Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Непоследовательность. Реформы управления экономикой.



Номенклатура и реформы

После смерти диктатора бразды правления страной сосредото­чились в руках небольшой группы политиков: преемника И. В. Ста­лина на посту председателя Совета Министров Г. И. Маленкова, министра объединенного МВД (куда вошло и министерство гос­безопасности) Л. П. Берии и секретаря ЦК КПСС Н. С. Хруще­ва. Внутри этого «триумвирата» сразу же началась борьба за лидерство, исход которой в конечном счете определялся тем, ко­го из претендентов на верховную власть поддержит партийно-государственная и военная номенклатура.

Стремление власть имущих к реформированию тоталитарных структур питалось и событиями, которые развернулись сразу по­сле смерти И. В. Сталина и грозили выйти из под контроля (восстания в советских концлагерях — самое серьезное из них случи­лось весной 1954 г. в Кингире, где против 13 тыс. его участников властям пришлось применить танки; массовые антикоммунисти­ческие и антисоветские выступления в ГДР и Чехословакии, бро­жение в других странах «народной демократии»).

Вместе с тем номенклатура ясно осознавала предел в пред­стоящих реформах, дальше которого она не хотела, да и не мог­ла идти: им надлежало подтолкнуть развитие производства (осо­бенно в разоренном аграрном секторе экономики), снять явное перенапряжение и усталость общества от искусственно подстеги­ваемой «мобилизационной готовности» к отражению происков нее новых «внутренних и внешних врагов»; коренным образом реорганизовать систему ГУЛАГа, все более превращавшуюся в пороховую бочку, несколько улучшить жизнь простых людей, влачивших нищенское существование. И в то же время реформы никак не должны были ущемлять социально-политических инте­ресов партократии и прочих привилегированных групп на­селения.

События на советском политическом «Олимпе» развивались стремительно. В июне 1953 г. по обвинению в «сотрудничестве с империалистическими разведками» и «заговоре с целью вос­становления господства буржуазии» был арестован Л. П. Берия (расстрелян в декабре того же года). В январе 1955 г. подал в вынужденную отставку председатель Совмина Г. М. Маленков. Последний акт борьбы пришелся на лето 1957 г. Тогда из пар­тийно-государственного руководства была изгнана как «анти­партийная» группа политиков (Г. М. Маленков, Л. М. Кагано­вич, В. М. Молотов и др.) из-за их открытого сопротивления кур­су, проводимому партократией во главе с ее ставленником — первым секретарем ЦК КПСС (с сентября 1958 г.) и председате­лем Совмина СССР (с марта 1958 г.) Н. С. Хрущевым.

Хрущев сумел довольно быстро подмять под себя верхние эшелоны партократии и полу­чил простор для проявления собственной колоритной индивиду­альности (заметим попутно — за счет потенциала великой дер­жавы).

^ Изменения в политике и культуре

Послесталинская «оттепель». В числе первых инициатив хру­щевской администрации была реорганизация в апреле 1954 г. МГБ в Комитет государственной безопасности при Совмине СССР, сопровождавшаяся значительной сменой кадров. Была отдана под суд за фабрикацию фальшивых «дел» часть руково­дителей карательных органов, введен прокурорский надзор за службой госбезопасности.

В 1956—1957 гг. снимаются политические обвинения с репрес­сированных народов и восстанавливается их государственность.

В сентябре 1953 г. Верховный Совет СССР специальным ука­зом открыл возможность для пересмотра постановлений бывших коллегий ОГПУ, «троек» НКВД и упраздненного к тому времени «особого совещания» при НКВД — МГБ — МВД. К 1956 г. было освобождено из лагерей и реабилитировано посмертно около 16 тыс. человек. После XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), раз­венчавшего «культ личности Сталина», масштабы реабилитации были увеличены, миллионы политзаключенных обрели долго­жданную свободу.

^ Преобразования в экономике

В центре внимания хрущевской ад­министрации находились вопросы экономического развития СССР. По решению сентябрьского (1953 г.) пленума ЦК КПСС были проведены неотложные меры по подъему сельского хозяй­ства: во много раз увеличены закупочные цены на колхозно-сов­хозную продукцию, усилено финансирование аграрного сектора (с 7,6% от всех капиталовложений в 1950 г. до 18% в 1955 г,), укреплены его материально-техническая база и кадровый потен­циал. В село направляются 30 тыс. партработников и 120 тыс. специалистов-аграрников из различных городских и управленче­ских структур. Были ослаблены сталинские притеснения личного подсобного хозяйства колхозников и рабочих совхозов. Их осво­бодили от непомерных налогов и обязательных натурпоставок, они получили возможность увеличения земельных участков.

С 1954 г. развернулась кампания по освоению целинных и за­лежных земель, главным образом в Северном Казахстане. По призыву партии и комсомола туда уехали сотни тысяч добро­вольцев.

Промышленность продолжала двигаться по привычному рутинному пути. Объем производства увеличивался за счет строительства многих тысяч крупных заводов и фабрик, а не повышения эффективности использования имевшегося по­тенциала. Прозвучавшие со страниц центральной прессы в 1956—1957 гг. призывы ряда ученых приступить к коренному реформированию экономики — сделать упор в хозяйственной по­литике на материальную заинтересованность работников, раско­вать инициативу предприятий, учитывать результаты их дея­тельности по достигнутому уровню производительности труда, себестоимости продукции, рентабельности самого производства и т. п.— были проигнорированы власть имущими.

^ Административная лихорадка. Характерной чертой экономиче­ской политики того периода было активное проведение всякого ро­да административных реорганизаций. В них Н. С. Хрущев усмат­ривал второй, не менее важный, чем научно-технический прогресс, рычаг подъема эффективности общественного производства.

В 1957 г. в республиках и областях создаются территориальные советы народного хозяйст­ва (совнархозы). Сохранялось лишь строго централизованное управление немногими стратегическими отраслями (оборонной, авиационной, радиотехнической и т. п.).

Реформа принесла лишь долю того экономического эффекта, на который рассчитывали ее творцы, ибо с нарастающей силой стали проявляться ее негативные стороны. Оказалась ослаблен­ной единая техническая политика внутри продолжавших объек­тивно существовать промышленных отраслей, лишившихся своих координирующих органов. Чтобы стимулировать технический про­гресс в отраслях, центр вновь обратился к административно-командному рычагу и начал наращивать этажи управленческого аппарата: в 1960 г. созданы республиканские СНХ, а в 1963 г.— Высший совет народного хозяйства СССР.

В 1958 г. правительство распустило машинно-тракторные станции, обязало колхозы выкупить их технику. Сама по себе эта мера была целесообразной, так как ликвидировалась до­ставлявшая большие неудобства ситуация двух хозяев на одной земле: государственных МТС и вынужденных дорого оплачивать их услуги колхозов.

Мощная волна новых притеснений обрушилась на личные подсобные хозяйства сельских жителей, признанные несовмести­мыми с «коммунистической перспективой». В результате к сере­дине 60-х гг. приусадебное хозяйство во многих районах СССР деградировало до более низкого уровня, чем в сталинские времена.

«Административная лихорадка» явно шла по нарастающей, в то время как темпы экономического развития страны снижа­лись. И тогда Н. С. Хрущев решил выйти из надви­гающегося продовольственного кризиса с помощью закупок аме­риканского зерна. Эта, как думалось в Кремле, временная мера стала на долгие десятилетия органической частью государствен­ной политики СССР. Золотые запасы страны бездумно растра­чивались для обогащения фермеров США, в то время как хозяй­ства собственных крестьян подвергались гонениям.

^ Социальная политика. Ситуация, сложившаяся в экономике, проецировалась на социальную политику хрущевской админист­рации.

В середине 50-х гг. был разработан пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарпла­та. Прекратился выпуск обязатель­ных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенсиях, преду­сматривавший их двойное увеличение для рабочих и служащих. Отменяются все виды платы за обучение. Существенно повысился уровень потребления основных продовольственных товаров. Бурно шло массовое строительство жилья. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще бесплатно получали от государства не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.

В начале 60-х гг., когда в торговле возникли перебои с мясом, молоком, маслом и хлебом, явственно обозначилась попытка правительства поправить дела в экономике за счет трудящихся.

Почти на треть были снижены тарифные расценки на производ­стве, а розничные цены на продовольствие с мая 1962 г. в сред­нем на столько же возросли, причем на часть продуктов пита­ния, пользующихся повышенным спросом, чуть ли не в два раза.

В Москве, Ленинграде, ряде других городов произошли сти­хийные выступления рабочих. Самое крупное из них было в Новочеркасске (июнь 1962 г.), где власти применили оружие и десятки человек погибли.

В правящих кругах страны усиливались сомнения в том, что административные методы управления способны обеспечить ди­намичное развитие экономики. Под руководством заместителя председателя Совмина А. Н. Косыгина началась подготовка про­граммы более глубокого реформирования хозяйственного меха­низма, использования методов экономического стимулирования производства.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.