Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида.
1. Создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение. Информационные системы данного вида обеспечивают информационную поддержку пользователя, т. е. предоставляют доступ к информации в базе данных и имеют возможность получения результирующей информации либо в агрегированном виде, либо как сравнительные отчеты в различных разрезах за произвольные промежутки времени и т. п.
2. Разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив. Информационные системы могут быть модельными или экспертными.
Модельные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем ведения диалога с системой в процессе исследования модели.
Основные функции модельной информационной системы:
—возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы?» и «что будет, если?»;
—достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
— оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;
— возможность графического отображения динамики модели;
— возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
Экспертные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.
Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.
На первом уровне экспертная поддержка исходит из концепции «типовых управленческих решений», в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.
Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных и правил преобразования.
29. Показатели эффективности информационных систем
Эффективность информационной системы — это совокупность свойств, системы, обусловливающих возможность ее использования для удовлетворения определенных потребностей пользователей в соответствии с ее назначением.
Основными показателями эффективности информационных систем являются надежность, достоверность, безопасность.
Надежность — свойство системы сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных условиях применения. Надежность информационных систем является средством обеспечения актуальной и достоверной информации на выходе системы.
Достоверность — свойство системы, обусловливающее безошибочность производимых ею преобразований информации. Достоверность функционирования информационной системы полностью определяется и измеряется достоверностью ее результатной информации.
Безопасность информационной системы — свойство, заключающееся в способности системы обеспечить конфиденциальность и целостность информации, то есть защиту информации от несанкционированного доступа.
Показатели эффективности должны отражать количественную оценку степени достижения системой поставленной цели.
Эффективность системы является сложным, интегральным свойством и зависит также от ряда простых свойств, таких как:
— прагматическая эффективность — действенность системы, т.е. степень реализации системой своего предназначения;
—техническая эффективность — техническое совершенство, технологическая эффективность — простота и технологичность разработки и создания системы;
—эксплуатационная эффективность — удобство использования и обслуживания системы и др.
Прагматическую эффективность можно представить показателями достоверности преобразования информации, безопасности информационной системы, точности вычислений и преобразования информации; полноты формирования системой результатной информации, оперативности.
Показатели технической эффективности должны оценивать техническое совершенство информационной системы, научно-технический уровень организации и функционирования этой системы.
Показатели технологическо-эксплуатационной эффективности весьма разнообразны. В качестве таких показателей могут выступать показатели надежности, функциональные возможности, количество обслуживаемых клиентов, производительность, пропускная способность, тактовая частота, временные задержки, емкость памяти, эксплуатационные характеристики, технологии обслуживания и т. п.
Обобщающими показателями эффективности информационной системы являются показатели экономической эффективности, характеризующие целесообразность произведенных на создание и функционирование системы затрат. Расчет затрат обычно не составляет большого труда, а вот расчет результатов остается сложной, до конца не решенной проблемой. Часто прибыль определяется путем экспертной оценки и по аналогии с другими подобными системами, а социальный эффект количественно вообще не определяется.