Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Карибский кризис. Конфликт с Китаем.



^ 45. Перемены во внешней политике СССР в 1950-х - начале 1960-х гг. Карибский кризис. Конфликт с Китаем.

Реформаторский курс, проводимый хрущевской администра­цией внутри страны, нашел свое отражение и во внешней поли­тике. Ее новая концепция была сформулирована на XX съезде КПСС и включала два основных принципа:

— актуализированный тезис о необходимости мирного сосу­ществования государств с различным общественным строем;

— признание многовариантности путей построения социализ­ма с одновременным подтверждени­ем принципа «пролетарского интернационализма» (т.е. по­мощь, практически безвозмездная, международному коммунистическому и национально-освободительному движению, а также социалистическим странам — с негласным правом вмешательст­ва в их внутренние дела там, где для этого имелась возмож­ность).

^ Укрепление «соцлагеря».

В 1955 г. по инициативе советского правительства были сделаны первые шаги по нормализации от­ношений с Югославией. После обмена послами в Белград при­был Н. С. Хрущев для личной встречи с И. Тито. На переговорах удалось сблизить позиции двух лидеров по ряду принципиаль­ных международных проблем, хотя идейные разногласия между ними сохранялись.

Важной вехой в укреплении отношений между соцстранами явилось образование в 1955 г. Организации Варшавского Дого­вора (ОВД) — союза, поставившего своей целью проведение со­вместной оборонной политики. В него вошли все государства Восточной Европы, кроме Югославии. В системе ОВД были со­зданы Объединенное командование Вооруженных Сил и Полити­ческий консультативный комитет — орган, координирующий внешнеполитическую деятельность государств — членов Вар­шавского Договора. Ведущую роль в ОВД играл Советский Союз.

^ Апогей и начало спада «холодной войны».

Важнейшее место во внешней политике Н. С. Хрущева и его правительства зани­мали отношения с развитыми капиталистическими государст­вами.

В июле 1955 г. в Женеве состоялась встреча в верхах пред­ставителей СССР, США, Великобритании и Франции. В том же году Москва признала ФРГ и совместно с Вашинг­тоном, Лондоном и Парижем подписала договор о восстановле­нии демократической и нейтральной Австрии, согласившись вывести оттуда свои войска.

В 1956 г. были возобновлены советско-японские дипломатиче­ские отношения. И Токио сразу же официально потребовал от СССР возвращения переданных ему по решению Потсдамской конференции южных островов Курильской гряды. Эти террито­риальные претензии до сих пор омрачают отношения между дву­мя государствами.

Большой резонанс в мире вызвал государственный визит Н. С. Хрущева в США осенью 1959 г. В следующем году советский лидер выступил на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения. Ассамблея одобрила только общую и ни к чему не обязывающую идею разоружения, а не ото­рванный от жизненных реалий план, предложенный Н. С. Хру­щевым (он предусматривал полную ликвидацию национальных армий и военных флотов с оставлением у государства лишь по­лицейских сил).

Торопясь как можно скорее наполнить принцип мирного сосу­ществования с капиталистическими странами реальным содер­жанием, СССР в одностороннем порядке провел серию крупных сокращений собственных Вооруженных Сил (с 5,8 млн человек в 1955 г. до 2,5 млн в 1960 г.). Одновременно Москва объявила мораторий на ядерные испытания.

В 1958 г. Н. С. Хрущев предло­жил объявить Западный Берлин демилитаризованным вольным городом. После отказа США, Англии, Франции и очередного всплеска напряженности в этом городе власти ГДР по согласо­ванию с СССР в августе 1961 г. в одну ночь возвели бетонную стену, полностью изолировавшую его западные секторы.

Другой узел противоречий между СССР и Западом существо­вал по проблеме отношений с государствами «третьего мира», число которых множилось в условиях распада колониальной си­стемы. Москва стремилась распространить свое влияние на эти страны, одновременно оказывая им энергичное содействие в борьбе с империалистическими поползновениями великих дер­жав. Последнее наиболее ярко проявилось в драматических со­бытиях, развернувшихся в 1956 г. вокруг Египта.

Пиком противостояния между мировыми системами капита­лизма и социализма явился «карибский кризис» осени 1962 г. Его предыстория такова: США развернули новые базы в Турции с ядерными ракетами, нацеленными на советские города, а вес­ной 1961 г. предприняли попытку, высадив десант на Кубе, свер­гнуть правительство Ф. Кастро. Летом 1962 г. СССР приступил к созданию своей атомно-ракетной базы на острове Свободы. Президент США Д. Кеннеди в ответ начал в октябре морскую блокаду Кубы и пригрозил уничтожить советские ракеты, если они не будут немедленно эвакуированы с острова. Вооруженные силы сторон (включая НАТО и ОВД) были приведены в полную боевую готовность. На несколько дней мир, оказавшийся на гра­ни ядерной катастрофы, затаил дыхание. После интенсивных пе­реговоров кризис удалось преодолеть. Н. С. Хрущев дал команду вывезти ракеты с Кубы, Д. Кеннеди обязался сделать то же са­мое с ракетами в Турции и оставить революционный режим Ф. Кастро в покое.

«Карибский кризис» стал для ядерных держав серьезнейшим экзаменом на выдержку. Правительства США и СССР получили бесценный опыт взаимодействия в ситуации жесткого столкнове­ния интересов, опыт поиска компромиссов. После этого наметил­ся медленный процесс улучшения отношений между капитали­стическими и социалистическими странами. Его важным призна­ком явилось подписание в Москве в августе 1963 г. ядерными державами (кроме Китая) договора о запрещении испытаний атомного оружия в атмосфере, космосе и под водой.

^ Итоги номенклатурной «либерализации». Подходило к концу отпущенное историей время на бурные послесталинские преоб­разования в СССР, непоследовательные и противоречивые, но все же сумевшие вырвать страну из оцепенения предшествую­щей эпохи.

В целом номенклатура могла быть довольна. Н. С. Хрущев выполнил ее «социальный заказ»: обеспечил возвращение цент­ра власти в партийно-государственный аппарат, укрепил его значимость, избавил руководящие кадры от страха репрессий. Однако до столь желанной номенклатурщиками «стабильности» было далеко. Сами они не хотели больше терпеть административные экспромты Хрущева, сопровождавшиеся кадровой че­хардой. В военных кругах не могли забыть о масштабных и со­циально необеспеченных сокращениях Вооруженных Сил. Основания для недовольства имелись и у других слоев населения. Росло разочарование интеллигенции строго дозированной номенклатурой «оттепелью». Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы Хрущева за «светлое будущее» при ухудшении текущей жизни.

Все это помогло партийно-государственной номенклатуре без каких-либо общественных потрясений избавиться от беспокойно­го лидера. В октябре 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме и субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК (с 1966 г.— генеральным секретарем) стал Л. И. Брежнев, пред­седателем Совета Министров СССР — А. Н. Косыгин.

(Субъективизм – отношение к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами, отсутствие объективности; Волюнтаризм – политика, проводимая без учета реальных условий и возможностей).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.