Монгольское нашествие и иконопись середины — второй половины XIII века……………………………………..…….………18
XIV век. Новые связи с Византией……...………………..................23
Расцвет русской иконописи в начале XV века. Преподобный Андрей Рублёв………………………………………………………..33
2 половина XV века. Дионисий.………………………….................37
XVII век……………...………………………………………..............40
XVIII век……………………………………….………..…………….41
XIX - нач. XX в.………………………………………………….……...43
Иконописание после 1917 г………...…………………………..........44
Вывод………...…………………………………………………..........47
Источники………………….………...…………………………..........48
Введение.
Во времена зарождения идеи христианства на проповедников этой религии и на ее атрибутику были жестокие гонения со стороны язычников. Поэтому не так много изображений лика святого того времени дошло до нас. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах. Позднее изображение лика Святых делалось на стенах храмов и появилось отдельное изображение в виде иконы.
Русская иконопись — развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства.
Однако, до сих пор икона является неотъемлемой частью православной традиции. На Руси всегда существовала традиция: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело — его сопровождал иконописный образ. Икона - это общехристианское духовное наследие.
Домонгольский период.
Иконопись появилась на Руси в 10 в., после того как в 988 году при князе Владимире Святославиче Русь приняла от Византии новую религию - христианство. К этому времени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической систему изображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. Русь получила икону как одно из "оснований" новой религии.
Хотя христианские храмы существовали в Киеве и раньше, именно после 988 года началось строительство первой каменной церкви в Киеве, названной Десятинная. Строительство и внутренняя роспись церкви были выполнены приглашенными византийскими мастерами. Десятинная церковь не сохранилась, но археологические находки позволяют утверждать, что важнейшие части её росписи были выполнены в технике мозаики, а весь остальной храм был украшен фреской. Первый храм 996—1240 (разрушена ханом Батыем). Второй храм 1842—1928 (разрушена при советской власти).
Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года.
Десятинная церковь в XIX веке.
Наиболее известным ансамблем домонгольского периода в Киеве являются мозаики и фрески Софийского собора, построенного в XI веке Ярославом Мудрым.
Софийский собор (Киев, 1037г.)
Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора, XI век
Благовещение. Мозаика на алтарных столбах, XI век
Иоанн Златоуст. Мозаика, XI век
Святитель Василий Великий. Мозаика алтаря, XI век
Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века, выполненных византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конце (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние святые епископы, Отцы Церкви. На столбах триумфальной (алтарной) арки сохранилось изображение Благовещения (на северном столбе — фигура архангела Гавриила, на южном — Богоматери). Мозаика, как и другие мозаичные и фресковые сюжеты собора, датируется временем его создания и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены. Остальная часть интерьера была расписана фресками, многие из которых до наших дней не сохранились.
Стиль как мозаик, так и фресок точно соответствует особенностям византийского искусства 1-й половины XI века, то есть аскетическому стилю.
Эти аскетические лики могут показаться безжизненными, окончательно иссохшими. На самом деле, именно благодаря воспрещению "червонных уст" и "одутловатых щек"* в них с несравненной силой просвечивает выражение духовной жизни, и это не смотря на необычайную строгость традиционных, условных форм изображения. И положение туловища святого, и взаимоотношение его крест-накрест сложенных рук, и сложение его благоволящих пальцев; движение стеснено до крайности, исключено все то, что могло бы сделать Спасителя и святых похожими на "таковых же, каковы мы сами". Выделяется взгляд святого, выражение его глаз, то есть то самое, что составляет высшее сосредоточие духовной жизни человеческого лица.
Поскольку икона в ее идее составляет неразрывное целое с храмом, следовательно, подчинена его архитектурному замыслу. Отсюда изумительная архитектурность русской религиозной живописи: подчинение архитектурной форме чувствуется в иконописном изображении: каждая икона имеет свою особую внутреннюю архитектуру, которую можно наблюдать и в непосредственной связи ее с церковным знанием.
Весь домонгольский период греческих иконописцев продолжали активно приглашать. Различить их произведения и работы первых отечественных мастеров ещё очень трудно. Стенописи и иконы в основном сходны с современными им течениями в иконописи Византии.
Выполнившие роспись Успенского собора в Киево-Печерском монастыре константинопольские иконописцы остались в монастыре, где основали иконописную школу. Из неё вышли первые известные русские иконописцы — преподобные Алипий и Григорий.
Алипий Печерский , умер в 1114г.
«Ярославская Оранта», по предположению работа Алипия.
Григорий Иконописец
Новгородская иконопись.
Древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде.
Из Софийского собора происходят несколько огромных икон, входивших в древнейшее убранство храма. Сохранилась икона апостолов Петра и Павла, хранящаяся в Новгородском музее вместе со своим древним окладом.
Апостолы Пётр и Павел. Икона середины XI века.
Необычным для византийского искусства является гигантский размер икон, предназначенных для огромного храма.
Икона Божией Матери «Одигитрия»
Спас Златая риза. XI век (дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 242 × 148 см)
Из Георгиевского собора Юрьева монастыря происходят две иконы 1130-х гг: «Устюжское Благовещение» и ростовая икона святого Георгия. Иконы также большого размера и превосходного исполнения. Размеру соответствует и монументализм образов. Икона «Устюжское Благовещение» имеет редкие иконографические детали, выражающие христианское учение о Боговоплощении. Сверху на иконе изображён сегмент небес с изображением Ветхого Денми — символического образа Христа — от которого на Богоматерь сходит луч, показывающий действие Святого Духа. На фоне фигуры Богоматери в красных тонах написан сидящий Младенец Христос, воплотившийся в Её чреве.
Благовещение «Устюжское». XII век.
Святой Георгий. ок. 1130 года (дерево, паволока, левкас; яичная темпера. 230 × 142 см)
Плохо сохранилась чтимая новгородская икона Богоматери «Знамение», исполненная в 1130—1140-х гг. Икона была изначально процессионной (выносной) и прославилась в 1169 году, когда Новгород был спасен от осады суздальскими войсками. На лицевой стороне изображена Богоматерь с медальоном на груди, в котором представлен Спас Эммануил. Древняя живопись здесь почти совершенно утрачена, её небольшие раскрытые фрагменты соседствуют с поздними слоями. Лучше сохранился оборот иконы с фигурами апостола Петра и мученицы Натальи (по другой версии Иоакима и Анны — родителей Богоматери).
Икона Знамение Пресвятой Богородицы, XII век
В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте поклонения кресту.
Спас Нерукотворный. Около 1191 года.
Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой, напротив, оборот иконы с фигурами поклоняющихся ангелов поражает экспрессивностью стиля, сходного с комниновским маньеризмом, появившемся в иконописи XII века.Ттечение, склонное к нарушению уравновешенности и гармонии в сторону большей спиритуализации образа. В некоторых случаях это достигалось повышенной экспрессией живописи. В самых поздних произведениях XII столетия чрезвычайно усиливается линейная стилизация изображения. И драпировки одежд и даже лики покрываются сетью ярких белильных линий, играющих решающую роль в построении формы. Здесь, как и раньше, свет имеет важнейшее символическое значение. Стилизуются и пропорции фигур, которые становятся чрезмерно вытянутыми и тонкими. Свое максимальное проявление стилизация достигает в так называемом позднекомниновском маньеризме.
Икона святителя Николая была создана также в самом конце века и сочетает в себе монументальность с маньеристичностью черт лика. Это наиболее византинизированная икона Новгорода того времени. На полях иконы расположены изображения святых, это станет распространённой новгородской традицией.
Поясной Николай Чудотворец с избранными святыми. XII век — средник, XIII век — поля (дерево, паволока, левкас, темпера. 145 × 94 см)
Широко известна небольшая оглавная икона архангела Гавриила, получившая название «Ангел Златые власы». Большой, занимающий почти все пространство иконы, лик архангела с ещё более увеличенными глазами производит впечатление ясности и спокойствия. В то же время, этому образу свойственна особая лиричность и тонкая эмоциональность, унаследованная от комниновского искусства и близко воспринятая на Руси.