Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обращение с демагогией.



 

Почти любой текст, описывающий человеческую деятельность, демагогичен в той или иной степени, то есть содержит элементы, назначение которых - сформировать у читателя требуемое представление о действительности, воздействуя на эмоции этого читателя и провоцируя его на ошибки суждения, но не прибегая ко лжи.

Возможности демагогии обусловливаются преобладанием иррациональности в психической деятельности человека.

* * *

Некоторые демагогические приемы, используемые в политических выступлениях:

1. Перестановка акцентов. Вам: "Маленький успех на фоне общего развала." Вы: "Большой прогресс при наличии отдельных недостатков."

2. Стилистическая перекраска. Вам: "Большая сволочь, погрязшая в распутстве". Вы: "Человек со слабостями, неразборчивый в знакомствах".

3. Выдавание исключений из правил за правила: "Многих руководителей КПСС отличала скромность. К примеру, Михаил Суслов носил одно и то же пальто двадцать лет."

4. Подмена понятий: "коммунист" вместо "член КПСС"; "демократ" вместо "либерал".

5. Натянутая аналогия. Можно разглядеть в действиях или намерениях оппонентов что-то общее с фашизмом, большевизмом, маккартизмом, бонапартизмом, культом личности или чем-то еще.

6. Объективизация своих промахов. Надо: "Сохранить общее экономическое пространство на развалинах СССР нам не удалось". Вы: "Идея общего экономического пространства себя изжила".

7. Использование "положительных" слов в связи с собой - чтобы сформировались выгодные ассоциации: "справедливость", "бдительность", "уважение", "труд" и пр. Избегание "страшных" слов в описании последствий своей деятельности: не "возросла безработица", а "возникла некоторая напряженность на рынке труда".

8. Использование "отрицательных" слов в связи с противником: "происки", "глумление", "пособничество", "безответственность" и пр. Это не оскорбления и не клевета, а всего лишь враждебный стиль. Верх искусства отрицательных слов - пресловутые "ярлыки". Примеры особенно удачных ярлыков: "вредитель", "подкулачник", "враг народа".

 

Сотрудники АР обращаются с демагогией двояко:

· стремятся распознавать ее в исследуемых текстах, защищать себя от ее влияния;

· используют в собственной манипулятивной деятельности.

 

Масштабы восприятия.

 

У пишущего человека склад ума обычно бывает одного из трех типов: газетного, журнального, книжного. Газетчик живет текущим месяцем, журнальщик - текущим годом, книжник - текущим десятилетием, а то и вовсе эпохой. Лезть не в свою область для них затруднительно и не интересно. Если газетчик пишет книгу, получается серия очерков. Если книжник пишет статью, получается некий обзор. Для книжника газета - "суета сует"; многие книжники вообще избегают читать газеты. Для газетчика книжник - оторванный от жизни человек, не разбирающийся в текущем моменте. Журнальщик же представляет собой переходный тип, спотыкающийся и на газетном, и на книжном поприще. Газетчик может замахнуться максимум на построение отдельных моделей социальной действительности, журнальщик - небольшой теории, книжник мечтает основать целую науку.

Указанным образом и аналитики подразделяются по масштабу восприятия социальных феноменов на "газетчиков", "журнальщиков", "книжников". Для службы АР нужны все, но при распределении работ следует учитывать особенности этих типов.

 

Качество анализа.

 

Пусть не корят меня за то, что я не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала.

Блез Паскаль. "Мысли".

Если собрать небольшую коллекцию текстов относящихся к некоторой проблеме, то можно быстро формировать правдоподобные аналитические записки по ней путем выдергивания и частичного перефразирования фрагментов из разных источников. Некоторые источники можно указывать (для демонстрации своего знакомства с ними и для того, чтобы подкреплять свои утверждения чужими мнениями), некоторые можно умалчивать (чтобы материал воспринимался как продукт собственных изысканий и размышлений). Если источники качественные, и обработка их проведена аккуратно, то результат обычно получается по крайней мере неплохой. При нехватке времени и отсутствии собственного оригинального и хорошо проработанного мнения это может быть приемлемо. Во вполне доступных текстах изложено огромное количество мнений по огромному множеству вопросов. Искусство правильно сделать выбор из чужих мнений - это немало.

В отношении мнений различаются люди следующих типов:

1) способные воздерживаться от укрепления в каком-нибудь мнении, если для этого нет достаточных оснований;

2) способные менять мнение под влиянием корректных аргументов;

3) склонные непроизвольно и некритично приобретать и менять мнение;

4) склонные придерживаться однажды усвоенного мнения и проявлять безразличие к его критике.

 

Лучше не иметь никакого мнения, чем иметь некритично усвоенное.

 

* * *

При заимствовании текстов важно не стать жертвой недобросовестности авторов. Возможные дефекты источников:

· ошибка рассуждений, расчетов, восприятия, вспоминания;

· намеренное дезинформирование, умалчивание;

· плагиат;

· имитация глубокомыслия;

· демагогия;

· розыгрыш.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.