Смерть императора Петра I в 1725 г. привела к длительному кризису власти. По образному выражению В. О. Ключевского, этот период нашей истории получил название «дворцовых переворотов». За 37 лет от смерти Петра I до воцарения Екатерины II (1725—1762) трон занимали шесть царствующих особ, получавших престол в результате сложных дворцовых интриг или переворотов. По договоренности проводим тренинги по управлению персоналом, формируем необходимые навыки.
В исторических исследованиях период второй четверти—середины XVIII в. определяется как «эпоха временщиков», «период политической нестабильности». Из 37 лет непрерывной чехарды власти 32 года приходилось на правление женщин, а если учитывать царствование Екатерины II, то в течение XVIII столетия в Российской империи после смерти Петра Великого 64 года власть в государстве находилась в руках женщин.
В истории русского государства началась своеобразная эпоха женщин-императриц. Это было время жены Петра I Екатерины I, курляндской герцогини Анны Ивановны, Анны Леопольдовны (племянницы Анны Ивановны, правнучки царя Алексея Михайловича), дочери Петра 1 Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Анализируя внутреннюю политику Екатерины I, следует отметить ее основную черту — начало ревизии итогов петровских преобразований. В этот период времени происходило:
— сокращение чиновничьих структур;
— пересмотр таможенного тарифа;
— изменение дислокации армии и ее содержания;
— ликвидация системы самоуправления;
—восстановление значения уезда как основной территориально-административной единицы;
— изменение системы налогообложения, снижение подушной подати.
В целом деятельность Екатерины I и ее «верховников» характеризовалась отказом от широкой преобразовательной программы Петра I, снижением роли Сената. Торговля и промышленность, лишившиеся в послепетровское время финансовой и административной поддержки государства, были поставлены в неблагоприятные условия.
Петр II (1727—1730).
Непродолжительное пребывание у власти юного Петра II
не внесло существенных изменений в государственную и общественную жизнь российского общества. Переезд царского двора из Петербурга в Москву в конце 1727 г., упразднение в 1728 г. Главного магистрата вряд ли можно рассматривать как действия, направленные против преобразований великого реформатора. «В управлении государством, — отмечал С. Ф. Платонов, — не было никакой определенной тенденции — ни к возврату в допетровские формы жизни, ни к продолжению преобразований Петра Великого».
Анна Иоанновна (1730—1740).
Историки по-разному оценивают правление Анны Иоанновны. Некоторые исследователи — В. О. Ключевский, С. Ф. Платонов — отмечают засилье иностранцев в структурах государственного управления, в командовании армией и флотом.
Основные направления внутренней политики:
— упразднение Верховного тайного совета и возвращение Сенату его прежнего значения;
— возвращение Петровской системы размещения полков в губерниях и ответственность помещиков за платежи своих крестьян;
—продолжение карательной политики по отношению к старообрядцам;
— создание нового органа — Кабинета министров (1731);
— возобновление деятельности Тайной канцелярии;
— учреждение корпуса кадетов (1732), после окончания которого дворянские дети получали офицерские чины;
— отмена бессрочной службы дворян (1736). Кроме того, один из сыновей дворянской семьи освобождался от службы для управления имением.
В период царствования Анны Иоанновны происходило укрепление самодержавия, сокращение обязанностей дворян и расширение их прав над крестьянами.
Елизавета Петровна (1741—1761).
В период правления Елизаветы были проведены определенные преобразования:
— произошло значительное расширение дворянских льгот, особенно в 50-е гг. (учреждение дворянских заемных банков, предоставление дешевого кредита, монопольное право на винокурение и др.), укрепилось социально-экономическое и правовое положение русского дворянства;
— сделана попытка реставрировать некоторые порядки и государственные учреждения, созданные Петром I. С этой целью произошло упразднение Кабинета министров, значительно расширены функции Сената, восстановлены Берг- и Мануфактур-коллегии, главный и городской магистраты;
— устранены многие иностранцы из сфер государственного управления и системы образования;
— создан новый высший орган — Конференция при высочайшем дворе (1756) для решения важных государственных вопросов, которая вскоре превратилась в своеобразный правительственный орган, во многом дублирующий функции Сената;
— императрица пыталась выработать и новое законодательство, собрав для работы по составлению нового Уложения народных представителей. Однако и это начинание, и некоторые другие остались неосуществленными (П. И. Шуваловым отстаивалась необходимость введения свободного крестьянского труда (1753), защищались права крестьянства в торговле);
— произошло ужесточение религиозной политики. Были приняты указы о выселении из России лиц иудейского вероисповедания, о перестройке лютеранских храмов в православные.
В целом же правление Елизаветы не стало «вторым изданием» Петровской политики. Императрица в отличие от отца-реформатора не уделяла много времени государственным делам. Политика Елизаветы отличалась осторожностью, а в некоторых аспектах — и непривычной мягкостью. Отказываясь санкционировать смертные приговоры, она фактически первой в Европе отменила смертную казнь.
По мнению известного историка С. М. Соловьева, ее правление создало благоприятные условия для дальнейшего развития России, подготовило и воспитало новых государственных деятелей, составивших в будущем славу Екатерине II.
27) Феодальная раздробленность — период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности.