Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Новгородская иконопись.



Ростовская Государственная Консерватория (Академия)

Им. С. В. Рахманинова

Кафедра музыкальной звукорежиссуры и информационных технологий

 

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ИКОНЫ

 

Выполнила: студентка 3 курса заочного отделения Кондратьева Д.В.

Проверил: ________________________

Ростовской государственной консерватории

(академия) им. Рахманинова

_____________________________

 

Ростов-на-Дону 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

страница

 

Введение…………………………………………..................................3

Домонгольский период……………..……………………….…..........4

Первая половина XIII века………..………………………………….16

Монгольское нашествие и иконопись середины — второй половины XIII века……………………………………..…….………18

XIV век. Новые связи с Византией……...………………..................23

Расцвет русской иконописи в начале XV века. Преподобный Андрей Рублёв………………………………………………………..33

2 половина XV века. Дионисий.………………………….................37

XVII век……………...………………………………………..............40

XVIII век……………………………………….………..…………….41

XIX - нач. XX в.………………………………………………….……...43

Иконописание после 1917 г………...…………………………..........44

Вывод………...…………………………………………………..........47

Источники………………….………...…………………………..........48

Введение.

Во времена зарождения идеи христианства на проповедников этой религии и на ее атрибутику были жестокие гонения со стороны язычников. Поэтому не так много изображений лика святого того времени дошло до нас. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах. Позднее изображение лика Святых делалось на стенах храмов и появилось отдельное изображение в виде иконы.

Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.

Однако, до сих пор икона является неотъемлемой частью православной традиции. На Руси всегда существовала традиция: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело — его сопровождал иконописный образ. Икона - это общехристианское духовное наследие.

Домонгольский период.

Иконопись появилась на Руси в 10 в., после того как в 988 году при князе Владимире Святославиче Русь приняла от Византии новую религию - христианство. К этому времени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической систему изображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. Русь получила икону как одно из "оснований" новой религии.

Хотя христианские храмы существовали в Киеве и раньше, именно после 988 года началось строительство первой каменной церкви в Киеве, названной Десятинная. Строительство и внутренняя роспись церкви были выполнены приглашенными византийскими мастерами. Десятинная церковь не сохранилась, но археологические находки позволяют утверждать, что важнейшие части её росписи были выполнены в технике мозаики, а весь остальной храм был украшен фреской. Первый храм 996—1240 (разрушена ханом Батыем). Второй храм 1842—1928 (разрушена при советской власти).

Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года.

Десятинная церковь в XIX веке.

Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым.

Софийский собор (Киев, 1037г.)

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век

Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век

Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век

Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век

Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конце (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви. На столбах триумфальной (алтарной) арки сохранилось изображение Благовещения (на северном столбе — фигура архангела Гавриила, на южном — Богоматери). Мозаика, как и другие мозаичные и фресковые сюжеты собора, датируется временем его создания и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены. Остальная часть интерьера была расписана фресками, многие из которых до наших дней не сохранились.

Стиль как мозаик, так и фресок точно соответствует особенностям византийского искусства 1-й половины XI века, то есть аскетическому стилю.

Эти аскетические лики могут показаться безжизненными, окончательно иссохшими. На самом деле, именно благодаря воспрещению "червонных уст" и "одутловатых щек"* в них с несравненной силой просвечивает выражение духовной жизни, и это не смотря на необычайную строгость традиционных, условных форм изображения. И положение туловища святого, и взаимоотношение его крест-накрест сложенных рук, и сложение его благоволящих пальцев; движение стеснено до крайности, исключено все то, что могло бы сделать Спасителя и святых похожими на "таковых же, каковы мы сами". Выделяется взгляд святого, выражение его глаз, то есть то самое, что составляет высшее сосредоточие духовной жизни человеческого лица.

Поскольку икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, следовательно, подчинена его архитектурному замыслу. Отсюда изумительная архитектурность русской религиозной живописи: подчинение архитектурной форме чувствуется в иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и в непосредственной связи ее с церковным знанием.

Весь домонгольский период греческих иконописцев продолжали активно приглашать. Различить их произведения и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Стенописи и иконы в основном сходны с современными им течениями в иконописи Византии.

Выполнившие роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре константинопольские иконописцы остались в монастыре, где основали иконописную школу. Из неё вышли первые известные русские иконописцы — преподобные Алипий и Григорий.

Алипий Печерский , умер в 1114г.

«Ярославская Оранта», по предположению работа Алипия.

Григорий Иконописец

Новгородская иконопись.

Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.

Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Сохранилась икона апостолов Петра и Павла, хранящаяся в Новгородском музее вместе со своим древним окладом.

Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI века.

Необычным для византийского искусства является гигантский размер икон, предназначенных для огромного храма.

Икона Божией Матери «Одигитрия»

Спас Златая риза. XI век (дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 242 × 148 см)

Из Георгиевского собора Юрьева монастыря происходят две иконы 1130-х гг: «Устюжское Благовещение» и ростовая икона святого Георгия. Иконы также большого размера и превосходного исполнения. Размеру соответствует и монументализм образов. Икона «Устюжское Благовещение» имеет редкие иконографические детали, выражающие христианское учение о Боговоплощении. Сверху на иконе изображён сегмент небес с изображением Ветхого Денми — символического образа Христа — от которого на Богоматерь сходит луч, показывающий действие Святого Духа. На фоне фигуры Богоматери в красных тонах написан сидящий Младенец Христос, воплотившийся в Её чреве.

Благовещение «Устюжское». XII век.

Святой Георгий. ок. 1130 года (дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 230 × 142 см)

Плохо сохранилась чтимая новгородская икона Богоматери «Знамение», исполненная в 1130—1140-х гг. Икона была изначально процессионной (выносной) и прославилась в 1169 году, когда Новгород был спасен от осады суздальскими войсками. На лицевой стороне изображена Богоматерь с медальоном на груди, в котором представлен Спас Эммануил. Древняя живопись здесь почти совершенно утрачена, её небольшие раскрытые фрагменты соседствуют с поздними слоями. Лучше сохранился оборот иконы с фигурами апостола Петра и мученицы Натальи (по другой версии Иоакима и Анны — родителей Богоматери).

Икона Знамение Пресвятой Богородицы, XII век

В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту.

Спас Нерукотворный. Около 1191 года.

Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой, напротив, оборот иконы с фигурами поклоняющихся ангелов поражает экспрессивностью стиля, сходного с комниновским маньеризмом, появившемся в иконописи XII века.Ттечение, склонное к нарушению уравновешенности и гармонии в сторону большей спиритуализации образа. В некоторых случаях это достигалось повышенной экспрессией живописи. В самых поздних произведениях XII столетия чрезвычайно усиливается линейная стилизация изображения. И драпировки одежд и даже лики покрываются сетью ярких белильных линий, играющих решающую роль в построении формы. Здесь, как и раньше, свет имеет важнейшее символическое значение. Стилизуются и пропорции фигур, которые становятся чрезмерно вытянутыми и тонкими. Свое максимальное проявление стилизация достигает в так называемом позднекомниновском маньеризме.

Икона святителя Николая была создана также в самом конце века и сочетает в себе монументальность с маньеристичностью черт лика. Это наиболее византинизированная икона Новгорода того времени. На полях иконы расположены изображения святых, это станет распространённой новгородской традицией.

 

Поясной Николай Чудотворец с избранными святыми. XII век — средник, XIII век — поля (дерево, паволока, левкас, темпера. 145 × 94 см)

Широко известна небольшая оглавная икона архангела Гавриила, получившая название «Ангел Златые власы». Большой, занимающий почти все пространство иконы, лик архангела с ещё более увеличенными глазами производит впечатление ясности и спокойствия. В то же время, этому образу свойственна особая лиричность и тонкая эмоциональность, унаследованная от комниновского искусства и близко воспринятая на Руси.

 

 

Ангел златые власы. Конец XII века.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.