Нина Сергеевна родилась в Ленинграде (1935 г.). Жила с мамой Соловьёвой Татьяной Васильевной. В 1942г. с мамой и бабушкой эвакуировались из блокадного Ленинграда в Алтайский край. Там же пошла в школу.
В 1945г. вернулись в Ленинград по вызову дяди-фронтовика. Квартира их оказалась занята. Пришлось жить с дядей в его двухкомнатной коммунальной квартире. В 1981году получили отдельную квартиру.
В Ленинграде Нина пошла в 283 школу, снова во второй класс. Увлекалась спортом, была директором швейной фабрики при школе. После восьми классов, в 1952г. поступила в Ленинградский техникум физической культуры, после учёбы была направлена в порт Тикси, где проработала 4 года. Там же вышла замуж за капитана Баранова Михаила Васильевича. В 1965 году муж был приглашён в Осетровский порт. Семья Барановых переехала в Усть-Кут. Более 15 лет Нина Сергеевна проработала учителем физкультуры в школе №2.
Соловьёва Татьяна Васильевна
Награждена знаком
«Жителю блокадного Ленинграда»
Воспоминания Соловьёвой Татьяны Васильевны
Жизнь в блокадном Ленинграде
Муж Татьяны Васильевны работал в ДЕПО, поэтому на фронт его не забрали. Он ходил на работу, а Татьяна Васильевна сидела дома с двумя детьми и пожилой мамой. Дочери Нине было пять лет, а сыну Юре - чуть больше года.
Постоянно приходилось уходить в бомбоубежище. Бомбоубежища были сырые и холодные. В них было много народу, и, чтобы дети не терялись, у них на шеях, в целлофановых пакетах висели документы.
Есть было нечего, и поэтому варили лебеду, крапиву. Чтобы отопить дома - ломали заборы.
В Ленинграде все жили по-разному. Были и богатые, и бедные. Было много и криминала. Жила Татьяна Васильевна по улице Польского, д.19, на 3 этаже. А на первом этаже жил повар. Он часто ходил к ним и менял гороховый суп на хорошие вещи. Однажды Татьяна Васильевна купила булку хлеба за золотое кольцо, потому что есть было нечего. Летом из раскрытых окон некоторых домов доносились музыка и смех.
Хлеб
Хлеб в блокадном Ленинграде выдавали по карточкам. Татьяна Васильевна получала пять карточек: две детские, две иждивенческие и одна рабочая. Но однажды в магазине она потеряла карточки. Только что лежали рядом, а оглянулись – их уже нет. А без карточек хлеб не выдают.
Люди посоветовали Татьяне Васильевне сразу же идти в исполком. Пришла к ним комиссия, выписали пять иждивенческих карточек.
Удары судьбы
В 1942 году заболел сын Юра, и его увезли в больницу. Так как трамваи не ходили, то навещать его было трудно. После того как сына увези в больницу - заболел муж. Стал опухать от голода и вскоре умер. Соседка помогла завернуть мужа в одеяло и увезти на фанере в морг. Что было дальше с телом мужа - Татьяна Васильевна не знает. Не знает она и где его могила.
После смерти мужа она пошла с дочерью навестить сына Юру, но ей лишь сказали, что он умер от голода.
Так Татьяна Васильевна потеряла за один год двух близких ей людей.
Работа
Татьяна Васильевна осталась с мамой и дочерью Ниной. Она нигде не работала, но однажды к ним пришёл военный и попросил у неё паспорт. Обратно паспорт он не отдал, а сказал прийти на кладбище Волково. Там, возле кладбища, люди копали окопы, потому что немцы были уже у Кировского завода. Копали в основном девушки 20 – 30 лет. Копать было очень тяжело, и солдаты, следившие за их работой, понимали это и не ругали, если кто-то отдыхал.
А так как копали они возле кладбища, то часто натыкались на трупы, и на лопаты цеплялись волосы мертвецов.
За работу прибавляли по 200 гр. хлеба, но это не помогало восстановить силы. Позднее Татьяна Васильевна стала работать на хлебозаводе, грузила квас на трамваи.
Однажды знакомая с хлебозавода дала ей стакан муки. От голода Татьяна Васильевна стала жадно есть сухую муку. Она начала задыхаться и очень испугалась, что кто-нибудь узнает о том, что ей дали муку и накажут их и её. Люди помогли ей, дали попить и посоветовали разбавить муку водой.
На строительстве оборонительного рубежа
Эвакуация
В 1942 году Татьяна Васильевна с мамой и дочкой на грузовой машине уехали с другой семьёй на Московский вокзал. Там их покормили и в товарном поезде довезли до Ладожского озера. Переправившись через озеро на пароходе, снова сели в товарный поезд. Кормили их в эвакопунктах, организованных на железнодорожных станциях. Привезли их Алтайский край, село Усть-Калманка на реке Черныш. Жили сначала в школе, спали на полу. Потом сняли комнатку. В октябре 1945 года вернулись в Ленинград.