Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Половина XV века. Дионисий.



Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец (изограф) конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. В 1481 году артель, возглавляемая Дионисием, расписывает Успенскую церковь в Москве. Наиболее известные работы Дионисия — стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром.

Одигитрия Смоленская. 1482 г.

Димитрий Прилуцкий с житием, икона из Спасо-Прилуцкого монастыря. Ок. 1503 г.

Варвара Великомученица

 

XVI век.

Святитель Макарий, Митрополит Московский

Всероссийский митрополит Макарий родился ок. 1482 г. в Москве в семье благочестивых родителей. Жизнь его прошла в период царствования царя Ивана Грозного. Получив навык иконо- писания, святитель «поновляет» великую святыню Новгородской земли — икону Бого-матери «Знамение». Он заботится о сохранении Рублевского стиля в иконописи, уделяет большое внимание письменности…

После смерти митрополита Макария 31 декабря 1563 г в эпоху опричнины о достоинстве человека уже никто не вспоминал, образ и подобие Божие находилось втуне. И это отразилось в зеркале иконы. Уходит из иконы свет.

Недостаток света в иконах начинают подменять металлической басмой - серебряной, золотой и т.д. В XVI веке довольно часто поля и фон иконы выкладывают тесненной басмой. Это повышает декоративный эффект иконы и даже в некоторой степени возвращает фону драгоценность, понимаемую часто материально. Но эта подмена настолько существенна, что начинает менять природу самого образа. В традицию входит обычай украшать икону окладами, венцами, цатами и другими украшениями, которые порой закрывают полностью живопись иконы, так что видны только лик и руки("личное"). Появилась традиция - иконы станут писать специально "под оклад", то есть прописывая личное, а остальное оставляя в грубой наметке. Для классического иконописания это было немыслимо, потому что икона, как зеркало Божьей славы, отражает Первообраз. И ее написание - это участие в сотворчестве Бога и человека. Теперь, благодаря окладам и ризам, икона начинает восприниматься как материальная ценность, а духовная красота уступает место красоте этого мира. На смену свету приходит блеск и великолепие. Набирает силу декоративизм.

"О Тебе радуется" икона Божией Матери, 16 в.

Преображенный космос на иконе изображается празднично, красочно, с большой фантазией.

Наряду с декоративностью проявляется интерес к занимательному сюжету, а отсюда - любовь к подробностям, второстепенным деталям, мелочам. Эта тенденция в конце концов приведет к тому, что из лаконичного строго структуированного текста икона превратится в многословный рассказ. Широкое распространение в XVI веке получают житийные иконы, потому что текст жития дает возможность художнику сосредоточиться на подробностях рассказа. Эпоха Ивана Грозного, как никакая другая, жила в постоянном страхе перед Страшным Судом. Сам тиран то каялся во прахе после очередных кровавых оргий, то ощущал себя карающим мечом в руке Божьей, обрушивающимся на нераскаянный народ. Не случайно в это время широкое распространение получают иконы "Страшный Суд", в которых изображается и райское блаженство праведников и жестокие наказания грешников. Вверху иконы обычно изображался Христос в славе, внизу - антихрист и сатана в виде страшного зверя. Между этими двумя реалиями разрывается сознание эпохи, все более утрачивая целостность мировосприятия, характерную прежде для русского православия.

 

 

XVII век.

XVII век - время утверждения новой эстетики и нового богословия. Русская культура переживала затянувшийся кризис средневековья. Она оказалась незащищенной перед западной, более активной и жизнестойкой, культурой. Западноевропейское влияние в иконописи проявилось прежде всего в появлении новой манеры письма, получившей название "живоподобие", от слов писать "яко живо". В традиционное иконописное письмо вводятся новые приемы реалистической живописи: светотеневая моделировка лика, элементы натурализма, прямая перспектива и т.д. Поэтому иконописцы 17века всячески старались приблизить иконописные лики к облику живого человеческого лица. Например, икона "Спас Нерукотворный" кисти Симона Ушакова.

Симона Ушаков икона "Спас Нерукотворный", 17в.

Против такого рода новаций выступил лидер раскольников, протопоп Аввакум. Сторонники и последователи Аввакума, не принимая нововведений, предпочитали копировать старые образцы, в точности следуя подлиннику. Им казалось, что именно так и поступали на Руси испокон веков. Последнюю точку в этом споре поставил Петр I, отменив патриаршество и назначив Церкви для управления светского чиновника - оберпрокурора. Стадиально это совпадает с упадком иконописания. И это не случайное совпадение, потому, что во все времена государственная власть была чревата иконоборчеством.

К XVII веку формирование высокого иконостаса было завершено, он сложился как единое целое со своей богословской программой. Дальнейшее развитие иконостаса шло, если можно так выразиться, вширь, то есть по пути декоративного решения. Икона в таком иконостасе, обрамленная пышной рамой или затейливым картушем, перестает нести свою вероучительную и созерцательно-моленную функции, она превращается в декоративную картину.

XVIII век.

На смену барокко в Россию приходит классицизм. Эстетика классицизма еще более далека от духа православного храма. Иконостасы эпохи классицизма похожи на триумфальные арки - помпезные с четкой ордерной системой, они также не предполагают иконы в том виде, в котором ее знала древняя Русь и Византия. И это способствует переходу церкви полностью с иконописного языка на язык светской академической живописи. Иконы, а вернее уже картины, в полном смысле слова, в к. XVIII - XIX вв., написаны в экзальтированно-сентиментальном духе с элементами натурализма.

 

Святой Христофор и Ярославские чудотворцы, 18 век

Икона XVIII века, деревня Селезениха, Тверская губерния

Сохранилась функция золота как Божественного света. Цвета применялись по эмоциональному настроению картин, а не по их натуралистическому значению. В изображениях используется светотеневая моделировка объёмных фигур, реальное изображение человеческого тела, в ликах святых художники пытаются привнести индивидуальные черты, икона максимально приближается к портретной живописи. Иконы 18 века получили художественную стоимость, так как к написанию икон привлекались даже неверующие, а ранее написанием иконы могли заниматься только «благочестивые христиане». Изображения написаны с достаточной реалистичностью, но при этом сохраняют церковную каноничность, присущую только иконам.

 

XIX - нач. XX в.

Реформы Петра I привели к более глубокому и серьезному расколу русского общества. И только в XIX веке по инициативе сверху стало происходить медленное сближение различных социальных и культурных слоев под идеологией православия. Отдельные произведения иконописи XIX-ХХ вв., ориентированные на более древнее письмо, представляют собой замечательные явления церковной культуры, как например икона Спаса оплечного из мастерской Чирикова. Она выгодно отличается высоким профессиональным уровнем и выразительностью образа. Отче наш , Василий Р. 1813г.

Икона «Отче наш» (1813) происходит из села Павлово на Оке. Иконописная традиция этого центра ни на что не похожа и наряду с фантастической декоративностью демонстрирует абсолютно живую связь с искусством поздних строгановских и царских мастеров.

Максим Федоров Архиповский. Иоанн Богослов в молчании. 1826.

Художник Архиповский работал в первой половине XIX века. его работы отличаются высочайшим уровнем драгоценного по своему ощущению миниатюрного письма и изысканной стилизацией на темы ярославской иконописи XVII–XVIII веков.

Хорошо известно творчество «московских мстерцев», знаменитых иконописцев конца XIX — начала XX века — М. И. Дикарева, И. С. Чирикова и В. П. Гурьянова. Эти мастера внесли свой заметный вклад в изучение и реставрацию древнерусской иконописи. Они были членами Общества любителей духовного просвещения и работали по поручению Комитета попечительства о русской иконописи. Популярность этих мастеров обусловлена прежде всего высоким качеством их миниатюрного письма, которое известный собиратель В. А. Бондаренко справедливо сравнил с художественным и техническим уровнем, присущим произведениям знаменитой ювелирной фирмы Карла Фаберже.

М. И. Дикарев , Спас Златые Власы. Начало XX в. (до 1905 года)

Икону М. И. Дикарева «Спас Златые Власы» отличают профессиональное мастерство исполнения, точность воспроизведения деталей, тщательная обработка доски.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.