Разорение Руси Батыем в 1237-40 гг. оказало сильнейшее влияние на развитие иконописи. Южные и западные русские княжества были сильно разорены и со временем вошли в состав Литвы. Политический и церковный центр окончательно сместился в северо-восточную Русь. В 1299 году митрополит Максим перенес свою кафедру из Киева во Владимир на Клязьме. Северо-восток хотя и был жестоко разорен, но к концу века здесь начала возрождаться художественная жизнь, функционировала иконописная мастерская в Ростове. Новгород и Псков не были затронуты монгольским нашествием, но оно сильно повлияло на развитие их культуры.
Ряд икон, происходящих из разных мест и относимых к середине века, показывает, как менялась русская иконопись под воздействием новой исторической ситуации. Из икон уходит гармония, свойственная византийским произведениям. Приемы письма консервируются и упрощаются.
икона Спаса из села Гавшинка под Ярославлем
Святые Борис и Глеб. Икона второй половины XIII века.
Икона святых Бориса и Глеба - древнейшая из сохранившихся и восходящая к образцу XI века. Для нее характерна резкость подачи, повышенная активность. Образы наделяются несокрушимой волей и твердостью в вере. Икона может быть новгородской или тверской и была создана ближе к концу века. В ней все же больше чувствуется наследие предшествующего времени.
Новгород.
В новгородских иконах этого времени ярко выразились местные архаичные черты, отчасти уже проступавшие в первой половине века.
Николай Чудотворец. XIII век (дерево, темпера. 67,6 × 52,5 см)
К середине столетия относят икону Николая Чудотворца из Духова монастыря . Небывалая жесткость линий и одноплановая характеристика образа свидетельствуют о разрыве с прежней традицией. Однако, такие простые и сильные образы нравились новгородцам.
Новые качества чрезвычайно усиливаются к концу века. Почти исчезает объёмная проработка формы, яркие локальные пятна цветов сочетаются с жёсткими линиями. Большинство таких икон написаны на красных фонах.
Свв. Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. 2 пол. XIII век.
Необычна огромная храмовая икона Николая Чудотворца из церкви Николы на Липне.
Никола Липный. Алекса Петров. 1294 год.
Сохранившаяся снизу иконы надпись упоминает имя иконописца — Алекса Петров и год создания иконы — 1294. Святой изображен по пояс в окружении множества святых на полях. По сторонам от головы святого Николая изображены Спаситель и Богоматерь, протягивающие ему Евангелие и омофор (иллюстрация так называемого никейского чуда, произошедшего на Первом Вселенском соборе). Фигура святого написана плоской, но лик тщательно проработан с тонкими тональными переходами. Удивляет обилие орнаментов на одеждах и нимбе. Кроме того, в иконе чувствуется связь с западноевропейской традицией. Новгород действительно много контактировал с соседними европейскими странами.