*Глава 1\песня1 – Будная вьчэря (Бадна, Бъдна) – праздничный ужънъ въ ночъ пьрьтъ Кальдой, съ 24 на 25 студня, кагда вся ночъ правадилась въ бдении, въ ажыдании Каледы. Въ эту ночъ испалнялись жъланья (бадання, «бадай»=пусть будьтъ, вазможна сакращоннае «Богъ дай»).Изъ лесу притаскивался толстый комль, Баднякъ, который должънъ былъ гареть всю ночъ. Астатакъ хранился патомъ весь готъ, ради багатства. Адна ночъ апредьляла Будущее всьво года.
*1\1 – Каледавъ- день – праздникъ Бога Каляды. Верковичъ: Богъ зимы и защытникъ Дома. (Корьнь этава имени даётъ мнагачысленные, парой едва заметные пабеги: коло, кальсо, холадъ, калатунъ, калода (Баднякъ), калина, калить, калдобина, колъ(калоть, каль па-славински азначаитъ растокъ, растущее Солнцэ, каторае называютъ Божычъмъ.), сюда жэ можна атньсти атмечьнные Верковичъмъ Кале-Долю (Юду), адну изъ 9-ти, Калиту – гору, на каторай сидели Боги, Галю (Кали) – защытницу лета (пасевавъ), Кайле (перевод-Гуляй) – бальшой древний горатъ Умна царя (Калина царя?) и, вьраятна, ищо многае другое.)
*1\1 – Бьла гара (Белица) – Верк.: святая гара, куда хадили толька ньзамужние и ньжънатые, большэ никто нь хадилъ. (Белина) – Верк.:нашы деды верили, што ана (гара) нахадилась въ Край-зьмле, на ниё сльтали Боги и угащались; Белая азначаитъ Божъя.
*1\8 – Вышний Богъ – вьрховный Богъ. Вышний день справлялся ранней осьнью после маладьбы.
*1\8 – Белъ Богъ – Богъ дабра.
*1\9 – Снегуръ (Снигна) – В.: Былъ слуга у Зимна Бога (Деда Мароза), иво пасылали укрыть горы снегамъ. Бохъ, пасылавшый на землю снегъ ы маросъ, правитьль зимы. (На Руси известьнъ какъ Сньгурачка.)
*1\9 – карецъ (каната) – ковшъ, карчага.
*1\11 – Залатая Мать (Злата Майка) – В.: верили, правила звёздами, была имъ матьрью. (Вазможна, Залатая Баба. Мать, какъ и всё жывое на зьмле, разъ въ годъ ражавшая новае Солнцэ, новый готъ. Этатъ бажэствьнный парядакъ былъ заимстваванъ христианствамъ (а нь наабаротъ) вместе съ Звьздой, трьмя каралями, яслями и пр. Привычнае Раждьство Божыча-Солнца неизменна и да ныне.)
*1\11 – Святой Духъ (Дефне) – В.: забирали душы на неба. (Душа, дыхание, десно, действа. Иво явление у всехъ народавъ праисходитъ въ виде Силы, саправаждаимай знамениемъ.)
*1\11 – Злата книга – В.: Ясна книга (или Веда) – садьржала песни, каторые пели нашы деды, кагда калоли Богу жэртву. Ратная (ратина) – песни, кагда выхадили на рать, битца съ врагами. Звёздница – садьржала песни, каторые пели валхвы, кагда апщались са звёздами и прьтсказывали будущее.Земица – садьржала песни, въ каторыхъ аписывались земли, па
каторымъ хадили нашы деды, и на какой зьмле асьдали. Петица – пять книхъ песьнъ для Баговъ и Багинь.
*1\13 – Вышнее дерьва – Древа Жызни, саединявшае Неба и Землю. У карней вилась Смерть, дававшая Пищу въ виде жэртвы, душа каторай взльтала въ неба и праливалась ньбеснымъ семьньмъ – расой, даждёмъ. Жэртвай савьршалась улучшэние рода и усиление пладавитасти, какъ кравапусканиемъ васстанавливалась здаровье, даениемъ адамашнивание ската, абрьзаниемъ вьтвей сдобнасть пладовъ. Но, какъ известна, эта нада делать умеючы, астарожна и па-добраму.
*1\13 – Жыва Доля (Юда) – В.: защытница жызни и пладовъ: безъ ыё ньвазможна принасить Богу жэртвы на зьмле. Верили, што научыла людей петь и писать.
*1\13 – Вышний-день – см. Вышэ.
*1\13 – Багиня (Божыца) – Жъна Бога, см. Вышэ.
*1\13 – Девять Доль (Юдъ) – Ньбесные Багини.
*1\14 – Душа (Дефа) – В.: забирали душы на неба.
*11. – Мразные дни (Мръсные) – Святки, Марсавы дни (омрсуватъ=сталкивать, "кокать"- морщыть, мережыть), зимние ваенные игры, кагда мущыны сабирались въ ватаги и гуляли на воле, нь захадя въ сьло, сражаясь, забавляясь, уставляя гаспадарства сьла натъ сьломъ, кто каму бьётъ чъломъ. Ватаманъ, царь или кароль были наследствьннай должнастью жрьца
чълавечъскава жэртвапринашэния въ виде вайны. Сварогъ-день (Сурвак) – Вадасвятие. Сварогъ – В.: Богъ года. (Богъ жывова агня (свара, свирепый, суровый), нахадящъвася въ ваде, уталяющэй жажду.Какъ и всякая Сила, въ сваей
чрьзмернасти праявляитца какъ гниение и балотный сухастой. Иво царства, царства вады, эта зима, вьршыны, льды, каметы.)
*11\1 – Сива Богъ – В.: Богъ нашыхъ дедавъ; верили, што былъ Богамъ новава года, и паэтаму калоли жэртву, штобы далъ имъ здаровье и многа дабра: а кагда онъ гневался и наступалъ Чорный годъ, иму калоли жэртву, штобъ нь пасылалъ зла. (Сивый,севьръ, свежый, старый, стрый, белый, вазможна и соль, и сила.)
*11\1 – Храмцы – В.: храмники, дамавые.
*11\2 – Дверга Доля (Дорга, Дурга Юда) – В.: Багиня на небе. (Па-славински дури=двери, доръ=дворъ; затворъ, твердъ, дарога.Вазможна эта ньбесная твердь, или ньбесный путь, или «дверь» въ неба, каторую абразуитъ Сила, расчыщая неба атъ аблаковъ и давая темъ знамение сваиво присутствия, или жэ Тварь, дорогъ таваръ.)
*111\9 – Русалицы (Ръсеницы, три Юды), три Юдоли – В.: Верили, што эти Доли (Юды) схадили на землю, причыняя пасевамъ многа золъ градамъ и молнией. (Русалии – 3-хъ ньдельные ваенные летние игры Руси пьрьтъ Купалай. Как и въ зимнихъ, мущыны ухадили въ льса, пели, плясали, льчыли, ратились ва славу Купалы-Апаллона. Купавый, хубавый = красивый, красный, добрый, но и губительный, разящый.)
*111а\1 – Жарка вада (Жарна) – Этатъ жаръ можна льхко ащутить, исупавшысь въ проруби, или выпивъ льдяной вады.
*111а\1 – Ярилинъ день – Великъ, Святой день, 23 бьрьзазола, цветня и т.д. Жывой, всемъ известный корьнь.
*1V. – Воласавъ день – День Бога Воласа, или Вельса, 1-6 сечня, 11 лютня. Богъ Всьленнай, речы (вьлеть=гаварить), воли, власти, ската, деньгъ, багатства, тучнасти, валны, вады, вльчэния и т.д. Жывой, всемъ известный корьнь.)
*1V\2 – Умнъ (Има) царь – В.: былъ нашъ царь, каторый научылся у Бога многимъ занятиямъ и научылъ нашыхъ дедавъ орать. И многаму другому научылся атъ Юдъ (Доль). Написалъ книгу па Богаву внушэнию и далъ иё людямъ для малитвъ Богу.
*1V\3 – Жывый Богъ (Жывна) – В.: Гасподь.(Гаспадинъ жызни, апять жэ заимстваванный христианами. Въ пративавесъ Смерти крепитъ и раститъ жывое. Жъ – эта авьщъствлённый лучъ Зъ. Въ Индии эта Щыва, цвьтущый изъ жылъ Индры (Здравия, Хиндра, Гидра, инд.Х=рус.З).
*1V\3 – Пьрьвотъ первыхъ строкъ старай речы па наитию: «Божэ ле Жийне ле,\Рама ти уйна\Пирмена на дрина,\Акрамъ ми нина.\Изъ иже ми уналъ»
*V\1 – Баюнъ (Байна) царь – В. Апрьдьляитъ Баицъ какъ Багинь. Вьраятна, правдападобнымъ будьтъ правьсти линию Байна – Багна – Богунъ.
*V\1 – Дивъ (Дива) кароль – «Дикий» кароль.
*V\1 – Маренка - Абрядавае украшэние на руку изъ двухъ скручънныхъ нитей, краснай и белай.
*V\5 - Кароль Марко - Знамьнитый багатырь, иво образъ вазглавляитъ народнае чаяние а свабоде у южныхъ Славянъ. Иво имя вашло ва многие дрьвнейшые былины, замьнивъ имьна древнихъ Баговъ и багатырей, папавшые падъ запретъ христианства, темъ самымъ сахранивъ и прадолжывъ миръ и суть Славянства да нашыхъ дней.
*V1. - Первый (Първинъ) день - День празднавания Первай Доли, правительницы вьсны.
*V1\1 - Вилка (Филка) Милушка - В.: кагда-та верили, што ани прихадили съ неба съ дазваления Бога. (Вила - более позднее название Юды. Въ Сербии старики рассказывали, што Вилы пакинули землю, кагда паявились пушки, т.е. арудие всьобщъва уничтажения, нарушающэе воинский нравствьнный законъ а ньприкаснавеннасти стариковъ, дьтей, жэнщынъ и проста слабыхъ, никаво нь щадящэе, падарвавшэе воинскую доблесть и превратившэе вайну въ бойню. Милушка - милый азначаитъ радной.)
*V1\1 - Лель (Летна) Богъ - В.: верили, што онъ правитъ Солнцэмъ и вьлитъ иму греть, штобы наступила лета. (Богъ ласкавава Солнца и ласки ваапщэ, пакравитель и Спаситель дьтёнышэй всьво жывотнава мира, ничынающыхъ сваю жызнь летамъ. "Ля" - первый крикъ многихъ славянскихъ младенцъвъ, требующыхъ малака.)
*V1\1 - Руй - В.: Богъ пакравитель лазы, верили, што изабрёлъ вино, калоли жэртву какъ Богу. Руинъ - день - праздникъ Руя; калоли жэртву, кагда давили маладое вино; въ этатъ праздникъ играли харавотъ са свирелями и бубнами. (Следуетъ дабавить, што 9-й месяцъ называитца Руянъ или Рюинь, а па-славински руенъ азначаитъ красный, искристый. Руйно вино пьрьвьдьно всё жэ более привычнымъ стариннымъ русскимъ словамъ "зельно"- маладое, крепкае.)
*V1\1 - Летница гара - В.: на ней прахадила жэртвапринашэние въ чэсть Леля, летньва Бога.
*V11. - Майский (Масинъ) день - В.: Май (Масинъ) Богъ лета или Летний Бохъ. (Масинъ - мущына, мачта, маякъ, маятца. Въ мае праводятца пасвящэния юнашэй въ мущыны, принятие въ мушской крухъ. Устанавливаитца парнями "майскае дерьва"- самае красивае, бальшое, ачыщъннае атъ кары, абязатьльна украденнае съ апаснастью для жызни, ахраняимае парнями днёмъ и ночью, т.к. иво прапажа являитца бьсчэстьемъ. Украшаитца лентами, вьнками и зжыгаитца на бальшомъ кастре при гуляньи съ девушками.Хараводы и пляски да паздна. Изъ девушъкъ выбираитца каралева, парни начынаютъ ухажывать, абливая девушъкъ вадой; самая мокрая - самая щастливая.)
*Х11. - Духавъ (Енювъ) день - В.: вьликий день нашыхъ дедавъ; на ньво па зьмле хадили знахари, сабирали травы и хранили ихъ для льчэния; съ таво астался абычай збора льчэбныхъ травъ стариками. (Вазможна атъ гения, или атъ июня, Русалий, на каторые сабираютца травы; йеняти па-славински прькращать, вазможна название Купалы (или Креса), въ связи съ прькращэниемъ приращэния дня.)
*Х1Х. - Колчъвъ (Колчувъ) день - В.: Колчу: былъ моладецъ, сынъ Бога, каторый схадилъ на землю и научылъ людей управлять караблями и хадить по марю. (Кочъ?, куща, колчанъ.)
*Х1Х\1 - Щънъ (Хина), Мила - В.: Хина: былъ нашъ царь въ крае-зьмле, каторый первый началъ хадить по марю, атъ него после научылися люди править караблями. (Измьньно Хинъ, какъ чужое для русскава уха (Впрочъмъ, известны жыдовские семьи Хиничъ, Хиневичъ). У насъ ано бы звучала па-другому, какъ Щънъ (вазможна шнекъ, шняга="гнать", нем. "шнель", щънокъ-сынокъ), вазможна Чънъ. Мила=Радна, рада=миръ.)
*ХХ\3 - Росъ (Росне) Богъ - В.: Бохъ, каторый пасылалъ на землю росы. (Роса - муж.р., дождь. Вазможна, слава съ ударениемъ на 1-й слогъ - муж.р., "онъ", на паследний - жен.р. "ана".)
*Дабав.\1 - Сланъ (Слана) - В.: Слуга Снигна (Сньгура); верили, што сльталъ на землю и разбрасывалъ снехъ (стлалъ) па гарамъ. (Слана, па-славински, иней.)
*Д.\1 - Долица (Юдица) гара - Гара Доль (Юдъ).
*Д.\8 - Ветрица - Вьюга Доля.
*Д.\8 - Зима Юдоль (Юда) - Старая Зима.
*Д.\9 - Веда (Вета) книга - В.: садьржала песни для жэртвапринашэний.
*Д.\11 - Пьрьвотъ па наитию и прим. Верковича. Старая речъ "Вета е Вила ветишэ,\Хруй ми сефита,\ Сефита, удита,\ Вей ми санита,\ Урумъ ми тата,\ Тата ми финита,\ Трай ми далита,\ Вета е Вила ветишэ."
*Д.а\2 - Баицы - В.: Багини. (Багицы).
*Д.б\3 - Калёна (Кална) Доля - Атъ "клясть"?
*Д.б\4 - Пьрьвотъ па наитию. Старая речъ: "Фура ми, мале, татина,\ Рунъ ми Дефина \ Чире ми Яра \ Яра ми Диа, \ Диа ми Яра Прена."
*Д.б\4 - Капи - Вереи, сталбы варотъ, ср. капищэ.
*Д.б\4 - Па наитию и прим. Верковича. Старая речъ: "Яра ле, Диа ле,\ Яра ле, Прена ле.\ Зерби ти ярнешъ,\ Дуру ми дуру насита,\ Насита дуру, коприта,\ Усонъ ми бана назина:\ Хай ми, Яра, хай ми, Диа,\ Хай ми, Яра, хай ми, Прена!\ Дусунь Лама на висе \ На висе на звеза."
*Д.г\2 – Древна (Дрейница) гара – В.: гара, паросшая дубамъ, где сидели девушки и льчыли бальныхъ.
*Д.д\1 – Па наитию: «Кола ми Коледа,\ Коледа ми Дефне, \ Дефне, Превита,\ Превита, Арита,\ Арита, Денита,\ Денита, Апита,\ Дере мини на гуру,\ На гуру, на идру;\ Золина ти дъру,\ Дъру ти укиса;\ Жива ми Дефа, \ Жива ми Юда,\ Зорна и краска,\ Краска й на рука,\ Служита тебе идруту,\ Идруту абросу;\ Раитъ ти лику,\ Лику ти пирну,\ Пирну ти лику жарну.», используя примьчания Вьрковича.
*Д.д\4 – Па наитию и прим. Верковича: «Кола ми Коледа \ Коледа ми Асухна,\ Асухна ми Дефне,\ Дефна ми Узара,\ Узара и Ртава.»
*Д.1а\1 - Па наитию: "Апенъ ти удле\ Кусумъ ти жине\ Аре на яра."
*Д.1а\1 - Уделъ (Юдна) зьмля - Зьмля, управляимая Долями (Юдами) чьрьсъ каралей, царей, князей - защытникавъ Рода. Изъ удела выдьляютца наделы, принадльжащые абщыне, роду. Чужакъ нькагда нь надьляитца, какъ и жэнщына, могущая выйти за чужова или другова. Раньшэ на Руси, какъ и вьзде, чужаковъ проста убивали, штобы нь развадить заразы. Паэтаму самымъ страшнымъ наказаниемъ щыталась атвьржэние атъ рода, абрьчэние на брадяжничъства, т.е. смерть.
*Радна=Милка (радной=милый).
*Древцы - Дриды, В.: ветви свящэннава дерьва.
*Пер. па наитию:"Доста хи юдну говори,\ Доста юдну зазиту,\ Доста зазиту ариту,\ Дефна ми умала девита,\ Озол`ми Горче у изна,\ Ясним са друдам ситал,\ Затрем Горче у гора,\ Гуслум у гора глука,\ Дъхням у бога иде,\ Ду сура Горче у гора,"