Без всякого сомнения, превосходнейшее по достоинству своему из всех зданий земных есть храм, или дом Божий, церковь. Хотя Бог присутствует повсюду, но в церкви присутствие Его проявляется особенным образом, самым ощутительным и самым полезнейшим для человека»(св. Игнатий Брянчанинов). Крещение является входной дверью в Церковь Христову, через которую человек входит внутрь Её и может пользоваться уже всеми Её дарами. Всеми таинствами, в которых Сам Бог невидимо подаёт Свою помощь в нашем спасении в нашем намерении очистить свою душу от болезней и страстей, которые мы и унаследовали и приобрели сами.
И святитель Димитрий Ростовский призывает страждущих: «Всякий врач, хотящий вылечить телесную болезнь, ищет ее причину: от еды ли, от питья или от какого случая пришла. Но учителя церковные говорят, что во всякой болезни повинен грех…Хотим ли от телесных болезней избавиться? Прежде всего, их причину, грех, вылечим покаянием. Ибо и Христос Господь, добрый Врач, желая уврачевать расслабленного телом, вначале расслабление души его, то есть грехи, лечит, говоря: чадо! Прощаются тебе грехи твои. И потом уже: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой (Мф. 9:2, 6)» Вот и вы сегодня вошли не просто в красивое здание, а в лечебницу, потому что ощутили себя в отрыве от Бога немощными и больными. Кто то болен тщеславием, кто то жадностью, другой завистью, а кто то чревоугодием и обьядением…. Нет в мире ни одного духовно здорового человека. И неизвестно где больше болезней, в медицине или в духовной части человечества.
И можно ли представить себе, что больной язвой желудка осуждает больного циррозом печени, или больной со сломанной рукой судит больного со сломанной ногой…Конечно же только безумный на такое способен. Точно так же и в духовных наших немощах, можно ли судить друг друга? Может ли жадный судить завистливого, или обжора судить пьяницу, пьяница блудника…? Конечно нет! Все мы ужасные духовные инвалиды . Все мы избиты и изранены .
Потому не должно судить никого, хотя бы и собственными очами видел кого согрешающим или коснеющем в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: «Не судите да не судимы будете» (Мф 7.1)
Христос после своего воскресения являлся своим ученикам во плоти изъязвлённой страшными ранами, которые трогал руками один из учеников, чтоб убедиться в том, что Иисус ожил, а не призрак явился им. Укрепил Он их в вере и повелел им идти по всему миру и научать вере все народы и каждого человека, после чего крестить:- Во Имя Отца и Сына и Святого Духа.
Крещение.
Ваше сегодняшнее крещение - и есть первый шаг к вашему духовному оздоровлению. Израненная душа, облитая слезами покаяния радуется началу спасения. Лишь после этого и тело будет погружено в холодную воду как в холодную и сырую могилу, в которую погребаются сегодня все ваши грехи. Из вод крещальной купели, выходит новый человек. Христианин. В первые века христиан называли христами.
Сегодня крещаемому прощены будут все преступления за все годы его жизни. Он как чистый лист бумаги. Но! Характер ваш и все страсти не пройдут сразу и сегодня сами собой ,не исчезнут, хотя бывают такие чудесные случаи, но редко. Как и бывают случаи внезапного полного выздоровления безнадёжных больных в день крещения или после него начинается оздоровление. Это доказывает как слитно живут душа и тело меж собою, и как здоровье одного напрямую зависит от здоровья второго.
Но вы так же свободны творить что хотите. Свободны выбирать добро или зло. КРЕЩЕНИЕ – это входная дверь в Церковь. Кто не вошёл в эту дверь тот не вошёл и в Церковь. Церковь составила обряд крещения для человека, который захотел последовать за Христом. Этот обряд напоминает нам таинство венчания жениха и невесты, где невестой является душа крещаемого человека , а Женихом - Сам Христос, Сама Любовь.
Для Бога один человек никогда не похож на другого; каждый для Него - единственное в своем роде дитя, и каждому предназначена вся любовь и вся сила Божия. По любви Божией душа стала невестой бессмертного Жениха, чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его красоту (Ефрем Сирин). В этом таинстве душа сочетается со Христом и становится его невестой , отрекаясь от всех предыдущих своих грехов и от учителя зла-дьявола. Душа венчается с Великим Мучеником, венчается с Богом, душа венчается с Любовь. Нет более тяжкого труда на земле кроме как трудиться над собой и одерживать победы над страстями и дурной наследственностью, над своими привычками, над своим характером и над своим языком и возделывать в себе любовь к Богу и к каждому своему ближнему. Человек берёт крест на котором будет распинать своего ветхого человека. А с креста не сходят, с креста только снимают. Солёным потом и кровью вы будете добиваться победы над собой, чтоб быть верным Жениху и не возвращаться в плен демонов- мучителей.
Сегодня в душу человека будет всеяно Семя Самого Христа, Нового Адама.
Для того, чтобы что-то зародилось, по-другому зачалось, нужно ведь семя. И всякое семя несет в себе всю информацию своего первоисточника. Точно как в землю всевается семя и из него вырастает точное подобие первоисточника, так и в нашу душу всеваются семена духовные. Они могут быть от Бога, когда сеет Дух Святой, они могут быть от дьявола, но и сами мы обильно сеем. Мы же часто чуждые нам мысли воспринимаем как свои. Но чаще всего это совсем не наши мысли.
Принятое семя от Бога преображает человека. Семя, посеянное дьяволом, разрушает душу человеческую. Всякое семя прорастает и растет и приносит плод подобный себе. Так – же и духовные всходы в душе человеческой растут и укореняются. Потому – то не так легко сквернослову отвыкнуть от злословия, не так – то легко вырвать все всходы посеянные в наши души дьяволом, которые с годами укоренились. Человек мыслит словами и на том языке, который ему родной.
Семя духовное имеет в себе всю информацию. Оно растет и облекается в мысль. Мысль - же облекается в слово, а слово принимает образ. Ум, мгновенно изучив этот образ принимает решение и дает команду мозгу. А мозг — это своего рода телефонная станция. Он дает команды легким, гортани, языку и губам. Происходит рождение слова. Выражения. И каждое слово, произнесенное нами, есть наше дитя, наш плод за который мы в ответе. Святой Григорий Нисский так и сказал:-« Всякое произнесённое слово твоё , уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобою на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя; от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 37). Значит, с каким страхом, как осторожно надо произносить каждое слово. И уметь следить за мыслями ,от кого они.
Всеянное Семя при крещении, его укоренение и возрастание во многом зависит от самого человека. Расцветёт и даст плоды или засохнет уже назавтра. Одолеть даже одну страсть в себе или даже привычку без помощи Самого Бога невозможно. Ибо за каждой привычкой или страстью скрыт сам дьявол со всеми своими бесами. Незря кто то сказал –«Следи за своими мыслями - они становятся словами, Следи за своими словами - они становятся поступками, Следи за своими поступками - они становятся привычками, Следи за своими привычками - они становятся характером, Следи за своим характером - он определяет твою судьбу!».
Но после крещения человек теперь может в храме подходить ко всем лекарствам- таинствам Церкви и почерпать из них силу и помощь Самого Бога для исцеления души и тела.
Почему спасение возможно только в Церкви Православной? Потому что – это единственное место на земле, где учение Самого Творца Бога через Господа Иисуса Христа ещё не испорчено и не изменено в угоду греховному миру сему, страстям человеческим. Только в Церкви накоплен и сохранён огромный духовный опыт людей за 2000 лет по исцелению души человека. Кто то возразит, что добрым и любвеобильным можно быть и без Бога и без Веры. Да, можно, но не зная и не понимая глубин духовной жизни и всех подводных острых камней в ней, человек способен погубить свою душу этим самомнением и самолечением без призывания на помощьГлавного Врача, Иисуса Христа и Его опытных исцелённых пациентов, которые успешно исцелены были и потому поделились своим опытом выздоровления духовного и достижения святости.. Они теперь называются Учителями Церкви, Святыми отцами.
"Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения; он проповедует, трубит о себе, о делах своих, не обращая никакого внимания на воспрещение Господа (Мф. 6, 1-18); ненавистью и мщением платит тем, которые осмелились бы отворить уста для самого основательного и благонамеренного противоречия его правде: признает себя достойным и предостойным наград земных и небесных. Напротив того, делатель евангельских заповедей всегда погружен в смирение: сличая с возвышенностью и чистотою всесвятых заповедей свое исполнение их, он постоянно признает это исполнение крайне недостаточным, недостойным Бога; он видит себя заслуживающим временных и вечных казней за согрешения свои, за нерасторгнутое общение с сатаною, за падение, общее всем человекам, за свое собственное пребывание в падении, наконец, за самое недостаточное и часто превратное исполнение заповедей"(Святитель Игнатий Брянчанинов)
Без веры в Бога, без Христа невозможно угодить Богу, какие бы подвиги человек не творил. « Кто не собирает со Мною, тот расточает..»-говорит Христос.
«И правда, слышится странно: человек совершает высокий подвиг, жертвует жизнью ради ближнего, умирает ради того, чтоб другой мог счастливо жить, - и за душу такого героя можно сомневаться, что она спасена; ему еще может грозить ад? Разве такой поступок не омывает всех грехов человека? - Звучит как будто жестоко. Но посмотрим с другой стороны: если этот герой не ради Христа, не по учению Евангелия, не из веры христианской почерпнул силы в подвиге, если не Христовой силой совершилось это самопожертвование, не во Имя Божие, то тогда выходило бы, что и без веры, и без Христова искупления человек может спастись; значило бы, что в самом падшем человеке сохранилась та сила и чистота, которые достаточны для его оживления, для того, чтоб ему самому вырваться из цепей греха. Тогда зачем понадобилась страшная Жертва Голгофская, зачем учение Христово, Евангелие, Церковь? Зачем таинства, молитвы, посты, подвиги христианские? Тогда было бы достаточно только одного желания нашего и усилия воли, даже и вера не нужна... Как же это? (Архимандрит Лазарь (Абашидзе).
Святой Анастасий Синаит, один из ранних отцов Церкви, сказал: «Православие – это истинное представление о Боге и творении». То есть Православие – это правая вера, это – вместилище Истины. Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь», Он – воплощенная Истина.
Жених и невеста
Что между собой жених и невеста, то и Христос и христианская душа. Невеста жениху обручается. Так и душа человеческая верою обручается Христу, Сыну Божию и омывается банею Крещения. Невеста оставляет дом и родителей и прилепляется к одному своему жениху. Так и христианская душа, обручившаяся с Христом, Сыном Божиим, должна оставить мир и мирские прихоти и прилепиться к одному своему Жениху Иисусу Христу; к чему Святой Дух через пророка увещевает ее: «Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей»(Пс.44:11–12). Невеста одевается в платье цветное и украшается, чтобы понравиться жениху своему. Так и душа христианская должна одеваться в подобающее для нее одеяние и украшать себе внутри, чтобы понравиться своему Жениху, Иисусу Христу. Одеяние души указывает Святой Дух через апостола: «облекитесь, как избранные Божий, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол.3:12).
Добрая невеста хранит верность своему жениху. Так и душа христианская должна быть верна Иисусу Христу до смерти, о чем Сам Христос ей говорит: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни»(Откр.2:10). Добрая невеста никого не любит так же или более, чем своего жениха. Так и душа христианская не должна любить никого равно, а тем более сильнее, чем Христа, Жениха своего. Не нравится невеста жениху, когда равную с ним, а особенно, когда большую любовь другому отдает. Так и душа христианская не угодна Христу, когда другое что равно Христу, или, что хуже того, более Его любит. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», – говорит Христос (Мф.10:37). Благородство, честь и достоинство невесты от жениха зависит. Так и души христианской честь, благородство и достоинство от Христа зависит. Чем благороднее жених, тем благороднее бывает и невеста, с ним обрученная. Но так как нет никого более честного, благородного и достойного, чем Христос, Сын Божий, то и для христианской души не может быть большей чести и достоинства, как быть обрученною невестой Христа, Сына Божиего. Честь, благородство и достоинство невесты не видно, пока с женихом своим браком не соединится. Так и души христианской честь и слава не видна, пока браком с Иисусом Христом не соединится в будущем веке. «Возлюбленные, – говорит апостол, – ...еще не открылось, чтó будем» (1Ин.3:2). Покажется слава и достоинство невесты, когда с женихом своим благороднейшим браком соединится. Так откроется превеликая слава христианской души, когда во Втором пришествии Его, браком с Ним соединится. Тогда она подобна будет прекраснейшему своему Жениху. «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).
После брака невеста в дом жениха приводится с весельем. Так и душа христианская введется в дом и палату Небесного своего Жениха, Иисуса Христа, с радостью и весельем (Пс.44:16). «Господь их возвратит, и придут в Сион с радостью и веселием вечным; ибо на главе... их веселье и хвала и радость примет их, удалятся печаль и воздыхание» (Ис.51:11). После брака бывает пир и веселье. Так и на браке этом будет великая вечеря, радость и веселье. Тогда есть будут, пить будут, радоваться будут, веселиться в веселии сердца будут (Ис.65:13–14). Это открылось святому апостолу Иоанну: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуия! Ибо воцарился ГосподьБог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр.19:6–8).
Жених радуется о невесте своей, и невеста о женихе своем. Так и возрадуется Христос, Жених Небесный, о душах спасшихся и прославленных. «И как жених радуется о невесте, так возрадуется Господь о тебе» (Ис.62:5). И души возрадуются о пресладком и прекрасном Женихе своем во веки веков.«Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения, одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10). Об этом таинственном обручении и браке говорит Господь через пророка: «Обручу тебя Себе навек, и обручу тебя Себе в правде и суде, в милости и щедротах. И обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа» (Ос.2:19–20). И апостол говорит христианам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:2). Постараемся, возлюбленный христианин, очистить себя покаянием и души наши украсить одеждой добродетелей. Да угодим Небесному нашему Жениху, Иисусу Христу, и примет нас в небесный Свой и вечный чертог.
(Святитель Тихон Задонский )
Предостережения.
Что же ожидает те души, которые сегодня сочетаясь с Богом и став живой частичкой Его тела, частью Церкви, обещая быть верным Жениху своему-Христу Богу, а уже завтра забывают о данном обещании? Своевременны и слова недавней проповеди святейшего патриарха Кирилла -"Если же человек перестает наблюдать за самим собой, он с легкостью делает ошибки, совершает грехи и преступления. Ведь Иуда не родился предателем. Наверное, вступая в круг ближайших учеников Спасителя, он и представить себе не мог, что предаст Господа. Но где-то произошел внутренний надлом, где-то были сняты внутренние тормоза, так что финалом стали предательство Божественного Учителя и самоубийство. Пример Иуды должен предостеречь каждого из нас от легкомысленного отношения к своей внутренней духовной жизни. (Патриарх Кирилл .Москва 2013)
"- Ешь, пей веселись!!! Бери от жизни ВСЁ! -вновь и вновь будет внушать вам дьявол. И уже сегодня кто то по приходе из храма сочинит гульбища и пьянки, отмечая это великое событие-Крестины. И внявший становится желанной добычей дьявола. Его цель- посмеяться над душой крещённого. Духовная блудница - это верующий человек, который, пообещав свою девственность Жениху - Христу, всё ещё гуляет «налево», к «старому мужу», кем является дьявол, плоть самого человека и в целом весь мир сей.
«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). Блудница - это тот верующий, который хочет и Жениха-Христа не потерять и не может отказаться от любимого, старого «мужа». Поэтому такой верующий принимает только вид духовного брата, оставаясь при этом грешником. С такими «братьями» Павел призывал даже не сообщаться: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор.5:11).
Дьявол своей добычи просто так не оставит, и в конце концов утянет в вечные адовы мучения.
Спросите, а что же Бог? Почему не вступился? Ответ один - Бог сегодня больше чем вступается за вас. Он принимает вас в Своё Тело в этом таинстве и даже обещает вам сверхъестественные возможности и даже стать наследниками Царствия Его Небесного. Если имеете веру, сможете наступать на змея и на скорпиона, сможете исцелять и даже воскрешать мёртвых, сможете и горы передвигать… Ничего нет невозможного для верующего и любящего христианина. Первые христиане, почти каждый из них, одним прикосновением руки мог исцелить любого больного. Но самое чудо из всех чудес вы можете уже начать творить уже сегодня, это исправлять в себе испорченную свою душу, ориентируясь на Христа, Который Сам на Кресте распял свою пречистую Плоть за нас. Безгрешный за грешных, чистый за нечестивых . И мы этим примером призваны распинать свою грешную плоть, не давая ей властвовать над душой . Сам Господь сказал:тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их' (Мф. 7, 14).
Не думайте, что крещение решит все наши проблемы в жизни. Всё зависит от нашего искреннего глубокого покаяния. А крещение- это уже результат покаяния и веры. В противном случае можете и 100 раз окреститься и никакого крещения с нами не произойдёт. А в Церкви крестят только один раз в жизни ,как и человек рождается в мир всего один раз. Нашего покаяния, нашего стремления стать лучше, более всего страшится дьявол. Он теряет в вас опору. Теряет раба своего.(А.И.Осипов) По внушению дьявола первые люди в Раю захотели воровски без труда стать богами. И вот вы наплевав на дьявола и на все его дела, в прямом смысле плюёте слюной на запад. По сути вы покидаете его «духовный гарем» и объявили ему войну, встав в одни ряды со всеми христианами, со всеми ангелами и архангелами небесными, со всеми святыми угодниками божиими. Бежать с этого поля боя уже не получится. Здесь или вечная победа будет или вечная погибель. Победа гарантирована только тому, кто теперь не оторвётся от Христа и будет соединён с Ним молитвою и всеми богослужебными святыми таинствами в Церкви. До последнего дня, до последнего своего вздоха будет идти война.
В молитвах у Бога вы будете просить не только здравия и благополучия, но и терпения ,смирения… .А вот приобретаются то они как раз через искушения, т.е. через испытания, где закаляются просимые эти качества. Вас могут незаслуженно обругать, оскорбить, побить, у вас могут украсть, вам будут завидовать, вас лишат чего то…и т.д. и т. п. Вы не посмеете более оскорбить своего подчиненного по привычке , вы не сможете укрывать налоги от государства и проводить какие то махинации в деле, разорить конкурента. Не сможете украсть даже ржавого гвоздя и одного киловатта электроэнергии. Если у вас торговый бизнес, то вы прекратите торговать пивом , водкой и табаком. Если вы думаете что войдя в храм рядом с вами все находящиеся люди, , являются тотально-гуманными, просвещенными, толерантными, высококультурными, здоровыми, и т.д. то однажды ваше очарование обернется разочарованием. Точно так же как вы войдя в поликлинику видите вокруг себя различных больных. Где и врачи такие же люди и точно так же болеют и умирают. Так и в храме собираются все больные и душой и телом, в том числе и священники и епископы. Они ведь из тех же людей и того же общества. Не с Небес они свалились к нам. Потому можете услышать и заполучить иногда то от чего пытались скрыться в Церкви. И начинают шарахаться и в конце концов покидают храм…А зря. Разве вы убегаете из стен больницы, когда видите рядом больных и увечных. И здесь вы в окружении тяжко болящих.
"Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников"(Прп. Ефрем Сирин)
Тем и отличаются сыны Божии, что живут они в скорбях; а мир гордится роскошью и покоем. (Исаак Сирин)
Православие не может быть "удобным", если оно конечно, не подделка. Без боли в сердце нельзя прикоснуться к Богу.(Иеромонах Серафим Роуз).
О мирской суете
Когда священник совершает таинство Крещения, в одной из молитв он просит Бога о том, чтобы будущему христианину удалось в своей жизни избежать мирской суеты. Что такое мирская суета? Суета — это чрезмерные земные привязанности, дела, заботы и попечения. Обычно мы недооцениваем опасности всего этого. Однако суета очень опасна, потому что похищает у нас нашу жизнь, наше время, наши силы и в конечном итоге — нашу бессмертную душу. И об этом нас предупреждает Христос в Евангелии.