Приложение 1. План движения денежных средств, руб.
Приложение 2. План прибылей и убытков
ВВЕДЕНИЕ
По данным департамента потребительского рынка и услуг Москвы, столице не хватает порядка 25 тысяч пунктов общественного питания с невысокими ценами. На сегодняшний день только в 10% заведений можно поесть по умеренным ценам.
В связи с этим городские власти намерены открыть сеть недорогих кафе и закусочных, которые, в первую очередь, появятся в районах массовой застройки. Предполагается, что такие заведения будут создаваться с учетом интересов всех слоев населения города.
Московские власти одобрили проект концепции развития сети общепита на 2008-2010 годы, который предполагает не только создание недорогих пунктов общественного питания, но и развитие сетей детских, молодежных и семейных кафе.
В новых кафе предлагаемые блюда будут приготовлены в соответствии с требованиями медицинской науки и смогут способствовать оздоровлению населения города, начиная с первых лет жизни. Принятая властями концепция предусматривает, в частности, создание специализированных кафе в парках, музеях-заповедниках и зонах отдыха.
Стоит отметить, что на сегодняшний день, согласно статистическим данным, в Москве действует только 122 детских кафе на 9300 мест и 509 молодежных - на 42 800 мест.
Идея проекта - открытие детского кафе «Радуга», ориентированного на проведение семейного отдыха, предоставляющий весь спектр услуг общепита, а также развлекательные услуги для детей.
Место реализации проекта - г. Одинцово
Необходимая площадь - 250 кв.м.
Этажность - 1 этаж
Права собственности на помещения - долгосрочная аренда
Предлагаемое меню - основное и детское меню, каждое из которого включает следующий перечень блюд: первые блюда, вторые блюда, салаты, закуски (горячие и холодные), десерты, а также чай, кофе, алкогольные и безалкогольные напитки.
Рынок общественного питания в РФ по данным Федеральной Службы Государственной Статистики, на начало 2010 года в России насчитывалось около 34,2 тыс. заведений общественного питания, рост по сравнению с началом 2009 года составил около 20%. По оценкам экспертов, после окончания экономического кризиса, в крупных городах России может быть реализован потенциал увеличения рынка до 300-500% .
Оборот общественного питания по итогам 2009 года составил 723 млрд. рублей. Темпы роста рынка составили около 32%, что почти соответствует уровню 2006 года и является довольно высоким показателем за последние 7 лет. Однако индекс физического объёма оборота общественного питания в 2009 году составил 112,3% к соответствующему периоду предыдущего года. Для сравнения аналогичный показатель для 2006 и 2007 года составил 115,8% и 114,7% соответственно, что свидетельствует о росте оборота общественного питания и темпов роста за счёт повышения цен на услуги предприятий общественного питания.
До наступления кризисных явлений в экономике страны высокая динамика ресторанного рынка была связана, как и на других потребительских рынках, с ростом доходов населения, а также с развитием культуры посещения ресторанов, чему, в свою очередь, способствовала благоприятная макроэкономическая ситуация в России.
Конкурентный анализ в сегменте детских кафе показывает, что в данный сегмент рынка находится на первичной стадии развития и не так много игроков, как в сегменте фаст-фуда или кофеен. Детские кафе можно условно разделить на две группы:
Кафе на территории развлекательных центров для детей;
Отдельные детские кафе для семейного досуга.
Планируемый проект предполагает открытие отдельного детского кафе с элементами развлечения для детей. Проведем сравнительный анализ основ конкурентов в сегменте детских кафе. Стоит отметить, что при создании детских кафе, владельцы делают акцент на привлечение детей к меню, используя следующие приемы:
• Интересные названия блюд, основанные на названиях мультфильмах, детских фразах.
• Специальное оформление блюд.
При создании детского кафе необходимо учесть ряд нюансов, поскольку дети - категория посетителей, как известно, требующая особого внимания: не обойтись без консультации со специалистами по детскому питанию, закупки посуды, предназначенной специально для детей, позаботиться об их безопасности.
Имеет смысл предложить специальное детское меню - всем известно, как дети любят сладкое, поэтому обязательно надо включить в меню фрукты, шоколад, мороженое, пирожные, торты, булочки и джемы. Кроме того, можно предложить маленьким посетителям и другую еду - подойдет почти весь набор блюд для взрослых. Наиболее выигрышным ходом будет использование красочной и практичной посуды, сервировки или прилагаемой в дополнение к обеду игрушки. Крайне важно подавать блюда в интересной, необычной по сравнению с домашней посуде, которая не только развлечет малыша, но и будет безопасна и удобна для него. Также очень удачное решение - предоставить возможность посетителям заказать какое-то блюдо, не входящее в меню, например, торт для именинника со специальной надписью для него.
Что касается оформления меню, то желательно, чтобы оно понравилось малышу и привлекло его внимание, поэтому будет не лишним украсить его яркими картинками. В названиях блюд Вы можете использовать понятия из детских сказок, имена сказочных героев. Текст меню следует написать в доступной для чтения ребенка манере, а на обратную сторону страниц можно нанести раскраски, ребусы, кроссворды. В то время как еда еще только готовится, ребенок может заняться ими, но тогда не забудьте выдать ему набор цветных карандашей.
Для того чтобы привлечь детей в кафе, можно использовать соответствующее оформление: яркие веселые цвета, шары, гирлянды. Если размеры помещения позволяют, можно разместить детскую площадку с горкой, игровые домики, а также добавить различные игрушки. На стенах можно повесить веселые картинки, оригинальные светильники.
Также следует обратить внимание на подборку персонала, работающего с детьми - воспитателей, клоунов, фокусников и актеров, изображающих различных сказочных персонажей. Чем квалифицированнее и опытнее данные сотрудники, тем больше детей будут стремиться попасть в это кафе. Пользуются успехом разыгранные в кафе спектакли, особенно если дети принимают в них непосредственное участие. Помимо спектаклей можно устроить конкурсы и игры с призами. Можно также организовать просмотр мультфильмов и детских спектаклей в кинозале. В некоторых кафе отмечаются детские дни рождения, а также детские праздники.
Профессионалы рекомендуют организовывать в детском кафе самообслуживание, чтобы дети чувствовали себя как дома.
Оснащение детских ресторанов требует значительных затрат, но, например, использование посуды высокого качества не только поднимет уровень обслуживания и в целом авторитет заведения, но и быстро окупиться, привлекая детей снова и снова. Вы сможете создать в детском кафе атмосферу домашнего уюта, и оно может стать вторым домом для юных посетителей.
При организации детского кафе важно обратить внимание на подбор подходящего оборудования. Так, например, вариантом для сервировки детских столиков может быть небьющаяся посуда из поликарбоната. Родители могут быть спокойны: дети не разобьют тарелку или кружку, а значит, не травмируются.
РЕЗЮМЕ
Цель проекта
Целью проекта является создание тематического детского кафе «Радуга» в Юго-Западном районе города Одинцово (на пересечении улиц Пушкина и Ленина) для обслуживания жителей города.
Деятельность создаваемого предприятия направлена на оказание услуг в сфере общественного питания для людей со средним уровнем дохода.
Описание предприятия
Выбранное местоположение и тематика кафе определяются повышенным спросом со стороны потенциальных потребителей и отсутствием прямых конкурентов.
Для финансирования проекта планируется взять льготный кредит в сумме 550 тыс. рублей сроком на 1 год под 26 % годовых в Московском банке развития.
Для организации производства требуется: приобрести технологическое оборудование, мебель; произвести небольшой ремонт помещения, направленный на улучшение интерьера.
Помещение планируется взять на правах долгосрочной аренды. Основные требования к персоналу - наличие необходимой профессиональной квалификации.
Общее количество создаваемых рабочих мест - 7 человек. Владелец, по совместительству директор, является частным предпринимателем. Организационная структура управления - линейная.
Показатели эффективности проекта
Проект рассчитан сроком на 1 год (2011 год);
Срок окупаемости проекта: 7 мес.;
Норма прибыли на конец 2011 г.: 28%;
Чистый приведенный доход: 179149 руб.
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН
Концепция бизнес-плана
Характеристика рынка
В настоящее время проблема организации досуга населения в новых районах города является актуальной и достаточно злободневной. При строительстве новостроек главный акцент ставится на обеспечение населения магазинами и аптеками, организацию детских площадок и скверов, в то время как возведение объектов культурно-массового характера откладывается на второй план. Юго-западный район города возник недавно и является новостройкой.
В районе располагается два детских сада, школа, библиотека, стадион, пруд с лесопарковой зоной.
Рынок предприятий общественного питания в Юго-Западном районе г. Лобня не является насыщенным, т. к. предложение, имеющееся в настоящее время, не удовлетворяет растущие потребности населения и не охватывает все имеющиеся группы потенциальных потребителей.
Как показывает опыт, детские тематические кафе с удовольствием посещают не только дети и их родители, бабушки и дедушки, но там часто устраивают встречи подростки и молодые люди, а также посещают работники из близлежащих офисов на обеденные перерывы.
Маркетинговый план
Конкурентная среда
На сегодняшний день в округе (четыре жилых микрорайона) существуют предприятия общественного питания трех типов:
1) «ночной клуб» - широкий ассортимент спиртных напитков и ограниченный набор блюд; самообслуживание;
2) «ресторан» - эксклюзивная кухня, качественное обслуживание и, следовательно, высокая цена;
) «бистро» американского типа - широкий выбор блюд быстрого приготовления среднего качества по низкой цене; самообслуживание.
Сравнительные характеристики существующих предприятий приведены в таблице 1.
Все данные предприятия нацелены на разные слои населения, но при этом большой сегмент целевой аудитории остался неохваченным: это дети. Большая часть населения данных микрорайонов - молодые семьи с детьми, получившие жилье с помощью кредитной линии, открытой генеральным застройщиком района.
Перечисленные типы предприятий питания не удовлетворяют молодых родителей по ряду причин: ночные клубы и рестораны - в силу специфики посетителей, а бистро - из-за неоспоримого вреда фаст-фуда для детского организма.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что появление специализированного детского кафе с высоким качеством предлагаемых блюд и средней ценой удовлетворит существующий на сегодняшний день спрос в данном районе города.
Так как новое кафе займет пустующую нишу на рынке общественного питания, то серьезной конкурентной борьбы не предполагается, а удобное месторасположение вдоль пешеходного бульвара рядом с пересечением улиц Пушкина и Ленина будет способствовать неугасающему спросу со стороны населения.
Таблица 1
Сравнительные характеристики проектного кафе «Радуга» и прочих предприятий общественного питания в данном районе города.
Наименование
Краткая характерис-тика
часы работы
основной контингент посетителей (со средним возрастом)
предлагаемый ассортимент
качество блюд
уровень цен
обслуживание
Кафе-бар "Матрица"
ночной клуб
12.00 - 05.00
молодые люди (15-30 лет)
спиртные напитки, коктейли, легкие закуски
среднее
средний, высокий
самообслуживание
Мужской клуб "Пенальти"
бильярд, боулинг, игровой зал
15.00 - 08.00
компании со средним возрастом (25-45 лет)
спиртные напитки, горячие блюда, салаты
среднее, высокое
высокий
официанты
Ресторан "Каясаки"
японская кухня
10.00 - 02.00
представители деловых кругов (25-50 лет); молодые люди (20-30 лет)
блюда японской кухни
высокое
высокий
официанты
Бистро "Раз-два-три"
кафе быстрого питания американского типа
08.00 - 22.00
студенты (20-25 лет); рабочие и служащие (25-45 лет)
"фаст-фуд", горячие напитки, пиво
среднее, низкое
низкий
самообслуживание
Закусочная "Пирожок"
кафе быстрого питания русского типа
07.00 - 23.00
молодые люди (15-25 лет); рабочие и служащие (25-50 лет)