Эк-ка:Установление монопольной власти КПЧ определило хар-р развития об-ва. С весны 1948-2й этап национализации-ликвидация эк сущности средн буржуазии, проведение в жизнь нового закона об аграрной реформе, по кот ликвидир все хоз-ва больше 50га, но крестьяне не воспользовались до конца ее результатами, тк с 1949 началась подг к сплошному кооперированию с\х. На 1949-53 пришлась 1ая 5летка развития нар хоз-ва. Задача-модернизации эк-ки, развития тяж промышл-ти, ускоренного развития эк-ки Словакии. В 1949 Ч. стала членом СЭВ, одной из опор эк блока советских стран. Странаразвивала оборонные отрасли, машиностроение, играя, вместе с СССР роль донора для проведения индустриализации в др странах советского блока. До минимума ограничены связи с Западом. Но упущение в том, что эк-ка утратила свою главную ф-цию-удовлетворения насущных потребностей населения. Только в 1953г снижение темпов роста тяж промышл-ти в пользу произ-ва товаров ширпотреба. К этому вынудила грабительская денежная реформа 1953, когда на 128 предприятиях прошли забастовки. 2\2 50-х-углубление коллективизации деревни.-это неблагоприятно для развития с\х. Огромная диспропорция м\у развитием с\х и тяж промышл. В с\х еще даже не довоен уровень. Третья 5летка (1961-65) намечала построение социализма, но потом пересмотрели. Имела место некомпетентная оценка сил и возможностей страны. В 1961 на 12м съезде КПЧ было решено перйти к годовым планам из-за невыполнения. Впервые за послевоен время снижение уровня нац дохода. Начались сложности со снабжением продовольствием. Хоз-во не в состоянии удовлетворить потребности об-ва-наблюдается рост теневых сфер эк-ки и коррупции. Все большее отставание ЧССР от развитых стран мира вынуждали рук-во искать выходы. В 1965 разработали программу реформ (О. Шик) – идея создания социалистич конкуренции и рынка. Предприятия должны стать автономными и управляться менеджерами или советами труд коллективов. Однако полностью внедрить реформу не удалось.
Политика: Февральские перемены закреплены майской конституцией 1948г. Формально продолжали существовать прежние институты власти, но вся власть в руках рук-ва КПЧ. Президент Бенеш отказался подписать текст Конституции, а в июне 1948 по болезни ушел в отставку. Избрание президентом Готвальда подытожило триумф КПЧ, в теч послед 40 лет державшуб власть. Установлению как декларировалось народно-демокр власти, а на самом деле тоталитарного режима способствовала поддержка народных масс.Сохранившиеся партии полностью подчинялись КПЧ. Парламентская система стала формальностью. До 1950 в пропаганде еще говорилось о поисках своего специфического пути развития, но на практике сталинские директивы. В начале 50-х все поиски отвергнуты. В госорганах большую роль играли советские спецы-советники. Неприятие частью населения курса было сломлено с помощью сфабрикованных процессов (над депутатом нац-социал пратии Гораковой, проведшей 5 лет в концлагере в войну-смертная казнь, осн представители церкви осуждены как агенты Ватикана, в Словакии пострадали деятели Демокр партии, в 1952 осужден один из лидеров КПЧ Сланский и лидер словацких коммунистов Гусак) Процессы пошли на убыль после смерти Сталина и Готвальда. Приход в СССР Хрущева привел к некоторой оттепели в ЧССР. И в 60-х сохранялась. Оживилась деят-ть профсоюзов, даже церкви. Оппозиц настроения сказались на работе 2го съезда Союза писателей в апр 1956-в ряде выступлений-открытая критика положения в стране. Но польские и венгерские события 1956г и реакция на них в Москве позволили догматическому крылу КПЧ сохранить влияние и начать кампанию против литераторов. Вскоре было прекращено обсуждение решений 20 съезда КПСС. Но победа консерваторов уже не могла быть полной.Во 2\2 50-х заговорили о необходимости децентрализации власти и на время даже расширили полномочия словацких госорганов. Медленные сдвиги продолжались, звучала умеренная, но критика. Все заметнее разочарование в соц-ме. Июль 1960-новая конституция в которой констатировалось, что все осн задачи переходного периода выполнены и построено социалистич общ-во. Это переоценка результатов. Отсюда определенный авантюризм в планировании темпов и приоритетов последующего развития. По конституции страна стала называться ЧССР (Чехословацкая социалистическая республика). 48. Чехословацкий кризис 1968 г. и режим «нормализации»
Чехословацкий кризис 1968 г.
Предпринятая в 1965 г. хозяйственная реформа дала некоторые положительные результаты. Сторонники А.Новотного, с 1954 г. занимавшего пост руководителя КПЧ и президента республики, опасались, ослабления позиции партии в государстве. Острая дискуссия по этим вопросам вылилась в политический конфликт, . важную роль в политическом развитии сыграл словацкий вопрос. Словацкие коммунисты выступали за самоопределиние и равноправие. Конституция 1960гг. усилила пражский централизм. Ограничивались в правах и ликвидировались словацкие органы самоуправления.
В этой обстановке руководство словацких коммунистов во главе с Александром Дубчеком (1921-1992) открыто выступило против группировки А.Новотного. Прага считала, что для решения словацкой проблемы достаточно будет подтянуть уровень развития Словакии до уровня чешских земель.
В 60-е гг. заметные признаки оттепели наблюдались также в общественной и культурной жизни. Людей покидало чувство страха. Трибуной оппозиции стали издания «Литерарни новины» (литературная газета) и «Культурный живот». В октябре 1967 открытое столкновение со студентами, разгон, осуждение.
Важным рубежом в развитии кризиса можно считать IV съезд писателей в июне 1967 г., вылившийся в открытую критику существующего режима. Вслед за этим последовали конфискация издания "Литерарни новины" и преследования самых смелых из критиков.
На пленуме ЦК КПЧ в октябре 1967 г. А.Дубчек впервые выступил с обвинениями в адрес Новотного. На декабрьском пленуме ЦК КПЧ 1967 г. критика А.Новотного усилилась. ЦК практически раскололся на два лагеря.Январский пленум 1968 г. стал важным шагом в разрешении кризиса в партии. Новым ее руководителем был избран А.Дубчек.
В качестве неотложных мер решение словацкого вопроса, изменение отношения партии к интеллигенции и прежде всего последовательная реабилитация всех пострадавших в ходе политических процессов.
В начале марта 1968 г. практически была отменена цензура и на общество обрушился поток критики и разоблачений недавнего социалистического прошлого. Все это способствовало постепенному формированию гражданского общества в Чехословакии. Появился целый ряд новых общественных организаций: Клуб активных беспартийных (КАН), К-231 - организация жертв политических процессов (по статье соответствующего параграфа уголовного кодекса).
В марте 1968 г. президентом республики был избран генерал Л.Свобода, организатор чехословацких воинских частей в СССР в годы войны, также пострадавший в период репрессий. Председателем парламента стал Й.Смрковский, а премьером О.Черник. К весне 1968 г. в стране сложилось массовое движение, выступавшее под лозунгами социалистического обновления страны.
Подрыв позиции консерваторов в обществе сопровождался стремлением к восстановлению в политической системе принципов демократии. Контуры обновления политической системы были намечены в "Программе действий” компартии. В ней была сформулирована задача создания плюралистической модели социализма, подчеркивалась необходимость автономного положения в обществе науки и культуры. Важным пунктом программы были обещание впредь уважать гражданские права, а также заявление о необходимости введения федеративного устройства республики.
Но стержнем общественной консолидации стал другой документ - “Манифест 2 000 слов”. Он появился 27 июня 1968 г. и отражал неудовлетворенность общества недостаточным отпором консервативным силам со стороны реформаторов. Его автором был писатель Л.Вацулик. Манифест прямо призывал граждан республики к устранению всех препятствий на пути реформ на местах. Партийные и государственные органы отвергли манифест как документ, призывающий к разрушению существующей политической системы.
активизация молодежного движения. В марте 1968 г. был распущен единый Чехословацкий союз молодежи, а на его месте появилось около 20 самостоятельных молодежных организаций, сотни различных клубов по интересам.
В условиях появления серьезных разногласий между ЧССР и партнерами по советскому блоку главной задачей внутренней политики Чехословакии стала защита суверенитета страны. В этом А.Дубчеку и его сторонникам помогала значительная часть общества. Движение массовой поддержки достигло своего апогея во время переговоров советской и чехословацкой делегаций в Чиерне-над-Тиссой в конце июля-начале августа 1968 г. Одновременно росло давление партнеров ЧССР по Варшавскому договору, особенно руководителей ГДР, требовавших решительной борьбы с “антисоциалистическими силами”. Пытаясь ослабить этот натиск, А.Дубчек на встрече в Братиславе в августе 1968 г. согласился подтвердить декларацию о единстве социалистических стран в борьбе против империализма и признал, что защита общесоциалистических ценностей является общей интернациональной обязанностью всех государств, но это не удовлетворило союзников. На этой основе для предотвращения возможного выхода Чехословакии из советского блока было решено ввести в республику войска ряда государств Варшавского договора.
В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска СССР, Болгарии, Венгрии, Польши и ГДР приступили к оккупации Чехословакии, положившей начало свертыванию процесса демократизации. не встретили вооруженного сопротивления и довольно быстро заняли всю страну. Рано утром 21 августа первый секретарь ЦК КПЧ А.Дубчек, председатель правительства О.Черник, председатель Национального собрания А.Смрковский, председатель Национального фронта Ф.Кригель, секретарь горкома КПЧ в Праге Б.Шимон и секретарь брненского обкома КПЧ Й.Шпачек подверглись аресту, а затем были увезены в СССР.
Попытки при поддержке советской стороны создать так называемое “рабоче-крестьянское” правительство во главе с А.Индрой потерпели провал. Добиться одобрения акции стран Варшавского договора со стороны органов власти не удалось. Против нее уже 21 августа 1968 г. высказались в своем заявлении президиум ЦК КПЧ, парламент, правительство. Министр иностранных дел Чехословакии А.Гаек осудил ввод войск в своем выступлении в Совете Безопасности ООН. В Праге спешно, в нелегальных условиях был созван XIV чрезвычайный съезд КПЧ, получивший по месту проведения название “высочанского”, хотя и без участия словацких делегатов. Около 1200 ранее избранных делегатов съезда одобрили протест президиума ЦК КПЧ против оккупации. Был также избран новый ЦК. Несмотря на сопротивление части президиума ЦК КПС, под влиянием событий в Праге в Братиславе был созван чрезвычайный съезд компартии Словакии.
С 23 по 26 августа переговоры с депортированным прав-м в москве. Навязан протокол.
Решение о федеративном устройстве ЧССР было принято 28 августа 1968 г. Оно вступило в силу 1 января 1969 г. Чехословацкая Социалистическая Республика вплоть до начала 90-х годов состояла из Чешской и Словацкой социалистических республик.
В связи с изменением устройства государства с унитарного на федеративное, произошла реорганизация высших органов государственной власти. Вместо Национального собрания был создано Федеральное собрание, которое в структурном отношении состояло из двух палат: палаты народа и палаты национальностей. Носителем законодательной власти в Чешской Республике был Чешский национальный совет, а в Словакии - Словацкий национальный совет. Компартия же оставалась единой.
Уже в октябре 1968 г. был принят важный закон о положении национальностей в ЧССР, существенно изменявший их статус. Закон впервые официально признавал существование национальных меньшинств и их права, гарантировал свободу национального развития. На его основе с конца 60-х гг. стали создаваться культурные объединения и общества граждан немецкой, венгерской, украинской и польской национальности. Режим “нормализации” 70-80-х гг.Со второй половины 1969 г. начался постепенный возврат к централизованным методам управления экономикой. Был принят специальный закон о правилах формирования госбюджета. Вновь условия развития экономики стали диктоваться политическими соображениями. Поскольку добиться успехов в процессе “нормализации” можно было лишь повышая уровень жизни населения, то в первой половине 70-х гг. эту задачу решали прежде с помощью “замораживания”цен, а не роста производительности труда, а также советских кредитов и поставок сырья и материалов по льготным ценам. В итоге, пятилетка 1971-1975 гг. была самой удачной за весь период строительства социализма. Реальные доходы населения возросли на 28 %. Выросла средняя зарплата трудящихся, при сохранении стоимости жизни на уровне 1970 г.
В соответствии с социальной программой, выработанной XIV съездом КПЧ в 1971 г. были значительно увеличены пособия матерям, введены льготные государственные займы молодым семьям и пособия при рождении ребенка. Все эти меры способствовали значительному приросту населения в 1973-1975 гг. В 1976 г. вступил в силу новый закон о пенсионном обеспечении, согласно которому был увеличен размер пенсии трех миллионов человек.
Строительства ряда крупных объектов.
Но в конце 70-х гг. вновь стали сказываться трудности экономического развития. Особенно заметными они были в основных отраслях машиностроения. Освоение широкого ассортимента продукции порой было не по силам небольшой стране, вынужденной к тому же возрастающие потребности в сырье и энергии компенсировать за счет импорта. Усиливалось техническое отставание по сравнению со странами Запада, а из-за недостаточной надежности партнерских отношений с предприятиями социалистических стран возрастала стоимость произведенной продукции и ее конкурентоспособность на мировых рынках. С 70-х гг., а точнее с апрельского 1969 г. пленума ЦК КПЧ, происходило насильственное возрождение прежних методов управления во всех сферах общественной жизни. Причины, породившие чехословацкий кризис 60-х гг., не могли быть устранены административным путем. Главной задачей было сохранение и упрочение существующего режима. Результаты первых парламентских выборов после свертывания “пражской весны” в ноябре 1971 г. вселили в сторонников “нормализации” надежду, что самое трудное для них уже позади: за кандидатов от КПЧ было отдано почти 100 % голосов. А ставшее в начале 70-х гг. достаточно заметным повышение жизненного уровня именно этих слоев населения обеспечивало их лояльность режиму.
В 1975 г. вместо восьмидесятилетнего Л.Свободы пост президента республики занял Г.Гусак, ставший во многом олицетворением режима “нормализации”. В его руках вплоть до 1987 г. были сосредоточены функции президента, первого секретаря ЦК КПЧ и председателя Национального фронта.
В декабре 1980 г. Федеральное собрание приняло три конституционных закона, изменявших и дополнявших закон о федерации 1968 г. Вновь проявились тенденции к усилению централизма, расширению полномочий центральных федеральных органов за счет ущемления реальных прав республик. Многие из назревших уже тогда вопросов национальных взаимоотношениий чехов и словаков оставались нерешенными. Прежде всего это были экономические проблемы развития республик