Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И ОБЩЕСТВЕННАЯ БОРЬБА НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ



Кризис промышленного производства, безысходное положе­ние русской деревни, правительственная реакция, затянувшаяся на два десятилетия,— все это неизбежно приводило к резкому обострению социальных и политических противоречий. В начале XX в. революционное брожение охватило самые разные классы и слои населения России. При этом и народное, массовое движе­ние, и выступления оппозиции, и деятельность подполья — все это не только нарастает количественно, приобретая небывалые раньше масштабы, но и меняется качественно, выражается в принципиально новых формах, все более опасных для самодер­жавной власти. С каждым годом явственней становилась неиз­бежность революционного взрыва.

Народные движения

Рабочее движение.В начале XX в. заметно активизируется рабочее движение. Именно в это время оно становится массо­вым, охватывает всю промышленную Россию, причем резко уси­ливается его политический, антиправительственный характер: забастовки и стачки все чаще проходят под лозунгом «Долой самодержавие!». Существующий государственный строй начина­ет восприниматься рабочими как главный источник всех зол; свержение этого строя превращается для них в задачу первосте­пенной важности.

Характерным признаком политизации рабочего движения ста­новятся маевки: особенно грандиозная маевка произошла в 1900 г. в Харькове: около 10 тыс. рабочих приняли участие в демонстра­ции под красными знаменами, лозунгами политической свободы и 8-часового рабочего дня. Обычным явлением становятся столк­новения рабочих с полицией. Все чаще властям приходится ис­пользовать для борьбы с рабочим движением войска, как это было в 1901 г. в Петербурге на Обуховском сталелитейном заво­де («Обуховская оборона») и в 1903 г. на Урале, в Златоусте.

Но, пожалуй, самой характерной чертой рабочего движения начала XX в. становится его организ'ованность и масштабность: оно начинает охватывать целые города (стачка в Ростове-на-До­ну в 1903 г.), а затем и регионы. Ярким примером тому стала всеобщая стачка на Юге России.

Промышленный кризис ударил с особой силой по Южному рай­ону, где преобладали крупные предприятия тяжелой промышленно­сти, сориентированные на выполнение государственных заказов. Многие предприятия здесь либо закрылись, либо заметно сократили выпуск продукции. Тысячи рабочих оказались на улице; у тех, кто удержался на производстве, понизились заработки. Это создавало почву для волнений, чем поспешили воспользоваться профессио­нальные революционеры, прежде всего социал-демократы, развер­нувшие на Юге пропагандистскую и организационную работу.

1 июля 1903 г. начались стачки в Баку и Одессе. В течение июля — августа забастовочное движение охватило все промыш­ленные центры Кавказа и Украины: Тифлис, Батуми, Киев, Ни­колаев и др. Стачка парализовала промышленную деятельность всего Южного района и стала всеобщей. В ней приняло участие более 200 тыс. человек разных национальностей, занятых в са­мых различных отраслях промышленного производства.

Борьба рабочих в ходе всеобщей стачки принимала различные формы: экономические и политические забастовки сочетались с демонстрациями и митингами. Как правило, выступления прохо­дили под руководством местной социал-демократии и были хоро­шо организованы. Требования предъявлялись как экономичес­кие—увеличение заработной платы, прекращение увольнений, так и политические — установление свободы собраний, слова, пе­чати и пр. Бастующие разных городов этого обширного региона налаживали связи и оказывали друг другу взаимную поддержку.

Выступления подобного размаха оказались полной неожи­данностью как для предпринимателей, так и для местных властей. Пресечь стачку они оказались не в силах и почти без со­противления позволили забастовочному движению охватить весь Юг. Только после того как правительство отрядило им в помощь регулярные войска, началось активное подавление стачки. Окон­чательно усмирить бастующих удалось лишь к концу августа, Однако рабочие на практике убедились и в своих силах, и в от­носительной слабости своих противников, приобрели навыки организованной борьбы за свои права, сблизились с революцион­ным подпольем. События лета 1903 г. как нельзя лучше подгото­вили рабочих к участию во всероссийской революции.

Крестьянские волнения. В пореформенной России крестьян­ские волнения были редкими и разрозненными, не доставляли правительству особых хлопот. В начале XX в. положение замет­но изменилось. Весной 1902 г. в Полтавской и Харьковской гу­берниях волнения охватили более 150 тыс. крестьян, которые за несколько недель разгромили десятки помещичьих имений. При этом запахивалась помещичья земля, отбирались зерно, скот, ин­вентарь. Против полтавских и харьковских крестьян было бро­шено 10 тыс. солдат. Участники волнений подверглись жестокой порке, их заставили выплачивать помещикам убытки. Однако, несмотря на это, в следующем, 1903 г. подобное движение, хотя и не столь мощное, распространилось на другие украинские гу­бернии, Центральный район, Поволжье.

Крестьянские волнения и в начале XX в. по-прежнему остава­лись стихийными, неорганизованными; их участники не выдвига­ли политических требований, не выступали против власти; они хотели лишь получить тот минимум прожиточных средств, в ко­торых им эта власть отказывала. Однако тем более характерно, насколько массовым было это движение, как единодушно, не сговариваясь, действовали многие тысячи крестьян разных гу­берний. Все это ясно свидетельствовало о том, что крестьянство также становилось серьезной революционной силой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.