У него была его сияющая духовность и духоносность. Человек был более духовен, чем телесен, тогда как сейчас мы более телесны, чем духовны. Духовность в этом смысле следует понимать как подлинный облик духа, как свет. Мы воспринимаем духовность как нечто невидимое, как антитезу видимому. Но для первозданного человека дух был и содержанием, и одеждою, и словом, познанием, пищею, благостью, жизнью...
"Туда и сюда носятся пред праведниками ветры в Раю, один навевает им пищу, другой изливает питие...Кто видел такие ветры, которые бы дыханием своим то насыщали б, как явства, то служили питием? Духовно питают там ветры живущих духовно. Для духовных существ и пища духовна. Не стыдились же они потому, что облечены были Славою". (Слова Ефрема Сирина)
Все святые отцы утверждают, что само тело человека было духовным ,т.е. материальное тело было духовным, и это не взаимоисключающие понятия, но нам в нашем теперешнем состоянии этого, конечно, и представить невозможно. Кто то спросит а так ли выглядели физиологически первые люди как мы теперь? Ответ :- скорее именно так, с такими же членами и всеми органами. Но они были духовны.
Люди не стыдились своей наготы , ибо имели одежды света, одежды «славы» – это сияние духа, которым Адам и Ева озаряли все вокруг себя. Свет благодати не покрывал их, но исходил изнутри. Всё в теле осиявал свет и пронизывал. Сами тела были светоносны по образу и подобию своего Творца. Первый человек, будучи сотворен по Образу Бога имел самое живое и близкое общение с Ним и потому наслаждался полным счастьем. Бог будучи безсмертным и Адама приобщил к Своему безсмертию; будучи всеправедным, Бог и Адама сотворил безгрешным и чистым; будучи вечно блаженным, Бог и Адама сделал блаженным, и блаженство это день ото дня должно было возрастать.
Он не знал ни болезней, ни страданий, ничего не боялся, и все звери повиновались ему как своему владыке. Адам не испытывал ни холода, ни жары; и хотя он трудился, ухаживая за райскими растениями, он делал это с удовольствием. Душа его была наполнена познанием Бога и любовью к Нему. Он всегда был спокоен, весел и не знал никаких неприятностей, никаких беспокойств. Все желания его были чисты, праведны и в устройстве; память, разум и все прочие душевные способности были совершенны. Будучи невинным и чистым, он всегда пребывал с Богом и беседовал с Ним, как с Отцом, а Бог любил его, как Своего любезного сына. Адам находился в раю, и рай находился в нем.
Но человек не был зрителем и свидетелем всего того, как и что творил Бог. Даже жену Бог ему сотворил без его участия. Он был усыплен на это время. Для чего всё утаил Бог ? Видимо для того чтоб человек, как подобие Бога, сам свободно искал бы Бога, исследовал бы мироустройство сам, и творил благое. И поскольку образ Божий в человеке остался неповрежденным, то и поныне жажда познания- есть истинное стремление человека к богоподобию, стремление к творчеству и созиданию.
И это не страсть любопытства, а подлинное стремление, онтологическая черта личности. Знание Адама уже в Раю было не только общим и глубоким, но и нравственным. Святые отцы учат, что Адам знал, что есть добро и что такое зло, но только это он знал из заповеди, теоретически, а не на практике.
Ничто тварное удовлетворить нашего духа не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает, и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нём успокаивается. Когда достигнет сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. (свт. Феофан Затворник)
О дьяволе.
Прежде как Бог сотворил человека, сотворил Он ангелов. Не из праха земного, как человека, но духовных существ. Светлых и прекрасных, наделённых разумом, свободой и любовью.
Жизнь личностных существ должна быть общением в любви, и прежде всего с источником любви – Богом. Тварные личности должны быть подобны сообщающимся сосудам, постоянно наполняющимся и передающим свое содержание друг другу. Живя с Любовью наполняться ей и делиться ей. В мире ангелов из всех выделялся архангел Светоносец , он же Люцифер, он же Денница. По мнению святых отцов, он первоначально был самым совершенным из всех духов или одним из высших Ангелов.
Однако по необъяснимой прихоти этот Светоносец, один из высших Ангелов захотел иметь всё лишь для себя, ничего никому не отдавая, и таким образом стал как бы самозамкнутым пустым сосудом.
Есть мнение, может и небесспорное, но его я осмелюсь озвучить здесь. Задача Светоносца заключалась в том, чтоб разносить Свет Божественный по всем пределам Космоса , всем архангелам и ангелам и всей прочей твари Божией. Но будучи полностью свободной тварью, в его сознании стала закрадываться зависть и гордость в отношении Бога Творца, ибо он постоянно видел как все радовались и воздавали славу и хвалу своему Богу Творцу. Он пожелал чтоб слава возносилась и ему как Богу. Он стал и вором…..
Этот грех называется гордостью, суть его состоит в своекорыстном повороте внимания на себя самого. В результате собственное «я» ставится в центр мироздания, делается кумиром для самого себя, а все остальное становится средством к его ублажению, теряет свою самоценность.
У него родилась мысль: " Выше звезд Божиих вознесу престол мой".Третья часть ангельского мира подпали под его ложное влияние. И они стали прославлять его. Так впервые зародилась первая демократия и произошла первая революция под водительством первого протестанта- Люцифера .
Но Силой Божией, Люцифер вместе со своими сторонниками ангелами, был низвергнут с Неба на землю как молния. Иисус говорил:«Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию»(Лук.10) Бывший Светоносец стал чёрен страшен и безобразен, став дьяволом, а ангелы - его соратники, безобразными скверными демонами- бесами, которые наполнили воздух и землю, став духами злыми поднебесными.Они образовали свой мир, который имеет так же монархическое устройство. Господь называет его «царством» (Мф. 12:26). А дьявола «князем мира сего» . Единоличным главой этого царства и является сам дьявол, бывший Светоносец. Апостол Павел указывает место обитания Сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф.2:2), его слуги — «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф.6:12). Сущность падения ангелов есть гордость: «начало греха – гордость» (Сир. 10:15).
Рай на земле.
Когда же Бог сотворил человека по Образу Своему и Подобию, и жену его, то поселил их на землю. Земной рай, или прекрасный сад, в котором Бог поселил Адама и Еву, находился на востоке земли и назывался Эдемом. Священное Писание не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но она возбуждала злобную зависть диавола, который, лишившись её сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После падения зависть и жажда зла сделались свойствами его существа. Всякое благо, мир, порядок, невинность, послушание стали ненавистны для него. Поэтому с первого же дня появления человека на земле, дьявол стремился расторгнуть благодатный союз людей с Богом и увлечь человека за собой в вечную погибель.
И вот явился он в раю — в виде змия, который "был хитрее всех зверей полевых" (Быт. 3, 1). Злой и коварный дух приблизился к жене.
Нет! Диавол не прополз как то под воротами Рая в сад райский, но мог быть в нём по Промыслу Божию.
Дьявол смог внушить Еве мысль в сердце её, что Бог не всегда говорит правду. У неё созрела мысль в её голове, что откушав эти плоды, можно стать самим богами без особого труда. Обольщённая Ева вдруг видит, что плоды прелестны и вопреки Божию запрету, срывает их, пробует и несёт своему мужу Адаму вкусить их. Плоды скорее всего ничем не отличались от других, разрешенных, быть может даже были и не так сладки и приятны. Но человек поверил отцу всякой лжи- дьяволу и усомнился в словах Бога. Едва ли в этом вопросе может быть личное мнение, потому приведу цитату из главы "Падение первозданных" книги "Слово о человеке" святителя Игнатия (Брянчанинова): В то время как наши праотцы наслаждались в раю, падший князь небесных сил с многочисленным сонмищем темных ангелов, уже низвергнутый с неба, скитался в поднебесной. По неисповедимым судьбам Божиим ему допущен был вход в рай, как еще не вполне отчаянному злодею. Эту благость Божию, привлекавшую заблудшего к сознанию греха и к раскаянию в нем, сатана употребил для совершения нового преступления, для неисцелимого запечатления себя во вражде к Богу. Диавол, вступив в рай, огласил рай богохульством, переплетенным ложью, и ознаменовал свое присутствие в раю погублением первозданных человеков, как прежде ознаменовал свое присутствие на небе погублением бесчисленного множества ангелов» .
И сегодня нас предостерегает Евангелие,
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. -( 1 Петра 5:8)
Эти слова апостола Петра показывают , как близко возле каждого из нас находится злой дух - дьявол. Если он искушал даже Самого Господа Иисуса Христа, в Котором не было ничего греховного и нечистого, во время Его сорокадневного поста в пустыне, то оставит ли он какого-либо человека в покое?
Дьявол искушает человека, используя слабости его плоти.Искушение – это соблазн, исходящий от бесов, попытка диавола склонить человека в грех путем навязывания ему нечистых помыслов, возмущения и расстройства его внутреннего мира, разжигания телесных страстей и похотей. Глаза и уши являются теми каналами, через которые люди получают почти всю информацию из внешнего мира. Вот почему именно через эти наши телесные чувства дьявол более всего вводит нас в искушение. Каждый день, каждый час мы видим и слышим многое такое, что может ввести нас в искушение.
Святые Отцы говорят, если не было бы бесов, то не было бы и святых. Поэтому и сами искушения, как часть допускаемых Богом и, следовательно, тоже промыслительных действий, крайне нам необходимы. Только благодаря им мы можем упражняться, мы можем познавать себя и видеть кто мы есть на самом деле.
Сам дьявол не может творить что то. Ибо он – дух. Потому он похищает души людские завладевая умом. Грешник исполняющий волю дьявола по сути и является рабом греха. Он как бы находится в общении, в духовном «гареме» этого злого духа. Дух же этот проникает в ум человека и внушает ему свою волю. По большому счёту – всевает свои семена в разум, в сознание человека. Оттого в мире так много творится зла. –« Весь мир лежит во зле(1 Ин. 5: 19».
«Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим» (Преп. Иоанн Дамаскин).
По слову апостола Иоанна Богослова, «весь мир лежит во зле»). Он останется таким до конца времен, когда в последней великой битве будет окончательно побеждено зло.
Сегодня же « Диавол, будучи создание и раб Божий, озлобляет душу человека не столько, сколько хочет, но сколько дозволено будет Богом»- (св. Игнатий Брянчанинов).