Заботы — это нечто страшное для духовной жизни. Они — великий яд, убивающий человека. Не только духовную жизнь, но и мирскую, да и человеческие отношения. Видите рушащиеся семьи? А почему? «Мне некогда «Когда же у тебя не будет работы?» Заботы, заботы, заботы — они убивают человека. А в итоге ты остаёшься ни с чем... Духовный человек должен знать меру. Определи себе меру. Скажи: хватит! Довольно на этот день! Не продолжай дальше, остановись, брось! Пришёл домой — выключи телефоны, отложи другие заботы, ты сейчас дома, посвяти своё время семейству, самому себе и Богу.(Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)
Излишнее попечение о вещах житейских свойственно человеку неверующему и малодушному. И горе нам, если мы, заботясь сами о себе, не утверждаемся надеждою нашею о Боге, пекущимся о нас. (Серафим Саровский)
А если кого то послала бабушка -"целительница" креститься, ибо она не "лечит" некрещеных, то знайте, что это вам предложил сделать сам дьявол, чтоб насмеяться над Церковью, над вами и над крещением. Ибо крещения всё равно с вами не произойдёт, так как Бог видит ваши намерения. Видимость обряда получите от священника, а от Бога ничего! И вам следует прямо сию минуту покаяться за эту дерзость . «-Если ты лицемеришь, люди крестят тебя ныне, а Дух Святой крестить не будет". (Св.Кирилл Иерусалимский) Лучшей и главной целью крещения является только и только решимость изменить себя в лучшую сторону. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам[Мф. 6, 25, 26, 33]. … И знайте, что уже после крещения, всякий ваш член вашего организма, уже перестаёт принадлежать только вам, но принадлежит и Христу . «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать [их] членами блудницы? Да не будет!»(1 Кор. 6, 15)
И потому вы уже не можете их использовать в грех. Глаза да не засматриваются куда не следует, руки да не воруют отныне, ноги да не ходят для греха ….даже пьянство и курево , хохмачество и сквернословие, и многое и многое другое должно быть отвергнуто вашей душой. Ибо можно ли представить Христа в роли вора или блудника, можно ли представить Его курящим и пьяным ругающимся матом?…. Нет!
Если Ветхий Завет запрещал убивать, блудить ,прелюбодействовать…то Христос для тех кто Его примет, утяжелил эти требования. Ты крещённый ? Значит не можешь даже внутри себя тихо ненавидеть ближнего, не то что ударить или обругать. Ты не можешь даже смотреть и любоваться красавицей, проходящей мимо ,или на картинке ….
Если вы ещё НЕ ГОТОВЫ начать менять себя после сегодняшнего таинства крещения то поостерегитесь участия в нём. Ибо опасно не покинув «гарем» сатаны , соединиться с Богом. Если живёте в «гражданском браке» а проще говоря даже не зарегистрированными в ЗАГСе ,то вы в блуде, и если способны совершить аборт, если ненавидите кого то, берёте взятки, торгуете наркотиками или табаком и алкоголем, крадёте, скверно ругаетесь матом, злоупотребляете алкоголем и куревом…и т.д то остерегитесь сегодня обещать Богу верность. Если пришли лишь потому что все ведь крестятся, то убегайте отсюда ибо вы можете ещё более повредиться, а в лучшем случае лишь ничего не получить. Почитайте о Православии, прочтите Евангелие, пообщайтесь со священниками и уже опытными верующими знакомыми и друзьями, посетите Воскресную школу. И читайте, читайте, читайте…. Евангелие и книги святых отцов Церкви. Хорошо подготовьтесь к крещению, и уж потом креститесь. Не пожалеете.
И пусть предупреждением станут вам слова святителя Тихона Задонского :-«Христианин, помни обеты, данные не человеку, но Богу при святом Крещении. Страшно солгать Богу! Бог поругаем не бывает. Взыщет Он с тебя обеты твои, когда позовёт тебя к Себе на Суд. Там ты увидишь, кому ты солгал, не сохранив обетов своих. Вспомни их ныне и покайся, и твори дела, достойные твоих обетов. Чтобы не с ложью явиться на Суд и не разделить участь со лживыми... Сами угрозы Божий есть знак Его милосердия к грешникам; Бог грозит казнью для того, чтобы они пришли в чувство, оставили прежнюю злую жизнь и к Нему обратились с покаянием. По-разному Бог призывает грешника к покаянию то изнутри совести его, то обещанием благ, то угрозой наказаний; а если всем этим грешник пренебрегает, тогда его, как нераскаянного, постигает суд Божий (Святитель Тихон Задонский). Должен христианин, как обновившийся Божией благодатью, к лучшему стремиться, расти во Христе и приходить «в мужа совершенного – Еф.4:13. Но он в худшее впадает и делается злее язычника и идолопоклонника. Такому крещение будет в обличение в день Суда Христова, если не покается, и не исправится, и не омоет скверн своих сокрушением сердца и слезами»
Не прельщайтесь, братия мои, воистину человеколюбив и милосерден Господь. Исповедуя это и я, и на милосердие Его уповая, надеюсь, что буду спасен. ... Напротив, Бог накажет их еще строже, чем нечестивых и неверных.(Преподобный Симеон Новый Богослов)
Каждый крещённый призван терпеливо нести свой жизненный крест.
Что значит нести свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь. Дал обеты монашества - не ищи женитьбы, связан семьей - не стремись к свободе от детей и супруги. (Архимандрит Иоанн Крестьянкин)
О покаянии.
Кто не падает, тот и не поднимается. Когда на этом пути вы вдруг оступитесь или даже страшно упадёте, знайте что в Церкви, к которой вы принадлежите, есть много спасительных исцеляющих средств. И называются они таинствами Церкви. В них в тайне от нашего зрения и ощущений, Сам Бог своею Благодатью подаёт силы для исцеления как души так и тела. Спасительное таинство для упавшего на пути спасения - это покаяние. Где пред невидимым Богом, в присутствии священника, вы искренне признаёте свои ошибки и проступки, и по вашей молитве священник будет молить Господа, чтоб Он простил ваши падения и ошибки, и примирился с вами. Вы же стараетесь более не повторять этих ошибок и продолжать трудный путь духовного восхождения в Царство Божие. Этот путь с падениями и подъемами займёт у вас всю вашу жизнь до последнего вздоха. Дьявол не оставит вас ни на минуту своими искушениями. Помните, что это злейший дух, который всегда в нашу голову влагает свои установки, как радиостанция в радиоприёмник. И каждый день и каждую минуту вы должны уметь делать всегда правильный выбор в своих мыслях, словах, желаниях, действиях, .. всё сверять с Евангелием.
Спросите -: Но зачем мы так уж очень нужны дьяволу?
Дабы ответить на это, я приведу чьё то мнение о том ,что дьявол остаётся дьяволом даже и потому, что он считает себя таким же господином над людьми как и Бог. Будучи вором, насильником и убийцей , этот лжец показывает ,что в подчинении его всегда и во все века и времена огромное число людей. Ибо волю дьявола падшие люди охотнее исполняют чем Волю Божию. Потому святых подвижников всегда мало. Даже эта гордыня не даёт ему покаяния. Не значит ли что это и мы не даём ему каяться? Но участь дьявола и всех демонов, и всех людей служащих ему – одна, это ад - геенна огненная.
Ежеминутно идёт борьба в каждом сердце человеческом, между Богом и дьяволом. И побеждает там тот, на чью сторону встанет человек.
О младенцах.
Кто то спросит -"А как крестить безсознательных младенцев?" .На этот вопрос ответ даёт многовековой опыт Церкви. Раньше дети крещены были по вере родителей и крёстных-восприемников. Родители и все восприемники становились поручителями пред Богом за этого младенца ,обещая что он будет выращен и воспитан их стараниями истинным христианином . Ответственность всех поручителей ПРЕогромна пред Богом, рисково ,но и спасительна. Привить за десятилетия этому человечку все качества настоящего христианина. Научить его Вере, молитве, общению с Богом. И если кто скажет, что я был крещён в детстве и потому не несу ответа пред Богом, ибо за меня решали родители, тут уместными будут слова святого Симеона Нового Богослова: «Крещение принявшие в младенчестве и недостойно прожившие всю жизнь, будут иметь большее осуждение, чем некрещёные, как поругавшие... святую одежду Христову».
Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: "Кто ты такой?" Череп отвечал: "Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение". Преподобный спросил: "Каковы эти мучения?" "Мы находимся в великом огне, отвечал череп, - и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением". Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: "Есть ли мучения еще более жестокие?" Череп ответил: "Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки.
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.(Мф.25,46)
Христианское учение о любви к человеку.
(Святитель Николай Японский)
Но что значит подлинно любить человека? Все возвышенное трудно поддается логическому определению. Как сказать, что такое христианская жизнь в любви, если сила ее проявляется больше всего в терпении? Любовь долго терпит, милосердствует, не завидует и никогда не превозносится, Любовь не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается и не мыслит зла. Любовь покрывает собой множество недостатков и противоречий; не потворствует, но, прикрывая, изживает. Где любовь, там всегда доверие, где любовь, там всегда и надежда. Любовь все переносит, потому что сильна. Истинная любовь постоянна, не иссякает и некогда не перестает. Этот гимн любви прозвучал впервые в устах первых апостолов христианства. Мы привели его целиком словами святого апостола Павла:Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, - писал он римским христианам, в почтительности друг друга предупреждайте (Рим.12:10).
Именно любовь – ни вера, ни догматика, ни мистика, ни аскетизм, ни пост, ни длинные моления не составляют истинного облика христианина. Все теряет силу, если не будет основного – любви к человеку. Даже самое дорогое, что есть для христианина, - вечная жизнь – обусловливается тем, любил ли человек в жизни своей людей, как братьев своих. Святой апостол Иоанн Богослов учил: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти(1 Ин.3:14). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин.4:20).
С особой силой говорит об этом апостол Павел: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру... а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор.13:1-4) Около двух тысяч лет назад евангельская проповедь о любви к человеку, подобно молнии, озарила древний мир. Евангелие принесло в мир новые духовные ценности: веру, надежду, любовь. Но любовь, по словам апостола, - больше. Она есть совокупность совершенств!
Христианская религия требует от человека постоянного восхождения. Требование служения людям пронизывает все Евангелие. Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20:28). Христос учил: Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою (Мф.20:25-26).
На прощальном вечере Христос Сам омыл ноги своим ученикам. Поясняя Свой поступок, Он сказал:Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. (Ин.13:14). Это пример того, как сильные мира сего должны служить человечеству. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал.6:2). Евангелие требует скромности в делах любви, которая несовместима с лицемерием. Когда творишь милостыню, не труби перед собою... Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф.6:2-4).
В христианской религии большое значение имеют праздники и посты, которые основаны на Священном Писании. Обращаясь к людям, пророк Исаия говорит: Таков ли пост, который Я избрал, (то есть Господь установил) день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубища и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом. (Ис.58:5-8).Таково было понимание поста еще в древние времена.
А вот что говорит тот же пророк о праздниках: Если ты удержишь ногу твою (то есть поступки) ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним... не будешь заниматься обычными твоими делами... то будешь иметь радость в Господе (Ис.58:13-14). (Еврейское слово «суббота» означает «покой». У христиан вместо субботы празднуется воскресенье).
Книжники фарисеи укоряли Христа за то, что он нарушал субботу. Они полагали, что можно служить Богу, забывая о человеке. Но Христос им сказал:Суббота для человека, а не человек для субботы(Мк.2:27). Эта идея пронизывает все Евангелие. Человечность – это есть основа христианской религии.(Святитель Лука Крымский Войно -Ясенецкий ).
Если пройдешь мимо страждущего брата твоего, то никакая молитва не поможет тебе. (Симеон Афонский)
Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им и Христе.(Святитель Николай Японский)
Предельно просто и кратко так же выразил свои мысли и русский писатель-«Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.» (Лев Толстой)
Суд Христов
Не оправдывай себя. Предоставь Богу тебя оправдать.
Разве не в этом заключалось Адамово падение? Когда Бог спросил Адама: «Может быть, ты вкушал от древа, с которого Я возбранил тебе вкушать?», Адам не сказал: «Да, Боже мой, согреших», но стал оправдываться: «Жена, которую Ты мне дал, дала мне от древа, и я ел». Тем самым он все равно сказал Богу: «Это Ты виноват, потому что Еву сотворил Ты». Но разве Адам был обязан слушаться Еву в этом вопросе? Бог задал тот же вопрос и Еве, но и она начала оправдываться: «Змей прельстил меня» (Быт.3:11–13). Если бы Адам сказал: «Согрешил, ошибся, Боже мой», если бы Ева тоже признала свою ошибку, то все опять встало бы на свои места. Но нет: оба они стали наперебой себя оправдывать.(Паисий Святогорец)
Игумен Никон (Воробьев) сказал:
Очень легко ты себе прощаешь сама. А простит ли Господь?
Не оправдывай себя никакими обстоятельствами, не обвиняй никого, кроме себя. В самооправдании гибель. Это голос бесов. Смирись пред Богом и людьми.
Бандит на кресте был оправдан Христом и первым вошёл в Рай , лишь потому что не оправдывал он себя, но обличил сам себя недостойного.
О Страшном суде Своем говорит сам Иисус Христос: "Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения" (Ин. 5:28,29). Отсюда видно, что пред наступлением последнего суда все умершие, по гласу Сына Божия, оживут, и добрые люди воскреснут для вечной жизни блаженной, а злые люди — для вечного осуждения. Картина Страшного Суда разительно изображена также самим Иисусом Христом в следующем: —"Когда придет Сын человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на величественном престоле Своем, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, так как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую у Себя сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь стоящим у Него по правую сторону: — придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира! Потому что, когда Я алкал, вы дали Мне есть; когда жаждал, вы напоили Меня; был странником, вы приняли Меня; был нагим, вы одели Меня; когда был болен, вы посетили Меня; был в темнице, вы пришли ко Мне. — Тогда праведники в ответ на это скажут Ему: — Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда также мы Тебя видели странником, и приняли? или нагим, и одели? И опять, когда мы Тебя видели больным, или в темнице, и посетили Тебя? — На это скажет им Царь: — истинно говорю вам: если вы сделали это хотя одному из этих меньших Моих братьев; то сделали Мне. — Тогда скажет и стоящим по левую сторону: — подите от Меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный диаволу и ангелам его! Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня, нагим, и не одели Меня; больным, и в темнице, и не посетили Меня. — Тогда и они скажут Ему в ответ: — Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? — Но Он скажет им: — истинно говорю вам: если вы не сделали этого ни одному из этих меньших; то не сделали и Мне. — И пойдут эти в муку вечную, а праведники в жизнь вечную"(Мф. 25:31-46). Закроет ли наше благополучие нам глаза на то, что жизнь имеет глубину, и смысл, и цель, и что мы устремлены к встрече с Богом, и что эта встреча будет последним и поистине страшным судом, если в нас не найдется любви – чистой, подлинной любви?.. (митрополит Сурожский Антоний)
Так что запомните –ВСЁ что мы сделали людям в этой жизни, мы сделали Богу. Доброе сделали человеку- доброе Богу сделали. Злое сделали человеку- злое Богу сотворили.
«Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну…. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий»(Ин. 5:22, Ин. 5:27)
Как судить? Может ли Любовь судить? Ведь Он - Любовь? По любви и будет судить. Он Сам прошёл все тяготы человеческой жизни , прожив 33 года во плоти человека. Он испытал всё Сам на Себе вплоть до предательства и жестокой смерти. Потому и судить может лишь Он. Только знающий всю душу, всё нутро человека может судить о нём. Кто из нас способен хотя бы прочитывать все мысли человека, видеть внутренние слёзы покаяния души? Никто! Только Бог это может. И потому Он будет стараться оправдывать даже самого скверного грешника. Он будет искать для оправдания даже самую малую добродетель в подсудимом. Не найдя же ничего в его оправдание, огорчится, и нераскаянная душа пойдёт в муки вечные..
Так что мы по сравнению с Ним – жестокие судьи, несправедливые. Судим по наружности будучи совершенно слепыми в мире духовном. Потому Христос и запретил нам судить людей. Мы всех направо и налево судим и поносим, не пытаясь находить оправданий для грешника. И потому мы несправедливые судьи и плохие христиане. Ибо по нашему отношению к грешникам и можно определить какие мы христиане. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (От Матфея 7:1,2)
«Не судите никого; где - суд, там нет любви. Господь-Любовь, чтобы спасать нас. На суд же Он придет во втором Страшном и Славном Своем пришествии, и тогда суд без милости не сотворшим милости. А как всех жалко, как все изранены, искалечены. Господь не теряет надежды и самого скверного готов облобызать и лобызает.»-(о.Иоанн Крестьянкин)
Это является призванием всех христиан. Если христиане увлекаются судом, то они берут на себя чужие обязанности. И к тому же мы подвергаем себя серьёзной опасности. Потому что Иисус сказал, что если мы начинаем судить других людей, то и мы будем судимы той же меркой, какой мы судим их. Наша задача состоит в том, чтобы спасать погибающее человечество. Мы можем это делать различными путями, но нам важно понять одно: спасение противоположно суду. Суд — это вынесение приговора виновным. Спасение — это усилия, предпринимаемые для того, чтобы спасти виновных от суда. Иисус не пришёл, как Бог Судья. Он пришёл спасти нас от суда. И мы, Его последователи, призваны нести не суд, а спасение этому миру. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. (Иакова 2:13)И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. (От Иоанна 12:47)
Св. Симеон Новый Богослов говорит, что на суде не то зачтется человеку, что он делает, а то, кто он есть: подобен ли он Иисусу Христу, Господу нашему, или же совершенно отличен от Него. Он говорит: “В будущей жизни христианин не будет испытываем на предмет того, отрекся ли он от всего мира ради любви Христовой, или раздал ли он свое имущество бедным, воздерживался ли он и соблюдал ли пост накануне праздников, или молился ли он, сокрушался ли и оплакивал ли свои грехи, или делал ли он что-либо еще доброе в своей жизни, но он будет тщательно испытан, имеет ли он со Христом сходство такое, как сын со своим отцом”.
Бог хочет миловать, а не судить. Суд является необходимостью, а не Его желанием. Нам очень важно увидеть это, чтобы сосредоточиться на милости, а не на суде. Когда мы начинаем судить, мы не будем проявлять милость, считая, что люди, которых мы судим, получают заслуженное наказание. И, наоборот, когда мы проявляем милость, когда мы молимся и ходатайствуем за людей, которые страдают, мы не будем осуждать. «Каждый человек должен готовиться к ответу за свою жизнь, но когда наступит конец света, никто из людей не знает и знать не может».(Патриарх Алексий !!)
От рая до ада.
Ад– по словопроизводству значит место, лишенное света, тьма (Мф. 8, 12; 22, 13; 25, 30), то есть духовная темница, где до Страшного суда пребывают души умерших, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства. Также адом называется в Священном Писании место наказания, где духи зла и не покаявшиеся грешники будут пребывать после страшного суда (см. Откр. 20, 13 и след. (Быт. 37, 35, Чис. 16, 30, 33. Пс. 15, 10 и др.)
К духовному миру мы можем лишь условно применять понятия нашего материального мира.
Ад, скорее всего является и вместилищем, и состоянием души одновременно.
Человек – единственное существо во всех мирах, простертое от ада до рая. Проследите человека на всех его путях, и вы увидите, что все его пути ведут либо в рай, либо в ад. В человеке нет ничего, что не завершалось бы или раем, или адом. Диапазон человеческих мыслей, человеческих чувств, человеческих расположений больше и ангельского, и дьявольского. Ангельского, потому что человек может пасть даже до дьявола; дьявольского, потому что он может подняться даже до Бога. А это означает: и зло, и добро человеческие бесконечны, вечны, ибо добро уводит его в вечное царство добра – рай, а зло – в вечное царство зла: ад. ( преподобный Иустин (Попович)
Для чего же человек призван менять себя изнутри? Да потому что и ад и рай начинаются именно внутри сердца человека. Бог же человека без участия самого человека не меняет, т.е. Бог человека без самого человека не спасает. Эта притча говорит о том, что куда бы человек не попал, он всегда останется таким, каким есть на самом деле.
Попал человек в рай. Смотрит, а там все люди ходят радостные, счастливые, открытые, доброжелательные. А вокруг все прекрасно. Походил он, погулял, понравилось. И говорит архангелу: — А можно посмотреть, что такое ад? — Хорошо. Приходят они в ад. Человек смотрит, а там все так же как и в раю: та же обычная жизнь, только люди все злые, обиженные, видно, что плохо им тут. Он спрашивает у архангела: — Тут же все вроде так же, как и в раю! Почему они все такие несчастные, злые и измученные? — А потому что они думают, что в раю лучше.
(Из книги А.И.Осипова.)Какова же вечная участь тех, кто не старался жить добродетельно, а проводил жизнь в страстях, во зле, а то и вообще в Бога не верил?
Как же проявляют себя эти неизжитые страсти в том мире? Приведу мысль игумена Никона (Воробьева): «Страсти в тысячу раз более сильные, чем на земле, будут, как огнем, палить тебя без какой-либо возможности утолить их» . Вот почему христианство как религия любви напоминает; помни, человек, ты не смертное, а бессмертное существо и потому готовься к бессмертию. И великое счастье христиан, что они знают об этом и могут готовиться. Напротив, перед каким ужасом оказывается после смерти неверующий и незнающий! Страсти – это обман, это наркотик, это прелесть! По смерти и происходит выявление реального действия страстей, реальной их жестокости.
Все наши грехи совершаются, когда душа соединена с телом. Душа без тела ни добро творить, ни грешить не может. Отцы определенно говорят, что вместилищем страстей является душа, а не тело. Корни страстей не в теле, а в душе. Даже самые грубые телесные страсти коренятся в душе. Поэтому они и не гаснут, не исчезают со смертью тела. С ними человек выходит из этого мира.
В связи с этим приведу и мысль святого Исаака Сирина, великого подвижника VII века и бесспорного авторитета в духовной жизни: «Если человек говорит, что лишь для того, чтобы явлено было долготерпение Его, мирится Он с ними [грешниками] здесь, с тем, чтобы безжалостно мучить их там, – такой человек думает невыразимо богохульно о Боге.., Такой [человек]... клевещет на Него» . «Где любовь, там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви. Любовь, когда совершает добрые дела или исправляет прошлые поступки, не воздает тем самым за дела прошлого. Но заботится она о том, что наиболее полезно в будущем: она исследует грядущее, а не прошедшее» .
«Хотя и [говорится] о ярости, гневе, ненависти и прочем применительно к Создателю, мы не должны представлять, что Он также и делает что-либо из гнева, ненависти или зависти. Многие образы употреблены в божественных Писаниях по отношению к Богу, которые весьма далеки от естества Его» .
«Он [Бог] ничего [не делает] ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его [действий]. Одним из таких [предметов] является геенна... Не для того милосердней Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби – тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они [превратятся после сотворения], и которых Он [все-таки] сотворил» .]
Св.Исаак Сирин:
«Если бы Царство и геенна с самого появления добра и зла не были предусмотрены в сознании благого Бога нашего, тогда не были бы вечными помыслы Божии о них; но праведность и грех были известны Ему прежде, чем они проявили себя. Таким образом, Царство и геенна суть следствия милости, которые в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости, а не [следствия] воздаяния, даже если Он и дал им имя воздаяния»
Св.Иоанн Златоуст: «Потому Он [Бог] и уготовал геенну, что Он – благ» . Эти слова указывают на то, что для человека с адским состоянием души невыносимо пребывание с Богом, и Господь по Своей благости дает возможность такому существу быть вне Себя. То есть Бог, до конца сохраняя неприкосновенной свободу разумной твари, проявляет свою благость по отношению к ней тем, что предоставляет ей возможность быть «там», где она может быть. Ибо «адские муки, – как писал прот. С. Булгаков, – происходят от нехотения истины, ставшего уже законом жизни»
Словом – непрерывное страдание, поскольку у самого человека нет «какой-либо возможности утолить их«! Плюс к этому бесы прельщают нас и затем разжигают и многократно усиливают действие наших страстей.Св.Иоанн Дамаскин пишет:
"грешники преданы будут огню вечному не такому вещественному, как у нас, но такому, какой известен одному Богу" (Точное изложение православной веры).
св. Феофан Затворник
"Пойдут праведники в жизнь вечную, а осатаневшие грешники - в муку вечную, в сообщество с бесами. Кончатся ли эти муки? Если кончится злоба сатанинская и осатанение, то и муки кончатся. А кончатся ли злоба сатаны и осатанение? Посмотрим и увидим тогда... А до того будем верить, что как жизнь вечная не имеет конца, так и мука вечная, угрожающая грешникам, не будет иметь конца. Никакое гадание не доказывает возможности прекращения сатанинства. Чего не видел сатана по падении своем! Сколько явлено сил Божиих! Как сам он поражен силой Креста Господня! Как доселе поражается этой силой всякая его хитрость и злоба! И все ему неймется, все идет против: и чем дальше идет, тем больше упорствует. Нет, никакой нет надежды исправиться ему! А если ему нет надежды, то нет надежды и людям, осатаневшим по его действию. Значит, и аду нельзя не быть с вечными муками".