В идею развития куль туры и науки изначально были заложены две противоречащие друг другу идеи: демократизация, связанная с великой победой над фашизмом, и усиление репрессивной роли государства. Партийный контроль над наукой и культурой был настолько силен, что не только значимость произведения, но и уровень его официальной популярности определялись сверху. Так, в 1946—1948 гг. был принят целый ряд постановлений ЦК по вопросам культуры: «О журналах "Звезда" и "Ленинград"», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме "Большая жизнь"», «Об опере В. И. Мурадели "Великая дружба"». В этих постановлениях резко критиковалось творчество «чуждых народу и социалистическим идеям»: Д. Д. Шостаковича, А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко и многих других. Еще более жестоко партийные функционеры расправились с так называемыми космополитами (дословно — «граждане мира»), этот термин был введен как антипод понятию «патриот». Под предлогом борьбы с «космополитизмом» власти подвергали гонениям за благосклонное или хотя бы нейтральное отношение к достижениям Запада. Постоянно доказывался приоритет открытий русских ученых — Можайского в области авиации (хотя изобретенный им самолет потерпел аварию), Попова в области радио, Яблочкова и Лодыгина — в изобретении ламп накаливания и т. д. В фильме об А. С. Попове даже утверждалось, будто итальянский ученый Маркони присвоил себе открытие русского коллеги. При освещении русской истории постоянно демонстрировалось коварство и своекорыстие западных держав по отношению к России. Ученых, активно использовавших западную литературу, обвиняли чуть ли fie в измене. Литература. В литературе была, естественно, популярна тема войны. Наиболее крупными из литературных произведений на эту тему можно назвать: «Они сражались за Родину» М.А.Шолохова, «Молодую гвардию» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого. Но малейшее отклонение от официальной трактовки жестко пресекалось: так, была раскритиковано за «упадочнические настроения» стихотворение М. И. Исаковского «Враги сожгли родную хату». «Проработке» подверглась повесть Э. Г. Казакевича «Звезда». Фадееву пришлось переписывать роман «Молодая гвардия», в первом варианте которой недостаточно была выпячена роль партийных органов в борьбе с фашистами. В официальной литературе набирало силу безудержное приукрашивание действительности. В них изображались не реальные проблемы страны, а «борьба хорошего с лучшим». Образцом таких произведений стал роман С. П. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды». Кинематограф. Аналогичные явления происходили и в кино. Талантливо снятые фильмы «Кубанские казаки» и «Кавалер Золотой Звезды», например, изображали жизнь колхозников как праздник изобилия. В то же время 2-я серия фильма «Большая жизнь» Л. Д. Лукова подверглась резкой критике в постановлении ЦК ВКП (б) за «безыдейность», т. е. неугодное власти изображение жизни рабочих. Та же участь постигла 2-ю серию фильма С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный», где Иван IV был представлен не вполне нормальным человеком, а опричнина показана как царство безумия. Эта картина вышла на экраны лишь в 1958 г. Впрочем, не во всех случаях судьба талантливых фильмов складывалась столь печально. Даже в этих условиях развивался жанр комедий, одним из шедевров которого стала «Весна» Г. В.Александрова. Наука и техника. Несмотря на окончание войны, советская наука была по-прежнему ориентирована в основном на военные нужды. Особенно значительные открытия, благодаря крупным капиталовложениям, были сделаны в области ядерной физики и химии. В результате этого с 1949 г. СССР стал второй ядерной державой в мире и обладателем самых опасных боевых отравляющих газов. Для технически отсталой и разоренной войной страны такой прорыв действительно может показаться чудом, если не брать в расчет методы, которыми он был достигнут В то же время некоторые науки, не имевшие отношения к обороне, финансировались явно недостаточно и даже запрещались. Это случилось с генетикой, против которой выступил ставленник Сталина Т.Д.Лысенко, руководивший биологической наукой в СССР На сессии Всесоюзной Академии сельскохозяйственных наук в августе 1948 г. он изгнал оттуда своих научных оп понентов (несколько сот человек!), генетика же оказалась под запретом. Такая участь постигла и кибернетику. Это привело к отставанию СССР в данных отраслях знания. Образование. Неисчислимые потери, которые понесла страна в ходе войны, в том числе и в области культуры, восполнялись с огромным трудом. Впрочем, правительство делало все от него зависящее для скорейшего преодоления этих последствий. Так, в 2,5 раза по сравнению с периодом войны было увеличено финансирование образования, существенно были подняты зарплаты учителям и преподавателям, восстановлены или созданы заново Академии наук союзных республик. Однако из-за репрессий 30-х годов и военных потерь остро не хватало квалифицированных педагогов. Культурному росту населения мешала идеологизация преподавания, когда многие учебные дисциплины трактовались так, как этого хотели партийные органы. Особенно это касалось гуманитарных предметов
В обстановке непрекращающихся репрессий 5 октября 1952 г. начал свою работу XIX съезд партии. В повестке дня съезда стояли прежде всего экономические вопросы: подведение итогов восстановления разрушенного войной народного хозяйства и утверждение директив по новому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 гг.
Теоретическим обоснованием перспектив хозяйственного развития страны послужил последний "труд" И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР", опубликованный в сентябре 1952 г., где во главу угла ставилась задача правильного использования в государственном планировании объективных экономических законов, обеспечивающих переход СССР к коммунизму. Под этим тезисом подразумевалось, что партийно-государственная бюрократия, занимаясь "максимальным удовлетворением потребностей советского народа", при распределении результатов труда не должна забывать и хозрасчета.
Съезд внес также изменения в Устав партии и принял решение об ее переименовании, постановив "Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков) ВКП(б) отныне именовать Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС)". Для переработки действовавшей с 1919 г. Программы партии, по оценке съезда, в основном выполненной, была избрана специальная комиссия, которая должна была составить новую Программу КПСС.
На состоявшемся после XIX съезда Пленуме ЦК по предложению Сталина вместо прежнего Политбюро был сформирован расширенный Президиум в составе 25 членов и 11 кандидатов, в число которых было введено немало новых, молодых партийных функционеров. Секретариат ЦК был также значительно обновлен и увеличен до 10 человек. Таким образом, Сталин как бы "растворил" своих приближенных среди нового руководства партии, что несомненно свидетельствовало о его намерении устранить их от власти. На Пленуме было избрано также Бюро Президиума в составе 9 человек. Однако и из членов Бюро Сталин выделил руководящую "пятерку", в которой кроме него оказались Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущев и Н.А. Булганин.