Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Советско-финская война и её последствия



В 1930-х гг. страны мира переживали тревожное время. Все больше обострялись политические, территориальные, национальные проблемы, порожденные Версаль­ской системой, определявшей мировой порядок после Первой мировой войны. На ру­беже 1920-х-1930-х гг. капиталистический мир потряс острейший экономический кризис, имевший глубокие последствия. Все отчетливее ощущалась угроза новой ми­ровой войны. В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию, в 1935 г. Италия захвати­ла Эфиопию. Пришедший к власти в Германии Гитлер вынашивал планы расшире­ния германских границ за счет территорий других стран. Англия и Франция стремились всячески удержать свое господствующее положение в Европе.

В то же время на востоке Европы быстрыми темпами развивалось социалистиче­ское государство - Советский Союз. Если в первые годы советской власти СССР провозглашал курс на "мировую революцию", то в 1930-е гг. в его внешней политике произошли существенные изменения. Убедившись, что рассчитывать на мировую ре­волюцию в ближайшее время не приходится, руководство советского государства ста­вило главной задачей такую политику, которая позволила бы избежать втягивания страны в назревавшую войну. Таким образом, к середине 1930-х гг. в мире сложились три противостоящие друг другу силы: буржуазные державы Европы, США и страны, следовавшие в русле их политики; фашистские и милитаристские государства, наибо­лее агрессивным из которых была Германия; Советский Союз, возглавивший левые силы в мире. При этом СССР и западные державы, не доверяя друг другу, стремились не к тому, чтобы совместными усилиями обуздать агрессию, а к тому, чтобы остаться, по возможности, в стороне от вероятного военного конфликта, переложив главную тяжесть предотвращения мировой войны на других. Таким образом, логика "каждый за себя", недооценка лидерами Запада и СССР опасности фашизма для всего мира, нежелание подчинить свои интересы общей задаче - борьбе против надвигавшейся агрессии, стремление решать собственные проблемы за счет других государств созда­вали Германии благоприятные условия для развязывания войны1.

23 августа 1939 г. между СССР и Германией был заключен пакт о ненападении (по­добные пакты с Германией к тому времени имели Англия, Франция и другие государ­ства), а также секретный дополнительный протокол. В соответствии с этим протоко­лом в сферу интересов СССР попадали Финляндия, Эстония, Латвия, восточная часть Польши и Бессарабия. Такой шаг позволял Советскому Союзу избежать перспективы быть втянутым в войну в крайне неблагоприятных условиях и воспрепятствовать дви­жению фашизма на восток, к границам СССР. Но если сам пакт о ненападении был правомерным договором, то секретный протокол нарушал международное право и способствовал падению международного престижа советского государства, так как в нем решались судьбы третьих стран и народов без их ведома.

В то же время пакт и протокол, с точки зрения рационально понимаемых тогда национальных государственных интересов, давали Советскому Союзу ряд стратеги­ческих выгод. Если соглашение с Англией и Францией предусматривало участие СССР в войне, где главным фронтом мог стать советско-германский, то пакт с Германией позволял сохранить нейтралитет, обеспечивая геополитические позиции СССР в со­предельных с ним европейских странах. Протокол создавал возможность для СССР выдвинуть в случае необходимости свои войска на территории стран, вошедших в его сферу интересов, и создать передовой стратегический оборонительный рубеж в 200- 250 км от западных границ Советского Союза. Кроме того, это позволяло советскому государству остаться вне войны, которая могла начаться между странами Запада и исключало создание единого капиталистического антисоветского фронта.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Через два дня Англия объявила войну Германии. Так началась Вторая мировая война. В возникшей ситуации части Красной Армии 17 сентября 1939 г. вступили в Западную Украину и Западную Бело­руссию, которые были отторгнуты от России в польско-советской войне 1920 г.

В условиях начавшейся Второй мировой войны, столкновения интересов группы стран на почве разделения сфер влияния резко обострились отношения между СССР и Финляндией. На проходивших осенью советско-финляндских переговорах Сталин предложил заключить пакт о взаимопомощи по образцу договоров, заключенных в сентябре-октябре 1939 г. с Латвией, Литвой и Эстонией. Одним из пунктов данных документов предусматривалось размещение советских военных баз и воинских час­тей на территории этих стран. Финляндия отвергла советское предложение, заявив, что такой пакт противоречил бы ее позиции нейтралитета. Новые предложения, вы­двинутые СССР (передвинуть на несколько десятков километров в сторону Финлян­дии границу для обеспечения безопасности Ленинграда и передать СССР ряд остро­вов в Финском заливе и часть полуостровов Рыбачий и Средний в Баренцевом море в обмен на вдвое большую территорию в Советской Карелии и др.), также были отвер­гнуты Финляндией. Одновременно для решения возникавших спорных вопросов ве­лись военные приготовления, которые активизировались после прекращения 13 но­ября 1939 г. переговоров2.

Поводом к началу военных действий послужил якобы имевший место 26 ноября 1939 г., по утверждению советской стороны, обстрел финской артиллерией подразде­ления Красной армии около пограничной д. Майнилы3. Финляндское правительство отвергало обвинения в свой адрес и предлагало "совместно произвести расследова­ние по поводу данного инцидента". Советское правительство расценило финские пред­ложения по урегулированию возникшего конфликта как неприемлемые и заявило, что "считает себя свободным от обязательств, взятых на себя в силу пакта о ненападе­нии" с Финляндией. Утром 30 ноября 1939 г. войска Ленинградского военного округа (командующий К.А. Мерецков) пересекли границу и стали продвигаться в глубь Фин­ляндии, что фактически означало начало войны. В тот же день президент К. Каллио заявил, что "Финляндия объявляет состояние войны"4. Предпринятые сразу же по­пытки и предложения других стран и мировой общественности по восстановлению мира на Севере Европы были отвергнуты советской стороной. Исчерпав возможнос­ти для прекращения советско-финляндского конфликта, Совет Лиги Наций 14 декаб­ря 1939 г. принял резолюцию об исключении СССР из Лиги Наций и осудил "дей­ствия СССР, направленные против Финляндского государства".

Негативные оценки действий Советского Союза последовали и со стороны зару­бежной общественности. Свидетельством тому может служить заявление группы известных русских эмигрантов в Париже из круга Александра Керенского, издававше­го журнал под названием "Русская новелла". В нем, в частности, говорилось: "В на­стоящий момент, когда правительство Советского Союза сеет в Финляндии смерть, разрушения и ложь, мы выражаем самый решительный протест по поводу этого пре­ступного безумия. Русский народ не участвует в этих преступлениях, которые творит сталинское правительство в Финляндии. Мы уверены, что русские никогда не чув­ствовали и не могут чувствовать никакой враждебности к финскому народу, который героически защищает свою страну. Между Россией и Финляндией нет никакого воп­роса, который нельзя было бы разрешить дружественно мирным путем..." В числе подписавших данное заявление были Марк Алданов, Иван Бунин, Дмитрий Мереж­ковский, Сергей Рахманинов, Борис Зайцев5.

Одновременно с началом советско-финляндской войны произошел ряд связан­ных с ней политических событий определенного направления. 2 декабря 1939 г. газета "Правда" опубликовала сообщение о том, что в финском городе Териоки (Зелено-горек), занятом Красной армией, "по соглашению представителей левых партий и восставших финских солдат образовалось новое правительство Финляндии - На­родное правительство Финляндской Демократической Республики" (ФДР) во главе с видным деятелем финляндского и международного коммунистического движения О.В. Куусиненом. "Народное правительство ФДР" в своей декларации заявило, что "полностью одобряет и поддерживает действия Красной Армии на территории Фин­ляндии" и предложило правительству СССР "заключить пакт о взаимопомощи"6. В тот же день, 2 декабря 1939 г., было объявлено о заключении договора о взаимопомо­щи и дружбе между СССР и ФДР, который подписали В.М. Молотов и О.В. Кууси­нен. В договоре провозглашалось, что одним из чаяний финского народа является воссоединение его с карельским народом, и выражалось согласие Советского Союза передать ФДР территорию Советской Карелии в 70 тыс. кв. км, как и согласие ФДР на передачу Советскому Союзу территории севернее Ленинграда на Карельском пе­решейке в 3970 кв. км, а также согласовывались другие территориальные вопросы. В конечном итоге реальные события на фронте, реакция мировой общественности на эти события, возможность участия в войне западных держав на стороне Финляндии предопределили роль ФДР и правительства О.В. Куусинена как временного фактора на пути разрешения советско-финляндского конфликта.

Соотношение сил воевавших сторон по всему фронту от Финского залива до Ба­ренцева моря вначале выглядело следующим образом: советские войска - 240 тыс. человек, 1915 орудий, ИЗО танков, 967 боевых самолетов; финские войска - 140 тыс. человек, 400 орудий, 600 танков, 270 боевых самолетов7. С начала декабря между во­юющими сторонами развернулись тяжелые бои, которые не принесли ожидаемых советским руководством быстрых успехов. Только на Крайнем Севере частям 14-й армии при поддержке Северного флота удалось продвинуться вперед на 150-200 км, овладев финской территорией полуостровов Рыбачий и Средний, а также г. Петсамо. Армии, действовавшие на участке центральной Карелии, продвинулись вперед до 35- 80 км. На главном стратегическом направлении - Карельском перешейке, где раз­вернулись наиболее ожесточенные, кровопролитные бои, - 7-й армии удалось про­двинуться лишь на 25-65 км от границы и на ряде участков подойти к основному оборонительному рубежу финнов - линии Маннергейма. Неоднократные попытки прорвать здесь оборону противника ничего, кроме больших потерь, не дали. Совет­скому командованию пришлось прекратить дальнейшее наступление и начать серьез­ную подготовку к штурму линии Маннергейма.

Неудачный для СССР ход боевых действий на первом этапе войны объяснялся прежде всего просчетами в стратегическом планировании: явной переоценкой воз­можностей Красной армии и недооценкой боеспособности финских войск, ошибоч­ным предположением достичь победы в результате осуществления быстрой армей­ской операции силами Ленинградского военного округа. В планах не предусматривалась возможность ведения продолжительных боевых действий в усло­виях суровой северной зимы, как это случилось на практике, из-за чего возникли пе­ребои в снабжении фронта необходимыми ресурсами. Ослабленный репрессиями 1937-1938 гг. командный состав не смог обеспечить должного оперативного управ­ления и взаимодействия между частями разных родов войск. Многие солдаты, осо­бенно прибывшие из южных районов страны, оказались неподготовленными к не­привычным для них тяжелым условиям суровой зимы с морозами до 40-45 градусов и снежным покровом до 2 м. Отрицательно сказался и политический стереотип - необоснованные ожидания, что население, прежде всего рабочий класс воюющих про­тив СССР капиталистических стран, встанет на сторону социалистической страны.

В конце декабря 1939 - январе 1940 гг. советские войска получили значительные подкрепления. Был создан Северо-Западный фронт (командующий С.К. Тимошенко), состоявший из 7-й и 13-й армий. В целом к февралю 1940 г. группировка войск, дисло­цировавшаяся между Балтийским и Баренцевым морями, включала до 40 дивизий с общей численностью личного состава около 950 тыс. человек8. Особое внимание уделя­лось созданию превосходства в силах над противником на Карельском перешейке. 11 февраля после мощной артподготовки части Северо-Западного фронта предприня­ли новое наступление, атаковав линию Маннергейма. В результате 10-дневных ожесто­ченных боев советским войскам удалось прорвать главную полосу финской обороны и 21 февраля выйти к ее второй полосе. После небольшой передышки, 28 февраля, соеди­нения Северо-Западного фронта возобновили наступление, вынудили противника на­чать отход по всему фронту, окружили Выборгский укрепленный район и к 13 марта штурмом взяли г. Выборг (Виипури). Падение линии Маннергейма и разгром основной группировки финских войск поставили Финляндию в безвыходное положение. Ее пра­вительство обратилось к советскому правительству с просьбой о мире.

Жители Карелии, оказавшейся ближайшим тылом советско-финляндской войны, в той или иной степени участвовали в развернувшихся собы­тиях. С началом войны по линии обкома партии 250 коммунистов руководящего состава были на­правлены на политическую работу в действующую армию, сотни коммунистов - проводниками, пе­реводчиками, сотрудниками военных газет, более тысячи добровольцев - в ряды финской народной армии. Республика предоставила в распоряжение Красной армии 500 автомашин, 100 тракторов, 5000 лошадей, тысячи комплектов перевязочных средств9.

Промышленность Карелии выпустила для нужд войны продукции на несколько миллионов рублей. Только Петрозаводская лыжная фабрика увеличила производство в 3 раза, изготовив для Красной армии более 160 тыс. пар лыж, 130 тыс. пар лыжных палок, 5000 пулеметных лыж, 5000 снегоступов, 500 лодочек-волокуш. Более 7500 человек трудились в лютые январские моро­зы на строительстве железнодорожной ветки Петрозаводск-Суоярви. Полотно длиной 132 км, из которых 90 км пролегало по боло­там, было проложено всего за 45 дней. Свыше 5000 женщин пришли на предприятия и в колхозы, заменив на производстве мужчин, ушедших на фронт.

Жители Карелии отправили красноармейцам более 70 тыс. подарков. 650 членов общества Красного Креста (РОКК) работали в госпиталях, ухаживая за ранеными бойцами. 3500 человек стали активными донорами. Семьям фронтовиков оказыва­лась различная помощь - денежные пособия, устройство детей в ясли, ремонт жилья, обеспечение одеждой и обувью10.

В советско-финляндской войне совершили подвиги многие уроженцы Карелии. Особенно отличился капитан П.М. Петров (1910-1941) - командир эскадрильи 13-й армии Северо-Западного фронта. 17 февраля 1940 г. он, приземлившись на сво­ем истребителе И-16 на льду озера Муоланъярви в расположении противника, при­нял на лыжу самолета летчика подбитой машины Н. Косичкина и под вражеским ог­нем вывез его к своим. После того, как самолет П.М. Петрова опустился на аэродром, на фюзеляже машины насчитали около 100 пробоин. Указом Президиума Верховно­го Совета СССР от 7 апреля 1940 г. капитану П.М. Петрову присвоено звание Героя Советского Союза. В начале Великой Отечественной войны майор П.М. Петров ко­мандовал авиаполком на Юго-Западном фронте. К ноябрю 1941 г. сбил около десят­ка немецких самолетов. Трагически погиб 23 ноября 1941 г. в районе пос. Уразово Белгородской области. Посмертно награжден орденом Красного Знамени".

Победа Советскому Союзу досталась дорогой ценой. Только безвозвратные люд­ские потери Красной армии (убитые, умершие от ран и пропавшие без вести) состави­ли 126 875 человек - в пять раз больше аналогичных потерь финской армии. Боль­шой урон был нанесен и материально-техническим ресурсам. Военно-воздушные силы потеряли 540 самолетов. При прорыве главной полосы линии Маннергейма только 7-я армия лишилась 1244 танков. Такие большие потери советских войск объяснялись не только особенностями театра войны и недостатками в организации боевых действий, упорством финнов в обороне своих позиций, но и тем, что высшее руководство СССР тогда не считалось ни с чем для достижения поставленных целей. Вместе с тем ито­ги и уроки войны, приобретенный в ходе ее опыт сыграли определенную роль в дальнейшем развитии страте­гии и тактики, оперативного искусст­ва Красной армии, улучшении организационной структуры и воору­жения, совершенствовании управле­ния войсками12.

12 марта 1940 г. в Москве был за­ключен советско-финляндский мир­ный договор, в основу которого лег­ли советские условия и предложения. Советско-финляндская граница ото­двигалась от Ленинграда в сторону Финляндии на расстояние до 150 км. В состав территории СССР включа­лись: Карельский перешеек с г. Выбор­гом (Виипури) и Выборгским заливом

с островами; северо-западное побережье Ладожского озера с городами Кексгольм, Сортавала, Суоярви; ряд островов в Финском заливе; территория в районе г. Куолаярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний в Баренцевом море. Финляндия предо­ставляла Советскому Союзу в аренду сроком на 30 лет полуостров Ханко, прилегаю­щие к нему острова и морскую территорию для создания там военно-морской базы. Советский Союз обязался вывести свои войска из занятого им в ходе войны района Петсамо (Печенга), а Финляндия подтверждала принятое ею по договору 1920 г. обя­зательство о демилитаризации побережья Северного Ледовитого океана. Обе сторо­ны обязались "взаимно воздерживаться от всякого нападения одна на другую и не заключать каких-либо союзов или участвовать в коалициях, направленных против одной из Договаривающихся Сторон"13.

Заключение мирного договора означало, что, хотя и дорогой ценой, советские стратегические и экономические позиции на Северо-Западе укреплялись за счет при­соединения к СССР значительной территории Финляндии. Однако в политическом плане война отрицательно повлияла на международный авторитет Советского Со­юза. Надежды на то, что после заключения мира между воевавшими странами воз­никнут благоприятные условия для дальнейшего развития отношений в духе сотруд­ничества и добрососедства, не оправдались. Правительство и определенные круги общественности Финляндии считали мирный договор несправедливым, навязанным им военной силой и рассматривали сложившуюся после 12 марта 1940 г. ситуацию как перемирие, а не как мир.

Советское руководство отводило особую роль Карелии в развернувшихся воен­но-политических событиях 1939 г., учитывая ее пограничное расположение, национальный состав населения, включающий финно-угорские народы. После начала со­ветско-финляндской войны и создания уже упоминавшегося народного правитель­ства во главе с О.В. Куусиненом перед руководством Карелии ставилась конкретная задача - обеспечить всевозможную поддержку данному правительству в реализации идеи создания новой Финляндской Демократической Республики, развернуть массо­вую агитационно-пропагандистскую работу среди населения.

В специальной записке от 30 декабря 1939 г. первый секретарь Карельского обко­ма ВКП(б) Г.Н. Куприянов докладывал секретарям ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову и А.А. Жданову о проводившейся работе: "Народное правительство Финляндии при­няло решение об организации комитетов трудового народного фронта. Мы прово­дим эту работу по организации комитетов силами партийного актива нашей област­ной парторганизации, помогая народному правительству Финляндии... Подобран резерв из 56 товарищей, на которых оформлены все документы. Этот резерв мы будем посылать по мере продвижения частей Красной армии вглубь Финляндии. По всем деревням и поселкам, занятым частями Красной Армии, сейчас организовано 7 коми­тетов трудового народного фронта... Кроме того, сейчас мы создаем кружки по изу­чению финского языка. Работники партийного аппарата - карелы, понимающие раз­говорный финский язык, сами немного говорящие на финском языке, должны будут хорошо овладеть литературным финским языком, научиться читать и писать по-фин­ски с расчетом использования их потом на работе в государственном аппарате На­родной республики..."14.

Еще до начала военных действий в 1939 г. в помощь правительству О.В. Куусине­на стала формироваться так называемая народная армия (ФНА) - в основном из карелов, финнов и ингерманландцев Карелии и Ленинградской области. В конце но­ября основные соединения ФНА в составе двух стрелковых дивизий, сформирован­ных в Петрозаводске, были переброшены на Карельский перешеек, один стрелковый полк перебазировался за Полярный круг, в район Петсамо. В начале 1940 г. в районе Поросозеро - Суоярви сформировалась третья стрелковая дивизия.

Посильную помощь ФНА, особенно тем ее частям, которые дислоцировались на территории Карелии (3-я СД в районе Поросозеро-Суоярви и 7-й отдельный полк - в районе Ухты), оказывал Карельский обком ВКП(б). К началу января 1940 г. в 3-ю СД по линии обкома было отправлено 36 политработников, в том числе: секре­тарь Олонецкого райкома ВКП(б) Кюршунов, назначенный комиссаром полка на оло­нецком направления, инструктор обкома партии Бойцов, ставший комиссаром полка на ухтинском направлении и другие. В районах республики, особенно в тех, где пре­обладало карельское население (Олонецком, Пряжинском, Петровском, Ведлозерском и др.), в течение всей войны проводилась работа по вербовке добровольцев. Толь­ко в 3-ю СД на 1 февраля 1940 г. пожелало вступить 322 добровольца, а к 1 марта - уже 722. К концу Зимней войны в ФНА насчитывалось около 20 тыс. человек.

Народная армия создавалась в помощь правительству Куусинена и главная ее за­дача состояла в том, чтобы вслед за Красной армией войти в Хельсинки и обеспечить военную поддержку этому правительству. Ее соединения располагались во втором эшелоне за войсками Красной армии и в боевых действиях использовались мало. В начале марта 1940 г., когда стало очевидным, что война близится к концу, части 1-й и 2-й СД ФНА, находившиеся на Карельском перешейке, были отправлены на передо­вую. Для большинства народармейцев взятие г. Выборга явилось первым боевым кре­щением. После окончания войны началось расформирование частей ФНА. Личный состав ее позднее образовал ядро 71-й стрелковой дивизии Красной армии.

Как известно, почти все население отошедших от Финляндии к СССР территорий эвакуировалось и лишь незначительная его часть, немногим более 2000 человек, оста­лась на своих местах, главным образом в районе Суоярви. В начале февраля 1940 г. советское военное руководство приняло решение о немедленном переселении этих людей в тыловые районы Карелии. В результате все они в считанные дни оказались в трех спецпоселках: Интерпоселок (Пряжинский район), Кавгора (Кондопожский рай­он), Кинтезьма (Калевальский район). Документы свидетельствуют о тяжелых усло­виях жизни финских граждан в спецпоселках, отсутствии у них средств к существова­нию, высокой заболеваемости и смертности, жестком контроле со стороны местных органов внутренних дел и госбезопасности, которые в специальных донесениях сооб­щали, что "большинство финнов крайне враждебно настроено к СССР"15. По услови­ям договора между СССР и Финляндией от 12 марта 1940 г. почти все граждане Фин­ляндии, оказавшиеся на территории Карелии (и Советского Союза), смогли, по своему желанию, вернуться в Финляндию в конце мая-начале июня 1940 г.

Итоги советско-финляндской войны оказали существенное влияние на дальней­шее развитие Карелии. VI сессия Верховного Совета СССР 31 марта 1940 г. приняла закон о преобразовании Карельской автономной республики (КАССР) в союзную Карело-Финскую ССР (КФССР). В состав Карелии передавалась основная часть тер­ритории, отошедшей от Финляндии к СССР, по мирному договору: Карельский пере­шеек (за исключением небольшой полосы, примыкающей непосредственно к Ленин­граду), западное и северное побережье Ладожского озера, территория западнее Кандалакши, ряд островов в Финском заливе. Летом 1940 г. здесь были образованы 7 новых районов - Выборгский, Кексгольмский, Куркиёкский, Питкярантский, Сортавальский, Суоярвский, Яскинский и 3 сельсовета - Алакурттинский, Кайрольский, Куолаярвский, включенные в состав Кестеньгского района. В результате терри­тория республики увеличилась до 185, 8 тыс. кв. км, а количество районов - до 26. В соответствии с решениями VI сессии Верховного Совета СССР внеочередная сессия Верховного Совета КАССР (13-15 апреля 1940 г.) приняла закон о преобразовании Карельской АССР в Карело-Финскую ССР, о выборах ее высших органов власти и избрала конституционную комиссию для разработки проекта конституции КФССР16.

Преобразование Карелии из автономной в союзную республику означало изме­нение ее государственно-правового статуса, расширение прав в области государствен­ного, социально-экономического и культурного развития. Однако по действовавшей тогда Конституции СССР 1936 г. территория союзной республики не могла быть из­менена без ее согласия. Для выделения территории КАССР из состава России и преоб­разования ее в Карело-Финскую ССР требовалось согласие Верховного Совета РСФСР, который данный вопрос не рассматривал и согласия на изменение своей тер­ритории не давал. Таким образом, оказалось, что Карельская АССР была преобразо­вана в Карело-Финскую ССР с нарушением соответствующих норм Конституции СССР и Конституции РСФСР. Это один из примеров того, когда в условиях функци­онирования советской административно-командной системы политические расчеты ставились выше законов. В июле 1956 г. Карелия вновь стала автономной республи­кой в составе РСФСР17.

16 июня 1940 г. в Карелии состоялись выборы в Верховный Совет СССР и Верхов­ный Совет КФССР. В них, согласно официальным итоговым данным, приняли учас­тие 99,6% общего числа избирателей, 98,5% из которых проголосовали за "кандида­тов блока коммунистов и беспартийных"18. Такие показатели характерны для того времени и предопределялись самим механизмом советской избирательной системы, условиями проведения выборов - их безальтернативностью, жестким контролем за их проведением и учетом поведения каждого голосовавшего.

Первая сессия Верховного Совета Карело-Финской ССР (8-11 июля 1940 г.) утвердила Конституцию КФССР, избрала Президиум Верховного Совета и образо­вала правительство республики. Председателем Президиума Верховного Совета рес­публики избрали О.В. Куусинена, председателем Совета Народных Комиссаров утвердили П.С. Прокконена. Преобразования происходили в других сферах об­щественно-политической и хозяйственной жизни. 24-27 апреля в Петрозаводске состоялся I съезд Коммунистической партии Карело-Финской ССР, который обсу­дил отчетный доклад обкома партии и определил основные задачи партийно-со­ветских органов в связи с образованием Карело-Финской союзной республики и вхождением в нее новых районов, отошедших от Финляндии к СССР по условиям мирного договора от 12 марта 1940 г. Съезд избрал свои руководящие органы. Пер­вым секретарем ЦК КП(б) республики стал Г.Н. Куприянов. 1-3 июля состоялся I съезд комсомола Карело-Финской ССР, который избрал первым секретарем ЦК ЛКСМ республики Ю.В. Андропова.

ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР 28 мая 1940 г. приняли постановление "О меро­приятиях по восстановлению хозяйства в новых районах Карело-Финской ССР и Ле­нинградской области". Карело-Финской ССР на восстановительные работы выделя­лось 300 млн руб.; предусматривалось переселение в республику 40 тыс. семей колхозников из Белорусской и Украинской ССР, Мордовской, Татарской и Чуваш­ской автономных республик, Вологодской, Калининской, Кировской, Пензенской, Рязанской, Смоленской и Тульской областей. Однако заселение и освоение новых тер­риторий Карелии шло трудно, о чем свидетельствуют многие докладные записки спец­органов руководству республики. Так, в докладной записке НКВД КФССР от 6 сен­тября 1940 г. отмечалось, что дело с приемом переселенцев остается крайне неудовлетворительным, не хватает автотранспорта для перевозки людей, эшелоны поездов простаивают, плохо поставлено снабжение переселенцев товарами первой не­обходимости, недостает жилья и т. д.19

К осени 1940 г. в новых районах начал функционировать аппарат партийных, советских и хозяйственных организаций, восстановлены частично или полностью большинство предприятий, организованы колхозы и МТС, начали работать торго­вая сеть, школы, медицинские и культурно-просветительные учреждения. К концу 1940 г. на восстановленных предприятиях работали 15 тыс. рабочих, а в созданных колхозах - 32 тыс. человек. Общая численность населения новых районов достигала 188 тыс., а в целом по республике - 700 тыс. человек.

Заметным событием в культурной жизни союзной республики стало открытие 1 сентября в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 10 июля 1940 г. в Петрозаводске на базе педагогического института Карело-Финского государствен­ного университета в составе факультетов: историко-филологического, физико-мате­матического, биологического и географо-гидрогеологического.

22-25 декабря 1940 г. в Петрозаводске состоялся первый съезд писателей Каре­ло-Финской ССР, который подвел итоги и наметил перспективы развития литерату­ры в республике. Республиканская писательская организация к этому времени насчи­тывала 25 литераторов - прозаиков, поэтов, народных сказителей, создававших произведения на русском, карельском и финском языках. Ответственным секретарем правления Союза писателей был избран поэт А. Эйкия20.

Таким образом, советско-финляндская война 1939-1940 гг. оказала значительное влияние на ход развития Карелии, изменила ее территорию и границы, состав населения, административно-государственное устройство, все сферы общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни края.

 

Начало ВОВ

22 июня 1941 г. гитлеровская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

В 3 часа 30 минут утра, когда немецко-фашистские войска получили условный сигнал "Дортмунд", по советским пограничным заставам и укреплениям был внезапно нанесен артиллерийский удар, а через несколько минут вражеские полчища вторглись в пределы СССР. Крупные силы германской авиации обрушили тысячи тонн смертоносного груза на советские аэродромы, мосты, склады, железные дороги, военно-морские базы, линии и узлы связи, на спящие города. В приграничных районах страны забушевал гигантский огненный смерч. Для советского народа началась жестокая и неимоверно тяжкая Великая Отечественная война.

Армия вторжения насчитывала 5,5 млн. человек, около 4300 танков и штурмовых орудий, 4980 боевых самолетов, 47 200 орудий и минометов.

Ей противостояли силы пяти советских западных приграничных округов и трех флотов, которые почти вдвое уступали противнику в живой силе, имели несколько меньшее количество артиллерии, превосходили врага в танках и самолетах, правда, большей частью устаревших образцов. Что касается первого эшелона армий, то здесь гитлеровское командование развернуло 103 дивизии, в том числе 10 танковых, тогда как в первом эшелоне наших армий прикрытия имелось только 56 стрелковых и кавалерийских дивизий.

Особенно подавляющим было превосходство немецко-фашистских войск на направлениях главных ударов. К исходу первого дня войны их мощные танковые группировки на многих участках фронта вклинились в глубь советской территории на расстояние от 25 до 35, местами даже до 50 км. К 10 июля глубина вражеского вторжения на решающих направлениях составила уже от 300 до 600 км. В руки противника попало почти 200 складов с горючим, боеприпасами и вооружением, находившихся в приграничной зоне.

Атакованные внезапно части Красной Армии были вынуждены вступать в тяжелые бои без необходимой подготовки и без завершения стратегического развертывания, будучи укомплектованными на 60-70 % до штатов военного времени с ограниченным количеством материальных средств, транспорта, связи, нередко без воздушной и артиллерийской поддержки.

Под ударами наступавшего агрессора воины Красной Армии попадали в окружение, терпели тяжелые поражения и неудачи. За три недели войны противнику удалось полностью разгромить 28 советских дивизий. Кроме того, более 72 дивизий понесли потери в людях и боевой технике (от 50 % и выше). Общие наши потери только в дивизиях без учета частей усиления и боевого обеспечения за это время составили около 850 тыс. человек, до 6 тыс. танков, не менее 6,5 тыс. орудий калибра 76 мм и выше, более 3 тыс. противотанковых орудий, около 12 тыс. минометов, а также около 3,5 тыс. самолетов.

Противник потерял около 100 тыс. солдат и офицеров, более 1700 танков и штурмовых орудий и 950 самолетов (История СССР. 1992. № 2. С.4).

Характеризуя причины неудач советских вооруженных сил в первые месяцы войны, многие историки ссылаются на весьма серьезные ошибки, допущенные советским руководством в предвоенные годы. Прежде всего следует отметить, что отрицательную роль сыграло ослабление командного состава, вызванного довоенными репрессиями. К началу войны около 75 % командиров и 70 % политработников находились на своих должностях менее одного года. Даже начальник Генерального штаба сухопутных сил фашистской Германии генерал-полковник Ф. Гальдер в мае 1941 г. отмечал в своем дневнике: "Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933 г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты".

К числу серьезных ошибок советского руководства следует отнести и просчет в определении времени возможного нападения фашистской Германии на СССР.

Сталин и его окружение считали, что гитлеровское руководство не решится в ближайшее время нарушить заключенный с СССР договор о ненападении. Все сведения, получаемые по различным каналам, о предстоящем нападении немцев рассматривались Сталиным как провокационные, направленные на обострение отношений с Германией. Этим можно объяснить и оценку правительства, переданную в заявлении ТАСС 14 июня 1941 г., в котором слухи о готовившемся нападении Германии объявлялись провокационными. Этим объяснялось и то, что директива о приведении войск западных военных округов в боевую готовность и занятии ими боевых рубежей была отдана слишком поздно. По существу директива была получена в войсках, когда война уже началась.

По истории Великой Отечественной войны изданы десятки тысяч работ, в том числе и фундаментальные многотомные издания, в которых всесторонне отражаются события военных лет, крупные военные операции, имевшие переломный характер во Второй мировой войне, и многое другое. Любой, кто интересуется более подробно историей войны, может изучить эту литературу. Мы же остановимся на показе основных направлений деятельности советского тыла и боевых действий советских вооруженных сил в военно-стратегических операциях на фронтах войны.

Наступление немецко-фашистских войск нанесло огромный ущерб экономике страны. Под удар вражеских войск попала территория страны, где было расположено более 31 тыс. промышленных предприятий, около 100 тыс. колхозов, огромное количество совхозов и МТС, десятки тысяч километров железнодорожных путей. Огромный ущерб был нанесен производству военной продукции. С августа по ноябрь 1941 г. выбыло из строя более 30 предприятий, изготовляющих боеприпасы. Ситуация сложилась таким образом, что с началом войны страна временно потеряла ряд крупных районов, которые являлись наиболее развитыми в экономическом отношении. Достаточно сказать, что на территории этих районов перед войной производилось продукции на 46 млрд. руб., что составляло около 40 % всей валовой продукции страны. Особенно высок был удельный вес оккупированных районов в производстве продукции тяжелой индустрии. К врагу попали важнейшие районы добычи стратегического сырья. В самом начале войны советскому машиностроению был нанесен огромный ущерб: было разрушено около 750 заводов тяжелого и среднего машиностроения, более 60 станкостроительных, почти 90 предприятий по производству подъемно-транспортного и энергетического оборудования.

Большой ущерб был нанесен также легкой и пищевой промышленности. По существу была подорвана сырьевая база предприятий пищевой промышленности, так как в районах, охваченных военными действиями, было сосредоточено 88 % посевов сахарной свеклы, около 60 % посевов подсолнечника, более 50 % табачных и махорочных плантаций и других культур. Были разорены сырьевые зоны более 30 консервных заводов.

Временная потеря важнейших экономических районов нанесла огромный ущерб экономике СССР. На длительный срок выбыли из строя крупные производственные мощности многих важных ее отраслей. Чтобы полнее представить размеры потерь тяжелой промышленности, отметим, что эти мощности до войны давали около 1/2 выпуска черных металлов и 2/3 всей добычи угля в стране. Вследствие понесенных в начале войны потерь основные производственные фонды в 1941 г. по сравнению с довоенным уровнем сократились в стране на 28 %, а в 1942 г. они еще более уменьшились.

Перестройка всей жизни страны на военный лад началась с первых дней войны. 23 июня 1941 г. была образована Ставка Верховного Главнокомандования, призванная осуществлять высшее стратегическое руководство вооруженными силами.

29 июня 1941 г. была принята Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой со всей определенностью говорилось об опасности, нависшей над нашей страной, и намечался ряд первоочередных задач по перестройке хозяйства на военный лад. Для мобилизации всех сил и средств страны на борьбу с немецко-фашистским агрессором требовалось создать иные органы государственного управления. Такая форма организации власти в военных условиях была найдена в лице Государственного Комитета Обороны, созданного 30 июня 1941 г. под председательством И.В. Сталина. В него вошли также В.М. Молотов, Л.П. Берия, К.Е.Ворошилов, Г.М. Маленков и др. В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве: все граждане, партийные и советские, комсомольские и военные органы обязаны были беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны. В целях дальнейшей концентрации власти ГКО СССР осенью 1941 г. учредил более чем в 60 городах прифронтовой полосы местные чрезвычайные органы власти — городские комитеты обороны. Они возглавлялись первыми секретарями обкомов или горкомов партии. Городские комитеты обороны оперативно руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов на строительство оборонительных рубежей, созданием народного ополчения, организовывали перепрофилирование местных предприятий на выпуск вооружения и боевой техники.

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в советском государстве. Своеобразным прообразом ГКО являлся созданный еще в годы гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

Однако чрезвычайные органы власти в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крестьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматривались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

В годы Великой Отечественной войны никаких пленумов, а тем более съездов партии не проводилась, все кардинальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

Оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично его Председателем или отдельными членами. Характерным в работе ГКО было и то, что даже важнейшие проблемы государственной жизни и военного строительства зачастую решались опросным порядком. Такой подход нередко приводил к субъективизму, однако в сложившейся ситуации оказывался неизбежным. Известно, что в период войны Сталин занимал ряд важнейших партийных, государственных и военных постов. Он являлся Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета Народных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и наркомом обороны СССР, возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования.

В чрезвычайных условиях войны результатом строгой централизации было оперативное и конкретное решение практических вопросов. Ежедневно они возникали десятками, сотнями, требовали согласования и уточнения. О масштабах деятельности ГКО можно судить хотя бы по тому, что за время существования (с 30 июня 1941 г. по 4 сентября 1945 г.) он принял около 10 тыс. постановлений и решений. Около 2/3 из них тем или иным образом относились к экономике и организации военного производства.

Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени и подлежали беспрекословному выполнению. Государственный Комитет Обороны непосредственно руководил созданием военной экономики, ее развитием, укреплением вооруженных сил, координировал потребности действующих армий, флота с возможностями промышленности. Это способствовало наиболее полному и целесообразному использованию военной промышленности в интересах победы. Для оперативного решения вопросов при ГКО создавались специальные комитеты, образовывались комиссии.

Образование ГКО и Ставки внесло соответствующие изменения в сложившуюся в мирных условиях практику работы партийных и советских органов. Из подчинения Совнаркома выделялось все, что было непосредственно связано с ведением войны: военная экономика, и прежде всего военное производство, укрепление и снабжение вооруженных сил и, наконец, руководство военными действиями. В ведение ГКО и Ставки перешли наркоматы обороны, военно-морского флота, наркоматы оборонной промышленности и многие другие ведомства и управления, имевшие непосредственное отношение к ведению войны. В этих условиях Совнарком сосредоточивает свое внимание на тех отраслях, которые не были непосредственно связаны с военным производством, в частности на руководстве сельскохозяйственным производством.

Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в вооруженных силах. Ею стал институт военных комиссаров. Одновременно с созданием института военных комиссаров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские органы политической пропаганды в политические отделы, которые руководили как организационно-партийной, так и политико-массовой работой. С началом войны возросло значение военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 военных советов армий. В их состав было введено большое число опытных работников, крупных партийных и государственных деятелей.

С первых дней войны был расширен и другой чрезвычайный институт — институт парторгов ЦК ВКП(б), а также парторгов ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов на важнейших предприятиях. На все военные заводы и предприятия оборонной промышленности назначались парторги ЦК ВКП(б), а на более мелкие — парторги ЦК партий союзных республик, крайкомов, обкомов. Парторги являлись одновременно секретарями заводских партийных организаций, осуществляли их непосредственную связь с ЦК партии, местными организациями. Эту систему чрезвычайных органов партийного руководства экономикой дополняли созданные в ноябре 1941 г. политотделы машинно-тракторных станций и совхозов. Благодаря всем этим мерам народное хозяйство нашей страны сумело преодолеть трудности военной перестройки, в целом обеспечило фронт всем необходимым. В то же время параллельное существование наркоматов, местных советских органов и партийных структур управления народным хозяйством порой приводило к ошибкам, к некомпетентным решениям.

Важной частью перестройки было перераспределение партийных сил из тыловых организаций в военные, в результате чего значительное количество коммунистов перешло на военную работу. На руководящую военную работу в действующую армию направлялись видные партийные работники с большим опытом организационной и массово-политической работы. В результате в начальный период войны в армию и на флот было направлено более 500 секретарей ЦК партий союзных республик, краевых, областных комитетов, горкомов, райкомов. Всего же в годы Великой Отечественной войны в вооруженные силы было мобилизовано около 14 тыс. руководящих работников.

Одной из главных задач, которую пришлось решать с первых дней войны, был быстрейший перевод народного хозяйства, всей экономики страны на военные рельсы. Основная линия этой перестройки была определена в Директиве ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 г. Конкретные мероприятия по перестройке народного хозяйства начали осуществляться с первых дней войны. На второй день войны был введен мобилизационный план производства боеприпасов и патронов. А 30 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили мобилизационный народнохозяйственный план на третий квартал 1941 г. Однако события на фронте развивались столь неудачно для нас, что этот план оказался невыполненным. Учитывая создавшуюся обстановку, 4 июля 1941 г. было принято решение о срочной разработке нового плана развития военного производства. Комиссии во главе с первым заместителем председателя Совнаркома СССР Н.А. Вознесенским поручалось разработать "военно-хозяйственный план обеспечения обороны страны, имея в виду использование ресурсов и предприятий, находящихся на Волге, в Западной Сибири и на Урале". Эта комиссия за две недели разработала новый план на IV квартал 1941 г. и на 1942 г. районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии.

Для скорейшего развертывания производственной базы в районах Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии было признано необходимым перевести в эти районы промышленные предприятия Наркомбоеприпасов, Наркомвооружения, Наркомавиапрома и др.

Члены Политбюро, являвшиеся в то же время членами ГКО, осуществляли общее руководство основными отраслями военного хозяйства. Вопросами производства вооружения и боеприпасов занимался Н.А. Вознесенский, самолетов и авиационных моторов — Г.М. Маленков, танков — В.М. Молотов, продовольствия, горючего и вещевого имущества — А.И. Микоян и др. Промышленные наркоматы возглавляли: А.И. Шахурин — авиационной промышленности, Б.Л. Ванников — боеприпасов, И.Ф. Тевосян — черной металлургии, А.И. Ефремов — станкостроительной промышленности, В.В. Вахрушев — угольной, И.И. Седин — нефтяной.

Главным звеном в переходе народного хозяйства на военные рельсы являлась перестройка промышленности. Перевод промышленности на военные рельсы означал радикальную перестройку всего процесса общественного производства, изменение его направленности и пропорций. На военные рельсы переводилось практически все машиностроение. В ноябре 1941 г. Наркомат общего машиностроения был преобразован в Наркомат минометного вооружения. Кроме созданных до войны наркоматов авиационной промышленности, судостроения, вооружения и боеприпасов в начале войны были образованы два наркомата — танковой и минометной промышленности. Благодаря этому все решающие отрасли военной промышленности получали специализированное централизованное управление. Было начато производство реактивных минометов, существовавших до войны лишь в опытных образцах. Их изготовление было организовано на московском заводе "Компрессор". Первой ракетной боевой установке фронтовиками было дано название "Катюша".

В начале войны было внесено изменение в распределение продовольственных ресурсов. Значительные запасы продовольствия были потеряны во время военных действий. Имевшиеся же ресурсы направлялись в первую очередь для снабжения Красной Армии и обеспечения населения промышленных районов. В стране была введена карточная система.

Военная перестройка потребовала централизованного перераспределения трудовых ресурсов страны. Если в начале 1941 г. в стране насчитывалось более 31 млн. рабочих и служащих, то к концу 1941 г. их численность сократилась до 18,5 млн. человек. Для того чтобы обеспечить кадрами военную промышленность и связанные с ней отрасли, необходимо было рационально распределить оставшиеся трудовые ресурсы, вовлечь в производство новые слои населения. В этих целях уже 30 июня 1941 г. при Совнаркоме был образован Комитет по распределению рабочей силы.

Одновременно были введены обязательные сверхурочные работы и отменялись отпуска. Это позволило примерно на треть увеличить загрузку производственных мощностей, не увеличивая численности рабочих и служащих. В июле 1941 г. Совнарком СССР предоставил право союзным и автономным республикам, исполкомам краевых и областных Советов переводить при необходимости рабочих и служащих на работу на другие предприятия независимо от их ведомственной принадлежности и территориального расположения. Это позволило местным органам более оперативно маневрировать кадрами в интересах укрепления оборонных отраслей промышленности.

Благодаря этому уже ко второй половине 1941 г. удалось проделать большую работу по перераспределению кадров.

В результате уже к январю 1942 г. в отрасли оборонной промышленности дополнительно было направлено более 120 тыс. человек.

Одновременно активно осуществлялся процесс подготовки рабочих кадров через систему трудовых резервов. Только за два года через эту систему для работы в промышленности было подготовлено около 1100 тыс. человек.

В этих же целях в феврале 1942 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О мобилизации в период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и в строительстве", который предусматривал соответствующую мобилизацию. В первые же дни войны было принято решение о перестройке работы научных учреждений АН СССР, подчинении их деятельности интересам укрепления обороноспособности государства. В ходе перестройки Академия наук решала три взаимосвязанные задачи: 1) разработка научных проблем, имевших оборонное значение; 2) научная помощь промышленности в улучшении и освоении производства и 3) мобилизация сырьевых ресурсов страны, замена дефицитных материалов местным сырьем, организация научных исследований по наиболее актуальным для военного времени вопросам.

Таким образом, осуществленное с самого начала войны перераспределение материальных, финансовых и трудовых ресурсов страны сыграло решающую роль в перестройке всего народного хозяйства на военный лад. Изменение народнохозяйственных пропорций, переключение всех сил и средств на обслуживание фронта заложили прочную основу для создания слаженной экономики в условиях войны.

В ходе перестройки народного хозяйства основным центром военной экономики СССР становилась восточная индустриальная база, которая была значительно расширена и укреплена с началом войны.

В 1942 г. производство военной продукции увеличилось на Урале по сравнению с 1940 г. более чем в 6 раз, в Западной Сибири — в 27, а в Поволжье — в 9 раз. А в целом за время войны промышленное производство в этих районах увеличилось более чем в 3 раза. Это была большая военно-экономическая победа, достигнутая советским народом в трудные военные годы. Она заложила прочные основы для окончательной победы над фашистской Германией.

С началом войны в условиях неблагоприятного развития военных событий быстрейшая эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции, культурных и других государственных ценностей из прифронтовых районов в глубь страны являлась важнейшей политической, военно-экономической проблемой, вставшей перед советским народом. В воспоминаниях А.И. Микояна, бывшего в годы войны членом ГКО, приводятся интересные сведения на этот счет: "Через два дня после начала войны... встал вопрос о необходимости руководства эвакуацией из прифронтовой полосы. Идея организации органа с такими функциями у нас никогда раньше не возникала... Стало ясно, что эвакуация принимает огромные масштабы. Невозможно было эвакуировать все подряд, не хватало ни времени, ни транспорта. Приходилось буквально на ходу выбирать, что в интересах государства эвакуировать... (Военно-исторический журнал. 1988. № 3. С. 31-38). В комплексе этих проблем быстрейший вывоз и спасение миллионов советских людей от физического уничтожения являлись одной из первоочередных задач.

Выполнение столь сложной задачи потребовало огромных усилий. В Постановлении ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 27 июня 1941 г. "О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества" были определены конкретные задачи и очередность эвакуации. В дополнение к этому СНК СССР 5 июля 1941 г. вынес решение по вопросу о порядке эвакуации населения в военное время и о вывозе рабочих и служащих эвакуированных предприятий. Были разработаны планы эвакуации людей из прифронтовой полосы с указанием пунктов расселения, сроков, порядка и очередности вывоза.

Решением правительства было утверждено "Положение об эвакуационном пункте по эвакуации гражданского населения из прифронтовой полосы". Созданные на местах эвакопункты заботились об эвакуированном населении, производили учет прибывших и т.д. При совнаркомах союзных республик, облисполкомах и крайисполкомах были созданы отделы по эвакуации населения. По решению правительства вывозили в первую очередь детские учреждения, женщин с детьми и людей пожилого возраста. К январю 1942 г. в глубь страны было вывезено только по железной дороге 10 млн. человек (Вторая мировая война. Общие проблемы. Кн. 1. С. 74).

Большие трудности возникли с эвакуацией населения в районах, оказавшихся в зоне военных действий. К ним относились республики, расположенные в Прибалтике, западные области Украины, Молдавии и Белоруссии и Карелии.

В начале войны эвакуация населения была осуществлена также из Москвы и Ленинграда. О масштабах этой работы свидетельствуют такие факты: осенью 1941 г. только из Москвы было эвакуировано 1,5 млн. человек, а из Ленинграда с 22 января 1942 г. по 15 апреля 1942 г. — более 55 тысяч человек. Это был наиболее тяжелый период эвакуации. В целом в годы войны, включая период блокады, из Ленинграда эвакуировалось около 2 млн. человек.

В результате успешной эвакуации к весне 1942 г. в восточных районах страны было размещено до 8 млн. эвакуированных. К этому времени основная волна эвакуации спала.

Однако это положение продолжалось недолго. Летом 1942 г. в связи с прорывом немецко-фашистских войск на Северный Кавказ вновь со всей остротой встала проблема массовой эвакуации населения. На этот раз эвакуация проводилась в основном из центральных и южных районов Европейской части СССР. В июле 1942 г. началась эвакуация населения из Воронежской, Ворошиловградской, Орловской, Ростовской, Сталинградской областей и Ставропольского и Краснодарского краев.

Советское правительство проявляло большую заботу о создании материально-бытовых условий для эвакуированного населения. В государственном бюджете на IV квартал 1941 г. на жилищное строительство было выделено 200 млрд. руб. В условиях военного времени это были большие средства. Рабочим и служащим эвакуированных предприятий был предоставлен долгосрочный кредит на индивидуальное жилищное строительство.

Во время пребывания эвакуированных на новых местах местное население окружило их заботой и вниманием. Нуждающимся семьям выдавалось пособие, отпускались одежда, обувь. Во многих сельхозартелях были организованы курсы для обучения эвакуированных различным сельскохозяйственным профессиям.

Братская дружба советских народов проявилась в ходе эвакуации, в трудоустройстве эвакуированного населения, в усыновлении детей, родители которых погибли. Менее чем за год войны, к 1 мая 1942 г. только трудящимися Казахстана было усыновлено до 2 тыс. осиротевших детей. В Узбекистане широко развернулось общественное движение помощи эвакуированным детям. Тысячи ребят — русских, украинцев, белорусов и других национальностей — были взяты на воспитание в узбекские семьи. Эвакуированные дети прекрасно себя чувствовали в приютивших их семьях. Говорили не только по-русски, но учились говорить и по-узбекски. При крупных сельскохозяйственных артелях создавались детские дома, содержание которых колхозы полностью брали на себя.

В результате эвакуации миллионы советских людей были спасены от физического истребления фашистскими захватчиками.

Эвакуация населения, промышленных предприятий, сельскохозяйственной продукции и культурных ценностей по разным экономическим районам проходила в разные сроки, в зависимости от положения на фронтах. Конкретные условия военной обстановки потребовали провести эвакуацию дважды: первый раз — летом и осенью 1941 г., второй раз — летом и осенью 1942 г. Эвакуация 1941 г. была самой массовой.

Не останавливаясь подробно на эвакуации промышленности, хотелось отметить только следующее. В годы войны в восточные районы было эвакуировано более 2 тыс. промышленных предприятий. Почти 70 % из них было размещено на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане. Перевод промышленности в глубокий тыл позволил не только сохранить основные производственные фонды, но и постепенно увеличить их, обеспечивая растущие нужды фронта.

Осуществленная советским народом в годы Великой Отечественной войны эвакуация населения, промышленности, продовольствия и сырья, вывоз в глубокий тыл культурных ценностей способствовали скорейшей перестройке всего народного хозяйства страны на военные рельсы и приближению победы. Как отмечал выдающийся советский полководец, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков: "Это была ни с чем не сравнимая трудовая эпопея, без которой была бы абсолютно невозможна наша победа над сильнейшим врагом".

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.