Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Иконописание после 1917 г.



Революция бесспорно явилась страшной трагедией для России. Именно на этот тяжелый для жизни Церкви семидесятилетний период приходиться почти окончательное признание в церковной среде достоинств средневековой церковной живописи и богословское обоснование необходимости только подобного ему письма. Немало этому поспособствовал героический труд иконописцев, искусствоведов и религиозных мыслителей в СССР, основывавшихся на дореволюционном богословском наследии. Творчество художников-иконописцев В.О.Кирикова , А.А.Комаровского , М.Н.Соколовой , работавших в древнерусской манере и технике, можно приравнять к подвигу. Их деятельность носила не только охранительный характер. Они развивали это искусство, оставив в написанных ими иконах облик своей высокодуховной жизни. Иконописцы ориентировались на древнерусскую иконопись XIV-XV вв., времени духовного подъема Руси. К застойному периоду относиться такой важный для своего времени шаг со стороны Патриархии, как образование Софринских иконописных мастерских. Несмотря на множество отрицательных качеств, свойственным этим мастерским, через них прошло много ныне известных современных иконописцев, в том числе А.Лавданский и др. Наиболее известным и талантливым иконописцем, долгое время связанным с Софриным, являлся А.Чашкин . Самый яркий негативный элемент этой организации, препятствующий развитию иконописи - это ее коммерческий характер. Произведения, создающиеся в Софрино, в основном ориентированы на спрос и рынок. То есть orромное внимание уделяется лишь внешнему блеску, а не внутреннему содержанию иконы. Творческому поиску и развитию иконописца здесь места практически нет. Как следствие поставленного на поток производства.

После прихода к власти большевиков развитие церковной живописи на территории России было практически остановлено. Живописные работы в действующих храмах обычно носили поновительский характер. К немногочисленным исключениям относится творчество В. А. Комаровского, начавшего работать в 10-х гг. ХХ в., и М. Н. Соколовой (монахини Иулиании), учившейся уже в 20-х гг. у иконописца-реставратора В. О. Кирикова.

В 1928–1929 гг. В. А. Комаровский расписал церковь Св. Софии на Софийской набережной в Москве (сейчас под побелкой), а в 1936 г.— алтарь кладбищенской церкви в Рязани (роспись переписана). Вслед за Д. С. Стеллецким художник стремился воссоздать иконографию и стиль древней иконописи, что в послеоктябрьское время приобрело явный смысл неприятия советской идеологии (художник был расстрелян в 1937). М. Н. Соколова много занималась копированием древних икон и фресок, после войны трудилась над украшением храмов ТСЛ, в 1958 г. организовала иконописный кружок при МДА.

 

 

Вывод

 

На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.

 

Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

 

Духовные подъемы и спады ярко отразились в русской иконописи XV-XVII веков, когда Русь освободилась от татарского ига. Тогда русские иконописцы, поверив в силы своего народа, освободились от греческого давления и лики святых стали русскими.

 

Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.

 

Не смотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

 

 

Источники.

www.icona.ru Раздел "Статьи" "Сравнительная характеристика русских иконописных школ" Из кн. Кравченко А.С., Уткина А.П. "Икона". М., 1993

nesusvet.narod.ru Раздел "Библиотека". Евг. Трубецкой. Умозрение в красках

www.icon.orthodoxy.ru Раздел "Статьи" "Православноая икона" Статья монахини Иулиании, иконописицы Троице-Сергиевой Лавры

voskres.orthodoxy.ru/rublev Иконы Андрея Рублева

www.liturgy.ru Изобразительные средства православной иконы и их символика

www.icons.spb.ru Коллекция православных икон

Культурология. История мировой культуры. Под ред. Марковой А. И. - М., "Культура и спорт", 1998.

Малюга Ю.Я Культурология. - М., "Инфра-М", 1998.

В. Д. Сарабьянов, Э. С. Смирнова. История древнерусской живописи.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.