Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Политическое развитие Польши в 1944-1947 гг.



Реализация манифеста ПКНО. Конец двоевластия.Важнейшей задачей в области внутренней политики Польского комитета национального освобождения было расширение соци­альной базы новой власти. В сентябре 1944 г. был издан декрет ПКНО о проведении земельной реформы. Принудительной экспроприа­ции подлежали земли немцев и предателей, а также хозяйства об­щей площадью свыше 100 га. В центральных, восточных и южных областях изымалась земля в хозяйствах, имевших более 50 га паш­ни. Крестьяне получали наделы за символи­ческий выкуп. Площадь вновь создаваемых хозяйств в зависимости от района колебалась от 5 до 14 га. Бывшим помещикам за конфискованную собственность полагалась определенная компенсация, они также могли получить надел на одинаковых с другими основаниях.

Промышленные предприятия, экспроприированные немцами, под­лежали в будущем возврату их бывшим владельцам, а до этого момента временно переходили под государственное управление.

Вновь формируемый государственный аппарат состоял в ос­новном из членов политических партий, входивших в состав КРН. Органы государственной безопасности имели характер автоном­ной структуры. Хотя они и состояли практически только из чле­нов ППР, но контролировались не ЦК партии или главой пра­вительства, а советскими советниками.

В конце 1944 г. Польский комитет национального освобожде­ния по согласованию с СССР был преобразован во Временное правитель­ство Республики Польша, что должно было продемонстрировать миру стабилизацию нового режима. Сложность положения за­ключалась в том, что США и Великобритания по-прежнему при­знавали польское правительство в эмиграции, сохранявшее силь­ное влияние в стране. Потребность в скорейшем победоносном завершении войны заставляла великие державы искать компро­мисс в польском вопросе. На Ялтинской конференции 1945 г. было решено покончить с двоевластием в Польше путем расширения Временного правительства за счет демократически настроенных политиков из лондонского лагеря и преобразования его во Временное правительство национального единства. Одновременно И.В. Сталиным был поставлен вопрос о западной границе Польши по линии рек Одра (Одер) и Ныса (Нейсе). К Польше должна была также отойти часть Восточной Пруссии. В качестве восточ­ной границы участники конференции высказались за линию Кер­зона с некоторыми отступлениями в пользу Польши.

Ялтинские договоренности означали, что Польша становилась одним из ключевых звеньев советской системы безопаснос­ти в Европе, к формированию которой Москва приступила на заключительном этапе войны. Эта ее роль была закреплена польско-советским договором о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, заключенным 21 апреля 1945 г.

Принятые в Ялте решения в полной мере отвечали интересам ППР и ее союзников. Им удалось добиться международного при­знания новой власти в Польше, вывести из игры лондонский лагерь, укрепить свои позиции в стране. Тем самым были достигнуты основные политические цели, сформулирован­ные в манифесте ПКНО.

Борьба за выбор политического облика страны.

Гг.

В июне 1945 г. было создано Временное правительство нацио­нального единства. Его премьером стал левый социалист Эдвард Осубка-Моравский, возглавлявший до этого ПКНО и Временное пра­вительство, заместителями — Владислав Гомулка (ППР) и С. Миколайчик, бывший глава лондонского правительства, вышедший в конце 1944 г. из его состава и согласившийся вернуться в Польшу. Сторонники экс-премьера получили несколько министерских пос­тов. За счет бывших политиков лондонского лагеря был расши­рен состав КРН. После этого последовала полоса признания пра­вительства странами антигитлеровской коалиции.

С. Миколайчиком была создана собственная партия – Польское стронництво людовое (ПСЛ), быстро превратившееся в одну из крупнейших политических организаций. Оно стало притяга­тельным центром для всех сил, несогласных с политикой ППР и ее союзников.

ППР считала, что объединенные левые партии (ППР, социалистическая, крестьянская и демократическая) в состоянии построить новое общество, которое отличалось бы по своему социально-экономическому устройству и от СССР, и от буржуаз­ных государств. Его экономической базой стала бы многоуклад­ная экономика. В политической области основой строя был бы блок близких по целям партий при ведущей роли ППР, причем оппозиционные ППР партии также участвовали в правительстве. Органи­зованное таким образом общество постепенно, по мере созревания объективных предпосылок, продвигалось бы по пути социалистических преобразований. Во внеш­ней политике новая Польша должна была ориентироваться на СССР, одновременно развивая добрососедские отношения с западными державами. Следует сказать, что эта концепция, наиболее последова­тельным сторонником которой был В. Гомулка (1905-1982), ге­неральный секретарь ЦК ППР, разделялась далеко не всеми ру­ководящими и рядовыми членами партии.

С. Миколайчик и блокировавшиеся вокруг него силы были сторонниками либерально-демократического общественного устройства, основанного на частной собственности на средства производства и свободной игре политических сил. Во внешней политике они придерживались прозападной ориентации.

Кроме легальной оппозиции в Польше продолжало действовать политическое и вооруженное подполье. Противостояние режима и подполья приобрело характер гражданской войны. Совокупные потери сторон конфликта составили около 30 тыс. человек.

В январе 1946 г. была проведена национализация промышленных предприятий с числом занятых более 50 человек в одну смену. Их владельцы по закону имели право на компенсацию.

30 июня 1946 г. состоялся общенациональный референдум, участники которого должны были выразить свое отношение к таким вопросам, как ликвидация сената в будущем парламенте, земельная реформа и национализация основных отраслей промышленности, а также новая западная граница. Фактически речь шла о выяснении отношения общества к основным политическим и социально-экономическим преобразованиям, проведенным по инициативе ле­вых сил в предшествующие два года. Оценить подлинные результаты референдума в связи с фальсификацией властями его итогов сейчас невозможно, но по официальной версии большинство принявших в нем участие поляков ответили утвердительно на все вопросы, осо­бенно на второй и третий.

В январе 1947 г. состоялись первые послевоенные выборы в Законодательный сейм. Их официальные итоги оказались неблагоприятными для ПСЛ, которое внесло протесты в связи с их фальсификацией во всех избирательных округах. Но они не были удовлетворены. Не прореагировали на них и западные посольства, поскольку по ял­тинским соглашениям 1945 г. Польша входила в сферу исключи­тельных интересов СССР. ППР и ее союзники получили 80% де­путатских мандатов. Президентом страны сейм избрал члена ППР Болеслава Берута (1892-1956), до этого возглавлявшего КРН, премьер-министром стал социалист Юзеф Циранкевич.

Победа ППР и ее союзников на выборах открывала путь для реализации их концепции политического устройства. Но ей не суждено было осуществиться.

Уже в 1946 г. появились явные симптомы раскола антигитле­ровской коалиции на противостоящие военно-политические блоки. Надежды советского руководства на возможность утверждения и в Западной Европе народно-демократических режимов не оправдались, коммунисты были удалены из состава правительств в Италии, Франции и Бельгии. Западные политики ставили под сомнение окончательный характер территориальных изменений в Центральной Европе, особенно польско-германской границы. Все более расходились взгляды бывших союзников по антигитле­ровской коалиции на будущее Германии. CША не собирались выводить войска из Европы.

В международном коммунистическом движении появилась тенденция к отказу от поиска так называемых национальных путей продвижения к социализму, к взятию на вооружение советской модели социалистического строительства. В сентябре 1947 г. в Польше состоялось совещание представителей коммунистичес­ких партий Болгарии, Венгрии, Италии, Польши, Румынии, СССР, Франции, Чехословакии и Югославии, на котором было создано Информационное бюро (Коминформ). Очень скоро оно из органа для обмена опытом превратилось в центр руководства деятельностью правящих коммунистических партий стран Центральной и Юго-Восточной Европы, связанных с Москвой союзными воен­но-политическими договорами.

Конфликт между ВКП(б) и Компартией Югославии в 1948 г. и свертывание отношений между СССР и ФНРЮ свидетельствовали о стремлении советского руководства диктовать свою волю странам народной демократии, что весьма болезненно воспринималось их общественностью. В ком­партиях оживились догматические, ортодоксальные силы, не раз­делявшие концепции национальных путей к социализму. При поддержке СССР они перешли в наступление.

В 1948 г. с поста генерального секретаря ЦК ППР был смещен В. Гомулка, обвиненный в «правонационалистическом уклоне». Этот пост занял Б. Берут. Он же возглавил ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП), образованной в декабре 1948 г. в результате объединения ППР и Польской социалистической партии на платформе коммунистов. Принятые объединительным съездом ПОРП документы программного характера свидетельствовали об ее отка­зе от концепции народной демократии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.