Обеспечивающая часть ИС- это совокупность средств, с использованием которых решаются задачи функциональных подсистем.
К компонентам обеспечивающей части информационных систем относятся:
— техническое обеспечение;
— математическое обеспечение;
— программное обеспечение;
— информационное обеспечение;
— организационное обеспечение;
— правовое обеспечение.
Кроме того, для крупномасштабных информационных систем рассматривают в качестве отдельных компонентов также:
— эргономическое обеспечение;
— технологическое обеспечение;
— лингвистическое обеспечение;
— кадровое обеспечение и др.
27. Классификация информационных систем
Информация в современном мире превратилась в один из наиболее важных ресурсов, а информационные системы стали необходимым инструментом практически во всех сферах деятельности. Разнообразие задач, решаемых с помощью ИС, привело к появлению множества разнотипных систем, различающихся принципами построения и заложенными в них правилами обработки информации.
Информационные системы можно классифицировать по целому ряду различных признаков.
По степени автоматизации информационные системы подразделяют на ручные, автоматические и автоматизированные.
Ручные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.
В автоматических системах все операции по переработке информации выполняются без участия человека.
Автоматизированные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия «информационная система».
По типу используемых данных информационные системы можно классифицировать на фактографические и документальные.
Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных. Над такими данными можно выполнять различные операции — поиск, фильтрацию, сортировку, агрегирование и т.д.
В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из рефератов, текстов, описаний и пр. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится.
При создании или при классификации информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным (математическим и алгоритмическим) описанием решаемых ими задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.
Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализованные), неструктурированные (неформализованные) и частично структурированные.
Структурированная (формализованная) задача — задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю. Например, задача расчета заработной платы — структурированная задача, где полностью известен алгоритм решений. Рутинный характер этой задачи определяется тем, что расчеты всех начислений и удержаний многократно повторяются ежемесячно для большого числа сотрудников.
Неструктурированная (неформализованная) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи. Решение неструктурированных задач из-за сложности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Решение в таких случаях принимается человеком на основе опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.
В практике работы любой организации существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными. В этих условиях в информационной системе получаемая информация анализируется человеком, который будет принимать решения.