Этнокультурный национализм предполагает консолидацию этносов государства вокруг этнического ядра, обладающего более высоким статусом по отношению к другим этническим общностям и группам (Большинство стран Индокитая после получения независимости; до 80-х гг. Филиппины – тагальцы).
Гражданский национализм подразумевает существование этнического государства как единого сообщества, в котором управляют нормы, незримые к этническим различиям (Сингапур).
Мультикультурализм (начал проявляться с 1980-х гг.) предлагает политику этнического баланса, обещая каждому этническому сообществу автономию и контроль над ресурсами. (Филиппины, вероятно, пошли на самые большие уступки в мультикультуралистском направлении, предложив автономию мусульманам – моро на о. Минданао).
В настоящее время ни одна из стратегий национальной политики не является преимущественной. Во многом это происходит по причине того, что этнический фактор принял самодовлеющий характер и государствам Юго-Восточной Азии приходится сталкиваться как с последствиями результатов колониальных правительств, так и с конфликтными проявлениями межэтнического характера.
Об этногенезе стран этого региона вы будете узнавать постепенно, когда будете изучать его историю.
Современный этнический состав
Современные государства Юго-Восточной Азии полиэтничны, но в каждой стране преобладает какой-то отдельный этнос: в Мьянме – бирманцы, в Таиланде – сиамцы (кхонтаи), в Лаосе – лао, во Вьетнаме – вьеты, в Камбодже – кхмеры, на Филиппинах – бисайя. Исключение -Индонезия, где население не составляет этнического целого и распадается на множество народов и племён, говорящих на близких языках.
Современные этнические процессы
В Юго-Восточной Азии многие народы достигли высокой степени национальной консолидации. Существенное значение в этом имеет структура тех или иных государств. Во всех странах Юго-Восточной Азии прослеживаются две тенденции в развитии этнических процессов: первая – национальная консолидация отдельных народностей вокруг доминирующей нации, вторая – сохранение племенной раздробленности и национальной обособленности уже консолидированных наций (китайцы, малайцы) внутри одного государства.Например, в Таиланде существует консолидированная сиамская нация (кхонтаи), в орбиту которой втягиваются многие таиязычные группы, а также лао. Племенная раздробленность тайских племён сохраняется в некоторых районах севера и юга Таиланда. Национальную обособленность сохраняют китайцы и малайцы.
Хозяйственно-культурные типы
ХКТ типы представлены четырьмя основными группами.
ХКТ бродячих охотники и собирателей. Хотя постепенно представители данного ХКТ переходят к земледелию, ассимилируются более крупными народами, но в наше время ещё имеется некоторое число представителей этого ХКТ.
Широко в прошлом был распространён ХКТ ручных земледельцев подсечно-огневого типа земледелия без применения искусственного орошения. Земледелие в подсечно-огневой форме предусматривало строгое разделение труда между полами. Мужчины занимались обработкой земли перед посадкой, а женщины – посадкой и уборкой урожая.
К более высокому ХКТ относится мотыжное земледелие с искусственным орошением. Племена нага, живущие на границе Мьянмы и Индии, возделывают террасные поля на склонах гор и холмов. Основная культура у мотыжных земледельцев – рис.
Основное занятие подавляющего числа обитателей Юго-Восточной Азии составляет плужное земледелие. Его истоки восходят к началу н. э. Плужному земледелию способствует благоприятные климат, плодородная почва, достаточное, иногда даже излишнее количество осадков, широкая сеть рек и ручьёв. С одного поля собирают 2-3 урожая в год. Главная культура – орошаемый рис, в засушливых горных местностях – кукуруза и суходольный (неорошаемый) рис.
Материальная культура
Преобладают жилища двух типов: наземные и свайные (в прибрежной зоне - от ураганов, в лесу – от хищных зверей). В качестве традиционных материалов для кровли используются пальмовые листья.
Ремесленники славятся батиковыми тканями (на основе сложной техники вощения, или промасливания, и покраски ткани) – у яванцев и малайцев, скульптурой из дерева, резьбой по дереву и кости, ювелирным делом.
Оружие: луки и стрелы с отравленными наконечниками, духовые трубки (сумпитан), мечи, ножи, копья.
Традиционная одежда обычно несшитая. У малайцев и индонезийцев традиционная одежда – саронг (длинный кусок ткани, обёрнутый вокруг тела). У отсталых охотников-собирателей и ручных земледельцев сохраняются набедренные повязки у мужчин, у женщин – юбки.
Основа рациона народов Юго-Восточной Азии - рис, овощи, фрукты, рыба; птица и мясо только по праздникам.
Семья
На семейно-брачные отношения сильнейшее влияние оказали религиозные обычаи: в Индокитае – буддийские, в Малайзии и Индонезии – мусульманские, на Филиппинах – христианские. Мусульманское религиозное право (шариат) допускает многожёнство, однако оно имеет ограниченное распространение из-за экономических и этических причин. У христиан и большинства буддийского населения господствует моногамная семья. У представителей ХКТ ручных земледельцев и охотников-собирателей семья ещё сохраняет архаический облик и представлена различными видами парной семьи (синдиалическая или парная семья базируется на браке отдельных пар, но без исключительного сожительства. Т. е. женщина может состоять в браке с несколькими мужьями одновременно, а мужчина – с несколькими жёнами. Продолжительность такого союза зависела от добровольного согласия обеих сторон).