ПРОИЗОШЛА СТРАШНАЯ КАТАСТРОФА! Катастрофа космического масштаба. Катастрофа ослушания. Произошла ИЗМЕНА Богу, недоверие к Богу и Его Словам. «...Знал и прежде того Адам, что послушание прекрасно, а преслушание скверно; впоследствии же узнал [это] еще яснее из самого опыта дел» (Святитель Иоанн Златоуст)
За грех преслушания и самооправдания, человек лишился и рая, и древа жизни, и вечного существования. Человеческая природа стала подвержена тлению и смерти. Душа Адама помрачилась, его мысли и желания пришли в смятение, воображение и память начали тускнеть. Вместо радости и душевного спокойствия он стал переживать стыд, страх и позор, разочарование и беспокойство , скорби и волнения и множество других неприятностей. Человек стал уязвим для окружающего духовного мира. Тело утратило святость. Внутренний Свет померк при грехопадении и люди утратив светоносный благодатный покров, увидели свою наготу и устыдилися. Но Безграничная Любовь Бога Творца стала взывать к Адаму . Несмотря на то, что Ева согрешила первой и свела к этому своего мужа, Бог требовал объяснения от Адама, как с главы. Но вместо признания своей вины, они лишь оправдывались и обвиняли других , а Адам ещё и посмел укорить Самого Бога.
Стихии природы - воздух, огонь и прочие, которые прежде служили Адаму средствами к наслаждению, теперь стали враждебными ему. Адам и его потомки начали страдать от холода и жары, от перемены ветров и непогоды. Звери сделались свирепыми по отношению к людям и стали смотреть на них, как на своих врагов или добычу. Потомки Адама начали страдать от наружных и внутренних болезней, которые со временем делались всё разнообразнее и более жестокими и коварными. И, наконец, после всяких горьких трудов и забот были обречены умирать и как грешники, души их должны были пойти в ад и там вечно мучиться, а тело рассыпалось в прах. Потеряв рай внутри себя, Адам оказался недостойным и внешнего рая и был изгнан из него.
Давайте поразмыслим над вопросом, что такое предательство, какова его природа и формы? Прежде всего, следует обратить внимание на следующее принципиальное обстоятельство: чтобы кого-то или что-то предать, необходимо сначала быть кому-то или чему-то преданным, кого то любить и доверять и он тебе верит и доверяется: любить человека, народ или Родину; был к кому-то или к чему-то привязан, готов был ради кого-то или чего-то идти на какие-то жертвы. Но по внутренней слабости, под страхом смерти или под пытками человек в какой-то момент своей жизни, либо ради большего наслаждения изменяет тому, кого он любил. В этом человеке происходит духовно-нравственный крах, все в нем обрушивается. Преданный человек отворачивается от предателя и гнушается им.
Но не так поступает любящий Бог. Он не отрекается от человека, но как любящая мать, видя оголённого своего младенчика, пеленает в мягкие пелены. Пеленает в кожаные ризы первых людей, что б оградить от конечного погибельного воздействия злых духов. Кожаные ризы, это не тело, не кожа человеков, но – состояние страстности, тленности и смертности, в которое облеклись тела и души первых людей после грехопадения.
Кожа души- наслаждения и слава и преходящие почести и скоротечные радости плоти, чувственные удовольствия, гнев, чревоугодие, ненасытная жадность и подобное этому. Слава, почести, гнев.. не свойственны телу.
Св. Иоанн Златоуст, комментируя апостольские слова о том, что "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим.8,8),пишет: "Под именем плоти Павел и здесь разумеет не тело, не сущность тела, а плотскую и мирскую жизнь, исполненную роскоши и распутства, которая целого человека делает плотью".
Конечно, и тело облеклось в кожаные ризы. Оно стало "грубым и плотным"; ему усвоился этот "плотный, тяжелый состав", хотя в воскресении, когда в усовершенном виде восстановится его первозданное естество, оно преобразится "в нечто более легкое и воздушное", будучи воссоздано "в лучшей и совершеннейшей красоте" [Свт. Григорий Нисский]. Пример этому- Тело Воскресшего Христа.
Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: "Тело приносит душе служение весьма сходное с тем, которое исполняют пелены для новорожденного тела младенца. Обернутое пеленами тело младенца получает правильность. без пелен члены его по мягкости своей могли бы приобрести уродливые формы. Так и душа облаченная в кожаные ризы закрытая и отдаленная от мира духов постепенно образует себя изучением Закона Божия . И стяжает способность к различению добра и зла ."
« ..облачение в «кожаные одежды» означало то, что: «в элементы тела человека введено было противоборство, и в силу того оно стало грубым и тленным, подверженным страданиям и смерти. <…> Человек не только лишен был нетления своей природы, но и осужден на страстное рождение от семени по образу животных. Тело его было вполне подчинено законам добровольно избранной скотской жизни» (Св.Максим Исповедник)
Нынешнее тело человека, это совсем уже не то тело первозданное - тонкое и святое -но это пелены, это как грубый скафандр водолаза для погружения в открытый океан. Находясь в нем душа перестала созерцать мир духовный. По изгнании из Рая люди стали плодиться и размножаться и наполнять землю. Люди забыли, что они братья, и начали враждовать друг против друга, ненавидеть, обманывать, нападать друг на друга, мучить и убивать.
Свт. Филарет Московский говорит, что, согрешив, "человек остановил в себе приток Божественной благодати".
О смерти.
Итак, после грехопадения физическое бессмертие стало невозможным. Но и это, оказывается, не прихоть Творца . Смерть не только трагична. Если бы человек будучи ещё в Раю, выбравший однажды зло, остался бессмертен, то это, особенно из-за слабости человека перед активным напором и обманом диавола, неминуемо привело бы к возникновению тотально осатанелого мира, где люди бы безвыходно и бесконечно страдали, т.е. к победе бездны над Божиим творением. Смерть становится тем естественным пределом, который ограничивает во времени любое злое явление, отныне уже не всевластное, а для самого человека означает важнейший жизненный рубеж.
Смерть физическая не означает конец бытия, но является символом и предупреждением о "второй смерти" - духовной. Если первая смерть есть временное разделение души и тела, то вторая означает вечную разлуку души и Бога. Смерть оказывается последним аргументом в пользу веры и покаяния. Воистину, "благодетельно установлена смерть" (свт. Иоанн Златоуст).
Грехи, болезни, страдания - всё это последствия смертности. Отцы Церкви говорят, что после грехопадения изменилась сама природа человека. В частности, действия разума, воли и чувств, а также тела и души между собой потеряли былое гармоническое единство. В связи с этим аскетика говорит о возникновении душевных и телесных страстей - глубинных болезненных комплексов.
Смерть - это временное разделение души и тела, это процесс, при котором человек выходит из своего тела, и который называется исход души из тела. Человек при этом, не теряя сознания, переходит в иной мир. В мир невидимый, который сокрыт от телесных очей человека.
Смерть приступила по грехопадении. Попуская существование смерти, Бог обращает ее против тления - устанавливает смертью предел и для тления, и для зла, и для греха. Смерть тела высвобождает душу и она встречается уже зримо с миром духовным .
Чему она научилась, что она накопила, что она приобрела в себе за все годы жизни находясь в теле? К чему прилепилась ? К добродетелям или злому? Это и определит её местоположение в Вечности. Все души человеческие по смерти наследовали лишь узы ада. Исправить положение человеку было уже не под силу. Своим греховным самоутверждением человек "вытеснил" из себя Бога.
Святитель Григорий Богослов говорит, что Бог попускает существовать смерти, «чтобы зло не стало безсмертным».
Смерть своей неизбежностью для каждого подвигает падшего человека к покаянию через рассуждение о смысле жизни и смерти. Таким образом горький плод греха превращается Богом в лекарство от него, и смертью Он лечит смертность нашей природы.
Но Бог по Своей Благости обещал человеку послать в мир Искупителя. Таким образом Господь делает падение человека не безнадежным. Послать Того, Кто искупит перед Ним Адамов грех и вернет человечеству потерянный рай и вечную жизнь.
Искупление
Господь знал прежде создания мира , что созданный Им человек будучи свободным в выборе, может отпасть от Него, может пойти своим путем познания добра и зла. Знал, что без особой помощи Божией человек погибнет окончательно, но все же создал его и предрешил спасти человека способом превосходящим всякое разумение, проявив воистину Божественную любовь и премудрость,.
Как вернуть человеку прежнее состояние? И как при этом не лишить человека его свободной воли, его личного выбора между добром и злом, ибо без этих качеств человек перестанет быть человеком.
Вселюбящий Бог преклоняет Небеса, смиряется , и посылает Сына Своего Возлюбленного –Слово, и Это Слово становится человеком. Воплощается. Бог рождается от человека и становится 100%-ным человеком, оставаясь Богом. Для чего? Чтоб принести человечеству Весть от Бога Отца. Рассказать и даже показать наглядно путь возвращения человека к Богу. И заплатить за человека страшную цену.
Нам понятно как можно подать нищему, как пожалеть, как посочувствовать бедному…НО ! Чтобы принять его образ, что бы за его преступления пойти вместо его в суд, потом в тюрьму …а потом и на страшную казнь !..
Это нам не понять. Но именно Бог Отец, так возлюбил мир, что сына своего единородного отдал за людей, чтоб спасти мир и человечество от конечной погибели. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Любовь Бога к миру велика и до того простерлась, что Он отдал не ангела, не пророка, но Сына Своего, и притом Единородного.(1 Ин)
Человек в Раю не смог стать богом, поэтому Бог становится человеком. Бог находит чистейший сосуд, по имени Дева Мария, и ниспосылает Дух Свой к ней и по её добровольному согласию Бог Слово принимает от неё плоть человеческую и в мир рождается Младенец с именем Иисус. Не было бы такого чистого и смиренного сосуда среди человеков, как Мария, не произошло бы и нашего спасения от вечной погибели.
Скажи бы она архангелу,- «Нет, я не достойна и не согласна стать матерью Сына Божия!» и Дух тихо возвратился бы. Но Пречистая дева зачала безсеменно, от Духа Святого и через 9 месяцев в мир родился Бог и Человек.
Почему произошло это чудо и именно только так?
Способ зачатия, отравленный человеком в преслушании и затем падении сообщал всю греховность и не мог быть употреблен при зачатии Чистой Жертвы, предназначенную в искупительную Жертву за человечество. Жертва за греховность человечества должна была быть чуждой греха, вполне непорочной. Этого мало: она должна была быть безмерной цены, чтоб могла искупить человечество, виновное пред бесконечным Богом невыкупимое, следовательно, никакой ограниченной ценой, как бы эта цена ни была велика. Естество человеческое соделало Богочеловека способным быть Жертвой, а естество Божеское дало этой Жертве безмерную цену.
Бог-Слово для принятия человечества заменил действие семени мужеского творческой силой Бога. «Сын Божий, – говорит святой Иоанн Дамаскин, – из пречистых и девственных кровей образовал Себе начаток нашего естества, плоть, оживленную душой словесной и разумной, но образовал не из семени, а творчески» . Для достойного зачатия предуготовлена была и Дева. Евангелие от Матфея чётко и подробно описывает всю родословную Девы Марии. Чистота её и слава воспевается Церковью как Превысевшая всякий ангельский чин на Небесах. Именно только такой чистейший сосуд смог соединиться с Богом Словом и дать Ему плоть человеческую. Дева становится для нас по истине – Богородицей.
Сам Бог Творец , Невидимый ,Невместимый, Держащий в одной руке Всю Вселенную…, рождается от человека как человек, становится человеком оставаясь при этом Богом, несёт все тяготы , будучи в теле человеческом. Бог воплотился, стал видимым, осязаемым, стал подобным нам во всём, кроме греха. Он вместе со всеми дышит одним воздухом, терпит и жару и холод, жажду и голод, утомление и боль, и страх смерти…
Приняв смертное и тленное тело человеческое, Он раскрыл человечеству все законы духовной жизни, Законы Своей Любви, без соблюдения которых каждый человек всегда вредит себе и больно ранит свою душу. А потом своим примером Он показал и доказал на Кресте как надо любить не только на словах. Любить не только ближних своих и друзей, но даже своих врагов, и даже тех кто уже вбивает в тебя гвозди. Доказывает Свою жертвенную любовь к человеку. К человеку, который Его когда то предал, натворил бесчисленное количество злодеяний в мире по научению дьявола, и вот теперь снова по наущению дьявола совершает самый страшный грех в истории всей Вселенной - предаёт Богочеловека самой позорной и самой мучительной смерти . Смерти на Кресте. Все евангелисты описали эту страшную и мучительную смерть Богочеловека. Но смерть не удержала Иисуса Христа в своих оковах. Он в третий день воскресает! Воскресает в теле, но с ранами и шрамами от жутких побоев, от копья ,от гвоздей. Христос становится Новым Адамом. А Семенем Его на земле становится Его Слово- Слова Евангелия, которые продиктованы Духом Святым Его ученикам апостолам и записанные ими на бумаге для нас.
Евангелие, призывающее и научающее нас любить и теперь. Призывающее прежде всего, к внутреннему духовному обновлению, исцелению души каждого человека от всех проказ ,которые приобрёл Адам и которые как снежный ком приобрёл всякий из нас от предков своих из рода в род , начиная от самого Адама. Сам Бог, сотворивший всю Вселенную и проливший Кровь Свою за наши преступления, призывает каждого человека словами-
« Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего(Ин.15.14-15.) Скажите где и какой богназывал человека своим другом? И только Сам Творец через Христа это сделал.
«Самую глубокую формулу любви можно почерпнуть из Евангелия:Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих(Ин. 15:13). Такой любви к людям не открывает ни один богословский образ во внеевангельском мире. И мы спрашиваем Бога Евангелия: “Как Ты любишь людей?” И Он отвечает: “До Моей смерти…” Его любовь не только создала мир. Его любовь не только подарила людям свободу. Его любовь не только дала нам Закон. Его любовь не только даровала нам пророков и мудрость. Его любовь не только приняла человеческий лик. Он не казался – Он стал человеком. “Всю тебя, земля родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя” (Ф. Тютчев). И Его любовь к нам пошла до конца, до предельной точки, до полной отдачи Себя, до полного отказа от Себя, до жертвы и смерти.
Этот Бог – есть Любовь; Он не просто любит, Он есть Любовь. Он не просто имеет любовь, не просто проявляется в любви: Онесть самаЛюбовь».(диакон Андрей Кураев)
Наказания и болезни .
Наиболее распространенным, но скорее эмоциональным, нежели рациональным доводом против бытия Бога-Любви является наличие в человеческом мире болезней, войн, несправедливости, невинных страданий и т.п.
… от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.( Быт.1.17)
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя(Быт.3.17)
«Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его» (Святитель Игнатий Брянчанинов)
Болезни – это лекарство от несмирения и от неуемных желаний. Бог никогда не отходит от той души, которая старается стать добрее.(Симеон Афонский)
С ним согласен Паисий Святогорец: «Богу известно, в чем мы имеем нужду. Когда врачи не могут нам помочь, следует спросить Бога, Который совершает невозможное человекам. Когда и Бог не слушает нас, следует знать, что Бог, Который по природе Благ, хочет, чтобы получилось что-то доброе. Только нам надо просить Его подавать нам терпение». Святитель Феофан Затворник в своих письмах учит нас: «Все от Бога: и болезни, и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как епитимию, иное в образумление, чтобы опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин. <…> Ты же, когда вспомнишь о грехах, говори: «Слава Тебе, Господи, что наложил Ты на меня епитимию в наказание!»
Пошлет ли любящий Бог человека в ад? Наказывает ли Бог злодея?
Ответ будет прост. Бог никого не наказывает. Он лишь помогает нам своими лекарствами для исцеления душ . А всегда ли лекарства бывают сладкими? Нет! А иногда даже врач и режет ножом тело, чтоб спасти больного от смерти. А кого то отправляет на курорт на берег моря с мягким климатом и хорошим питанием. Всё зависит от вида заболения и степени болезни.
Бог от сотворения мира положил всему свой закон и порядок. Есть физические законы, есть и духовные. Волю Свою Он доносил людям через пророков Своих. И что бывает при несоблюдении этих Правил говорили пророки, а потом и Сам Бог воплотился и научил нас всему чтоб мы не оступались и не гибли. Так что всё что происходит с нами – это скорее не наказания, не месть Бога, не воздаяние. Это закономерные последствия за нарушения того или другого закона Жизни.
Давайте вернёмся в Рай к Адаму. Была дана ему свобода воли?
Была дана.
Было ему сказано, что если поступишь так то смертию умрёшь?
Было.
Мог Бог удержать Своею силою руку Евы ?
Мог.
Но Он не сделал этого ,чтоб не лишить человека главного- Своего богоподобия. Не лишить свободы. Точно так же происходит во всей нашей жизни. Нам даны законы духовной жизни Самим Богом в текстах Святого Писания. Это можно сравнить с «Правилами дорожного движения». Так же можно сравнить со всеми законами физики или химии. Зная о том что выехав на встречную полосу движения на велосипеде ты можешь умереть от столкновения с машиной. Можешь выехать ?
Можешь.
Зная что с балкона 10 этажа нельзя выходить на тротуар и потом шествовать в гастроном. Но человек может этому неповерить и попробовать?
Может.
Тоже касается и о том что нельзя пить уксус и серную кислоту. Может пить?
Может.
Так же и о алкоголике, у которого от многолетней пьянки разложилась печень.
Что Бог их всех наказал ?
Нет!
Они сами сделали выбор и навредили себе самим преступив естественные законы. Точно так же работают и духовные законы. Человек переходит дозволенное. Человек нагло нарушает законы духовности. А последствия рано или поздно наступают. Примером служит и Всемирный потоп и долина Сиддим со всеми городами в ней, и то что ожидает нас в будущем когда вся земля и все наши дела сгорят . Ведь если алчно вырубим все леса, высосем всю нефть из земли и сожжем её ,отравив весь воздух воду, или взорвём все атомные бомбы….неужели это наказание Бога? Нет. Это последствия нашей греховности, когда утратив любовь к людям, к природе, мы услаждаемся лишь своими ненасытными страстями.
И ад – это тоже последствия, но Милость Божия для грешников. Они по своей натуре не могут находиться рядом со святостью, ибо она им ненавистна, она жжёт их. Есть в Святом Писании и примеры покаяния. Когда Бог вмешивается по просьбе людей( молитвам) и нарушает эти естественные законы для нашего блага. Пример тому Ниневия. Пример тому и бандит на кресте. Наша молитва – это просьба к Богу о вмешательстве Его в нашу свободу, где мы уже бессильны что то исправить. А бессильными мы бываем постоянно,потому и должны непрестанно молиться.
Есть мнение, что и Адам с Евой не смогли после падения находиться в Раю ибо совесть их обжигала и мучила, и они покинули Рай и поселились в более комфортном месте для своей падшей натуры. И у нас со своими нарывами и болячками и всякими нечистотами не получится войти в Царствие Божие , нас будет опалять совесть. Так ад и есть место, царство для неисправимых грешников – где их ожидают ужас и невыносимые муки.
« Грех – это прежде всего вред, который я наношу себе самому. Современный человек кое-что понимает в этом лучше, чем былые поколения. Например, сегодня люди прекрасно понимают, что бывают грехи против своего тела: слишком хорошее питание или слишком долгое восседание перед телевизором, неподвижный образ жизни и тому подобное. Но так же, как можно навредить своему телу - причем до поры до времени тело будет очень радоваться тому, что ты ему вредишь, - точно так же можно навредить своей собственной душе. И отсюда вывод: нам остается только выяснить, есть эта самая душа или нет. Здесь, конечно, пусть каждый сам решает. Можно считать себя просто функцией каких-то биохимических реакций, которые происходят в организме, и полагать, как материалисты XIX века, что мозг вырабатывает мысль, так же, как печень вырабатывает желчь. Но человек более внимательный к себе самому и просто уважающий сам себя, наверное, заметит, что есть в человеке такой орган, который болит, когда всё тело здорово.» (о.Андрей Кураев)
Об этом просто и ясно говорит преподобный Антоний Великий (IV в.): «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, ... а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом - по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога - по несходству с Ним. Живя добродетельно - мы бываем Божиими, а делаясь злыми - становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют».
«А бывает, болезнью Господь предотвращает человека от большого греха, большого злодеяния в его жизни. Бывает, не ходит человек, лежит расслабленный, или температура сразила на неделю и человек с постели поднятья не может. Наказание ли это Божие за какие-либо грехи или нет? Бывает, что совсем и не наказание, а может быть даже и награда, в каком-то понимании. Ведь Господь этой болезнью ограждает нас от чего-то худшего, большего зла. Либо мы могли в то время как-то согрешить, либо еще большие скорби обрести.
Бог может войти в жизнь, но — на равных правах; вот как Христос стал Человеком и от этого умер на кресте: да, это я понимаю. Если же Он вторгался бы в жизнь в качестве Бога, то есть со всем Своим всемогуществом, всеведением и т. д., получилось бы так, что земной злодей, который Богом же одарен свободой, в тот момент, когда он ошибочно, не так пользуется этой свободой, стал бы жертвой Божественного гнева, то есть он был бы просто изничтожен, убит. А еще хуже: человек только успел задумать какой-нибудь неправый поступок — Бог его тут же уничтожил бы, потому что Бог знает, что в будущем случится. И все человечество жило бы, одаренное этой проклятой свободой, под вечным страхом: ой, промелькнула злая мысль — сейчас кара придет на меня... Ой, мне захотелось чего-то не того – что сейчас будет?... Это был бы чудовище, а не Бог, Он был бы из злодеев злодей. (Митр. Антоний Сурожский)
«Провидение не хочет зла, которое совершает человек, злоупотребляя данной ему свободой. Оно сделало его свободным не для того, чтобы он делал зло, но чтобы он, по свободному избранию, делал добро. Роптать на Бога, что Он не препятствует совершению зла, — значит упрекать Его в том, что Он дал человеку славную природу, и его действиям придал нравственное благородство, что Он сообщил ему правоспособность к добродетели. Как?! Чтобы воздержать человека от зла, неужели Он должен был ограничить его инстинктом, сделать его животным?» (Руссо. Эмиль).
Преподобный Амвросий Оптинский говорит -«Болезни телесные потребны для очищения плоти, а болезни душевные чрез обиды и поношения потребны для очищения души. Но Господь, не разделяя одно от другого, в Святом Евангелии глаголет: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19) и Претерпевший до конца спасется (Мк. 13:13)».
Не так ли и врач часто нас просит –«Потерпи дорогой, потерпи ещё немного и всё будет хорошо».
Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.(Святитель Димитрий Ростовский)
«Любовь Бога это не сюсюканье, на заигрывание с человечеством, не потакание его слабостям. Любовь Бога направлена к одной цели – избавить человека от власти греха и даровать ему жизнь вечную. И иногда эта любовь подобна любви хирурга к своему пациенту, который режет по живому, чтобы избавить больного от смерти».(иерей Александр Пикалев)
«…сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? (К Евреям 12:4-7)
Приведу живой рассказ нашего современника где доказывается Любовь Бога, Который ради спасения своего чада может поступить сурово. Настоящая Любовь бывает и суровой.
— Каждый встречающийся на пути человек — ангел. Он тебе помощник и встретился недаром. Он тебя или испытывает, или любит. Другого не дано. У меня был случай в молодости. Выпивали мы с приятелем, расстались поздно. Утром звоню узнать, как добрался, а мне говорят: он под электричку упал, обе ноги отрезало. Беда невыносимая, правда? Я к нему в больницу пришел, он говорит: «Тебе хорошо, а я вот...» — и одеяло открыл, а там... ужас! Был он человеком гордым. А стал скромнейшим, веселым. Поставил протезы, жена, четверо детей, детский писатель, счастьем залит по уши. Вот как Господь исцеляет души болезнями физическими! Возможно, не случись с человеком горя, гордился бы дальше — и засох, как корка черствая. Таков труднопереносимый, но самый близкий путь к очищению духовному. Нужно каждую минуту поучаться, каждую минуту думать, что сказать. И созидать, созидать, созидать. Жизнь порой бьет, но эти удары — лекарство. «Наказание» — от слова «наказ». А наказ — это урок, учение. Господь нас учит, как отец заботливый. Ставит маленького сына в угол, чтобы он в следующий раз не делал плохого. Дитя рвется, а отец держит его за руку, чтобы под трамвай не попал. Так и Бог. Искушения — это экзамен. А экзамен зачем? Чтобы его сдать. В этих испытаниях мы становимся все чище и чище. Золото в огне жгут, чтобы оно стало чистым. Так и души наши. Мы должны переносить скорби безропотно, без вопроса «за что?». Это наш путь.( Петр Мамонов) «О смысле жизни». Бог наш есть Бог милости и щедрот и человеколюбия (Пс. 102, 8 и др.), а не Бог мучения и наказания. Мучения — плоды грехов наших и бесплотных отступников от Бога. Потому, если ты скорбишь сердечно, вини в том единственно грех и диавола, а лучше себя, потому что и диавол не причинит тебе никакого зла, если не найдет в тебе ничего, к чему бы можно было пристать.
(Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
Плоды покаяния.
Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк 5.31-32). Постановка точного диагноза гарантирует скорому выздоровлению. : "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" ( 1Ин 1:9). Без покаяния мы не можем спастись, но погибнем: "Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете" (Лк 13:3); "Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши" (Деян 3:19);
"Начало здравия души - видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской". Заметьте, только начало исцеления. А признать себя больным, это поставить точный диагноз. А точный диагноз – это полпути к исцелению. Покаяние в рабстве греху свойственно самой человеческой природе. Это то, что уравнивает царя и последнего нищего. Путь от рабства греху до победы над ним - единственный путь к подлинной свободе во Христе. Быть рабом Божиим - это и есть свобода.
Когда можно сказать, что достиг кто чистоты? - Когда всех людей видит кто хорошими и никто не представляется ему нечистым и оскверненным, тогда подлинно чист он сердцем. ( Исаак Сирин)
Человек в другом человеке способен видеть только то, что имеет в себе самом. Для чистого всё чисто…
«в христианской традиции Церковь воспринимается как духовная “врачебница”, грех – как болезнь, исповедь – лечение, священник – врач: “Ты согрешил? Войди в церковь и покайся в своем грехе... Здесь врач, а не судья; здесь никто не осуждается, но каждый принимает отпущение грехов” (свт. Иоанн Златоуст)»
Покаяние- путь к исцелению как души, так и всякой болезни телесной.
О покаянии и его силе говорит Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Покайтесь и веруйте в Евангелие! Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мк. 1:15; Мф. 4:17). Таковы были первые слова проповеди Богочеловека. Эти же слова доселе произносит Он нам при посредстве Евангелия …
Сила покаяния основана на силе Божией: Врач всемогущ, и врачевство, подаваемое Им, всемогуще». И еще он учит нас: «Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся….. Желающему спастись необходимо принадлежать Православной Церкви, Единой истинной Церкви, и повиноваться ее установлениям. Неслушающего Церковь Господь уподобил язычнику, чуждому Богу. (Епископ Игнатий Брянчанинов)
«Примеры милосердия Божия к кающимся грешникам, которые предлагает Святое Писание, написанное Духом Святым, сохрани в памяти.
Мытаря, великого грешника, возопившего к Нему, Бог простил (Лк. 18:13-14). Блудного сына" расточившего имение свое, живя распутно, Ты с любовью принял (Лк 15:11-24)
Разбойника на кресте, в последний час взмолившегося: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лк. 23.42), простил и сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:43).
Петра, трижды отрекшегося и плакавшего об этом, с любовью принял и возвел в апостольское достоинство.
Манассию, царя Иудеи, ниневитян, беззаконствующих и покаявшихся, простил (2 Пар. 33; Иона 3:10),
Да и Сам говорил: "не хочу смерти грешника" (Иез. 33:11).
Вот так милосерден Бог к кающимся грешникам. Тот же милосердный Бог проявляет и ныне ту же милость к грешникам кающимся (Святитель Тихон Задонский).
«Приведу пример. Теперь представьте себе, что мы с вами сидим в темной комнате. Так получилось, что одежда у нас не очень чистая. Но мы этого не знаем, поэтому нам вполне комфортно. В таком состоянии находится большинство незнающих Христа. Согласитесь?
Вдруг в комнате постепенно начинает зажигаться свет. Господь человеку тоже открывает Себя постепенно в меру человека сил. Человек начинает замечать на себе крупные куски грязи. И чистится.
Свет все ярче. все меньшие куски грязи заметны. А их оказывается все больше. А в Абсолютном Свете Бога заметны такие микроскопические пылинки, но в таком количестве. «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы!»(1Ио: 1,5) (А.И.Осипов)
Жить – не значит накапливать недостатки, а избавляться от них.(Симеон Афонский)Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.( Лк. 15,)
Поэтому высшая цель жизни человека – возвращать радость Богу.