Цель работы- создание и редактирования функциональных моделей средствами CA ERwin Process Modeler.
· изучение основных принципов методологии IDEF0,
· создание нового проекта в BPWin,
· формирование контекстной диаграммы,
· декомпозиция контекстной диаграммы.
В качестве примера рассмотрим деятельность вымышленной компании «Комп», которая существует 5 лет и занимается в основном сборкой и продажей настольных компьютеров и ноутбуков. Годовой оборот компании составляет примерно 20 млн. рублей. Компания не производит компоненты для компьютеров самостоятельно, а закупает компоненты от трех независимых поставщиков. Компания реализует продукцию через магазины и специализируется на покупателях, для которых главным критерием при покупке компьютера является оптимальное соотношение цена–качество. Предполагаемый объем рынка для компании «Комп» в последующие 2 года — 50 млн. рублей.
Несмотря на некоторое увеличение объема продаж, прибыли уменьшаются, растет конкуренция на рынке. Чтобы не потерять позиции, компания решает проанализировать текущие бизнес-процессы и реорганизовать их с целью увеличения эффективности производства, привлечения новых клиентов и увеличение объёма продаж.
В компании имеются следующие структурные подразделения:
отдел продаж,
отдел снабжения,
производственный отдел,
бухгалтерия,
склад.
Основные процедуры в компании таковы:
Менеджер по продажам изучает и обобщает спрос клиентов на компьютеры, требования к их техническим и стоимостным характеристикам. С этой целью он в конце каждого рабочего дня анализирует заказы, принятые продавцами от клиентов, а также причины отказа клиентов оформить заказ. Кроме того, он группирует заказы по типам компьютеров и каждые два часа передаёт их менеджеру по снабжению и начальнику производственного отдела.
Начальник производственного отдела на основании поступивших заказов формирует заявку на комплектующие и передаёт её кладовщику, который выдаёт их операторам.
Менеджер по снабжению отслеживает наличие комплектующих на складе, и при сокращении их объёма ниже критического значения, оформляет договор с поставщиком на поставку соответствующих комплектующих.
Персонал (операторы и тестировщики) производственного отдела в соответствии с принятыми продавцами заказами получают необходимые комплектующие на складе, собирают, тестируют, упаковывают компьютеры согласно заказам и передают их вместе с сертификатами и документацией на склад по накладным.
Кладовщик отгружает клиентам заказы.
В настоящее время компания «Комп» использует купленную бухгалтерскую информационную систему, которая позволяет оформить заказ, счет и отследить платежи по счетам.
Улучшение деятельности компании должно касаться структуры управления компанией, эффективности производства и внутреннего контроля. В результате реорганизация может потребовать внедрения новой корпоративной информационной системы (состоящей не только из одного бухгалтерского модуля).
Однако перед тем как пытаться производить какие-то улучшения, необходимо разобраться в существующих бизнес-процессах.
В процессе изучения деятельности компании были выделены следующие бизнес-процессы:
1) управление деятельностью и развитием,
2) продвижение и продажи (основной процесс),
3) материально-техническое обеспечение (основной процесс),
4) хранение комплектующих и компьютеров (основной процесс),
5) сборка и тестирование компьютеров (основной процесс),
6) финансирование деятельности и расчёты (поддерживающий процесс),
7) юридическое и правовое обеспечение (поддерживающий процесс).
Для всех выделенных процессов названы владельцы, входы, выходы, механизмы, поставщики, потребители (табл. 2-1).
Таблица 2-1 Результаты выделения бизнес-процессов
Название БП
Вход(ы)
Поставщики
Выход(ы)
Потребители
Механиз-мы
Владелец
Управле-ние дея-тельностью и развитии-ем
Информация о мак-роокруже-нии
Окружающая среда
Маркетинго-вая стратегия
Продвижение и продажи
Директор компании
Директор компании
Продвиже-ние и продажи
Звонки клиентов
Окружающая среда
Заказы на компьюте-ры, догово-ры с контр-агентами
Материально-техническое обеспечение,
Сборка и тестирование компьютеров
Сотрудники отдела продаж
Менеджер по продажам
Материа-льно-тех-ническое обеспече-ние
Денежный поток от контраген-тов,
комплектующие
Контрагенты
Комплектующие,
договоры с контраген-тами
Финансирование деятель-ности и расчёты,
хранение комплекту-ющих и компьютеров
Контрагенты, материально-техническое обеспечение, продвижение и продажи
Бухгалтер-ская сис-тема, бух-галтерия
Бухгалтер
Юридическое и пра-вовое обе-спечение
договоры с контрагентами (проекты)
материально-техническое обеспечение, продвижение и продажи
договоры с контрагентами
материально-техническое обеспечение, продвижение и продажи
Юрискон-сульт
Юрискон-сульт
В результате анализа основных процедур компании была разработана корневая модель («как есть» -AS-IS).
А2. Управление персоналом
А3. Экономика и финансы
Область управления
Область развития
Б1. Проекты развития
Область основной деятельности
В1. Маркетинг
В3. Сборка и тестирование компьютеров
В2. Поставки комплектующих
В4. Хранение комплектующих и компьютеров товаров
Г1. Финансирование деятельности и отчётность
Г2. Юридичес. и правовое обеспечение
Область поддерживающей деятельности
А1. Процедуры организации
Рисунок 2-1 Корневая модель деятельности компании «Комп»
Определены:
· Субъект моделирования – деятельность компании
· Цель моделирования - моделирование текущих бизнес-процессов компании (для их реорганизации с целью увеличения эффективности производства, привлечения новых клиентов и увеличение объёма продаж).
· Точка зрения – директор.
· Входы – заявки (звонки) клиентов, комплектующие, денежный поток от контрагентов (контрагент – одна из сторон договора в гражданско-правовых отношениях).
· Выходы – проданные компьютеры, денежный поток к контрагентам, договоры с контрагентами.
· Управления – законодательство РФ, правила и процедуры.