Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Причины и последствия советско-югославского конфликта 1948 года



В апреле 1947 г. Народная скупщина утвердила первый пятилетний план развития народного хозяйства. Основными его задачами стали: ликвидация экономической отсталости страны, укрепление оборонного потенциала, расширение социалистического сектора экономики, подъем жизненного уровня трудящихся. Задания первой пятилетки первоначально выполнялись успешно. В промышленности к 1948 г. объем производства превысил довоенный уровень. Успешно развивались экономические отношения с СССР и другими странами советского блока. На их долю приходилось в этот период более половины внешнеторгового оборота ФНРЮ.

Югославия явно лидировала среди других государств Центральной и Юго-Восточной Европы по темпам и глубине социально-экономических и политических преобразований по советскому эталону. Но разгоревшийся в 1948 г. конфликт между советским и югославским руководством, последующий разрыв отношений между двумя странами не только помешали успешному выполнению пятилетнего плана, но и внесли существенные коррективы в сам процесс социалистического строительства в Югославии.

Конфликт приобрел открытый, острый характер летом 1948 г., в ходе работы V съезда КПЮ, когда советское руководство попыталось открыто , в грубой форме навязать свою волю югославским коммунистам и склонить их к устранению И.Тито и его сторонников из руководства партии. Отказ делегатов съезда подчиниться диктату Москвы повлек за собой полное прекращение политического, экономического и военного сотрудничества с ФНРЮ Советского Союза и других стран народной демократии. В первое время югославские руководители еще не теряли надежды на нормализацию отношений, на выяснение недоразумений путем обмена мнениями. Поэтому они, как и руководители других стран советского блока, перешли к еще более форсированному строительству социализма по советскому образцу. Была проведена национализация остатков частной собственности в экономике, осуществлено почти полное кооперирование сельского хозяйства, усиливались репрессии против всех несогласных с социалистическим выбором. Но позиция Сталина оставалась непреклонной.

Оказавшись изолированными от прежних союзников и идейных единомышленников, руководители партии и государства столкнулись с непростой задачей: продолжить марш к социализму, не имея политической и материальной поддержки СССР и стран народной демократии и сталкиваясь с сильным сопротивлением части общества, особенно крестьянства. Альтернативой советской помощи могли стать лишь максимальная мобилизация внутренних ресурсов страны и расширение сотрудничества с западными государствами без каких-либо политических уступок со стороны Югославии.

В новых условиях советская модель социалистического строительства оказывалась малопригодной. К тому же следование ей не могло сделать Югославию привлекательной для западных партнеров, находившихся в состоянии “холодной войны” с СССР и его союзниками. Поэтому в Югославии в конце 40 - начале 50-х гг. развернулся активный поиск более соответствующих югославским условиям и менее отталкивающих для Запада форм организации общества и государства, а также борьба со сторонниками прежнего курса ориентации на СССР.

Совершенно естественно, что перемены начались в сфере управления экономикой. Без экономического подъема коммунистам трудно было удержаться у власти, несмотря на все их прошлые заслуги перед страной. В 1950 г. Народной скупщиной был принят закон о введении на государственных предприятиях непосредственного управления трудовых коллективов. Формально, заводы и фабрики, оставаясь в общенародной собственности, передавались в управление трудовым коллективам. На практике же контроль КПЮ за их деятельность сохранялся, он осуществлялся через заводские парторганизации.

Трудовые коллективы должны были управлять предприятиями через рабочие советы и комитеты управления. Рабочий совет избирался на 2 года. Для решения производственных задач и ведения текущих дел членами рабочего совета избирались комитет управления и директор. Директор за свою деятельность отвечал перед рабочим советом и комитетом управления, а также перед местным выборным органом власти - общинной скупщиной. Община наделялась функциями первичной административно-территориальной единицы.

Практика показала, что, несмотря на выборность и подотчетность директора и комитета управления, контроль за ними был формальным. Коллектив предприятия не мог знать все тонкостей производства и сбыта продукции. Исполнение управленческих обязанностей требовало специальных знаний и опыта.

В конце 40- начале 50-х гг. произошли изменения в системе государственного управления экономикой в направлении ее децентрализации. Ряд функций федерального правительства по руководству народным хозяйством был передан республикам, а те в свою очередь передали некоторые свои полномочия скупщинам общин. Отменялись пятилетнее планирование и вместо него вводились годовые планы социально-экономического развития. Эти реформы привели к ликвидации большинства федеральных министерств, их аналоги были созданы на уровне республик. В итоге, заметно возросла роль республиканских и местных органов власти. Так постепенно закладывались основы того, что позже стало называться строительством социализма на основе самоуправления трудящихся.

В начале 50-х гг. югославское руководство отказалось от курса на принудительную коллективизацию сельского хозяйства, большинство созданных в предшествующие годы производственных кооперативов распались, крестьяне вернулись к семейным формам хозяйствования.

После компромиссного решения вопроса о компенсации за собственность, конфискованную у граждан западных государств (кроме немцев) в ходе национализации, стали развиваться экономические отношения с ведущими капиталистическими странами. Начало было положено оказанием США в 1950 г. безвозмездной помощи зерном.

Внешнеполитический курс Югославии существенно изменил советско-югославский конфликт 1948 г. Хронологически его возникновение совпало с началом “холодной войны”, резким обострением противоборства между СССР и США на международной арене. Состоявшееся в сентябре 1947 г. совещание 9 коммунистических партий в Польше, на котором было создано Информационное бюро (Коминформ), констатировало распад антигитлеровской коалиции и раскол мира на два противостоящих военно-политических лагеря. Так и не решенной осталась проблема Германии, разделенной на оккупационные зоны. США не собирались уходить из Европы.

В этих условиях, по мнению Кремля, нужна была полная мобилизация и единогласие всех государств, входивших в сферу влияния СССР. Но эти установки не находили полной поддержки у югославского руководства, проводившего в определенной степени автономную политику на Балканах, ответственность за которую Запад возлагал на Советский Союз. Это были, в частности, ввод югославских военных частей в Албанию, помощь греческим партизанам в гражданской войне, озвученная Г.Димитровым в начале 1948 г. идея создания федерации или конфедерации государств Центральной, Юго-Восточной и Южной Европы от Польши на севере до Греции на юге, что таило для СССР угрозу потери влияния в только что созданной им зоне собственной безопасности в Европе.

В феврале 1948 г. состоялся жесткий разговор И.Сталина и В.Молотова с болгарской и югославской делегациями, в ходе которого советская сторона настаивала на полной координации всех внешнеполитических действий своих балканских союзников с Москвой и их полном послушании. На заседании политбюро ЦК КПЮ 1 марта 1948 г. И.Тито высказал мнение, что отношения между ФНРЮ и СССР зашли в тупик, что в деле экономического и военного строительства нужно ориентироваться на собственные силы.

Информация об этом очень скоро достигла Кремля. 18 марта из Югославии были отозваны все советские военные советники, на следующий день - гражданские специалисты. Началось долгое выяснение отношений путем переписки, завершившееся принятием совещанием Коминформа в Бухаресте летом 1948 г. резолюции, обвинявшей руководство КПЮ в переходе на позиции буржуазного национализма, в предательстве интересов рабочего класса и социализма. После неудачного обращения к V съезду КПЮ конфликт принял необратимый характер.

Оказавшись в изоляции от СССР и стран народной демократии, югославское руководство сконцентрировало свои внешнеполитические усилия на налаживании добрососедских отношений с государствами Запада и несоциалистическими балканскими странами - Грецией и Турцией.

41) Югославия в условиях самоуправленческого социализма (1950-е – конец 1980-х).VI съезд КПЮ в 1952 году – курс на перестройку экономики страны на принципах общ. самоуправ. Переименования КПЮ в Союз Коммунистов Югославии (СКЮ). Янв. 1953 года – конституц. закон (можно приравнивать к конституции). Глава гос. – президент, вместо Веча национальностей – Вече производителей. Президент ФНРЮ – И.Тито, вице-президент – А.Ранковия. Июнь 1955 года – закон об устройстве общин и районов à развитие и совершенствование систему самоуправления…общины это первичные организации местного самоуправления. Апрель 1963 года – ФНРЮ приняла новую конституцию – теперь страна называется Соц. Федеративная Респ. Югославия. (СФРЮ). Конституция провозгласила право на труд, 42 часовой рабочий день, отпуск, образование, минимальный доход. Конституция провозгласила принцип сменяемости должностных лиц и депутатов каждые 2 года (ротации). В конституцию в 1967, 68, 71 годах были внесены поправки => был создан Президиум федерации. Трудовые коллективы стали называться Организации Объединенного Труда (ООТ). Июль 1965 года Союзная Скупщина принимает ряд законов à соц.-эк. реформа. Ее цели – переход к интенсивному хоз., ликвидация диспропорций между отраслями эконом. и ее стабилизация, повышение производ. труда, включение страны в международ. разделение труда. Вводились также элементы рыночной экономики: отмена монополии на внеш. торговлю, льготы для предприятий. Плюсы реформы: увелич. темпы роста производства. Минусы: рост внешнего долга страны, обострилась проблема безработицы…свыше 1 млн. безработных в нач. 70-х.

Обострение межнац. противоречий:1968 год – демонстрация студентов в Косово разогнан милицией. Осенние волнения 1971 года в Хорватии в связи с попыткой принятия Хорватией новой конституции, которая давала бы ей много автономии…по приказу Тито волнения были подавлены силами армии и милиции. Руковод. республики арестованы, среди них и Ф.Туджман, будущий президент Хорватии.

Общ. – политич. и эконом. развитие СФРЮ в 70-80 е годы:1971-73 года – фактическая чистка руководящих кадров партийных, гос., хозяйственных работников. Они обвинялись в анархо - либерализме и антисоц. догматике. 1974 год – принятие конституции => все средства производства находятся в общ. собственности, трудящиеся образуют основные организации объединенного труда (ОООТ) à основа соц. - полит. структуры СФРЮ. Конституция расширяла права союзных республик и автономных краев – Воеводины и Косово. Союзное Вече и Вече республик избирали Президиум СФРЮ – высший орган страны, там 8 членов. Тито избран пожизненным представителем Президиума. Май 1980 года – смерть И. Броз Тито. В 80-е года СФРЮ вступила в состоянии кризиса экономики и нац. кризиса -- > в апреле 1981 года массовые митинги в Косово…хотят статуса союзной республики…=> введено чрезвычайное положение. Кризис в экономике в частности из-за того, что конституция 1974 года дала много независимости союзным республикам => образовалось 8 автономных эконом. регионов. Ситуация в Косово постоянно ухудшается… албанцы требуют независимости. Дек. 1989 года – бойкот Словенских товаров из-за ссоры центра с союзной республикой. Март 1989 года – Скупщина СФРЮ утвердила состав нового Союзного Исполнительного Веча – главой стал экономист А.Маркович => реформы и улучшение экономики…но ненадолго. Январь 1990 года – XIV съезд СКЮ – его демонстративно покинули делегации коммунистов Словении и Хорватии.

Февраль 1990 года – участники собрания Югославской самостоят. демократ. партии в г. Войниче (Хорватия) объявили о создании Сербского автономного края (республика Сербска Крайна). Апрель 1990 года – парламентские и президентские выборы в Словении – президент М.Кучан. Тоже самое в Хорватии – там президент Ф.Туджман. 2 июля 1990 года скупщина Словении приняла декларацию о полном суверенитете республики Словения. Аналогичные решения приняли Македония (25 янв. 1991 г.) и Хорватия (25 июня 1991 года)… => распад Югославии.

Внешняя политика:1954 год – урегулированы отношения с Италией. 1955 год – подписание Белградской и Московской деклараций à торгово – эк. сотрудничество. Югославия была на стороне арабских стран во время арабо – израильского конфликта, осудила США во Вьетнаме… СФРЮ налаживала отношения со странами 3 мира. Сент. 1961 года в Белграде проведена конференция глав государств “неприсоединения”… В общем СФРЮ лавировала среди Запада и СССР.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.