты оставили вопрос о форме государственного управления к России. Как показали дальнейшие события, они готовы были удовлетвориться конституционной монархией.

Союз 17 октября (октябристы) был более цельной и определен­ной по своему составу партией: в него вошли верхи крупной буржу­азии и обуржуазившиеся помещики, сумевшие перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы. Как следует из названия партии, те уступки, которые были обещаны Манифестом 17 октяб­ря, вполне удовлетворяли ее членов, а более серьезные реформы могли только испугать. Признанным лидером партии стал предста­витель старинной московской купеческой фамилии А. И. Гучков.

Консолидировав свои силы, эти партии развернули активную борьбу за прекращение революции. С их точки зрения, она вы­полнила свою задачу, дав стране законодательную Думу, на которую населению и предлагалось возложить все надежды. В народных массах, уставших от тяжелых испытаний, подобные призывы находили определенный отклик.

Провозглашение политических свобод заставило сорганизоваться и реакционеров. Сразу же после издания Манифеста противникам самодержавия, отмечавшим свою победу грандиоз­ными демонстрациями и митингами, пришлось столкнуться с черной сотней.

Главной организующей силой этого движения стали дворяне-помещики старого, крепостнического закала. «Конституционная» уступка Николая II напугала их — следующим шагом вполне могла стать конфискация помещичьих земель. Чувствуя, что почва уходит у них из-под ног, реакционеры попытались оказать само­державию активную поддержку в борьбе с любыми серьезными переменами. В черносотенном движении активное участие при­нимали многие представители бюрократического аппарата, не чуждалось его и русское духовенство. Серьезную опору черная coтня имела среди зажиточного городского мещанства — мел­ких торговцев, домовладельцев и пр. Руководители черносотен­ного движения не гнушались использовать в своих целях и де­классированные элементы, которые в избытке оседали на дне больших городов.

Будучи столь разнообразным по составу, черносотенство отлича­лось простой и ясной идеологией: все беды великой и могучей России происходят от революционеров-интеллигентов и инородцев, желающих развалить ее во имя собственных темных интересов. Нуж­ны не реформы, а беспощадная борьба со смутьянами. В 1905— 1907 гг. черносотенцы, пользовавшиеся негласной поддержкой пра­вительства, широко осуществляли эти идеи на практике: убивали революционеров, участвовали в разгонах митингов и демонстраций, устраивали еврейские погромы и пр. Наиболее массовыми черносотенными организациями стали Союз русского народа, Русский народный союз имени Михаила Архангела.

Таким образом, в конце 1905 г. у революции появились мощ­ные противники, одни из которых умело действовали словом, другие — беспощадно — делом. В то же время новое правитель­ство, во главе которого был поставлен Витте, начинало прини­мать все более решительные меры по наведению порядка в стра­не. В этих условиях революционное движение постепенно теряло широту, мощь и сплоченность.

Московское восстание.У рабочих Москвы еще хватило сил и энтузиазма, чтобы подняться на вооруженное восстание. Москов­ский Совет рабочих депутатов (созданный по образцу Иваново-Вознесенского Совета уполномоченных) во главе с большевиками В. Л. Шанцером (Маратом), М. И. Васильевым-Южиным и др. целенаправленно готовил рабочих к восстанию. К началу декабря в Москве было более тысячи рабочих-дружинников, специально обученных тактике уличного боя и неплохо воору­женных. Правда, и Московский Совет не поспевал за событиями: план восстания был толком не разработан, а когда в первых числах декабря начались волнения среди солдат Московского гарнизона, руководители рабочих не сумели этим воспользовать­ся. Тем не менее именно Совет дал сигнал к восстанию. 6 декаб­ря им было принято воззвание, призывавшее начать всеобщую забастовку в городе, с тем чтобы перевести ее в вооруженное восстание.

В забастовке приняло участие около 150 тыс. человек — большая часть рабочих Москвы. Первые дни она носила мирный характер. Однако вечером 9 декабря царские войска обстреляли из орудий частную гимназию Фидлера, где обосновались рабочие дружины. В тот же день в Москве стали строиться баррикады, которые вскоре составили плотное кольцо, блокировавшее административный центр города. Пользуясь баррикадами как своего рода опорными пунктами, которые к тому же очень затрудняли продвижение войск, особенно кавалерии, по узким московским улочкам, восставшие развернули настоящее сражение против власти. Кольцо баррикад постепен­но сужалось вокруг центра. Полиция и войска в первые дни восста­ния действовали вяло, с большой опаской.

Однако отсутствие четкого плана и единого руководства вос­станием сказалось самым роковым образом. Совет в начале восстания 7 декабря, был разгромлен охраной. Те его члены, кото­рые сумели избежать ареста, разошлись по баррикадам. В результате восстание рассыпалось на отдельные уличные бои, иногда очень ожесточенные, но неспособные привести к решаю­щим результатам.

С 13 декабря центр вооруженной борьбы переместился на Пресню, куда постепенно стянулось большинство боевых дру­жин. 15—16 декабря в Москву на подмогу гарнизону прибыли Семеновский и Ладожский полки. Окружив Пресню, они стали громить ее из тяжелых орудий. В этих условиях продолжать вос­стание не имело смысла, и 19 декабря оно было прекращено. Значительная часть дружинников сумела покинуть город.

Московское восстание явилось высшей точкой первой русской революции. В ходе его отчетливо выявились сильные и слабые стороны революционного движения в России. Руководство, орга­низация явно отставали от роста и размаха движения масс. Это касалось и московского восстания, и всего революционного дви­жения в целом. В условиях, когда стали сказываться последст­вия царского Манифеста 17 октября, когда все большая часть населения с надеждой ожидала созыва законодательной Ду­мы,— в этих условиях руководителям революции не удалось обеспечить поддержку восставшим в других регионах страны. В отличие от всероссийской стачки оно осталось только москов­ским — и уже потому было обречено на поражение.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.